|

ГИПЕРФИЛЬМ-01
Подступы к теории
1. ОПИСАНИЕ
Специальное считывающее устройство на компьютер установлено, диск с
гиперфильмом вставлен, программа для его воспроизведения инсталлирована -
теперь вы можете стать участником сеанса нового типа аудиовизуального
искусства. Другие его участники - сценаристы, режиссеры, операторы,
художники, музыканты, актеры, программисты и еще десятки людей иных
профессий - свои партии запечатлели на диске: совместными усилиями они
создали некий виртуальный мир (модель реальной жизни) и предусмотрели
возможности для вас с этой виртуальностью общаться, двигаться в ней,
знакомиться с ней, познавать ее.
Практически каждый гиперфильм устроен по своим внутренним законам, которым
придется следовать и вам.
Так, на диске "Война и мир" - 14"
представлены рукописи великого романа
Льва Николаевича Толстого, и вы можете знакомиться с вариантами черновиков,
по своему усмотрению переходя от одного к другому. Здесь, собственно,
использован уже достаточно давно проверенный принцип энциклопедий на
обычных CD-дисках (разве что связи здесь разнообразней и изображение ближе
к кино, чем к книге).
В гиперфильме "Гамлет" - тот же принцип, но мы
имеем дело уже не с
текстами, а с кино: здесь собраны лучшие экранизации шекспировской
трагедии, и гиперссылки позволяют сравнивать, как решена та или иная сцена
в фильме Козинцева, Оливье или Дзеффирелли.
В "Воскресенье" молодой
следователь в течение нескольких часов раскрывает
убийство, а вам, вопреки установленным правилам детектива, предлагается
выбирать те следственные действия (осмотр места преступления и окружающих
площадок, допросы свидетелей, очные ставки), которые совершаются, чтобы,
возможно, разоблачить убийцу даже раньше героя. Здесь мы уже имеем дело с
фильмом, отснятым по всем канонам киноискусства, но получаем возможность
самостоятельно строить его течение.
"Программа-430" позволяет следить
за событиями с двух точек зрения: то со
стороны убегающих преступников, то - догоняющих их "оперов", да еще и
выбирать, какое из возможных действий эти стороны сейчас предпримут.
"Жар" делает нас такими свидетелями
событий, каких даже не существует в
реальности: масштабно разыгранные, тщательно отрепетированные сцены
катастроф и стихийных бедствий сняты многими камерами - с различных точек,
разными объективами, - а мы сами можем выбирать, какое именно изображение
вывести на экран.
В "Омской ассоциации" каждая камера олицетворяет одного из героев, и мы
получаем возможность видеть происходящее глазами любого из них.
Современный гиперфильм, делающий первые шаги, уже - источник, база,
площадка для сложных многофигурных композиций. Так, "Конец",
воспроизводящий гибель "Титаника", построен так, что вы можете выбрать
время, место действия, действующее лицо и следить за его судьбой, в любой
момент переключаясь на другого героя, в иное помещение корабля или время,
отсчитанное этому роковому рейсу.
Каждый просмотр гиперфильма - это, в сущности, новый фильм, который вы сами
создаете из предоставленного вам материала.
2. АВТОР
Все внешние признаки гиперфильма говорят о явном
снижении роли автора: он
(автор) не ведет рассказ, не выстраивает жесткую конструкцию фабулы, не
создает схему единственной интерпретации событий, не руководит вниманием
зрителя.
Но что такое, собственно, автор? Не только автор гиперфильма, а автор
вообще? Тот, кто все здесь придумал и сделал, а мы, читатели, зрители или
слушатели, этим пользуемся в той мере, в какой он, автор, нам позволяет. У
нас есть своя мера свободы (читать или не читать, смотреть внимательно или
рассеянно, анализировать услышанное или отключиться сразу после
восприятия). В реальности я волен выстраивать свой жизненный путь, но новых
законов природы и общества я создать не в силах - точно так же мы свободны
в своем восприятии, но только в рамках законов той модели мира, которую
создал автор.
