Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность



ПОДКОЛОДНАЯ  ЗМЕЯ

Магия карт



        Памяти поэта
        Василия Майкова * 


    + + +

    В колоде карт - четыре масти.
    Четыре короля у власти.
    Четыре дамы - их супруги.
    И четверо валетов - слуги.

    Но всех главней тузы в колоде.
    Туз - это единица, вроде.
    А поперек скажи хоть слово,
    оттузит короля любого.

    + + +

    За ломберным столом **  порою
    идет застолье. Пир горою.
    Но, как всегда, одним веселье,
    другим в чужом пиру похмелье.

    Довольны дамы с королями
    доставшимися им ролями.
    Другие остаются с носом -
    в игре они зовутся сносом.

    Едят десятки, а девятки
    воруют со стола остатки.
    Жуют восьмерки, а семерки
    за ними подъедают корки.

    Пока валеты жрут котлеты,
    шестерки чистят им штиблеты.
    У карт рубашки есть... Мелкашки,
    знать, родились вы не в рубашке!

    + + +

    Пестра колода, как природа.
    Масть в картах - это время года *** .
    Борьба между зимой и летом -
    чередованье тьмы со светом.

    Четыре масти - спор их вечен -
    как ночь и утро, день и вечер.
    Красны, как праздник, черва с бубной.
    А в пике с трефой - мрачность будней.

    + + +

    Помимо прочих карт, колода
    содержит карты небосвода,
    где черви, бубны, трефы, пики -
    бессонных звезд ночные лики.

    Двенадцать знаков Зодиака,
    взирающих на нас из мрака...
    В колоду только на рассвете
    назад приходят карты эти.

    + + +

    Восток и Запад, Юг и Север -
    владенья Флоры. Трефы - клевер **** .
    А пики - виноград в долине.
    Их прежнее названье - вини.

    Висят плоды, в листве алея.
    В червонном золоте аллея.
    И никнет, рассыпаясь звоном,
    бубенчик на сукне зеленом...

    + + +

    Колода - зеркало народа.
    В ней, как в семье, не без урода.
    К примеру, шут по кличке Джокер:
    как только выйдет, дамы в шоке.

    Да что там Джокер! В каждой масти
    бушуют низменные страсти.
    Как черти, черви. Бубны дики.
    Нетрезвы трефы. Буйны пики.

    В ущерб обычному порядку
    легла девятка на десятку.
    И, закутив напропалую,
    король взял даму - но чужую.

    Тузы шестерками побиты,
    вальты семерками покрыты...
    Вмиг станет карта озорною,
    как сделается козырною!

    + + +

    У бубны, червы, трефы, пики
    четыре короля - владыки,
    воители времен древнейших,
    носители имен славнейших.

    Идет у бубен Цезарь первым,
    Карл отдает приказы червам,
    Давид ведет в сраженье пики,
    а трефы - Александр Великий ***** .

    Карл к Александру из колоды
    шлет черв в крестовые походы.
    Прут вини с забубенным видом -
    и Цезарь потеснен Давидом.

    Звучат воинственные крики,
    скрипят, в сердца вонзаясь, пики...
    А после смолкнет голос трубный,
    и затрещат на тризнах бубны.

    Надгробья увенчает трефа,
    трилистник с траурного древа.
    И - словно киноварь по черни -
    в могилах залоснятся черви.

    + + +

    Четыре масти - атрибуты
    войн, не стихавших ни минуты.
    Мечи, щиты, знамена, копья ******  -
    в колоду их сложил, как в гроб я.

    Но завтра, обретя свободу,
    они покинут вновь колоду,
    чтоб люди, разложив пасьянсы,
    свои узнать сумели шансы.

    Ах, не поддаться бы азарту,
    последнюю снимая карту...
    Там - подколодная змея,
    смерть неминучая моя!



    КОММЕНТАРИИ

     * Майков Василий Иванович (1728-1778), русский поэт, автор ирони-комической поэмы "Игрок Ломбера".
     ** Слово "ломберный" происходит от испанского "el hombre" ("человек", название старинной карточной игры).
     *** Число карт в полной колоде - 52 - соответствует количеству недель в году.
     **** По-латински "trifolium" - "трилистник".
     ***** Эти выдающиеся исторические личности - прототипы карточных фигур.
     ****** Отраженная в картах рыцарская символика - соответственно трефы, червы, бубны, пики.



© Владимир Резниченко, 2006-2025.
© Сетевая Словесность, 2006-2025.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Светлана Богданова. Попробуй не засмеяться [Я знаю, что сейчас мое путешествие прервется, и мне надо все запомнить и все записать. Поезд старательно подыгрывает мне, выводя под занавес на свою сцену...] Мила Борн. Другая Агата, или искусство стать невидимым [Загадочная история исчезновения Агаты Кристи. Что произошло и, главное, почему? Это стало не просто газетной сенсацией, но и глубоким психологическим...] Акоп Арутюн. Стихотворения [Я останусь с сухими глазами, – / свежим, / как возлюбленный солнца...] С. К. К. (Сергей Кудрин). Танцпол для парапсихологов [Прочесать лебедем / Вышний Стонхедж. / / Попросить Мерлина / Оживить булыжники.] Елена Бородина. Белый шум [Всё тот же хрупкий лист неповторим / в своём полете ветреном, бесстрашном / из неба в бесконечность – Бог бы с ним. / Вот – новый день, / а что...] Аркадий Паранский. У Печоры у реки... [Это было чудо какое-то – поле белых астр. Но самое поразительное: среди белого, напоминающего пушистое покрывало, пространства алели ярко-красные, почти...] Вахтанг Чантурия. Восемь бит [Восьмая часть меня живет в мире восьмибитной игры о праздно шатающемся по пыльным улицам большого города пьянице...] Юлия Великанова. Что же значило это странное "memory postum" (О поэтическом сборнике Милы Борн) [Перед нами поэтические тексты прозаика и драматурга. Это чувствуется в каждой строке. Непрерывное повествование, нарратив, впрочем, чрезвычайно поэтичный...] Борис Кутенков: "Поэты останутся в истории не по эстетическим соображениям" [Телеграм-беседа с поэтом и критиком Борисом Кутенковым в рамках проекта Андрея Войнова Voinovpoetry: "20 вопросов Борису Кутенкову".] Лора Катаева. Ласточки наших слов [Всё – молчание, тайна, но истины не видать. / Нам бы выстоять, искренний мой, залетай сюда, / Это небо глотай до упаду – и ешь, и пей, / Просто...] Лана Юрина. На грани [Пока не время – пой, летай, кружись, / хватай в охапку солнечные блики! / Ещё чуть-чуть – и я тебя окликну, / и обниму, и расскажу про жизнь...]
Словесность