Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




"Жанра нет, и это к лучшему":
мысли над статьей А.Б. Есина о стихотворной миниатюре


Статья А.Б. Есина "Похвальное слово миниатюре" является предисловием к недавно вышедшему сборнику "Русская стихотворная миниатюра: хрестоматия" (сост. Есин А.Б., Палехова О.А., Долинина С.Я. - Москва, "Флинта"/"Наука", 2005). Этот сборник содержит стихи разных поэтов от Державина до Рубцова. Составители включили в сборник только стихи традиционной формы (например, в подборку Гумилева не включено его знаменитое "Хокку"). Однако в предисловии обсуждаются стихотворные миниатюры независимо от их формы, и поэтому я решил обсудить наиболее интересные места из предисловия в контексте формы танкетки.



Цитата из Есина Комментарий

Есин говорит о том, что стихотворные миниатюры появляются только в зрелой поэзии, в частности, используя такой пример: "У юного Блока миниатюр больше, чем у "старика Державина". Поэт молод, но русская поэзия уже совсем взрослая."

Об этом же писали мы с Циплаковым в "Новом мире": "...танкетка - первый удачный вариант воплощения и кристаллизации всего многовекового опыта русского поэтического мастерства. Ведь любая серьезная короткая твердая форма возникает тогда, когда существует длительная многовековая традиция..."


"...стоит заметить, что в русской стихотворной культуре никогда не было "специального" миниатюрного жанра... В японской поэзии есть хокку и танка, в восточной - рубаи, в античной - элегический дистих, в русской ничего подобного не было и нет. И может быть, это к лучшему..."

С одной стороны, можно заявить, что, хорошо это или плохо, но теперь "специальная" форма русской миниатюры существует: это танкетка. С другой стороны, существует ли она? Используем для примера снова "Хокку" Гумилева. Гумилев назвал свое трехстишие "Хокку"; а какой-нибудь современный поэт, написав двустишие, назовет ли его "Танкетка"?


Есин пишет, что естественная граница между миниатюрами и не-миниатюрами может быть проведена так: у миниатюр композиция двухчастная (то есть: одна мысль, потом другая - например, "На холмах Грузии лежит ночная мгла..."), тогда как у не-миниатюр (например, сонетов) композиция трехчастная.

Две строки танкетки естественным образом создают двухчастную композицию. Трехчастная композиция в танкетке, даже если специально ее выстраивать, труднодостижима из-за сильного притяжения слов друг к другу в пределах одной строки (что обеспечивается, в частности, отсутствием знаков препинания).

С другой стороны, в танкетках наличествует другой эффект: часты "фигурные" танкетки, в которых развитие идет не только "по вертикали", но и "по горизонтали". Вот сравнительно простой пример этого:

белка
ветка     ветка

Есин пишет, что в миниатюрах частота использования разных тропов не такая, как в поэзии в целом, поскольку используются наиболее экономные (в смысле места) тропы: например, вместо сравнений используются эпитеты.

Когда тропы используются в танкетках, они функционируют не так, как в "обычных" стихах, и это тема для отдельного исследования. Например:

месяц
коготь тигра

Есин пишет, что необычная рифмовка в миниатюре помогает поэту добиться желаемого эффекта, а именно, во-первых, замедлить темп чтения и, во-вторых, заставить читателя прочесть текст на одном дыхании, на одной "волне" интонации: вверх, а затем вниз.

Этот эффект достигается в танкетках благодаря правилам этой формы. Об интонации танкеток я писал неоднократно - например, в журнале "Крещатик".


Есин обсуждает державинскую эпитафию Суворову: "Здесь лежит Суворов".

Эта эпитафия, кстати, могла бы быть танкеткой, но Державин (по понятным причинам) записал ее пирамидкой:

Здесь
лежитъ
Суворовъ

"...надо ли удивляться тому, что среди миниатюр так часты шедевры...... всякая миниатюра - потенциальный шедевр: таковым ее делает стремленение высказать самое существенное в максимально отточенной поэтической формулировке."

Это, пожалуй, слишком сильно сказано: получается, что сайт танкеток - это "Фабрика шедевров", по аналогии с "Фабрикой звезд"? Мне кажется, было бы правильнее сказать, что в нашу эпоху поэты и читатели поэзии интересуются миниатюрами, и поэтому, например, новый цикл танкеток может быть более важен для нас, чем новых венок сонетов.




Как мы видим из этих сопоставлений, танкетки и критика танкеток могли бы обогатить теорию стихотворной миниатюры как новыми примерами, подтверждающими выводы ученых, так и новыми наблюдениями, выходящими за рамки существующей теории. К сожалению, приходится констатировать некоторый разрыв между толстожурнальной литературной критикой, которая за три года существования танкеток признала их интересной новой литературной формой, и филологической наукой, которая (за исключением ученых из Софийского университета в Болгарии) пока игнорирует их.




© Алексей Верницкий, 2005-2024.
© Сетевая Словесность, 2006-2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Айдар Сахибзадинов. Жена [Мы прожили вместе 26 лет при разнице в возрасте 23 года. Было тяжело отвыкать. Я был убит горем. Ничего подобного не ожидал. Я верил ей, она была всегда...] Владимир Алейников. Пуговица [Воспоминания о Михаиле Шемякине. / ... тогда, много лет назад, в коммунальной шемякинской комнате, я смотрел на Мишу внимательно – и понимал...] Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною..." ["Я – человек, зачарованный языком" – так однажды сказал о себе поэт, прозаик и переводчик, ученый-лингвист, доктор философии, преподаватель, человек пишущий...] Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа [я был когда-то пионер-герой / но умер в прошлой жизни навсегда / портрет мой кое-где у нас порой / ещё висит я там как фарада...] Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки [где-то там на совсем другой стороне реки / в глубине холодной чужой планеты / ходят всеми забытые лодки и моряки / управляют ветрами бросают на...] Джон Бердетт. Поехавший на Восток. [Теперь даже мои враги говорят, что я более таец, чем сами тайцы, и, если в среднем возрасте я страдаю от отвращения к себе... – что ж, у меня все еще...] Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём [В детстве папа наказывал, ставя в угол. Угол был страшный, угол был в кладовке, там не было окна, но был диван. В углу можно было поспать на диване, поэтому...] Владимир Спектор. Четыре рецензии [О пьесе Леонида Подольского "Четырехугольник" и книгах стихотворений Валентина Нервина, Светланы Паниной и Елены Чёрной.] Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! [Вечер, организованный арт-проектом "Бегемот Внутри" и посвященный творчеству поэта Ильи Бокштейна (1937-1999), прошел в Культурном центре академика Д...] Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... [Не отзывайся... Смейся... Безответствуй... / Мне всё равно, как это отзовётся... / Ведь я люблю таким глубинным детством, / Какими были на Руси...] Анна Аликевич. Тайный сад [Порой я думаю ты где все так же как всегда / Здесь время медленно идет цветенье холода / То время кислого вина то горечи хлебов / И Ариадна и луна...]
Словесность