ТЕОРИЯ НЕВЕРОЯТНОСТИ. ПОЭЗИЯ НЕЗЕМНЫХ КООРДИНАТ
Об одном стихотворении Елены Севрюгиной
Давно хотел написать о поэте Елене Севрюгиной. Воспользуюсь для этого одним её стихотворением, наиболее полно раскрывающим особенности таланта Елены. Буду выдёргивать строки произвольно, тем более что приятно цитировать настоящую поэзию. В конце приведу весь текст.
А пока вообще о поэзии Елены Севрюгиной. Несдержанность, азартность, полёт за звуком или вместе со звуком - вот её художественный мир несколькими штрихами.
Она себя не удерживает на поводке, даже на длинном. Вот мир, вот она, вот направления во все стороны - и вот слова. Роза ветров в помощь. Для такого рода поэтов рамки и стены просто губительны, ограничения - кощунственны.
Она не мельчит, не бережётся. Шаг - взлёт, второй шаг - пропасть, третий - снова в небо. Большие замыслы подразумевают неизбежные потери высказывания, но никогда - в голосе. Звук - топливо Елены, двигатель на антиматерии. Я считаю, что звук де-факто содержит поэтическую логику, хотя многие, конечно, скажут, что за красивостью ничего не стоит. Кстати, и галиматья может быть поэзией, если она изящна. Не буду приводить в пример нонконформизм, минимализм... и так далее.
Любовное, материнское обращение с наследием поэтических предков завидно отличает Елену Севрюгину от сонма других авторов. Она как бы нянчится с ним, играется, гладит по голове, делает щекотно:
\ и кто-то оставался
за тобой
свечу гася
и снова зажигая\
\ как из бутылки
медленно текла
струя медовой
истины искомой\
\ просился в дом
бескровный эдгар по
но уходил
не впущенный тобою\
\ безмолвная зима
не более
чем плод воображенья\
\ с утра шёл снег
трамваи шли в депо\
Но вместе с тем она кайфует от постмодернистских фишек:
\ дома дворов
мерцали стекловатно\
\ так белый лист
сдаёт себя без боя\
А ещё неравнодушна к аллитерациям:
\ весь день был бел как мел
и на мели\
\ и наполнялись
звуком закрома\
И рефрены - излюбленный приём. Повторения, повторения, повторения на искусно пойманной ноте - той самой, единственной. Читателя затягивает в воронку, и он вместе с этими бесчисленными трамваями, реками, водами, рыбами, человеками вертится в центрифуге её замысла. Немудрено, что после немного пошатывает. Нужно приходить в себя. Некоторые не возвращаются. Вероятно, будущие поэты.
Елена Севрюгина родилась поэтом, чтобы любить слово. Вот так - прежде поэт, потом филолог. Сейчас время филологов, ставших поэтами, а у Елены всё наоборот. Разве просто филолог напишет такие строки?
в депо трамваи шли
никто не знал
вернутся ли обратно
В депо трамваи шли - так может написать специалист в области языка, а вот никто не знал вернутся ли обратно - это уже область поэзии.
И конечно хочу сказать о главном, то есть выделить мету в поэзии Елены Севрюгиной. Игнорирование земного и пренебрежение деталями просто обязано было втолкнуть её в лодку метафизики, и это плавсредство уже довольно далеко уплыло. Туда, в воды без берегов. Иногда там сталкиваются, но чаще медленно проплывают мимо другие лодки. Только плеск вёсел выдаст пловца. У каждого своя река, и это ценно. В этом само творчество:
и кто-то наблюдал
из-за угла
безмолвный
но как будто бы знакомый
А теперь обещанный стих целиком.
"Зарисовка"
золотистого мёда струя из бутылки текла
(Осип Мандельштам)
весь день был бел как мел
и на мели
дома дворов
мерцали стекловатно
с утра шёл снег
в депо трамваи шли
никто не знал
вернутся ли обратно
слова в тетрадь
летели вразнобой
с небес лилась
симфония другая
и кто-то оставался
за тобой
свечу гася
и снова зажигая
и кто-то наблюдал
из-за угла
безмолвный
но как будто бы знакомый
как из бутылки
медленно текла
струя медовой
истины искомой
и наполнялись
звуком закрома
и в этот миг
сакрального движенья
казалось что
безмолвная зима
не более
чем плод воображенья
просился в дом
бескровный эдгар по
но уходил
не впущенный тобою
с утра шёл снег
трамваи шли в депо
шёл снег с утра
трамваи шли в депо
снег шёл
с утра трамваи шли в депо
так белый лист
сдаёт себя без боя
– Смотрите также: Елена Севрюгина в "Сетевой Словесности"
© Роман Смирнов, 2021-2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2021-2025.
Орфография и пунктуация авторские.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Галина Бурденко. Рассказы. [Эта история случилась очень давно. В то время солнце было холодным, а люди бледными и такими же голубыми, как солнечный свет. В одной деревне жила девушка...] Татьяна Разумовская. Переводы детских стихотворений американских поэтов: Джека Прелуцки: и Шела Силверстайна [Жил юный король, глуповатый слегка, / Который на троне валял дурака, / И всё, что любил он наверняка – / Бутерброд с ореховым маслом...] Наталья Тимофеева. Пространство, где слова-ключи живут [Клонируй день с романом взаперти, / Пиши минуты жизни под копирку / И с водостока собирай в пробирку / Отжатых туч густое ассорти...] Галина Головлева. Коснуться сердцем [Обиды, фальшь и пустословье / Смахнув, как крошки со стола, / Я б жизнь отмыла добела, / Заполнив чистое любовью...] Сергей Востриков. Блики и полоски [Счастье плавилось в ладонях стеаринное, / ни восток, ни запад счастью – не указ. / На стене ворчали ходики старинные, / будто знали что-то важное...] Екатерина Камаева. С юга на север [в полночь шкатулку из тайника возьму, / выпущу в заоконье живую тьму, / вытащу летние святки – букет из трав, / тонкую ленту шёлкового костра.....] Владимир Алейников. Поэты и антимиры [Вознесенский, Андрей Андреевич, моложавый, тридцатилетний, весь в движении, оживлённый, с регулярно, не в лоб, но вскользь, исподволь, ненавязчиво, но...] Анжелика Буп. Против обывалой низости и серьёзности тупой ["Встреча авторов ... хороших и разных" в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри" в Малаховке.] Надежда Герман. Дорога длиною в жизнь [Сутулится флаг на башне. В окне догорает свечка. / Светает. На дне стакана осела ночная муть. / Поэты живут недолго... Но тени их бродят вечно. / ...] Поэтическое королевство Сиам: Валерий Симанович. Верните мистику и право быть невеликим! [Стихи Валерия Симановича и эссе Савелия Немцева об авторе. / Как, руки озябшие вскинув, / Я ждал наступленья зари. / И как, поднимая осину...] Евгений Долгих. Всё об одном и том же... [коснуться пальцем крыши мира / нельзя из собственной квартиры / но вдруг тебе приснится Будда / на кухне моющий посуду] Олег Фельдман. Слово чтобы речь [Музыка чтобы звук / Вода чтобы течь / Огонь чтобы печь / Слово чтобы речь / Земля чтобы лечь...] |
X |
Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |