Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Колонка Читателя

   
П
О
И
С
К

Словесность


 

Светлана Бодрунова

Книга отзывов


ЦИТОТРОН

Лента отзывов
Общий форум в LiveJournal
Книга жалоб и предложений


Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки".
Надежда Жандр. Театр бессонниц. Стихи
Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... Стихи
Никита Пирогов. Песни солнца. Стихи
Лана Юрина. С изнанки сна. Стихи
Ольга Андреева. Свято место. Рассказ
Андрей Бычков. Я же здесь. Рассказ
Игорь Муханов. Тениада. Миниатюры
Ольга Суханова. Софьина башня. Рассказ
Елена Севрюгина. Когда приходит речь. О книге Алексея Прохорова "Не одинокий рай"
Литературные хроники: Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике. Вечер поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри"

Поставьте себе кнопочку!
Инструкции по установке
Авторская кнопка
Имя:   
E-mail: 
Внимание! Указывая свой почтовый адрес,
Вы совершаете это на свой собственный страх и риск!
Сообщение: 
  Внимание: временно,
в целях борьбы со спамом,
нам пришлось запретить
любые web-адреса (URL)
в текстах сообщений.
Постарайтесь обходиться
без них!
Допустимые тэги: <b>bold</b>, <i>italic</i>, <u>underline</u>
<tt>моноширинный шрифт</tt>


  



Архивы:  17.05.05 (1)  



14.01.12 07:39:56 msk
Дан Маркович (dan@vega.protres.ru)

Светлана, я прочитал про "конец" одной из функций литературы, очень умное обсуждение. Конец или не конец - не знаю, только все это не очень-то и важно, и в сущности никакого значения не имеет, вернее, - временные колебания. Немного об этом я написал в "Новом мире" №12 за 2010 год.
О смысле творчества…
Мыслю — следовательно, существую, сказал философ.
То же самое относится к механизму творчества: оно — условие существования цельной личности. Вечное обегание тех самых “столбиков полосатых”, далеких ассоциаций — главных ощущений и образов, которые постоянно с нами от начала сознания и до последнего момента.
Если этой энергии или активности столько, сколько нужно для внутренней работы, уравновешенная цельная личность не захочет писать картинку или стих.
А творческий человек — он с гипертрофированной функцией далеких ассоциаций, причины сложные и разные, одна из них — страх перед распадом личности, опасение за цельность. Избыток вырывается в окружающий мир — этот тип начинает рисовать, писать картинки, сочинять музыку, определенным образом складывать слова…
Таким образом, творчество, искусство — не “отражение жизни”, а в первую очередь побочный продукт важнейшего внутреннего процесса, который происходит в каждом из нас. Чувственные модели в себе создают все, или, вернее, они сами создаются, а вот избыточность не у всех, и, как любая внутренняя несогласованность, причиняет массу беспокойств. Чтобы сохранить внутреннее равновесие, необходимо отбросить от себя избыточные образы — картины, рисунки, слова… Избавляемся, вынужденный процесс. Такая же необходимость, как рассеяние тепла в пространстве для сохранения постоянной температуры тела.
Эти выплески важны, они гармонизируют внутренний мир, а возможные взаимодействия родственных миров облегчают одиночество, на которое творческая личность обречена.
Идет время, жизнь стремится к равновесию со всем прочим миром. По мере приближения к нему истощается избыточность всех механизмов жизни, и этого — тоже.
Происходит затухание творчества: необходимость “отбрасывания” исчезает.
...................
Основная функция творчества - гармонизация наших внутренних процессов, все остальное - выплески и выбросы, они в сущности случайны, зависят от времени, и большого значения не имеют.


11.08.11 14:20:42 msk
Светлана

Виктор, я получила ваше сообщение. Но в нем не указан ваш мейл, ответить вам не могу. С.Б.


07.02.07 14:24:58 msk
Копчук Наталья (voskoboev@mail.ru)

Светочка, привет. Хотелось бы с тобой пообщаться, напиши на мой эл. адрес совй телефон Копчук Наталья (ЕвроПартнер)


05.05.06 17:24:42 msk
Светлана Бодрунова

Дополнение к заметке, порожденное дискуссией в Ливжурнале после публикации материала на Словесности:

Не следует забывать о таком канале информации, как радио. В крупных городах России существуют программы, освещающие современную, актуальную поэзию. Это, например, недавно закрывшаяся "Своя колокольня" Дмитрия Воденникова (Москва), "Радар" группы РЦЫ (Калининград), утренние и вечерние эфиры радио "Юность", петербургские радийные программы о поэзии и так далее. Однако вопрос о радио как о канале, способном формировать устойчивую общенациональную картину поэзии в обществе, сегодня, увы, не стоит; роль радийных программ может рассматриваться как дополнительная к роли ТВ и прессы.

