Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность


 

Ольга Василевская

Книга отзывов


ЦИТОТРОН

Лента отзывов
Общий форум в LiveJournal
Книга жалоб и предложений


Елена Бородина. Белый шум. Стихи
Лора Катаева. Ласточки наших слов. Стихи
С. К. К. (Сергей Кудрин). Танцпол для парапсихологов. Стихи
Лана Юрина. На грани. Стихи
Акоп Арутюн. Стихотворения. Перевод с армянского: Мартин Арутюнян, Николай Милешкин
Светлана Богданова. Попробуй не засмеяться. Рассказ
Аркадий Паранский. У Печоры у реки... Рассказы
Вахтанг Чантурия. Восемь бит. Рассказ
Мила Борн. Другая Агата, или искусство стать невидимым. Эссе
Юлия Великанова. Что же значило это странное "memory postum" (О поэтическом сборнике Милы Борн). Рецензия
"Поэты останутся в истории не по эстетическим соображениям". Телеграм-беседа с Борисом Кутенковым в рамках проекта Voinovpoetry

Поставьте себе кнопочку!
Инструкции по установке
Авторская кнопка
Имя:   
E-mail: 
Внимание! Указывая свой почтовый адрес,
Вы совершаете это на свой собственный страх и риск!
Сообщение: 
  Внимание: временно,
в целях борьбы со спамом,
нам пришлось запретить
любые web-адреса (URL)
в текстах сообщений.
Постарайтесь обходиться
без них!
Допустимые тэги: <b>bold</b>, <i>italic</i>, <u>underline</u>
<tt>моноширинный шрифт</tt>


  



Архивы: 



27.01.16 08:18:22 msk
pintado

Мне недавно в руки попала интересная подборка стихов Ольги Василевской. Сразу скажу, что я человек далекий от поэзии (и более близкий к музыке), поэтому мое впечатление — это мнение рядового и не слишком искушенного читателя.

Мне кажется, что стихи Ольги занимают благословенное средиземье между скалистыми горами профессиональной поэзии и разливанным морем самодеятельных "стишат". Это действительно стихи, поэтические творения, но в них есть что-то очень непосредственное и живое. Первое сравнение, что мне приходит в голову — это американская grassroots music; не доморощенная самодеятельность, а именно живое, талантливое музицирование, идущее от сердца. Для профессионального уровня оно недостаточно рафинировано, в нем слишком много эклектичных примесей. Удивительным образом в стихах Ольги задействованы все словесные пласты языка, от традиционного поэтизма ("душная светлица", "спелая зарница", "ночь-молчальница", сполохи и версты) до современных компьютерных терминов (вай-фай, плейлист, "Я ворую твои хэштэги" и "Кто-то сверху нам поставит лайк"). Головокружительный стилистический зигзаг иногда вписывается в пределы нескольких строк: так, например, в стихотворении "Между апрелем и октябрем" после образцово-академичной строки "Сонный август в бреду окликает грядущую осень" ступенью вниз следует разговорно-интернетное "Стрекочет новостная лента", а затем фраза еще раз неожиданно поворачивает и проваливается в слэнг: "Слишком мало небес, но пофиг". Я скромно умолчу о постмодернистском коллаже и игровой ироничности. Скажу только, что я не считаю такую эклектику и попуррийность недостатком, даже напротив — такая неровность/неотполированность строк кажется мне ценным противовесом безупречному и безличному ремесленничеству, которое как раз отбивает всякий интерес к поэзии. Сама Ольга пишет, что "осталась цветком неразумным", и мне кажется, что эта "неразумность цветка" отчасти сродни поэзии Эмили Дикинсон: простота голубя, чуткость сердца.

Я читала подборку стихов за 2015 год, и две главные темы в творчестве Ольги я бы обозначила так: ночное виртуальное общение и ожидание от жизни чуда. Первая тема выражается открыто и доминирует, тогда как вторая проходит, скорее, скрытым фоном, подспудным желанием, просвечивающим между строк. Я думаю, обе эти темы переплетены между собой, поскольку (текстовое, социальное) общение в интернете часто напоминает спиритический сеанс, общение с духами — невидимыми, потусторонними, развоплощенными собеседниками. Я бы сказала, что виртуальное общение нашло в Ольге Василевской своего певца. Приведу в подтверждение тому несколько цитат:

"На твоей странице тишь.
Мир, как сейф, и ты в нем спишь.
Поздно так, что даже рано..."

