Словесность      
П
О
И
С
К

Словесность

[ Оглавление ]

Елена Шерман

[Написать письмо]

О прозе, поэзии и о себе

Родилась 1 сентября 1973 г. во Львове, писатель, литературовед, кандидат филологических наук.

Особые отношения с письменным словом начались очень рано. Первое "произведение" - стишок про весну - записала мать, потому что в пятилетнем возрасте я еще писать не умела. Первая публикация - фельетон в "Пионерской правде" от 7 декабря 1984 г. - "Космонавт из 5-го "В". Позже последовали статьи во львовских газетах ("Молодая Галичина", "Субботняя почта", "Тут и там") на самые разные темы - от критики школьных учебников (на излете "перестройки") до проблем нелегальных рабочих в Греции.

В достаточно нежном возрасте - 12-13 лет - обнаружилось неожиданное пристрастие к чтению критических статей в "толстых" журналах, плавно перешедшее в изучение литературоведческих трудов, комментариев и прочих "примечаний к Шекспиру".

В результате выбор между журналистикой и филологией был сделан в пользу последней. В июне 1995 г. окончила Львовский государственный университет по специальности "русский язык и литература" (с красным дипломом), в октябре того же года поступила в аспирантуру. На тему своей работы, практически никем не исследованную, я вышла почти случайно, а в результате увлеклась настолько, что досрочно написала диссертацию "Художественная специфика русского исторического романа второй половины XIX века и проблемы развития жанра". В декабре 1999 г. защитилась в Одесском госуниверситете.

В общем, можно было бы сказать, что я "пишущий филолог" - явление более чем заурядное для современной словесности - если б филологом я не стала ощущать себя куда позднее, чем писателем. Правда и то, что между осознанием себя как литератора и публикацией результатов творческого процесса прошло много времени. Может, оно и к лучшему.

Начав со стихов, я постепенно перешла к прозе, не оставляя и поэтических жанров. Если говорить о мироощущении, то я всегда чувствовала себя скорее прозаиком, нежели поэтом (хотя была и остаюсь натурой лирической); следовательно, перефразируя известное определение пастернаковского романа как "прозы поэта", могу определить свою поэзию как поэзию прозаика. Сие означает, что я, конечно, не Пастернак -), однако имею основания считать свои стихи небезынтересными для романтического склада читателей, любящих в поэзии традиционные формы. Что же касается прозы, то тут я не буду себя хвалить, скажу лишь, что стараюсь писать так, чтобы читателю было интересно. Не верю, что глубина содержания неотделима от усложненности формы. Еще меньше веры в деление литературы по половым признакам. Не бывает мужской и женской прозы, бывает проза хорошая и плохая (то же относится к поэзии).

Не боюсь пафоса, вечных тем и сентиментальности, считаю ужасно скучными и, главное, неискренними все попытки эпатажа и ценю в литературе столь редкие качества, как вкус, чувство меры и умную иронию. Кстати, иногда что-то юмористическое (сугубо юмористическое) пишу сама, жаль, окружающая действительность не так часто вдохновляет на создание подобных текстов.

... А еще я люблю июньский дождь, белый шоколад и темно-красные розы.


    Основная библиография:

  • Путеводитель по преисподней, или Петербург в русском историческом романе. Нева, 1998, № 4.
  • Исторический роман Вс. Соловьева "Царь-Девица" и пушкинская традиция. Пушкин и русская культура. Материалы конференции молодых ученых 11-13 ноября 1997 г. М., 1998.
  • "Такого рая мне больше не найти...": феномен изображения Украины как аналога рая в русской исторической романистике второй половины XIX - начала XX столетия Научные записки Харьковского государственного педагогического университета им Г.С. Сковороды (серия "Литературоведение") вып. 2, 1999 (на укр. яз.).
  • Русский исторический роман 1870-1880-х годов: тенденции развития и проблемы исследования. Научные записки Харьковского государственного педагогического университета им Г.С. Сковороды (серия "Литературоведение") вып. 3, 1999 (на укр. яз.).
  • Эволюция темы "маленького человека" в русской исторической романистике второй половины XIX столетия. Филологические исследования, Луцк, 1999, № 1 (на укр. яз.).

    Публикации в интернете:

  • Русский переплет: Стихи
  • Девичник: Черные розы на белом, стихи

    Авторская страница

Рат
отрывок из романа "Исповедь"
(21 января 2009)
Диссиденты
рассказ
(5 мая 2003)
Последний очевидец
рассказ
(17 февраля 2003)
Сутки
рассказ
(9 декабря 2002)
Национализм как поклонение Танатосу
эссе
(25 сентября 2002)
Ксюша, милая...
рассказ
(15 июля 2002)
Тема любви в русской литературе
эссе
(14 февраля 2002)
Сокровище
рассказ
(24 декабря 2001)
Глюкоза и Гаденыш
рассказ
(17 июля 2001)
Ночь перед защитой
рассказ
(16 мая 2001)
Эволюция Петровского мифа в русской литературе
(12 января 2001)








НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сезариу Верде, Лирика [Именно благодаря Сезариу Верде (1855-1887) в португальскую поэзию вошли натурализм и реализм; более того, творчеству Верде суждено было стать предтечей...] Александр М. Кобринский: Версия гибели Домбровского [Анализ <...> нескольких вариантов возможной взаимосвязи событий приводит к наиболее правдоподобной версии...] Ян Пробштейн: Из книг "Две стороны медали" (2017) и "Морока" (2018) [Соборность или подзаборность, / совознестись или совпасть - / такая в этом благодать / и единенья иллюзорность...] Сергей Рыбкин: Между словом двоящимся нашим [и гасли фонари и ночь чернела / мелькали руки теплые - / огни / изломанного нами чистотела / на грани окончания земли] Максим Жуков: За Русский мир [Я жил в Крыму, где всяк бывает пьян, / В той части, где является он плоским... / Но я рождён на торжище московском, / Переведи меня через майдан...] Алексей Смирнов: Тайный продавец [Гроза персонала фирменных салонов и магазинов, гордость Ведомства Потребления, мастер перевоплощения и тайный покупатель Цапунов неуловимо преобразился...] Елена Крадожён-Мазурова, Легче писать о мёртвом поэте?! Рефрен-эпифора "... ещё живой" в стихотворении и творчестве Сергея Сутулова-Катеринича [Тексты Сергея Сутулова-Катеринича не позволяют читателю расслабиться. Держат его в интеллектуальном тонусе, кого-то заставляют "встать на цыпочки", потянуться...] Сергей Сергеев, Знаковый автор [В Подмосковном литературном клубе "Стихотворный бегемот" выступил Александр Макаров-Кротков.] Алексей Борычев: Оранжевый уют [О чём же я!.. ведь было лишь два дня: / День-гробовщик и подлый день-убийца. / А между ними - чья-то воркотня, / Которая нам даже не приснится!...] Соэль Карцев: Истина [Я когда-то был со страной един: / ералаш в душе, но хожу ухоженный. / Наша цель - дожить до благих седин, / стырив по пути все слова расхожие.....]