|

СВЕРХЗВУКОВЫЕ ДНИ
* * *
словно бы радость на тросе
тянешь в смятенье и мрак.
между акриловых сосен
спит вопросительный знак
речки. и сердце - не ропщет.
спи, беспокоиться - мне.
лес - облысевший и тощий.
небо - в закатном огне;
лес - блиндажи и окопы.
небо - и галочки птиц.
кто ты сегодня и что ты?
кто-то и что-то, но цыц!
вот просыпается речка,
сосны гудят на ветру.
словно мгновение - вечно.
словно и я не умру.
_^_
* * *
там снег идёт.
фонарь ещё горит.
мужчина с женщиной проходят не спеша
в подъезд соседний.
словно бы душа
моя проснулась и в окно глядит:
там снег идёт.
там снег, я говорю.
и пусть строка провалится во тьму -
я думаю о том, что не умру.
едва дыша, душа, тебя возьму,
как горсть клубники, полевой букет,
поставлю рядом у окна, на свет,
что падает на стену, землю, на
две тени у холодного окна.
там снег идёт.
а здесь моя семья.
ловлю себя на мысли, как смешно
благодаря рекламе жизнь звучит.
пусть ничего почти не видел я
в недолгой жизни, но открыв окно,
я вижу снег.
фонарь ещё горит.
душа многозначительно молчит,
когда снежинки бьются о стекло.
_^_
* * *
так [берегись!] набирает судьба обороты,
чтобы понять окончательно, кто ты и что ты.
днём или ночью, но смотришь внимательно в оба -
повод для этого, в общем, не нужен особый.
так начинаешь любить безответно - собаку.
раз-два-три-раз. и пошло. и не вкручивай баки.
молча смотреть в тишину и не слышать входящих -
как ни играй и в кого - мы живём настоящим.
Господи, это же ясно, что Ты не при деле.
тут не простили. а там - промолчали, задели.
выбор есть выбор, и я его сделал. и маюсь.
[чёрт бы побрал суету вместе с тополем в мае].
как объяснить этим девочкам любящим [или?],
как я любил и не ждал, чтоб меня полюбили,
как пуританка-судьба, повидавшая виды,
смотрит в глаза и атлантам, и кариатидам?
_^_
* * *
зачем мне это всё? мне этого не надо.
взлетает самолёт. торчит башка луны.
окурок в ночь летит, как в дот летит граната.
и запахами сад и улица полны.
и настроенье - жить, короче - боевое.
минувший день стоит на голове, а за
минувшим веком - век. за памятью - живое.
и верит человек в любые чудеса.
я двести лет живу, по крайней мере, сотню,
но до сих пор, представь, не забирался в сад,
где раньше, говорят, могли, не целясь, - солью,
и яблоки с кулак где раньше, говорят.
не там ли человек ослушался впервые?
не там ли дед мой пас заоблачных овец?
не потому ли мы о чём-то позабыли?
тут с глаз долой луна. и сказочке конец.
_^_
* * *
собака лает, караван идёт.
и альтер эго падает на дот.
не слышно слов, но мы с тобой молчим.
кругом скакалки, обручи, мячи;
ребёнок чертит перпендикуляр.
не знаю, где, но точно Бабий Яр.
и я стою с обеих там сторон.
смешно и страшно в небе от ворон;
и папа с мамой смотрят мимо на,
как мишка вылетает из окна,
как машет лапкой мишка им со дна,
как машет, улыбаясь им, страна,
как топчется на месте костерок.
сюда смотрите, налюбуйтесь впрок:
собака лает, караван идёт.
я, судя по поступкам, - идиот.
смотрю сквозь сон на перпендикуляр,
забытый классом выродок-школяр;
собака лает. любите собак?
учили так - всё новое - нам враг.
уроки иностранного. so good.
глаза в глаза упали. и не лгут.