автор приносит извинения Дмитрию Воденникову и создателям программы "Радар" за неупоминание их деятельности в материриале; автор также просит не обижаться всех тех поэтов, появление которых в национальных СМИ не отражено в заметке. Увы, мы не ставили перед собой задачи собрать ВСЕ имеющиеся факты; мы считаем, что это не является необходимым для освещения намечающегося тренда.


05.05.06 13:58:45 msk
Антонина (8318@mail.ru)

Светлана!

Во-первых,
спасибо за то, что вы постарались [попытались] не только осмыслить ситуацию с лит. , но и донести свою аргументированную позицию и позицию других участников семинара до не-поэтов, не-филологов доступно и внятно.

Во-вторых: "об элитности и городах-миллионниках"
[Это рефлексия. Поэтому, дальше,в  принципе, можно не читать:)

До 16 лет я жила с тоскливой уверенностью, что современной литературы в Саратове просто не существует. И каково было мое удивление – если не шок, когда через полтора года выяснилось, она не просто – есть, но еще и кипит и бурлит, да еще и перманентно!  (Причем, не могу сказать что, я как-то особенно не интеллектуальна, или мои друзья, готовы заказывать поэту «про любовь»)

Интересны два момента:
1. я очень случайно «наткнулась» на лит движение, познакомившись с одним из его участников. А мои друзья (регулярно пишущие и публикующиеся в местных альманахах), которые были лишены радости общения с Татой Кочелаевой, так и оставались в неведении. Поэтому возникал вопрос: а как и где искать? Бегать по городу с плакатом? Спрашивать у Яндекса где походят лит вечера?…и собственно, сформировалось очень четкое ощущение элитности: «мы никому не скажем, где мы и кто мы. Кто нас найдет – тот и молодец» Потому, что информации почти не было. А если она и проходила по массовым каналам (я даже не говорю о СМИ, речь идет о самых банальных вещах, типа афишки) то мало, редко не регулярно. Опять-таки, не претендую на обобщение, это просто мой опыт и опыт людей, с которыми я близко общаюсь.

2. Параллельно с движением на верхах, движение – «внизах» бурлило также активно. На родном филфаке не очень регулярно, но все-таки успешно, проходили лит вечера. Организовывали как правило студенты, слушать приходили не только студенты и не только филфака. Аудитории насколько я себе представляю, не пересекались…вот, собственно, и потеря в кол-ве, которое может перерасти в качество

Посему, как мне кажется, проблема аудитории – не только проблема понимания текстов (для кого писать?) и не столько – а проблема отношения к аудитории и стремления (или отсутствии оного) донести инфо. Причем, опять-таки вопрос формирования отношения к литературе и общего поля между слушателями/читателями и «пишущими» – на федеральном уровне – это одна задача, и ее, безусловно, нужно решать более сложными способами (инициирование лит рубрики в МК, например…). А вот наладить этот мост в одном городе – это задача, которая реализуется достаточно простыми, недорогими и менее объемными способами (самое простое и как ни странно действенное: афишки, устные презентации и т. д). Вопрос в том, а ощущают ли поэты-прозаики реальную потребность в новой аудитории? Настолько, что поэты (либо дружащие) готовы тратить свое собственно время и силы на привлечение новой аудитории?…С которой нужно знакомится, которую нужно учить и вовлекать в контекст… Вот, собственно, в чем вопрос, на который я не знаю ответ. 

PS я очень рада, что живу в Питере. Здесь все-таки, как-то прозрачнее

И удачи, Светалана.

С ув., Антонина


05.05.06 15:46:35 msk
din

Антонина, спасибо за такой развернутый отклик.

