Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность



БЕЛЫЙ ШУМ


 


      НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ

      1.

      Там, за вокзалом – хрущёвки и сталинки,
      запахи снега и утренней сдобы.
      Топают, топчутся старые валенки,
      чтоб не раскиснуть и выстоять чтобы
      вместе с расплывшейся тёткой-обходчицей –
      греет ладони своим же дыханием:
      холод собачий – и спорить не хочется,
      проще кивнуть ей, а в случае крайнем
      молча курить, отвернувшись невежливо.
      Кружатся в поисках тёплой ночёвки
      в небе вороны, но лишь для приезжего
      сталинки эти и эти хрущёвки.

      2.

      Весь этот город – ни шпиля, ни башенки,
      как украшают, должно быть, столицы.
      Сразу признав своего: "Ты ж из нашенских!" –
      хрипло кричат мне горластые птицы.
      На Привокзальной – ларьки с магазинами,
      в клубе – кино про блондина Ришара.
      Всё, как всегда.
      Те же тётки с корзинами –
      а пирожочка кому с пылу с жару?

      3.

      Снег между рельсов – какая нелепица:
      поезд ушёл, отстучали вагоны,
      он же остался.
      "И, всё-таки, вертится!" –
      словно коперники, птицы-вороны
      делают птичье своё заключение,
      яблоко жадно клюя на перроне.
      И ничего не имеет значения –
      кто ты, откуда, что делаешь, – кроме
      кислой антоновки-беженки, брошенной
      кем-то из граждан объявленных рейсов.

      И попрощавшись – всего, мол, хорошего –
      снег убегает водой между рельсов.

      _^_




      О КРАНЕ

      А ты лежишь и ёжишься, когда
      из крана ночью капает вода,
      из-за чего мелеют океаны.
      А ты молчишь, когда в просвете штор
      качается рогатый месяц, чтоб
      гадали все – больной он или пьяный.

      Под окнами несутся – куд-куда –
      в куриной суматохе поезда –
      у каждого людьми набито брюхо.
      Собаки молча смотрят на луну,
      когда в запой, как рыба в глубину,
      ныряет твой сосед, хромой Илюха.

      А ты не спишь в привычной темноте
      и думаешь хотя бы о коте,
      бодающем и нежно, и упрямо
      твою ладонь – а ну-ка, дескать, гладь
      кошачью развалившуюся гладь,
      когда вода кап-капает из крана.

      Вода, вода, кругом – одна вода.
      Нет, слабаком ты не был никогда,
      да провалиться мне на этом месте!
      Но почему глазам так горячо,
      когда представишь, как вчера ещё
      поющий кран ты слушал.
      С кем-то вместе.

      _^_




      ТЮЛЬПАНЫ

      ... а к вечеру дождя уже не стало.
      Тюльпаны полыхнули слишком ало
      на слишком синем, кажется – крестись, –
      бездонном небе. Нет, не так. Бездомном.
      Дома многоэтажно, многотомно
      держали незаконченную высь
      случайной чайки в венчике цветочном.
      Гудели многострунно, многострочно
      Эоловы – не арфы – провода.
      И думалось легко и осторожно,
      что жить не столько нужно, сколько можно
      не лучше и не хуже всех, когда...

      Когда б не эти жаркие тюльпаны.
      Старательно строительные краны,
      как робин гуды, стрелы наточив,
      давали всем желающим жилища.
      "Тюльпаны – только зрелище, не пища", –
      бездумно говорилось и почти
      привычно со времён ещё Марьванны,
      добрейшей ботанички, чьи тюльпаны
      всходили средь экзаменов и драк
      на школьных грядках. Господи, прости, но...

      Но жить хотелось так невыносимо,
      не лучше и не хуже.
      Просто так.

      _^_




      ПЕСКАРИ

      ... а лучше ничего не говори,
      смоли цигарку с ночи до зари
      и думай, как в затоне за оврагом,
      играя, бьют хвостами пескари.

      И плещется тяжёлая вода –
      летит, сама не ведая, куда.
      А ты представь – в овраге у затона
      стеной стоит густая лебеда.