_^_
* * *
так и будем молчать и смотреть в потолок -
я о праздном, а ты - о своём?
время года - листва, и протиснуться смог
лучик солнца в оконный проём;
это вера, надежда и что там ещё?
я не знаю и знать не хочу.
знаю только одно: плачешь - будешь прощён,
даже если я сам не прощу;
это кукла безрукая с небом в глазах,
паровозик с верёвочкой плюс -
сказка всё - наяву - и реальное - в снах
и когда я домой тороплюсь;
это, в принципе, наш персональный маршрут,
одинокая тень фонаря.
только ангелы в небе и Бог не умрут.
будем жить. никого не коря.
_^_
* * *
всё дело в том, что мы несимметричны,
душа моя. люблю тебя. засим -
что отличает анекдот от притчи?
так вот и я об этом. помолчим.
всё дело в том, что мы эгоцентричны,
душа моя. люблю себя. засим,
ведь не тебя - меня берут с поличным,
включая свет и видя, как мы спим:
всё дело в том, что мы амбивалентны,
душа моя. гневлю тебя, засим
в лесу лежат два дерева валетом -
без слёз не глянешь. лучше - помолчим.
всё дело в том, что дело в шляпе. души
на то и души, чтобы навсегда.
судьба развяжет руки, даст беруши,
как из брандспойта всю любовь потушит,
заставит улыбаться, бить баклуши.
стишки писать при этом иногда.
_^_
* * *
по стенке размажу. сотру в порошок.
развею и брошу им вслед
тебя, не раскрывшийся за ночь стишок,
тебя, ослепительный свет.
тебя, приоконную горе-звезду,
я тоже развею потом.
и двери захлопну. и дрогнут в саду
деревья с разинутым ртом.
и весело скажешь себе - "ни черта",
а что "ни черта" - не поймёшь.
за крайностью крайность. за болью - черта,
которую ты перейдёшь.
_^_
* * *
куда все это делось. цвет и звук.
полёт нормальный. прошлое, приём!
я выбираю третье зло из двух.
так и живём. так и живём - вдвоём.
деревья на ветру шумят и гнутся,
и небо упирается мне в лоб.
и так порой тревожно здесь и гнусно,
что я смеюсь над будущим. назло.
как будто. как бы. весело. смешно мне.
в ночь погляди - и ты увидишь свет.
ты не забыл мой телефонный номер?
ты не забыл, что нас на свете нет?
литература, мать твою. искусство.
амбиции. в конце концов судьба.
пуд соли и собаку съел - невкусно.
и всё же небо мечется у лба.
и что теперь? кому какое дело?
у прошлого правдивые черты.
своя рубаха - знаю - ближе к телу.
я пожалел сто раз.
а умер ты.
_^_
* * *
и всё бы так и всех бы так,
как говорится, жизнь накрыла.
блажен юродивый, дурак.
смешны опущенные крылья.
противна смерть. и на миру
она тщедушна и субтильна.
когда я понял, что умру,
об этом пожалел несильно:
кружится, вертится земля
и мы - по кругу - в этом круге.
всё просто, если всё, что - для
существования друг в друге.
а что касается весны,
которая не за горами, -
она - граница тишины.
между мирами.
_^_
* * *
окна и двери открою - слушать сверчков.
слышу тебя и вижу перед собой -
молод, красив, беспринципен. и без очков -
странно поэтому видеть - вроде живой.
что это было? было ли вовсе оно,
это сверчковое лето, ты за столом?
двери закрою и слышу через окно
чистую музыку - хором спетый псалом.
[это такой перелёт, а скорей, недолёт:
словно безбожник за сына себя выдаёт.
"здравствуй" - хорошее слово, не больше того.
верю, люблю, ненавижу, не знаю кого]
столь очевидная участь: просто смешно.
разве что нечего делать - я говорю.
что это было? было ли вовсе оно?
было, ты отвечаешь.
благодарю.