Можно сказать, что суть авторства -создание цельной действующей модели
реальности или части последней. В процессе сотворения модели автор
пользуется как готовыми элементами, так и создает новые, оригинальные. Он
применяет уже существующие целые блоки элементов или пересоздает их
сочетание, а также применяет новые способы соотношения и взаимодействия
старых и новых элементов.
Другими словами, автор никогда не является стопроцентным демиургом: он
непременно использует жанровые, стилистические, композиционные приемы, уже
существующие и опробованные, и даже если он отвергает законы, например,
жанра, то сам этот отказ воспринимается только как "минусовый вариант" этих
самых законов. Чтобы создать полностью оригинальное произведение, автору
придется изобрести и воплотить в материале все - от языка до существа,
способного воспринять невиданное произведение.
С другой стороны, автор не только пользуется готовыми частями и их
сочетаниями, он так же неизбежно передает часть своих авторских функций
тому, кто использует его модель, - читателю, зрителю, слушателю. Автор
заведомо не может контролировать все элементы своей модели, все возможные
варианты связей между ними и - тем более - соотношение его модели с другими
и с "оригиналом" - реальностью. Оттого произведение бывает "умнее" автора
или воздействует иначе (порой противоположно), чем автор задумывал.
Итак, функция автора сводится "всего лишь" к отбору готовых элементов и
блоков, частичному их обновлению и перемонтажу, а также к обеспечению
степени свободы в восприятии, воспроизведении готовой модели.
Гиперфильм не освобождает автора ни от одной из его функций, как не дает
ему новых прав. Автор должен создать и воплотить модель мира, в которой все
элементы и части связаны едиными законами, а также обеспечить
воспроизводимость своей модели - то же самое, что в "обычном" фильме.
Разумеется, гиперфильм требует от автора специфичного подхода - и в
замысле, и в воплощении, - но эта специфика не более существенна, чем
отличия между созданием киноновеллы и эпопеи (или романса и симфонии):
здесь другое дыхание, свои алгоритмы отбора и организации материала,
особенные требования к проработке деталей и связей между ними.
Специфика гиперфильма, вероятно, лежит в возможности вариативного
воспроизведения: это требует от автора особых способностей такой проработки
деталей, которая при любом варианте их соединения обеспечивает единство и
цельность произведения.
Уже с появлением видеозаписи усилились требования к проработке деталей.
Ухищрения монтажа, позволявшие скрыть недостатки, неточности, ошибки
съемочного (и подготовительного) периода, а также уловки и трюки при
повторном воспроизведении открываются внимательному взгляду. Фильм стал так
же беззащитен перед зрителем, как книга перед читателем: можно тщательно
его изучать, "щупать руками", проникать в таинство творения. Эту
возможность гиперфильм превращает почти в условие: зритель "вынужден"
усвоить законы строения этого мира, чтобы его качественно воспроизвести.
Гиперфильм представляет собой совершенно новую область для
автора-ремесленника: прежде его задача сводилась к крепко сколоченному (как
правило поверхностному) изложению сюжета - теперь он вынужден создавать
многоуровневую действующую модель мира, то есть волей-неволей становиться
автором-художником или хотя бы имитировать его свойства.
Автор-художник получает в руки мощные средства создания произведения -
модели мира, - но должен обладать способностями с этими средствами
справиться: может быть, это и есть простейшая формула гиперфильма в
отношении автора.
3. ЗРИТЕЛЬ
Первые впечатления от гиперфильма: он покончил с пассивным восприятием. Мы
перестали быть приемниками авторской трансляции жизни в субъективной
трактовке. Теперь зритель вынужден включиться в процесс создания
произведения, быть его активным автором (соавтором). Из предоставленных ему
фрагментов зритель сам творит модель мира по своему разумению и чувству.
