Выдавая мандат "Сетевой Словесности" на участие в составе жюри конкурса имени Николая Гумилева, Георгий Жердев напутствовал меня так: "Работа эта не из легких. Вот прочитаешь несколько сотен стихотворений, мало-то не покажется. Голова так вспухнет, что самому расхочется что-либо когда-либо писать". С тревожным чувством я ожидал электронную посылку материалов из Петербурга. Но тревоги оказались напрасными, и вот теперь, после подведения итогов полуфинала, я могу признаться, что все было не зря, напротив, я получил большое удовольствие от проделанной работы.
Все это мне напомнило последние горбачевские годы. Тогда на смену советской поэзии неожиданно пришла молодая и незнакомая. Появилась она не сразу: сначала на страницах более смелой прибалтийской периодики, затем перекочевала в наши блокноты из "Континента", который неожиданно стал доступен в залах "Белинок" и "Щедринок". Стихи "новых" поэтов активно печатал не только революционный "Огонек", но и самые неожиданные издания, которые, казалось бы, и к поэзии имели весьма далекое отношение. Так, никогда не забуду свою случайную находку - великолепную подборку стихов "Московского времени" в еженедельной газете "Советский цирк". Мы с женой были молодыми бесквартирными специалистами - врач и учительница литературы. На дворе наступали тревожные времена - дороговизна, всеобщий дефицит, перебои с продуктами. Но нас это мало тогда волновало: у нас было сокровенное - настоящая поэзия. Какое это было счастье: во время очередного дежурного отключения света читать на кухне друг другу по памяти полюбившиеся стихи! "Дар, обнаженный город мой, сна и дождя глоток, словно улитка, свернутый рожками на Восток", - начинаю я. А Маша подхватывает: "Город с худой котомкою, что ж ты ползешь за мной вечером, мягко скомканным, серою простыней". Вспомнилось это сегодня потому, что для нас в тот момент было совсем не важно, кто автор этих чудесных стихов: молодой сорокалетний парень с непривычным для русского уха именем, провинциальная саратовская барышня-филологиня или таинственный чудак, спрятавшийся под смешным псевдонимом "Лев Лосев". Стихи были стихами, стихи говорили сами за себя.
Вот и нынче, во время "жюрения" стихотворных подборок конкурсантов "Заблудившегося трамвая", мы с женой испытывали те же чувства: радость от встречи с прекрасными стихами таинственных авторов, укрывшихся просто под номерами "узников" секрета.
Конкурс еще не завершился. Имен победителей я не знаю, прогнозировать не берусь. Да это и не важно. Очень хочется дать суммарную характеристику прочитанного:
высокий профессиональный уровень номинированных на конкурс работ
интересные находки молодых поэтов при создании художественного образа
внимание авторов к мелодике стиха, фонетическим экспериментам
"языковая игра" - как тенденция
нечастая собственная ритмика (мне встретились только два оригинальных поэта: первый создает стихи-молитвы, стихи-медитации, а второй имеет большой интерес к фольклорной ритмике - прибауткам, пословицам, частушкам. К сожалению, встретилось много заимствованной ритмической стилистики: Бродский, Марина Ивановна, Кенжеев, Пастернак и даже товарищ Маяковский с господином Северяниным.)
почти не были представлены работы, в которых авторы пытались бы изменить внутреннюю архитектонику стихотворения. На конкурсе были прекрасные традиционные стихи, но не было случаев новаторства в форме стихосложения.
Прошло почти двадцать лет со времен тех чтений при свечах. Большинство из полюбившихся поэтов стали знаменитыми. Кто-то умер, кто-то сменил поэзию на прозу, кто-то бросил писать. Хотелось бы пожелать конкурсантам, чьи талантливые стихи мне посчастливилось прочитать, продолжения экспериментов. Хочется, чтобы авторы не останавливались на достигнутом. И тогда, я надеюсь, "Трамвай" никого незаслуженно "не объедет".
Сергей Слепухин
ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ
(полюбившееся)
I. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
*
"овидий глаза"
*
"Луна прозрачна и видны
Моря с обратной стороны"
*
"Ветер пред грозою заземляет листья"
*
"И сом тяжелый, как похмелье,
Едва колышет веер жабр.
Он одинокий дирижабль,
Затертый в карамельных мелях"
*
"Слово "Керчь" пропершило, прокаркало, точно больной"
*
"ходишь бормочешь маменька маменька а она в ответ катманду катманду
полно мой маленький моя маленькая"
*
"Не соврет Босаврюк про веревку и крюк"
*
"Бабы мучат внучат, батогами стучат"
*
"А я ересь несу, да не вынесу"
*
"Что ширь нужна, как нашатырь"
*
"Водой из лужи залужу"
*
"И стрептоцид не воздаст сторицей,
Если провалится переносица.
Грудой бумаги лежит мой рыцарь,
Я - безработный оруженосец"
*
"Баю-бай - на краю не ложиться,
только к стенке и чтоб - на живот...
По ночам шебурша шебуршится.
