|

Вместо манифеста
1. Вместо чтения
Дискуссии дискуссиями, но -- тут Андреев прав -- в конце концов
хочется сесть и собраться с мыслями. И выясняется, что все
дискуссии были не про то. То есть, ясно, что всех волнует одно и то
же: "что теперь с нами будет?" -- но ответы ищут не
там. Сетература существует и окажет (уже начинает оказывать)
благотворное влияние на Литературу, но мы этого не видим, потому что
смотрим мимо. Или, вернее, сквозь -- как сквозь воздух, которым
дышим. Дальше можно не читать, я уже все сказал.
2. Вместо спора
В чем я совершенно согласен с Андреевым -- это в
определениях. Сетературу можно понимать в широком смысле и в узком
смысле.
Сетературой в широком смысле я буду считать любой художественный
текст, помещенный в Сети. Художественным текстом я для простоты
буду считать любой текст, написанный преимущественно с целью
создания художественного текста. Текст я буду понимать не в смысле
структурализма, а в смысле букв. (Таким образом, всякую мультимедию
я из рассмотрения исключаю, как отдельный от литературы вид
искусства).
Сетература же в узком смысле, или собственно сетература, -- это
текст, помещенный в Сети таким образом, что перенос его на бумагу
сопряжен со значительными потерями. Гипертекст, конечно, приходит
в голову в первую очередь, но это неважно, и вот почему:
3. Ничего не вместо -- тут-то самое главное и есть
Все дискуссии неизбежно вращаются вокруг сетературы в узком
смысле. Отрицается ли индивидуальное авторство коллективным?
Можно ли написать Подлинно Художественный гипертекст? Является ли
Литературой Сад расходящихся хокку?
Сетературой же в широком смысле участники дискуссий пренебрегают,
как интереса не представляющей и не заключающей в себе
существенной новизны.
Между тем, именно сетература в широком смысле (включая сюда и
собственно сетературу, как подмножество), послужит новому расцвету
Литературы, по моему глубокому убеждению. За примером обратимся к
математике (ибо наука лишь тогда). Математики (как, впрочем, и физики, и
со всевозрастающей скоростью другие ученые) уже почти
отказались от печатания работ на бумаге. То есть, еще печатают,
но скорее уже, как дань традиции. Интернет оказался настолько
эффективным способом публикации, что это вызвало к жизни новое
качество: электронные депозитарии статей стали почти играть роль
глобальных круглосуточных семинаров. Виртуальных, конечно, но это
совершенно неважно, потому что математики -- вообще виртуальные
люди.
Но точно так же (только мы этого еще не заметили) здоровый кусок
Интернета взял на себя функции глобального и круглосуточного
литературного салона. И ZR, и АРТ-ТЕНЕТА, и Центролит, и еще множество
проектов, в которых я не участвовал (когда же это началось? -- ах
да, De Lit. Zine!), но и не только это -- а еще и
Мира Кон и
Рома
Воронежский, М-р
Паркер и Юля
Генюк, и (да-да) Толик, и еще
сотни авторов, которых мне не довелось прочитать -- все это жужжит
и волнуется, публикует, читает и с горячностью обсуждает,
борется за Переходящее
Красное Знамя Буриме и за Двести Долларов
Лучшему Рассказу о Любви, не говоря уже о Мировой Революции.
Это -- Литературный Процесс. Процесс, неимоверно ускоренный
технологией, как, впрочем уже однажды было -- когда изобрели
книгопечатание. Да, шуму много -- и в смысле
теории информации, и в смысле ушей. Но возможность пишущему
человеку общаться с себе подобными, где бы они ни находились,
многократно перевешивает трудности человека читающего, который
тонет в шуме. Такого еще не было.
Революция? Протри монитор -- вот она.
Вместо подписи: <a href="http://centrolit.kulichki.net/centrolit/manin">М</a> , январь 1998
P.S. Я тут многое преувеличил, и в частности, новизну
идеи об Интернете, как литературном салоне. И Алексей Андреев (в эссе
CETERA), и
Роман Лейбов (в дискуссии о
Сетературе, если нигде более) об этом уже писали. Однако
важность темы, по общему признанию, трудно преувеличить, и она
заслуживает эмфатического повторения.
© Дмитрий Манин, 1998-2023.
© Сетевая Словесность, 1998-2023.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
 |
Ирина Фельдман: Посланница Божественной Любви [Я еще не умею любить, но уже смотрю любви в лицо. Только это не романтическая любовь. Я люблю людей, которые читают мои истории. Людей, которые встречаются...] Анна Аликевич: Религия добра (о сборнике стихотворений Марии Фроловской и Натальи Захарцевой "Антоновка с Авалона") [Радование жизни, способность ощущать счастье цветения и свет надежды прежде всего – отличают творчество героинь материала. Должна ли настоящая поэзия...] Павел Сидельников: Из книги стихотворений "Долгое дыхание" [Восходит солнце. Тем и хороша, / быть может, ночь – наутро оставляет / минуту на прощанье. О, душа! / Сойти б с ума, да ум не позволяет...] Олег Горшков: Пришествие печали [Печаль в твоём вине, твоих стихах, / и в музыке, и в запахах, и в детях. / Избыта боль, куда-то канул страх, / и лишь печаль господствует на свете...] Елена Сомова: Пять рассказов [Не спеши отдавать Божью милость, самой тебе дарованную в виде любви, даже когда просчиталась. Не отдавайся ошибке и не отчаивайся...] Любовь Берёзкина: "Круглый стол" на тему "Тенденции и проблемы современной поэзии", Часть I [Наша задача: попытаться показать литературный процесс изнутри. Для этого совершенно разным, не знакомым между собой представителям литературной среды...] Людмила Свирская: Покой не наступает на Земле [Покой не наступает на Земле, / В весну не открывается фрамуга – / В глухом, непроходимом феврале / Сидим, молчим и смотрим друг на друга...] Пётр Старцев: Билет на море [Наши роботы нас никогда не простят, / Наши роботы нас не осудят. / Наши роботы нам надонатили стяг, / Под которым нас выведут в люди...] |
X | Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |
|