На мой взгляд, ответить на Ваш вопрос можно так.
Культурный слом начала девяностых заключался в том, что "вторая культура" (в том числе нонконформистская и диссидентствующая поэзия) вышли на поверхность, перестали быть под запретом. И возникла необходимость вооще хоть как-то сформировать понимание того, что в литературе реально происходит, - то есть сформировать субкультуру: расставить акценты, выделить главные линии развития, создать "центры притяжения"... Понять, на каком мы вообще свете находимся. В каждом более-менее крупном городе всё происходило именно так - за исключением тех городов, где количество пиитов не превышало десяти :) Вопрос о выходе на более широкую аудиторию не ставился вообще; более того, сама "широкая аудитория" оказалась крайне скомпрометирована в глазах поэтов-новаторов, поскольку читала и любила поэзию "первой культуры" и не читала (и, ergo, не любила) самиздат и тамиздат. Выход (и стремление выйти) на широкие общественные горизонты рассматривался как предательство идеалов настоящей культуры - мировой и российской.

Постепенно субкультура обрела зрелость, начала себя осознавать и оценивать; на мой взгляд, в такой субкультуре мышление 90-х превратилось в инерционное. Эта инерция сохранится еще долго - тем более если режим будет всё больше закрепощаться, как это происходит сейчас. Однако внутри субкультуры постепенно появляются фигуры, которым выход на эти самые широкие общественные горизонты кажется необходимым и критически важным для дальнейшей поэтической работы. То есть небольшой части субкультуры всё-таки нужна подпитка извне. Хорошо это или плохо - пока оценить сложно; я считаю, что это очень хорошо; основная часть лидеров поэтической субкультуры продолжает считать, что это очень плохо. Мнение о нужности аудитории в поэтическом мире, выросшем из "второй культуры", сегодня маргинально; на таких авторов распространяются едва ли не репрессивные механизмы со стороны поэтических "лидеров мнений". Но поэты, желающие общения с непоэтами, всё-таки начали появляться и заявлять о себе; происходит медленный, но уже заметный сдвиг парадигмы мышления в этических категориях тематики "поэт и общество". если раньше быть поэтом для общества было гадко и неправильно и нужно было быть поэтом "для своих", "для тех, кто понимает", - то теперь точно есть и особое мнение.

что касается вовлечения в контекст - это тот же спор, только другими словами. есть, опять же, две позиции: 1) в условиях культуры постмодерна читатель должен приложить усилие по осознанию предыдущей культуры и только после этого приступать к чтению стиха (контекст важнее текста - про-субкультурная позиция); 2) любой текст, если он претендует на расширение границ культуры и понимания мира человеком на данном этапе исторического развития, должен быть самоценен и нести информацию per se (текст важнее контекста - анти-субкультурная позиция). мне и тем, кто борется за выход к читателю и жизни изнутри субкультуры, ближе пункт 2 - в силу разных причин. вот я, например, просто люблю жизнь больше культуры :)

простите, что так длинно вышло.


05.05.06 09:37:34 msk
T.Пухначева

То, что не хватает много чего - я полностью согласна. К Пелевину у меня самой очень сложное отношение. Конечно, следуя "Homo ludens" Хейзинге, всякая игра заслуживает почтения. Но та интертекстуальная игра, которую предлагает Пелевин, мне лично кажется ску-у-у-чной, ужасно. А художественный уровень его текста не настолько высок, чтобы доставлять удовольствие при чтении.  Поэтому я и не уверена, что большие тиражи в данном случае благо.
Насчет Интернета вы меня не совсем убедили. Хотя бы потому, что слова "я профессионал медиа-сферы" моментально вызывают у меня настороженность, я немного знакома с агональной риторикой :-). Но, опять же, во многом с вами могу согласиться по части воздействия его на читателей-писателей.


05.05.06 15:57:08 msk
din

не пугайтесь :) у меня просто два профильных образования, и работаю я в сфере информационного риск-менеджмента и пиар-аудита :)) и литпроцесс в Сети наблюдаю не только как его участник, но и как человек, который по определенным критериям может сравнить один канал передачи инфо с другими. :)

в начале нулевых мы все были полны надежд на то, что Интернет станет главной и - что важнее - принципиально новой информационной средой. увы, пока нет признаков того, что эти надежды оправдались. как я уже сказала, как коммуникативный канал Сеть дала несколько новых возможностей; но как продуктивная информационная среда она себя не оправдала: опыт показал, что онлайновая картина сильно повторяет оффлайн, и все попытки сделать наоборот (я сама в таких участвовала) заканчиваются прахом. Сеть - очередное медиа-зеркало оффлайна, а не принципиально новая среда, и меня после пяти лет в сети вряд ли можно убедить в обратном. я подробнее исследовала этот феномен в одной своей статеечке про петербургских молодых поэтов; может быть, надо послать ее Георгию для публикации...


