Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Мемориал-2000

   
П
О
И
С
К

Словесность


 

Ольга Василевская

Книга отзывов


ЦИТОТРОН

Лента отзывов
Общий форум в LiveJournal
Книга жалоб и предложений


Анна Аликевич. Тайный сад. Стихи
Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа. Стихи
Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... Стихи
Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки. Стихи
Айдар Сахибзадинов. Жена. Повесть
Джон Бердетт. Поехавший на Восток. Рассказ, перевод с английского: Евгений Горный
Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём. Миниатюры
Владимир Алейников. Пуговица. Эссе
Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною...". Эссе
Владимир Спектор. Четыре рецензии.
Литературные хроники: Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! Вечер памяти поэта Ильи Бокштейна (1937-1999) в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри"

Поставьте себе кнопочку!
Инструкции по установке
Авторская кнопка
Имя:   
E-mail: 
Внимание! Указывая свой почтовый адрес,
Вы совершаете это на свой собственный страх и риск!
Сообщение: 
  Внимание: временно,
в целях борьбы со спамом,
нам пришлось запретить
любые web-адреса (URL)
в текстах сообщений.
Постарайтесь обходиться
без них!
Допустимые тэги: <b>bold</b>, <i>italic</i>, <u>underline</u>
<tt>моноширинный шрифт</tt>


  



Архивы: 



27.01.16 08:18:22 msk
pintado

Мне недавно в руки попала интересная подборка стихов Ольги Василевской. Сразу скажу, что я человек далекий от поэзии (и более близкий к музыке), поэтому мое впечатление — это мнение рядового и не слишком искушенного читателя.

Мне кажется, что стихи Ольги занимают благословенное средиземье между скалистыми горами профессиональной поэзии и разливанным морем самодеятельных "стишат". Это действительно стихи, поэтические творения, но в них есть что-то очень непосредственное и живое. Первое сравнение, что мне приходит в голову — это американская grassroots music; не доморощенная самодеятельность, а именно живое, талантливое музицирование, идущее от сердца. Для профессионального уровня оно недостаточно рафинировано, в нем слишком много эклектичных примесей. Удивительным образом в стихах Ольги задействованы все словесные пласты языка, от традиционного поэтизма ("душная светлица", "спелая зарница", "ночь-молчальница", сполохи и версты) до современных компьютерных терминов (вай-фай, плейлист, "Я ворую твои хэштэги" и "Кто-то сверху нам поставит лайк"). Головокружительный стилистический зигзаг иногда вписывается в пределы нескольких строк: так, например, в стихотворении "Между апрелем и октябрем" после образцово-академичной строки "Сонный август в бреду окликает грядущую осень" ступенью вниз следует разговорно-интернетное "Стрекочет новостная лента", а затем фраза еще раз неожиданно поворачивает и проваливается в слэнг: "Слишком мало небес, но пофиг". Я скромно умолчу о постмодернистском коллаже и игровой ироничности. Скажу только, что я не считаю такую эклектику и попуррийность недостатком, даже напротив — такая неровность/неотполированность строк кажется мне ценным противовесом безупречному и безличному ремесленничеству, которое как раз отбивает всякий интерес к поэзии. Сама Ольга пишет, что "осталась цветком неразумным", и мне кажется, что эта "неразумность цветка" отчасти сродни поэзии Эмили Дикинсон: простота голубя, чуткость сердца.

Я читала подборку стихов за 2015 год, и две главные темы в творчестве Ольги я бы обозначила так: ночное виртуальное общение и ожидание от жизни чуда. Первая тема выражается открыто и доминирует, тогда как вторая проходит, скорее, скрытым фоном, подспудным желанием, просвечивающим между строк. Я думаю, обе эти темы переплетены между собой, поскольку (текстовое, социальное) общение в интернете часто напоминает спиритический сеанс, общение с духами — невидимыми, потусторонними, развоплощенными собеседниками. Я бы сказала, что виртуальное общение нашло в Ольге Василевской своего певца. Приведу в подтверждение тому несколько цитат:

"На твоей странице тишь.
Мир, как сейф, и ты в нем спишь.
Поздно так, что даже рано..."

"Что всё это означает — будешь гуглить до утра"

"...Заграницы и столицы
Проплывают утром в ленте, поделиться и забыть"

"Сколько надо звезд и кофейной гущи,
Чтобы угадать, кто кого — в костер.
Я живу — шепчу, я в режиме ждущем,
И во мне звучит соло до-минор"

"И я, как прежде, на твоей волне,
Беззвучно пребывая за чертой".

Ценность поэтического текста состоит в том, чтобы в нескольких строках, сжато и концентрированно, рассказать целую историю, которую по опорным точкам можно развернуть затем обратно в воображении в полноценное повествование, и в следующем четверостишии, на мой взгляд, у Ольги это получилось блестяще:

"Из круга вон, как я уже умела.
(Забыт пароль. Восстановить? Уйти?)
А осень лишь очертит желтым мелом
На зыбкий свет окольные пути".

Тот, кто терял постоянного ночного собеседника/друга и был вынужден затем искать, чем заполнить эту внезапно образовавшуюся пустоту в привычном укладе жизни — искать окольные пути до рассвета — тот поймет рассказанную историю.

По стихам рассыпано еще много мелких симпатичных камешков, которые можно ходить и собирать:

"Сны — артхаус, а явь — "Каменская", сотый сезон"

"мы два острова несвободы"

"Чья ты путеводная звезда,
Если мы и днем с тобой впотьмах?"

"Пограничная полночь и глыбь. Жаль, что дальше не пустишь".

Отдельно отмечу пассаж, который мне нравится больше других — здесь просто цветаевская экспрессия:

"...я сама себя взломала.
Опровергни!"

Это совершенно из ниоткуда взявшееся повелительно-ученое "Опровергни!" — словно пробившееся в современность из средневековых споров схоластов — кажется мне особенно забавным и удивительным.

В заключение скажу, что я прочитала эту небольшую коллекцию стихов и с интересом и с удовольствием и охотно присоединяюсь к тем сетевым комментаторам, что призывают: "Оля, пиши еще!"







Словесность