|

ПРОРОЧИТЬ И БЛАЖИТЬ!
Может быть, театр и начинается с вешалки, а может, и нет: афоризм - ещё не аксиома. Книга же вполне определенно начинается с названия и имени автора на обложке.
Сергей Сутулов-Катеринич - человек, известный в Ставрополе как журналист, сценарист, редактор, но в последние годы - всё больше как поэт. В этом качестве он вышел далеко за пределы своего географического положения благодаря мощным залповым публикациям на литературных интернет-сайтах. Впрочем, изданы и традиционные "бумажные" сборники автора - "Дождь в январе" и "Азбука Морзе".
И вот - "Русский рефрен". Похоже, что в название автор вложил свои вопросы, идеи и даже декларации. Оправдывается ли его вызывающая эклектика, сочетание двух вопиюще разноязычных слов? Если попытаться подобрать русский аналог слова "рефрен", чувствуется его неоднозначность. Что это: повтор? Припев? Напоминание? Возвращение? А тройное "Р-р-р", львиный рык - демонстрация силы? Угроза? Тоска звериная?
Всё это есть, всё это будет в стихах Сергея Сутулова-Катеринича. Напор и темперамент, базар и вокзал, скоморошина и коррида, в которой кто бы ни был убит - бык или тореадор - второй окажется победителем...
Надоело ручаться и навек огорчаться, неучтённый участник
Партизанских атак?!
Достают ежечасно, имитируя счастье, и Чапаев, и Чацкий,
И король, и дурак.
Он ничего не боится, этот Сутулов-Катеринич, сталкивая эпохи, сочетая несочетаемое в бразильском карнавале образов и звуков, когда глаз пляшет ламбаду, а язык выбивает чечётку. А сам идёт где-то в скачущей толпе, свидетель времени, созерцатель, но и соучастник. Его ноги выделывают кренделя, рот поёт и кричит, а сердце волнуется и задаёт странные вечные вопросы:
Зачем, поверив в чудеса,
Стреляют врозь, поодиночке,
Нацеленные в небеса,
Созревшие до срока почки?
("Зачем от гор и мимо башен / Летит орел, тяжёл и страшен, / На чахлый пень? Спроси его...")
Я латаю латынь и латунь,
Ты рисуешь лазурь и узоры...
За окном - соловьиный июнь
Или плачет январь беспризорный?
Фантазия Сутулова неудержима. Он устроит номерную "проверку слуха", произнесёт "тост за скобкой" и устроит себе и близким "райский ад" или триумфальное шествие.... Кого только ни увидишь в этом шествии: "Уроды-рифмачи! Гусары-ловкачи!", дама пик, группа бестий из Александровского сада... Но вдруг цепкий взгляд выхватит непраздничную и не праздную фигуру:
Вы вспомните его -
По синему кашне
Потешный старикан
Кивая пятакам
Пророчил и блажил
И рифмы раздавал...
В ладошку завернув,
"Награда, ангел мой,
Награды за точность и за тон дают не часто. А автору всё неймётся: он будет экспериментировать с новыми ритмами и созвучиями, представит свои "поэллады" - можно искать в них эпос, можно модерн, а увидеть мучительную любовь-ненависть, любовь-боль за страну свою непонятную: "Какому Богу ты верна, какому Гоголю?"
Я не советую читать эту книгу "залпом". Перегрузки придавят так, что тонкие материи перестанут восприниматься. А фанфары или тамтамы заглушат "прощение на тысяче наречий / Твоим слезам", незаметными могут стать прекрасные "Лань и Лунь", подобные "инь и ян", и то, как "седая русалка Марина / Опустевшую шлюпку качает..."
К третьей части книги ("Грамматика Востока") карнавал стихает. Ещё кое-где шумят его подгулявшие персонажи, но пустеют улицы, умолкает музыка, ветер гонит обрывки флажков и душа возвращается к себе и начинает слышать:
Когда умру от нежности к тебе -
Твоим стихам, мелодиям, заскокам,
Закружится над кряжем Коктебель,
Опознавая душу по осколкам.
Когда умру от жалости к тебе...
Вот оно, возвращение. Рефрен. Напоминание. Как это по-русски...
Ирина Аргутина поэт,
член Союза писателей России,
Челябинск
Читать/заказать книгу на Книжной полке "Словесности"
Русский рефрен
Стихотворения, баллады, поэллады
Издательское содружество А. Богатых и Э. РАкитской -
Э.РА (Москва, 2007).
Автор предисловия:
поэт, член Союза писателей России, лауреат литературных конкурсов имени Константина Нефедьева (Магнитогорск, 2003), "Пушкинская лира" (Нью-Йорк, 2004) и ряда других; финалист (шорт-лист) международного литературного конкурса имени Николая Гумилёва (Санкт-Петербург, 2006) Ирина Аргутина (Челябинск).
Автор послесловия: член Союза российских писателей Юрий Беликов (Пермь - Москва).
Редакторы: Эсмира Травина (Харьков), Анатолий Богатых (Москва).
Художник: Ирина Андреева (Москва).
Вёрстка, дизайн, техническая редактура: Владимир Шатский.
© Сергей Сутулов-Катеринич, текст, 2000-2007.
(156 стр., иллюстрации, полноцветная обложка, 500 экз.)
|
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
 |
Айдар Сахибзадинов: Третья осень в Урюме [Уже ноябрь. Березки, черемуха и верба в моем дворе облетели. В деревнях, как правило, срубают все, что не плодоносит, или, по крайней мере, не заморское...] Ольга Кравцова: "Не стенать на прощанье и влюбляться навек": о поэзии Александра Радашкевича [Поэзия Александра Радашкевича притягательна своей смелостью, даже дерзостью ума и речи, загадочна именно той мерцающей магией чувств, которую обнаружит...] Андрей Мансуров: Начистоту – о рассказах А.И. Куприна [...после их прочтения остаётся тягостный осадок: что герои такие тупые и безвольные, и не испытывают ни малейшего желания улучшить свою судьбу и жизнь...] Алексей Миронов: Сомнительный автограф [Так бы хотелось быть воздухом лётным, / невыдыхаемым, неприворотным. / За поворотом бы ахнуть в потьме / так бы хотелось, конечно, и мне...] Георгий Чернобровкин: Качание эпох [Подумаешь, что можно вдруг шагнуть / за грань стекла и за вечерним светом, / зимы познать действительную суть, / что ведома деревьям и предметам...] Леонид Негматов: Улица Леннона [Ночь привычно шаркает на запад, / шлейф с подбоем синим волоча. / Вслед её походке косолапой / не смотрю. Я наливаю чай...] |
X | Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |
|