_^_
* * *
он входит в лес, как в женщину, - с любовью,
ещё ни женщин, ни стихов не зная.
я - за его спиной, и мне не больно
смотреть на свет, который между нами
встаёт столбом, закрыв собой кустарник,
два дерева, упавшие в обнимку,
окоп заросший, муравейник старый...
весь этот вид, подобно фотоснимку,
стоит в моих глазах десятилетье,
а за столбом из света, у оврага,
у края бездны - он - простой, как ветер,
застыл и слился с чёрною корягой.
я подхожу, невольно понимая
его укор во взгляде, и с надрывом
я говорю ему: "быть рядом - мало" -
и я толкаю мальчика с обрыва.
и свет исчез. Он должен был исчезнуть.
деревья расступились - и чуть слышно -
сквозь детский плач - смиренное: "нечестно,
ты был - сейчас - не я - здесь третьим лишним".
я выхожу, ничейный и обмякший,
из проклятого леса на дорогу,
а он со дна оврага ручкой машет.
я был один.
и я его не трогал.
_^_
* * *
и тут, над шахматной доской,
два кулачка, мол, отгадай.
и вспоминаю я с тоской
другое детство. друг, прощай.
тоска по человеку, но
мы все по-прежнему живём,
как будто в прошлое окно
открыто настежь, словно в нём,
в проёме этого окна
сидит усталый человек
и долго смотрит на меня.
и молча щурится на свет.
мол, отгадай, в какой руке,
и я мучительно смотрю -
сквозь пелену, туман, боке, -
молчу, а словно говорю,
что в правой - пешка. цвет какой
не разглядеть - сиди-гадай,
а после - вспомнится с тоской
всё то, что было. друг, прощай.
прощай и главное - прости.
я тоже вышел, я в пути.
_^_
* * *
схватил меня и держит чемодан.
рюкзак повис ленивцем на спине.
случится очутиться на войне -
единственную жизнь свою отдам.
но что война? - я тоже рядовой,
пехота, дезертир и самострел.
куда бы я вокруг ни посмотрел:
мне попрощаться хочется с тобой.
но что прощаться? мы и так простим.
в глаза посмотрим, за руку пройдём.
я обернусь на твой уютный дом,
и мы одновременно загрустим.
но что грустить? я вышел и пошёл.
тень от столба пересекает путь.
махну рукой. окну. и будет пусть
все у тебя предельно хорошо.
и да простит мне воин и солдат
сравнение нелепое моё.
а ночь поёт прозрачным соловьём.
лес на горе угрюм и бородат.
_^_
* * *
погода - мразь. в душе спокоен, как,
как если бы сейчас я ждал цунами.
как будто жду его уже века.
но жизнь благоволит, любуясь нами.
смакуя слово, так его и так,
я, в пятый раз произнеся "секвойя",
увидел двор, сарай, а в нем - верстак.
и дверь в сарай выскрипывает: двое.
откуда знал ты в той пустой глуши
вот это слово, дерево такое?
и говорил мне: ты пиши, пиши.
я записал. запомнил. да: секвойя.
и было интересней, чем про дуб,
тем более, про липу и осину.
нас двое было. дверь скрипела: дубль.
и ты мне говорил, как сыну сына.
и дождь хлестал по крыше. по стеклу.
заканчивалось лето. этот дворик
с сараем я запомнил, полумглу
и дверь, что повторяла: двое, двое.
_^_
* * *
леса и болота мои непроходимы.
два человека спасут меня и спасали.
ты знаешь, о ком я, Дима.
ты знаешь, о ком я, Саня.
темна и сыра берлога.
проснулся - башкой упёрся.
ищет не тот, кто ищет только предлога.
находит лишь тот, кто смеётся последним и после.
это блуждает стишок по моим болотам.
это слова заблудились и прячутся в ельник.
жизнь начинаю с нуля. в понедельник.
уши горят. и мучит икота.
