Словесность

[ Оглавление ]







КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Теория сетературы

   
П
О
И
С
К

Словесность



Стихотворения

(К 35-летию со дня рождения)


 

Марина Кудимова о стихах Ильи Тюрина: "Сложная пряжа"


      СТИХИ  ПОД  ТРЕМЯ  ЗВЕЗДАМИ

      1.

      За стеклом неизбежная родина,
      Как сосуд для усталого голоса.
      Третий Рим - гениальный юродивый -
      Расправляет лохмотья и волосы.

      Рассыпается утро дублонами
      В грязной шапке неназванной площади,
      Нищий ветер с земными поклонами
      Глухо шепчет: "Спаси тебя, Господи..."

      Усмехаются, злы и нечищены,
      Под мостами пустынные лодочки,
      И фонарные тени ручищами
      Собирают полушки "на водочку"...

      Неказистые первенцы города,
      Неживые от штампов бессонницы,
      Умывают безбрежные бороды
      В сотнях тысяч оконных Солнц.

      С нами день! Беспокойные пальцы
      Рвут затишье безумной палаты,
      И в асфальтовых трещинах скалится
      Стольный град - городской бесноватый.

      24.01.96

      2.

      Я сорвался... (не в духе был древний фетиш,
      Проводник мой не вовремя запил),
      Так срываются вспять с непогашенных крыш
      Поколения бронзовых капель...

      Я сорвался, сорвав свое тело с моста,
      В неожиданно ласковый хаос,
      И предрек мне из "нет" направление в "да"
      Фонаря указательный палец.

      1-3.03.96

      3.

      Царство глиняной массы, в белые формы влитой,
      Дышащего сырья для Раннего Бога, что лепит
      Этнос, способный злобно курить и, спускаясь в лифтах,
      Напоминать лицами сдавленный оттиск на лептах.

      4.03.96

      _^_




      * * *

      Я уеду из дома,
      Не услышав от стен
      Ни добра, ни худого:
      Насовсем, насовсем.

      Будет ветер и пусто.
      Мне идти одному:
      Я последние чувства
      Все оставил ему.

      Через арку направо,
      И вперед до огней.
      Вот мой Реквием - браво! -
      В перелетном окне.

      Десять тактов навстречу
      Голубям на карниз, -
      И вприпрыжку на плечи
      Переулка. И вниз.

      Брось печалиться, ужас,
      Пережди. Не дрожи
      О консервах на ужин,
      И не бойся за жизнь:

      Там, за парой балконов,
      Различимых к утру,
      Тело станет законным.
      Значит, я не умру.

      18.11.96

      _^_




      ВДОХНОВЕНЬЕ

      Когда над миром, пущенным под гору,
      Я возвышаюсь и гляжу с высот -
      Я вижу новый мир, и он мне впору,
      Как время - ходу комнатных часов.

      Когда и эту область я миную,
      И вон спешу, от наблюденья скрыт, --
      Я чувствую, что знаю жизнь иную,
      Чей торс трудом старательным изрыт.

      Я слышу, как работают лопаты
      И льется мат пришедших до меня
      И после: я бывал и здесь когда-то,
      Здесь пьют, мои куплеты помяня.

      Я жду угла, где их не слышен голос -
      И мой от них настолько вдалеке,
      Что стих уже свою не чует скорость,
      И в чистый лист вступает налегке.

      31.01.97

      _^_




      ПРОВИНЦИЯ

      Городок, городок... То и дело
      Словари, спотыкнувшись, плюют
      На бесовское место: и мелом
      Побелен придорожный уют.

      Как личинка заводится в Боге
      (Не спеша? Весь орех впереди), --
      Переводишь бессмысленно ноги
      И теплу доверяешь пути.

      Вот как сделано счастье России,
      Счастье мук и земного кольца:
      Будто мы дурачка упросили
      Нам ни меры не дать, ни конца.

      Вот что сделала даль: бесполезный,
      Потому и единственный жест.
      Мы не спорим - как век наш железный,
      Все занявший, не требовал мест.

      И беспечность - избыток кромешной,
      Для которой и души тесны,
      Тьмы и бедности - только поспешный
      Крик с вершины, что мы спасены.

      Три часа не хочу оторваться.
      Будто в лжи откровенье нашло
      То, что вслух побоялось сорваться,
      Но и в истине жить не смогло.

