Словесность

[ Оглавление ]





КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность



        ПАМЯТИ
        КЛОДА  ШЕННОНА


        Сережа, видишь ли.
        Не знаю, с чего начать...
        Начну с чего-нибудь, расскажу
        о том, что было после того,
        как я не дождался тебя у метро
        и ушел один по бульварам гулять.

        Летняя полночь в Париже.
        И я,
        не глядящий дальше письменного стола,
        мышки, клавиатуры, экрана,
        сосредоточенный на кончике карандаша,
        я должен был видеть вулканы
        открытых, кипящих, ночных кафе.

        Хорошо. Стараясь как можно ровней дышать,
        я за сорок минут дошел до Марэ
        и вошел наугад в пещеру чудовищ,
        где провел в общей сложности полтора часа.

        Что меня привело туда,
        кроме желания встряхнуть нервы,
        возбудить невидящие глаза?

        Предупреждаю крик.

        Твой - что ты со всем арсеналом
        эстетики, этики, только что не дианетики,
        подвергнешь ужасающей критике
        мой визит в пещеру цветных огней,
        ритмичной музыки, негритянского пения,
        чрезмерного, возможно, употребления
        спиртных напитков, сигарет курения,
        нецеломудренного поведения,
        и меня заклеймишь за пребывание в ней.

        Я мог тебе ничего и не говорить.
        А пятьдесят франков - сказать, что попросту дал кому-то
        или где-нибудь потерял.

        Но послушай меня.

        Есть простые истины, например вот эта:

        и по ней - ты требуешь у действительности ответа
        на вопрос о грозящей тебе опасности
        и ты имеешь право такой ответ получить.

        Наученный горьким белым мартини,
        я смотрел, как пляшут цветные тени
        и тени черные, которые отбрасывали на стены
        все явления там, и старался предугадать
        конфигурацию следующей картины.

        Что же такое пророчество? Ты помнишь, Сережа, мои стихи
        про лейтенанта Смита
        , сбитого ПРО марсиан
        и упавшего, как на банкноту** упавший Экзюпери,
        на другую планету, в страшно холодный сухой океан?

        Так реально погибли из-за стеченья стихий
        дорогостоящие американские корабли.

        Так мы вглядываемся в марковские цепочки дней
        и с вероятностью ноль запятая три
        ту катастрофу, которая у нас внутри,
        угадываем вовне.

        Март 2001, Париж



        Примечания:

        Клод Шеннон (1916-2001) - американский математик, один из основателей теории информации и основоположников кибернетики.

        * В слегка упрощенном виде - одно из основополагающих уравнений теории Шеннона, читается: "Количество информации равно минус сумме марковских вероятностей, умноженных на логарифм вероятности". Из этого уравнения видно, что максимум информации приходится на диапазон вероятности 0,3 - 0,4.
        ** 50 французских франков




        © Анатолий Величко, 2001-2025.
        © Сетевая Словесность, 2001-2025.






НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Так возвышает родина, поверь... [Стихи лакских поэтов Руслана Башаева, Миясат Шурпаевой, Патимат Рамазановой, Мирзы Давыдова и Патимат Штанчаевой в переводах на русский язык.] Виктория Орлова. "Увидеть Париж" и другие рассказы [Ох, как же дружно жили они! Небогато, даже на море никогда не были, всех сокровищ – библиотека, хрущёвка двухкомнатная да дача-сарайчик на шести сотках...] Александр Карпенко. "И, взявшись за руки, шли двое..." (О романе Бориса Гриненко "Признание в любви") [Эта книга стала для автора смыслом жизни. Написать и издать её – подвиг. Это книга-долг – живого перед ушедшей...] Наталья Захарцева. Улица Троллейбусных Скворцов [Ведь всё, что воздаётся, всё – добро. Мы лучшие конструкторы миров. Вы просто не пытайтесь их разрушить...] Владислав Китик. Я весны моей всё ещё пленный [Пробуждённую ночь я приму, / Помогая атлантам, на плечи. / У неё я на память возьму / Трудный дар человеческой речи...] Ольга Гурилёва. Всё то, что случилось с нами [Так тут и было веками, / Как в самом начале всего: / Только любовь и бог – / Всё то, что случилось с нами.] Михаил Ковсан. Гроб некому вынести, или Улыбка Гагарина [Улыбка Гагарина стала не такой широкой и белозубой, как раньше. Поговаривали, что его и вовсе одноцветно закрасят, только деньги найдут. Но пока деньги...] Ольга Самарина. Внучка Ава [Ава, крошечная, но настоящая Ава, уже умудрилась захватить нас в свой плен. Навсегда. Она не путалась в ролях и оказалась самым адекватным человеком в...] Николай Хрипков. Любовь с первого слова [Ну, мир! И что мир? Что же, интересно, о нем наразмышлять можно? Мир – он и есть мир. А Бог? А что Бог? Бог – он и есть Бог. А человек? Две руки, две...] Юлия Великанова. Будь его Солнцем, или Мы просто об этом не думаем (О романе Андрея Кошелева "Валери") [Наше бытие во многом рассчитано на глаза и зрение, на зрительное восприятие. Процентов 70 информации мы получаем и воспринимаем глазами. Зачем задумываться...] Дом вынимает пламя (О книге Веры Полозковой* "Lost and found") [Новая книга Веры Полозковой – собрание стихов, короткой прозы и фотографий – сильный эстетический опыт противостояния смерти...] Владимир Ив. Максимов. Ничего не требуя взамен... [Любой календарь – не без вычета, / Но тёплая осень – особенна: / Она, словно гречка, рассыпчата, / И солнечным маслицем сдобрена...]
Словесность