_^_
* * *
длинные-длинные дни, как очередь в кассу
в каком-то плохом, но с претензией супермаркете.
спасибо тебе за открытку с картиной Пикассо -
что-то знакомое есть в этом маленьком мальчике.
собственно, я не о нём, и уж точно не стал бы
лазать по дебрям - детство и прочая ностальгия.
я просидел весь июнь будто писарем в штабе -
вроде, при деле, пишу, а на сердце - гиря.
длинные-длинные дни и короткие ночи.
хочется всех мне позвать - не к себе, но по имени -
что там и кто. суета и вода камень точат,
а одиночество - душу. душу мою - вот именно:
нет никого, говорю, никого, кто мне близок. и рядом
нет ничего, говорю, лишь водные знаки и числа.
и на вопрос "как дела?" отвечаю с улыбкой "так надо" -
знаю: со мною уже ничего не случится.
сверхзвуковые дни. бесконечные ночи.
мальчик с открытки похож на меня не очень.
это совсем не письмо. не записка, тем более.
это отчет пустоты. о победе над болью.
_^_
* * *
нет, нет, я не об этом - я о том,
что жизнь и смерть находят компромиссы,
когда заходишь в опустевший дом
и видишь тень, застывшую над миской,
вполне миролюбивого кота.
дом, опустел, я повторюсь, но это
скупые доказательства, приметы
того, что жизнь идёт, пускай не та?
такие, брат, сегодня пироги.
за окнами монтируют опору -
да будет свет, не видно тут ни зги,
но, впрочем, сколько нужно света взору,
чтоб не застрять на полпути к своим?
и никому здесь, в общем, не предъявишь.
одно спрошу - Ты жить меня заставишь?
и смотрим друг на друга. и молчим.
_^_
|
© Максим Бессонов, 2016-2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2016-2025.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
 |
Андрей Бычков. Человек знака [Как обычно некто не знал, что ему делать, забывал, что сделать хотел, вроде бы решал и снова застывал в своей нерешительности. Вдруг обнаруживал себя...] Владимир Буев. Обнять не обнятое [Репортаж с первого из вечеров, посвящённых 11-летию арт-проекта "Бегемот Внутри".] Изяслав Винтерман. "В неразбавленной воде, в глубине песка" [Все линии вдруг стянутся к одной, / соединятся в непредвзятой точке. / И жизнь, и смерть стоят на проходной – / я предъявляю пропуск на листочке...] Дмитрий Мальянц. На распахнутых ладонях [Февральским снегом падают века, / На антресоли в банках бродят вишни, / Останутся ржаветь в черновиках / Простые незатейливые вирши...] Лана Яснова. Из прошлого в настоящее [Владельцам небогатого улова, / нам так привычна рыбья немота / и вера, что сумеет правда слова / сравниться с правдой чистого листа...] Михаил Поторак. Шары, светящиеся в темноте [Наверное, это моменты, когда я бываю необъяснимо счастлив, разлетаются вот такими шарами, и в них заводятся отдельные какие-то маленькие миры...] Татьяна Горохова. "Я не жду, когда красота спасет мир, я активно ее сохраняю" [Обнаженка притягивает. Однако современные люди со своим культом одежды, с вечной погоней за модой закрывают свою суть – свои тела...] Дмитрий Аникин. Царь Эдип [Беда большая. Мор великий в Фивах. / Ходил слепец пророк узнать, за что / такое нам. И в храме объяснили: / есть, дескать, нераскрытое убийство...] Илья Будницкий. После оттепели [Всё это – свет, но ты живёшь в тени, / Проходит жизнь в неслышном промежутке, / Со всех сторон огни, огни, огни – / И многие пугающи и жутки...] Александр Заев. Акварели [Жизнь безоблачна и блаженна, / когда дождь омывает крышу, / тихо в окна стучит и в стены, / и я только вот это слышу...] |
X | Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |
|