      Небо движется как-то толчками.
      Гибель - спешка, густой недосуг.
      Все, что нужно, мы делаем сами -
      Лишь у горя не тысяча рук.

      21, 22.04.97

      _^_




      ОСТАНОВКА

      Как кружатся кварталы на Солянке,
      Играя с небом в ножики церквей,
      Так я пройду по видной миру планке -
      Не двигаясь, не расставаясь с ней.

      Дома летят, не делая ни шагу,
      Попутчиком на согнутой спине.
      И бег земли, куда я после лягу,
      Не в силах гибель приближать ко мне.

      Танцует глаз, перемещая камни,
      Но голос Бога в том, что юркий глаз -
      Не собственное тела колебанье,
      А знак слеженья тех, кто видит нас.

      Среди толпы Бог в самой тусклой маске,
      Чтоб фору дать усилиям чужим:
      Чей взор богаче на святые пляски?
      Кто больше всех для взора недвижим?

      30.04.97

      _^_




      * * *

      Слышишь? Ночью так хочется пить.
      Значит, кончено с новой зимою.
      Нам дано и в молчании жить,
      Как не могут ни реки, ни море.

      Майский чёрный - как молотый сорт -
      Чёрный час налегает на веки,
      Но сознанье поставит рекорд -
      И проступит окошко в прорехе.

      Далеко ли теперь до него?
      Тишина расстоянью не мера.
      И в обеих для нас ничего
      Не оставлено: воля и вера.

      Ночью слово само по себе.
      Мы находим в беззвучии место -
      Это вера диктует судьбе
      Непонятное силою жеста;

      Это воля - ты знаешь ли сам? -
      Божья матерь, материя, милость
      Так же тихо сопутствует нам,
      Как Эдипу в молчанье открылась.

      3.05.97

      _^_




      * * *

      Прикрыв от тяжести лицо,
      Я передал его ладоням -
      И только голое яйцо
      Сидит на теле постороннем.

      Но видеть продолжал зрачок,
      Но слышать требовали уши, -
      И только наблюдать я мог,
      Как мир младенцем рвётся в душу.

      По прихоти его стеклись
      Такие силы отовсюду,
      Что недостойную причуду
      Я принял за слепую высь.

      И миг оформился в слова,
      И ринулся в ее пустоты.
      И давит честную зевоту
      Нетронутая голова.

      5.05.97

      _^_




      * * *
                  Е.С.

      Как ты чуяла тишину, исходившую из моих
      Удивлённых речей, или бывшую вместо них!
      Как могла сочетать этот слух с глухотой, с нуждой
      Дирижёра прервать моё соло, сказав: Ну, что?
      Так и будем молчать? Я смолкал, и осколки слов
      Возвращались на кухню. И у четырех углов
      Появлялась возможность им вторить - но и они
      Скоро тихли, заметив, что вновь говорят одни.
      У молчания не было тем, и я думаю: как узка
      Тропка для толмача - за отсутствием языка,
      И какой же проспект мы оставили для семьи
      Приблизительных смыслов безмолвия, для семи
      Дней недели, прошедших той осенью - чей парад
      Завещал мне лишь боль, как оставленный транспарант.
      Как ты трогательно ничего не хотела знать
      О молчании. И я был счастлив, когда ты (знать,
      Неспроста) отплывала на тесный балкон - курить,
      Ибо видел, что больше не в силах тебя смирить.
      Как я всё же ценил твою смелость! Никто до тебя не смог
      Оценить эту форму любви, не приняв комок
      Безотчётного в горле - за комплексы или стыд.
      Я признателен тем, что я верен тебе. Простит
      Или нет мне мой разум, но и до сих пор, храня
      Эту верность, я твёрд - и никто не узнал меня
      Так, как ты: за столом, где слова ещё ни к чему,
      И в беседу мешается чайник, как памятник молчуну.

      17.01.97

      _^_




      РУБЛЕВ

      Мне чудится счастье, не данное мне,
      Когда посторонним пятном на стене
      Я вижу Богиню и сына ее
      И тело теряю свое.

      Мне кажутся знаки их временных бед
      Навечно влитыми в мой собственный свет,
      Как будто узла этих лиц тождество
      Дало мне мое Рождество.

      Здесь два расстоянья меж них сочтены.
      Одно - сокращенное взглядом жены,
      Второе - Ему в складках мглы золотой
      Открылось доступной чертой.