      Но ветер дунет лишь – пойдёт волна,
      зелёным морем быть она вольна.
      А ты не говори, не думай даже,
      что мне тобой объявлена война.

      Плывут ли пескари, чеканя шаг,
      полощется ли в небе белый флаг –
      молчание твоё невыносимо,
      и между нами ширится овраг.

      Но я смогу – вдохну на раз-два-три.
      Пескарики пускают пузыри,
      а я – двоякодышащая рыба,
      в овражьей лебеде плыву, смотри.

      _^_




      ПРО ШАРФИК

      Ломая межсезонный график,
      случался день, пригож и тих,
      и мы тогда носили шарфик:
      один – ты помнишь? – на двоих.
      Полоска импортного шёлка
      меняла шеи – как мужей
      соседка Капа: да пошёл-ка, –
      гнала последнего взашей
      из коммунального тумана,
      от коммунальных новостей.

      А нам тогда давала мама
      одну жестянку монпансье –
      они хрустели и крошились,
      и обжигало мятой рот.
      Под крики Капины: "Паршивец!" –
      бежал из кухни старый кот,
      багдадский вор в кошачьем теле:
      хитёр, удачлив, одноглаз.
      Мы перед зеркалом вертелись,
      решая, лучше кто из нас.

      И непрактичный, ненадёжный
      плескался шарфик за спиной:
      моей – до Первой Молодёжной,
      твоей – до площади Сенной.
      А дальше – всё. Поймём однажды:
      не лёгкий шёлк – тяжёлый драп
      на плечи давит каждой,
      каждой
      из двух больших несчастных Кап.
      Всего в достатке – самых разных
      котов, мужей.
      Всё – высший класс!

      И только шарфик – нитью красной
      насквозь, а после – мимо нас.

      _^_




      ПРО НЕБО

      Небо, упавшее в реку, по сути – река,
      или оно остаётся собой, даже если,
      путаясь в рыбах и чайках, плывут облака,

      перемешавшись со струями иловой взвеси,
      льются дожди, нарушая законы земли:
      вверх,
      по косой –
      непрерывно ли,
      мелким пунктиром.

      Белые, словно стихи, господа журавли
      тихо скользят над придонным таинственным миром.
      Вот научиться бы мне, не упавшей пока –
      сломленной лишь обстоятельством времени/места, –
      жить, оставаясь собой.

      И вбирает строка
      небо до капли – от ямба и до
      анапеста.

      _^_




      ПРО ХАНДРУ

      Устав от жалоб и простуд,
      лежишь, глаза зажмурив крепко
      и зиму чуя за версту,
      дрожишь, как сломленная ветка
      берёзы, клёна – всё равно
      каких пород, не в этом дело,
      а в том, что небо за окном
      скоропостижно побелело,
      плывёт – живое, как тоска.
      А ты, бессменный старый нытик,
      не ждёшь ни белки, ни свистка,
      живёшь в предчувствии событий
      красивых, ярких – где, алё?
      Придут с каким по счёту снегом?
      В туман окна остывший клён,
      опавшая берёза следом
      уходят. Выдохнешь тепло –
      хандра-мерзавка-сердцеедка,
      куснув, отпустит.

      А в стекло –
      не важно чья – стучится ветка.

      _^_




      О ПИТЕРЕ

      Опять дожди в осеннем Петербурге.
      Васильевский – слоистый старый бургер –
      кусает ненасытная Нева.
      Торопятся дожди проспектом Невским.
      В лиловых тучах прячется по-детски
      пугливая подруга-синева.

      Намокнув, тяжелеют драпы-твиды
      на спинах водостойких индивидов,
      с авоськами бегущих кто куда.
      Темнеют, намокая, твиды-драпы.
      Скульптурно львы отряхивают лапы
      и фыркают: вода, кругом вода.

      Снимаются с деревьев стаи листьев.
      Ворона, вспоминая басни лисьи,
      во всё воронье горло каркнет вдруг.
      А мы с тобой могли, но не успели
      приплыть дождями к Зимнему Растрелли –
      увидеться, обняться: здравствуй, друг.

      Разводятся, строги и бледнолицы,
      мосты великой северной столицы,
      друг друга обвиняя – дескать, Брут.
      Такое время: суетно и смутно –
      мы далеко, но знаем почему-то...