"Что всё это означает — будешь гуглить до утра"

"...Заграницы и столицы
Проплывают утром в ленте, поделиться и забыть"

"Сколько надо звезд и кофейной гущи,
Чтобы угадать, кто кого — в костер.
Я живу — шепчу, я в режиме ждущем,
И во мне звучит соло до-минор"

"И я, как прежде, на твоей волне,
Беззвучно пребывая за чертой".

Ценность поэтического текста состоит в том, чтобы в нескольких строках, сжато и концентрированно, рассказать целую историю, которую по опорным точкам можно развернуть затем обратно в воображении в полноценное повествование, и в следующем четверостишии, на мой взгляд, у Ольги это получилось блестяще:

"Из круга вон, как я уже умела.
(Забыт пароль. Восстановить? Уйти?)
А осень лишь очертит желтым мелом
На зыбкий свет окольные пути".

Тот, кто терял постоянного ночного собеседника/друга и был вынужден затем искать, чем заполнить эту внезапно образовавшуюся пустоту в привычном укладе жизни — искать окольные пути до рассвета — тот поймет рассказанную историю.

По стихам рассыпано еще много мелких симпатичных камешков, которые можно ходить и собирать:

"Сны — артхаус, а явь — "Каменская", сотый сезон"

"мы два острова несвободы"

"Чья ты путеводная звезда,
Если мы и днем с тобой впотьмах?"

"Пограничная полночь и глыбь. Жаль, что дальше не пустишь".

Отдельно отмечу пассаж, который мне нравится больше других — здесь просто цветаевская экспрессия:

"...я сама себя взломала.
Опровергни!"

Это совершенно из ниоткуда взявшееся повелительно-ученое "Опровергни!" — словно пробившееся в современность из средневековых споров схоластов — кажется мне особенно забавным и удивительным.

В заключение скажу, что я прочитала эту небольшую коллекцию стихов и с интересом и с удовольствием и охотно присоединяюсь к тем сетевым комментаторам, что призывают: "Оля, пиши еще!"








НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Светлана Богданова. Попробуй не засмеяться [Я знаю, что сейчас мое путешествие прервется, и мне надо все запомнить и все записать. Поезд старательно подыгрывает мне, выводя под занавес на свою сцену...] Мила Борн. Другая Агата, или искусство стать невидимым [Загадочная история исчезновения Агаты Кристи. Что произошло и, главное, почему? Это стало не просто газетной сенсацией, но и глубоким психологическим...] Акоп Арутюн. Стихотворения [Я останусь с сухими глазами, – / свежим, / как возлюбленный солнца...] С. К. К. (Сергей Кудрин). Танцпол для парапсихологов [Прочесать лебедем / Вышний Стонхедж. / / Попросить Мерлина / Оживить булыжники.] Елена Бородина. Белый шум [Всё тот же хрупкий лист неповторим / в своём полете ветреном, бесстрашном / из неба в бесконечность – Бог бы с ним. / Вот – новый день, / а что...] Аркадий Паранский. У Печоры у реки... [Это было чудо какое-то – поле белых астр. Но самое поразительное: среди белого, напоминающего пушистое покрывало, пространства алели ярко-красные, почти...] Вахтанг Чантурия. Восемь бит [Восьмая часть меня живет в мире восьмибитной игры о праздно шатающемся по пыльным улицам большого города пьянице...] Юлия Великанова. Что же значило это странное "memory postum" (О поэтическом сборнике Милы Борн) [Перед нами поэтические тексты прозаика и драматурга. Это чувствуется в каждой строке. Непрерывное повествование, нарратив, впрочем, чрезвычайно поэтичный...] Борис Кутенков: "Поэты останутся в истории не по эстетическим соображениям" [Телеграм-беседа с поэтом и критиком Борисом Кутенковым в рамках проекта Андрея Войнова Voinovpoetry: "20 вопросов Борису Кутенкову".] Лора Катаева. Ласточки наших слов [Всё – молчание, тайна, но истины не видать. / Нам бы выстоять, искренний мой, залетай сюда, / Это небо глотай до упаду – и ешь, и пей, / Просто...] Лана Юрина. На грани [Пока не время – пой, летай, кружись, / хватай в охапку солнечные блики! / Ещё чуть-чуть – и я тебя окликну, / и обниму, и расскажу про жизнь...]
Словесность