      И воздух сгустился. И трещины дал
      Трагических судеб единый овал,
      И мимо две жизни прошли, и года -
      Как им и хотелось тогда.

      И слезы встают за пропавшей стеной,
      Минутой терпенья скопляясь за мной.
      И в недрах земли, где минуты не жаль,
      Со звоном сломалась деталь.

      8.05.1997

      _^_




      * * *

      В дурном углу, под лампой золотой
      Я чту слепое дело санитара,
      И легкий бег арбы моей пустой
      Везде встречает плачем стеклотара.

      Живая даль, грядущее мое -
      Приблизилось: дворы, подвал, палата.
      Всеведенье и нижнее белье
      Взамен души глядят из-под халата.

      Тут всюду свет; и я уже вперед
      Гляжу зрачком литровой горловины;
      И лишний звук смывает в толщу вод,
      Пока строка дойдет до половины.

      Я счастлив, что нащупал дно ногой,
      Где твердо им, где все они сохранны.
      Я возвращусь, гоним судьбой другой -
      Как пузырек под моечные краны.

      11-13.08.1997

      _^_



© Сетевая Словесность, публикация, 2015-2024.




НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Эльдар Ахадов. Баку – Зурбаган. Часть II [Эта книга не-прощания с тобой, мой Баку, мой сказочный Зурбаган, мой город Ветров, город осеннего Бога с голубыми глазами небес.] Яков Каунатор. В своём отечестве пророк печальный... [О жизни, времени и поэзии Никoлая Рубцова. Эссе из цикла "Пророков нет в отечестве своём..." / "Всю жизнь поэт искал свою Пристань, Обрёл он...] Рассказы участников VI Международной литературной премии "ДИАС" [Рассказы участниц казанской литературной премии "ДИАС" 2024 Любови Бакановой, Александры Дворецкой и Лилии Крамер.] Полина Орынянская. Холодная Лета, горячие берега [Следи за птицей и закрой глаза. / Ты чувствуешь, как несговорчив ветер, / как в лёгких закипает бирюза / небесных вод и канувших столетий?..] Александр Оберемок. Между строк [куда теперь? о смерти всуе не говори, мой друг-пиит, / зима, крестьянин торжествует, а мачта гнётся и скрипит, / но надо жить, не надо песен ворью...] Полина Михайлова. Света – Ора [Этот новый мир ничего не весил, и в нём не было усталости, кроме душевной...] Марина Марьяшина. Обживая временные петли (О книге Бориса Кутенкова "память so true") [В попытке высказать себя, дойти до сути ощущений, выговорить невыговариваемое, зная, что изреченное – ложь – заключается главное противоречие всей книги...] Александр Хан. Когда я слушал чтение (о стихах Юлии Закаблуковской) [Когда я слушал чтение Юлии Закаблуковской, я слушал нежное нашептывание, усугубляемое шрифтом, маленькими буквами, пунктуацией, скобками, тире...] Юлия Сафронова. Локализация взаимодействий [Встреча с поэтом и филологом Ириной Кадочниковой в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри". Тенденции развития современной поэзии Удмуртии.] Татьяна Мамаева. Игра без правил [Где нет царя, там смута и раздор, – / стрельцы зело серьёзны, даже слишком, – / Наш царь пропал, его похитил вор / немецкий мушкетер Лефорт Франтишка...]
Читайте также: Эльдар Ахадов. Баку – Зурбаган. Часть I | Галина Бурденко. Неудобный Воннегут | Владимир Буев. Две рецензии | Ольга Зюкина. Умение бояться и удивляться (о сборнике рассказов Алексея Небыкова "Чёрный хлеб дорóг") | Александр Карпенко. Крестословица | Андрей Коровин. Из книги "Пролитое солнце" (Из стихов 2004-2008) – (2010) Часть II | Елена Севрюгина. "Я – за многообразие форм, в том числе и способов продвижения произведений большой литературы" | Виктория Смагина. На паутинке вечер замер | Елена Сомова. Это просто музыка в переводе на детский смех | Анастасия Фомичёва. Непереводимость переводится непереводимостью | Владимир Алейников. Моление в начале ноября | Ренат Гильфанов. Повод (для иронии) | Татьяна Горохова. Живое впечатление от Живого искусства (Духовное в живописи Александра Копейко) | Наталья Захарцева. Сны сторожа Алексеева | Надежда Жандр. "Чусовая" и другие рассказы
Словесность