      ... дожди в осеннем Питере идут.

      _^_




      СИЮМИНУТНОЕ

      ... и каждый новый день – как новый год.
      Не праздник, нет – нелепица какая
      подумалась тебе. Наоборот,
      уже не ждёшь ни принца, ни трамвая,
      поскольку – циник, скептик, оптимист,
      и, как младенец, истину глаголишь.
      Прекрасен, словно жизнь, прозрачный лист,
      опавший ранней осенью всего лишь –
      предвестник листопадов и дождей.

      А ты опять испытываешь трудность,
      решая нерешимое: сложней
      не повседневность, но
      сиюминутность.

      Всё тот же хрупкий лист неповторим
      в своём полете ветреном, бесстрашном
      из неба в бесконечность – Бог бы с ним.
      Вот – новый день,
      а что потом –
      не важно.

      _^_




      КОГДА ЗИМА

      1.

      Когда зима, и жаром пышет печь,
      и где-то далеко "Родная речь",
      а вместе с ней – учебный понедельник,
      тогда встаёшь легко и с той ноги,
      а на столе дымятся пироги
      и бабушка, вздыхая: "Ох, бездельник!" –
      приглаживает вечный твой вихор.
      Ночных теней и страхов тихий хор
      меняется на жалобное соло
      соседа Лёхи: дескать, круговерть
      такая в жизни – впору умереть,
      так дайте же капустного рассола!
      Смахнёт слезу украдкой и вздохнёт,
      а ты ему – свой лучший самолёт
      со звёздами, военный. Станет жарко
      от щедрости своей: "Дядь Лёш, держи!" –
      и звонко, и отчаянно дрожит
      внутри тебя какая-то дрожалка.

      Мороз плетёт узоры на окне.
      Ты счастлив до мурашек по спине,
      когда не знаешь истину простую...

      ... и нет зимы, а ты на рубеже
      "уйти-нельзя-остаться", и уже
      не ищешь, где поставить запятую.

      2.
            Страх прибрежного леса...
              Игорь Джерри Курас

      Страх остывшей реки – для тебя, для меня –
      этой осенью поздней почувствуем. С неба
      вперемешку с дождём хлопья мокрого снега –
      на тяжёлую воду и белый ивняк,
      на звериные тропы, которые мы
      не смогли прочитать: не умеем по-лисьи.

      Для тебя, для меня – страх танцующих листьев,
      как пролог неожиданно ранней зимы,
      неожиданно ранних потерь двойников –
      отражений в речной нечитаемой зыби:
      мы её не поймём – не умеем по-рыбьи –
      от блестящих чешуй до литых плавников.

      Где та самая грань, за которой...
      когда...
      исчезают деревья под снегом и снами,
      эти дождь и река с невидимками-нами
      за мгновенье до страха прозрачного льда.

      3.

      Когда зима, ещё до февраля –
      нет ни чернил, ни перьев, ни пролёток.
      Забраться в глушь, в Саратов, милых тёток,
      как водится, отправить – вуаля –
      в столицу, на концерты и балы.
      Самой остаться в сталинке их древней
      и слушать, как стучат в окно деревья,
      и видеть, как туман из-под полы
      бросает звёзды: три, четыре, пять,
      туманно: "Третьим будешь?" – намекая.
      Поскольку жизнь короткая такая,
      то либо плакать, либо наливать.
      Бесхитростно, без лишней шелухи
      кивнёшь согласно. Тут же, шутки ради,
      в невесть откуда взявшейся тетради
      случатся мимолётные стихи.
      Свой рубикон привычно перейдя,
      часы умолкнут в "сталинском" эфире.
      А ты одна в большом прекрасном мире
      и, как ни странно, мир внутри тебя.

      Пузатенький прабабушкин хрусталь
      достать себя заставит из сервантов,
      и – хоть ты плачь!
      Уже без вариантов,
      когда зима,
      чернила
      и февраль.