При этом он создает уникальное произведение искусства, существующее в
единственном экземпляре его индивидуального монтажа. Гипрефильм стал базой
для нового - авторского - восприятия. На первый взгляд.
На самом деле авторские функции зрителя - иллюзия. В гиперфильме зрителю
вовсе не передаются авторские функции, но значительно расширяются его
исполнительские возможности.
В творческом процессе авторские и исполнительские функции постоянно
перетекают одни в другие. Режиссер является исполнителем произведения
сценариста. Оператор (художник, композитор) - исполнитель режиссерского
замысла. Режиссер подбирает исполнителей - актеров, способных воплотить его
замысел, но при этом он вынужден считаться с тем, что автором образа героя
выступает также и актер со своим видением и своими возможностями. Когда
фильм отснят и режиссер приступает к монтажу, он неизбежно оказывается в
роли исполнителя воплощенных авторских замыслов оператора, художника,
композитора, актеров, которые прежде выполняли его (режиссера) авторскую
волю.
Писатель, сотворивший героев, вынужден быть исполнителем их воли и только
удивляться, что учудила Татьяна Ларина.
Творение композитора целиком зависит от понимания и таланта музыкантов.
Судьбы любого произведения и любого автора находятся в жесткой зависимости
от зрителей, слушателей, читателей - уровня их авторско-исполнительских
возможностей.
Произведение нуждается в вос-произведении.
Глубокое, адекватное, конгениальное восприятие точнее было бы называть
воспроизведением.
"Традиционное" искусство предоставляет материал как для пассивного
восприятия, так и для активного воспроизведения, и противоречия между этими
двумя способами использования искусства всегда были ключевой проблемой
эстетики и культурологии. Массовая культура по определению предполагает
восприятие, искусство - воспроизведение. Гиперфильм это
противоречие только
обостряет.
Зритель обретает в гиперфильме возможность воспроизвести индивидуальный,
неповторимый, уникальный вариант модели действительности, и воссоздавать
его неоднократно вариативно - это, возможно, и есть формула гиперфильма с
точки зрения знителя.
4. ПРОБЛЕМА ГИПЕРФИЛЬМА
Несмотря на то, что сущность авторских и зрительских функций гиперфильм не
изменяет, в точке соприкосновения автора и зрителя возникает истинная
проблема.
Со времен греческой трагедии мастерство (и ремесло) драматурга заключалось
в ведении зрителя по перипетиям фабулы и сюжета к катарсису. Принципы
драматического сюжетостроения (экспозиция, завязка, развитие, кульминация,
развязка) транспонировали и литература, и музыка, и другие временные
искусства. Гиперфильм отринул драматургию - коль скоро зрителя не ведут к
вершине по рассчитанной и проработанной автором тропе.
Если катарсис - краеугольный камень эстетики, то гиперфильм, обходящий этот
первородный грех, должен быть изгнан из Сада Искусства, во многом
заменившего человечеству Эдем.
Дело, однако, не только и не столько в этих высоких эстетических материях,
а в том, что гиперфильм как бы отменяет выработанные веками конвенции
"автор - читатель (зритель)" и стоит перед необозримым пустым полем,
которое нужно заново засеивать - вырабатывать, оформлять, внедрять и
усваивать новые договоренности о правах и обязанностях. За этим стоят (не
менее грандиозные) проблемы воспитания - и художника, и зрителя.
На самом деле, положение не совсем так безнадежно и поле вовсе не пусто.
Внутри классического искусства, начиная с Библии и Нового Завета через
Боккаччо и арабские сказки "1001 ночь", Стерна и его таких разных
поклонников, как Пушкин и Толстой, Лермонтова с его загадкой романной
композиции и Чехова с его нетрадиционной драматургией к французскому
"антироману" и новейшей латиноамериканской прозе, развивалась и крепла
тенденция иного строения художественного произведения, вырабатывались новые
конвенционные принципы. История гиперфильма началась не с нуля: это, в
сущности, все та же, известная нам история искусства и культуры, которая
теперь открывает скрытые до сих пор аспекты своего развития.