А по дням чепуха чепушится -
лопушится, ершится, живет"
*
"Асфодель асфальта"
*
"Чужаки обжили живьем жилище"
*
"Остается плюнуть и плыть, не глядя"
*
"В коллекцию коктебелек"
*
"Куски парусов спуская"
*
"Кинешь клич - не получишь ключа"
*
"Шуршите губами "суша",
А я промолчу "марина""
*
"и куда ни кинь журавлиный клин"
*
"смуглый сумрак сурик да сурьма"
*
"эти губы Гомер"
*
"пьер ипохондрик высох"
*
"глядя на море на горькую эту гладь
гладя ладонь бесценную эту кладь
перебирая волны за прядью прядь"
*
"Если б кто-нибудь знал, сколько он перешел Рубиконов"
*
"Пишу тебе из мрачной дельты Стикса"
*
"Но по весне, в разливах Черной Леты"
*
"Небо валится с ног"
*
"Где дуют в усы по-гусарски бореи,
Где крутят планеты легко диск-жокеи"
*
"До Киева, ручки и точки
тебя доведёт он"
*
"а сколько было звёзд, моя душа!
как будто в мире - день, а чёрный купол
изрешетил маньяк из калаша!"
*
"и ангелы, больные птичьим гриппом,
пикируют с простреленных небес"
*
"филан-тропический остров"
*
"кровоподтекст"
*
"писать стихи - становится войной
одна строка считается за три"
*
"Мне нравятся зебры - обычные зебры,
они полосаты, и этим - волшебны.
Они не расисты, скорее, - нацмены,
но каждой полоской - тигрины, надменны.
Они чёрно-белы, они пограничны,
как первые фильмы, они лаконичны.
Как фильмы - наивны, немы и невинны,
они фортепьянны, они пианинны"
*
"когда уже под небом серым
я окажусь не ко двору
я заболею эсэсэсэром
и от него потом помру"
*
"А с юга облаком косматым
летит над каменной грядой
не то Осама с автоматом,
не то Хоттабыч молодой"
*
"в образе Хендрикса
уже является Харон мужику"
*
"Лети, лети, анапест-птеро-дактиль"
IV. ГЛУБОКОЕ, МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ
*
"Час игрек"
*
"Мне уже известно - жизнь наступит позже"
*
"Бессловесно. В зеркале - вдвойне"
*
"Эпоха вымыслов и грез в холодной вате
Осталась елочной звездой на память детям"
*
"Перекрыты все трассы, ведущие в Рим"
*
"Знаю, время лечится"
*
"еще от яви сон не отделен"
*
"еще не больше взгляда ойкумена
где колыбель волшебную мою
качают жизнь и смерть попеременно"
переведи это слово с мертвого на живой
переведи это время с прошлого на теперь
слышишь в крови ревет одинокий зверь
переведи его через улицу дверь закрой
дай ему хлеба черного белого молока
дай ему губы чермные смертному научи
дай ему имя чтобы в земной ночи
звать его окликать из небесного далека...
*
слегка усопший и полупустой
укатанный обыденным маршрутом
очнёшься вдруг - а рядом - дух
Святой
без шуток.
и он молчит
и ты дурак молчишь
а ведь спросить про многое хотелось...
но нет тебя
а то, что "пазик" мчит -
лишь тело
*
Облака над иудейскою пустыней
истончились. Через рваную прореху
медно-красный луч упал на хмурый камень,
притворившийся сейчас огромной рыбой.
И померк левиафан за горизонтом.
*
Когда причаливают лодку харонову
к крутому берегу Восточной реки,
и грузят ту или иную херовину,
бычки за уши заложив, моряки.
*
Одиссей в Одессе провел неделю.
Семь кругов платанов, притонов, трюмов.
Рыбаки и шлюхи, дивясь, глядели
Как он ел руками, не пил из рюмок,
Золотой катал по столу угрюмо,
На цветастых женщин свистел с прищура
И любая Розочка или Фрума
Понимала враз, что халда и дура.
Рыбаки хотели затеять бучу,
Но Язон Везунчик сказал ребятам:
"Он кидает ножик, как буря - тучу.
В этой драке лучше остаться рядом".
Одиссей допил свой портвейн и вышел.
Мостовая кладка скребла мозоли.
Вслед за ним тянулся до самой крыши
Резкий запах весел, овец и соли.
...Не по-детски Одесса мутила воду.
Он базарил с псами вокруг Привоза,
Обошел сто лавок шитья "под моду"
И казались рыжи любые косы,
Остальное - серое, неживое.
Как твердил напев скрипача Арона:
"Уходить грешно, возвращаться - вдвое".
По пути из Трои - ни пня, ни трона.
Одиссей дремал на клопастых нарах,
Покупал на ужин печенку с хреном,
Заводил друзей на блатных бульварах
Отдыхал, и лень отдавала тленом...
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах[Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...]Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём[Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...]Алексей Смирнов. Два рассказа.[Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...]Любовь Берёзкина. Командировка на Землю[Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.]Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду[Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.]Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней.[Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...]Аркадий Паранский. Кубинский ром[...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...]Никита Николаенко. Дорога вдоль поля[Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...]Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц)[О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.]Дмитрий Аникин. Иона[Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]