Дискуссии дискуссиями, но -- тут Андреев прав -- в конце концов
хочется сесть и собраться с мыслями. И выясняется, что все
дискуссии были не про то. То есть, ясно, что всех волнует одно и то
же: "что теперь с нами будет?" -- но ответы ищут не
там. Сетература существует и окажет (уже начинает оказывать)
благотворное влияние на Литературу, но мы этого не видим, потому что
смотрим мимо. Или, вернее, сквозь -- как сквозь воздух, которым
дышим. Дальше можно не читать, я уже все сказал.
2. Вместо спора
В чем я совершенно согласен с Андреевым -- это в
определениях. Сетературу можно понимать в широком смысле и в узком
смысле.
Сетературой в широком смысле я буду считать любой художественный
текст, помещенный в Сети. Художественным текстом я для простоты
буду считать любой текст, написанный преимущественно с целью
создания художественного текста. Текст я буду понимать не в смысле
структурализма, а в смысле букв. (Таким образом, всякую мультимедию
я из рассмотрения исключаю, как отдельный от литературы вид
искусства).
Сетература же в узком смысле, или собственно сетература, -- это
текст, помещенный в Сети таким образом, что перенос его на бумагу
сопряжен со значительными потерями. Гипертекст, конечно, приходит
в голову в первую очередь, но это неважно, и вот почему:
3. Ничего не вместо -- тут-то самое главное и есть
Все дискуссии неизбежно вращаются вокруг сетературы в узком
смысле. Отрицается ли индивидуальное авторство коллективным?
Можно ли написать Подлинно Художественный гипертекст? Является ли
Литературой Сад расходящихся хокку?
Сетературой же в широком смысле участники дискуссий пренебрегают,
как интереса не представляющей и не заключающей в себе
существенной новизны.
Между тем, именно сетература в широком смысле (включая сюда и
собственно сетературу, как подмножество), послужит новому расцвету
Литературы, по моему глубокому убеждению. За примером обратимся к
математике (ибо наука лишь тогда). Математики (как, впрочем, и физики, и
со всевозрастающей скоростью другие ученые) уже почти
отказались от печатания работ на бумаге. То есть, еще печатают,
но скорее уже, как дань традиции. Интернет оказался настолько
эффективным способом публикации, что это вызвало к жизни новое
качество: электронные депозитарии статей стали почти играть роль
глобальных круглосуточных семинаров. Виртуальных, конечно, но это
совершенно неважно, потому что математики -- вообще виртуальные
люди.
Это -- Литературный Процесс. Процесс, неимоверно ускоренный
технологией, как, впрочем уже однажды было -- когда изобрели
книгопечатание. Да, шуму много -- и в смысле
теории информации, и в смысле ушей. Но возможность пишущему
человеку общаться с себе подобными, где бы они ни находились,
многократно перевешивает трудности человека читающего, который
тонет в шуме. Такого еще не было.
Революция? Протри монитор -- вот она.
Вместо подписи: <a href="http://centrolit.kulichki.net/centrolit/manin">М</a>, январь 1998
P.S. Я тут многое преувеличил, и в частности, новизну
идеи об Интернете, как литературном салоне. И Алексей Андреев (в эссе
CETERA), и
Роман Лейбов (в дискуссии о
Сетературе, если нигде более) об этом уже писали. Однако
важность темы, по общему признанию, трудно преувеличить, и она
заслуживает эмфатического повторения.
Иван Бесчинкин: "Рататуй" и другие рассказы[Дети любят зверей. Наших наследников заранее обучают правильной расстановке приоритетов. Надо любить их, а не людей, потому что животное - это животное...]Евгений Иваницкий: Попытка оглянуться[Колеблется пламя, дрожит, угасая, / Свеча затухает... Займётся ль другая? / И что же запомнилось, что же осталось? / Был шарик воздушный, надежда...]Роман Смирнов: No fate[времена временами арбайтней / боты плитку читают по фене / ты искал скрипачей на арбате / а нашел банкоматы в кофейне...]Людмила Табакова: Была ли белочка?: и Прийти, чтобы остаться: Два рассказа[Как-то ночью, когда мело, а Хозяин Вселенной забыл воткнуть в чёрный лист неба кнопки-звёзды, когда совсем рядом выли голодные волки, а встревоженный...]"Полёт разборов", серия пятьдесят пятая, 16 января 2021: Рецензии[Стихи Елены Новожиловой, Артёма Ушканова и Всеволода Федотова рецензируют Людмила Вязмитинова, Ирина Кадочникова, Борис Кутенков и Александр Марков...]