Поле гиперфильма также тесно примыкает к давно и хорошо обработанной ниве
игры. Для зрителя (даже не участника) игры восприятие строится вовсе не по
законам классической драматургии: действие может начаться без всякой
экспозиции, наибольшее напряжение - возникнуть в любой момент,
кульминация - в самом начале или на последних секундах. И главное,
восприятие каждого участника игры индивидуально: у меня - иные, часто
противоположные, переживания, чем у моего партнера или противника, мой
катарсис (а он в хорошей игре всегда есть) вовсе не тот и не в том моменте,
что у других. А между тем игра насквозь, строжайше, принципиально
конвенциональна.
Проблема гиперфильма существует, но она разрешима.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гиперфильм - тип аудиовизуального искусства, в котором авторы создают
универсальную и мобильную модель действительности, а зритель средствами
интерактивности вовлекается в процесс создания оригинального и уникального
произведения.
Июнь 2001 года
Примечания
1 Так, авторы "Жара" обострили свой отказ от авторства до
крайних пределов.
Фабула - история четырех героев и их взаимоотношений - играет подсобную и в
общем не такую уж обязательную роль. Перед нами как бы серия документальных
(точнее снятых под документ) репортажей, время в которых непрерывно, а
пространство реально, авторский монтаж (а значит, и интерпретация событий)
практически отсутствует и отдан зрителю, актеры (скорее исполнители)
вынуждены не играть, а беспрерывно действовать в обстоятельствах, которые
во всех деталях непредсказуемы и не могут быть полностью отрепетированы.
2 Сегодня авторы находят простой выход из противоречия в так называемой
"демо-версии": авторского варианта монтажа, который можно воспринимать как
вполне традиционный фильм. Вряд ли этот способ блокирования специфики
гиперфильма имеет к этому последнему какое-либо отношение. Но, может быть,
здесь заложено почти бессознательное, интуитивное понимание авторами, что
гиперфильм не отменяет "классическое кино" и не вытеснит его, поскольку
зрителей, склонных к восприятию, всегда было и будет больше, чем
приверженцев воспроизведения.
© Геннадий Масловский, 2001-2023. © Виртуальное киноведение, 2001-2023.
© Сетевая Словесность, 2001-2023.
Дискуссия о сетературе
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
 |
Людмила и Александр Белаш: Ученик чародея [На Страшном суде меня сурово спросят: Чем ты занимался смолоду, Йокке Фридль?..] Айдар Сахибзадинов: Война [Я все прекрасно помню – ведь я из того поколения, кто сидел под столом, когда наверху за свисающими кистями скатерти, пили из графинов водку молодые...] Олег Клишин: Шагреневое знамя [...замираешь, глядя на лик луны / с тёмной пастью Хроноса посредине. / И как будто слышишь со стороны, / как звучит твоё среди прочих имя.] Сергей Слепухин: Nature morte [Что ж, намудрил с метафорой и кодом, / обычного словарного запаса / мне не хватило, натюрморт испорчен. / Вот вещи и рождают безъязыко / ночь...] Братья Бри: Зов из прошлого [Ощущение реальности и себя в ней медленно покидало Хамфри. В череде воспоминаний и образов, которые случайно возникали и незаметно ускользали, появилось...] Елена Севрюгина: Время больших снегопадов [Образ зеркала, один из ключевых в книге, придаёт поэтическому повествованию объёмность и психологическую глубину...] Пётр Матюков: Микрорайон Южный [когда-нибудь и мы придём в негодность / как механизм часов ушедших в ночь / суммарная для общества доходность / от нас не сможет траты превозмочь...] Михаил Эндин: Однажды [И я, забыв про смех и шутки, / и про супружние права, / хватаю смело – нет, не юбки – / а снизошедшие слова.] |
X | Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |
|