04.05.06 20:35:06 msk
Т. Пухначева.

Спасибо за содержательную и весьма информационную хронику. Особенно интересно прочитать это не имея возможности присутствовать вживую.
Но есть один момент, который меня лично несколько смутил. "...покупают хорошую прозу (вспомним тиражи Пелевина)...". Действительно, стоит вспомнить тиражи Пелевина, однако скорее с грустью. Вы  относите это к "хорошей" прозе? Вы считаете, что именно этого нам и не хватает?
И еще, мне кажется, что говоря об информационной среде, вы странным образом обошли Интернет. А дело идет к тому, что именно он становится главной информационной средой.


05.05.06 03:09:03 msk
din

Ну, "Чапаев и Пустота" - сложная, многоплановая вещь; рассказы пелевинские тоже вполне хороши, особенно на момент их написания; что касается повестей, то тут разные могут быть мнения - лично мне не нравится сильный налет концептуализма и антисоветчина, бьющая фонтаном :) А не хватает нам много чего; слава богу, что хоть Пелевин был (именно был)...

я наблюдаю литературу в Интернете с 2001 года; смею Вас уверить, что он не стал и не станет главной информационной средой :) я профессионал медиа-сферы, я могу судить :) то, что стало с самопубликующейся литературой в сети, называется свалкой; то, что от этой свалки отличается, повторяет картину оффлайновых тусовок на 95%. в остальном Интернет всего лишь помогает субкультурному взаимодействию на уровне разных городов. я сама "вышла из Сети" как публикующийся поэт, но признаю, что чем дальше, тем менее эта среда способна порождать и фильтровать Явления. когда формировалось мое поколение, Интернет был живителен и не так сильно засорен; сегодня он едва ли не губителен как для читателя, так и для автора. увы.

спасибо Вам за внимательное чтение.


03.05.06 17:26:50 msk
Алексей Караковский

Отличная статья, умная и внимательная. Однако, она не отвечает на вопрос, чем компенсировать крах русской литературы, только констатирует сам факт этого краха. Я думаю, ответ на этот вопрос - дело долгого времени, не так ли?


03.05.06 23:37:20 msk
din

ну, вряд ли заметка моя констатирует крах литературы :) она скорее о поляризации мнений внутри литературной субкультуры и - как раз - о поиске путей выхода из сложившейся "капсульной" ситуации.
посмотрим, что из всего этого выйдет.


19.05.05 17:12:49 msk
евгений (ewtuch@com.ru)

бахыт-компот

валенок тебе  в рот








НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Андрей Бычков. Я же здесь [Все это было как-то неправильно и ужасно. И так никогда не было раньше. А теперь было. Как вдруг проступает утро и с этим ничего нельзя поделать. Потому...] Ольга Суханова. Софьина башня [Софьина башня мелькнула и тут же скрылась из вида, и она подумала, что народная примета работает: башня исполнила её желание, загаданное искренне, и не...] Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки" [Сутки через трое коротких суток / переходим в пар и почти не помним: / сколько чувств, невысказанных по сути, – / сколько слов – от светлых до самых...] Надежда Жандр. Театр бессонниц [На том стоим, тем дышим, тем играем, / что в просторечье музыкой зовётся, / чьи струны – седина, смычок пугливый / лобзает душу, но ломает пальцы...] Никита Пирогов. Песни солнца [Расти, расти, любовь / Расти, расти, мир / Расти, расти, вырастай большой / Пусть уходит боль твоя, мать-земля...] Ольга Андреева. Свято место [Господи, благослови нас здесь благочестиво трудиться, чтобы между нами была любовь, вера, терпение, сострадание друг к другу, единодушие и единомыслие...] Игорь Муханов. Тениада [Существует лирическая философия, отличная от обычной философии тем, что песней, а не предупреждающим выстрелом из ружья заставляет замолчать всё отжившее...] Елена Севрюгина. Когда приходит речь [Поэзия Алексея Прохорова видится мне как процесс развивающийся, становящийся, ещё не до конца сформированный в плане формы и стиля. И едва ли это можно...] Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике [Авторский вечер филолога, академического преподавателя и поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри" 18 января 2024 года в московской библиотеке...] Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... [У жизни новая глава. / Простим погрешности. / Ко мне слетаются слова / на крошки нежности...] Лана Юрина. С изнанки сна [Подхватит ветер на излёте дня, / готовый унести в чужие страны. / Но если ты поможешь, я останусь – / держи меня...]
Словесность