      _^_




      БЛАЖЕННОЕ

      ... а снег блажен в неведенье своём
      законов бесконечного полёта
      сквозь небо или арочный проём
      сквозных пятиэтажек. Ты примётан
      невидимыми нитями ко мне –
      не разорвать: проверено – на совесть.
      Двойные, значит, прочные вдвойне.
      А снег читает город, словно повесть,
      не сосчитать в которой вечных тем, –
      как будто откровения от предков
      о нас с тобой в блаженной простоте,
      приснеженных друг к другу
      слишком крепко.

      ... блаженны мы в неведенье своём.

      _^_




      ПИТЕРСКИЕ ДВОРИКИ

      1.

      ... а Питер чистил крыши: снегопад
      на днях случился, тут же минус девять
      скатились в ноль – и тысячи лопат
      воспряли духом, зная, что им делать.
      В пласты врезались с хрустом ножевым,
      бросали вниз подтаявшие глыбы,
      а чудилось, что плыли, тяжелы,
      по тротуарам сказочные рыбы.
      В привычный шум вливался снежный гул,
      и тысячи зевак не без бравады
      картинно восклицали: "Караул!" –
      и выходить боялись из парадных.
      Им слышалось – как, будто от басов
      до сочных баритонов, выше, выше,
      на тысячи кошачьих голосов
      свободно пели питерские крыши.

      2.

      ... а в Питере – зима, и новый дождь,
      и небо, посеревшее от громких
      взъерошенных ворон. По самой кромке
      волнистой мостовой почти плывёшь –
      промокший и растрёпанный, как те,
      сидящие с утра на чёрных ветках
      старинных лип. А дождь прицельно, метко
      бьёт в спину в предрассветной темноте.
      Границы исторических домов
      сужаются, волнуясь. Колет сердце –
      в том доме делал радио Попов,
      а здесь на революцию звал Герцен.
      Подумаешь простецки: "Знать кабы –
      сидел бы на печи, писал в тетрадке,
      что в Питере – две трети, слышь, воды,
      истории – лишь треть.
      В сухом остатке".

      3.

      Вороны вызывают интерес –
      нет, каковы их питерские нравы!
      Не прохрипят: "Карлуха, ты – балбес!", –
      а молвят: "Карл Иваныч, вы не правы!" –
      и шаркнут лапкой, глядя сквозь пенсне.
      Вдруг вспомнишь кадры старой киноленты
      о жизни – той, прекрасной, как во сне.

      Вороны – что с них взять?
      Интеллигенты.

      _^_




      ЗИМНЕЕ

      Ты знаешь, я скучаю по тебе,
      по тем словам, что так и не сказала
      в метельной прошлогодней ворожбе
      на скверах привокзального квартала,
      на скорых поездах – всегда спешат
      носители заваренного чая,
      влюблённых птичек, зайчиков, мышат
      бессовестно навеки разлучая,
      на спелых сладких ягодах – давно
      осыпались рябины: ешьте даром!
      Такое вот привычное кино –
      ирония судьбы и с лёгким паром.
      И ты, мой друг, мой верный старожил,
      вдруг сделался нездешним новосёлом.
      Не скажешь мне: "Дай пять!", – а я: "Держи!", –
      Не помнится сегодня о весёлом.
      И жаль, уже не нам с тобой краснеть,
      слегка соприкоснувшись рукавами.
      Опять зима – злодейка, круговерть –
      с несказанными важными словами.

      _^_




      УТРЕННЕЕ

      Курилка-дом дымит печной трубой,
      а дым такой, что пальчики оближешь!
      Вороны грибоедовской шпаной
      с берёзовой макушки ниже, ниже
      спускаются, свой птичий граммофон
      настроив до упора, как на праздник.
      Замотанный учёбой и шарфом,
      шагает в школу хмурый первоклассник.
      А небо, словно пропись: столько клякс –
      за голову хватайся, не поможет.
      Гуляет во дворе солидный такс
      при шляпе и пальто, и зябкой дрожи –
      холодный ветер так и норовит
      защекотать до пёсьего "зуб на зуб".
      Сомнительного вида индивид,
      пытаясь усмирить горящий разум,
      бежит за "Правдой".
      Утренний парад
      идёт к финалу, краски, звуки, фоны
      меняя на дневные.

      Сотни правд
      исчезнут с ним,
      как те же граммофоны.

      _^_




      НЕСОВЕРШЕННОЕ

      Наверно, был февраль.
      Не помню точно.
      Тогда ещё снежинки-многоточья
      роман писали – бегло, набело –
      про нас, несовершенных и везучих,
      а город оккупировали тучи –
      опять по-пастернаковски мело.
      Мело по всей земле, во все пределы,
      и вечер становился самым белым.
      Фонарь нерукотворный под окном
      мигал морзянкой что-то там про души
      для тех несовершенных и уснувших
      на них двоих одним счастливым сном.

      Возможно, был февраль.
      Уже не вспомнить.
      Тогда ещё на белый подоконник
      ронял цветы красавец-декабрист,
      а в доме пахло плюшками с корицей.
      Один несовершенный шёл мириться
      под разудалый чайниковый свист
      к другой, везучей, с длинными глазами –
      ковровыми полями и лесами.
      И помнится, погода на нуле
      держала оборону две недели.
      Скорей всего, февраль.
      Нет, в самом деле –
      тогда ещё мело по всей земле.

      _^_




      ВСЕГО ЛИШЬ СНЕГ

      Всего лишь снег.
      И ветки белых лип,
      осевшие от явной непогоды,
      стучат в окно. Привычен ржавый скрип
      качели во дворе. "Ох, годы, годы", –
      сиротствует, качая не ребят –
      всё тот же снег, по-заячьи пушистый.
      Сосед Петрович, с темечка до пят
      запятнанный зимой, дивится: "Ишь ты,
      как замело!" И кажется /крестись/,
      что белый свет по-детски мал и хрупок –
      так светится в соседовой горсти
      орешек средь расколотых скорлупок
      последний, самый лучший – спору нет,
      поэтому любуйся, но не трогай
      и думай о своём.
      Всего лишь снег,
      и ветки лип,
      и как же это много...

      _^_




      БОЛЬШОЕ

      Не время молчать о большом.
      Большое ничем не измерить –
      не вычерпать звёздным ковшом,
      висящим сегодня у двери
      лачуги моей на краю
      пока ещё белого света.
      Большое сегодня в строю
      холодного красного лета,
      в котором – застава, в ружьё! –
      и ночи, и дни, как солдаты
      падут безымянным дождём
      и орден получат закатный.

      В лачуге на рыбьем меху
      тревожно соседкам-старухам.
      Большое у всех на слуху,
      большое мельчает по слухам,
      растащено сотнями ртов
      по разным эфирам и странам.
      И ты, как всегда, будь готов
      немодным прослыть или странным,
      когда поспешишь, несмотря
      на разно-язычные крики
      о том, что большое – фигня,
      и где он ваш, русский великий, –
      родное большое сберечь
      в себе глубоко, возле сердца...

      ... и снова затопится печь
      старухам на радость согреться:
      глянь, ожили – ах, хорошо!
      И всё будет правильным, прежним
      в лачуге моей под ковшом
      большим, добродушно-медвежьим.

      _^_




      ТИХОЕ

      Никак не разберусь, по чьей вине
      забыли мы с тобой о тишине –
      той самой, осязаемой, когда
      качает, как прозрачная вода,
      она в своей прекрасной глубине
      далёких нас. И, лежа на спине,
      глядим на белых птиц и облака,
      навек приручены – в руке рука,
      малы и беззащитны – веришь мне –
      в той самой бесконечной тишине,
      в той самой...

      Помолчим давай, прошу.
      Но, как всегда, помехи.
      Белый шум.

      _^_



© Елена Бородина, 2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2025.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Светлана Богданова. Попробуй не засмеяться [Я знаю, что сейчас мое путешествие прервется, и мне надо все запомнить и все записать. Поезд старательно подыгрывает мне, выводя под занавес на свою сцену...] Мила Борн. Другая Агата, или искусство стать невидимым [Загадочная история исчезновения Агаты Кристи. Что произошло и, главное, почему? Это стало не просто газетной сенсацией, но и глубоким психологическим...] Акоп Арутюн. Стихотворения [Я останусь с сухими глазами, – / свежим, / как возлюбленный солнца...] С. К. К. (Сергей Кудрин). Танцпол для парапсихологов [Прочесать лебедем / Вышний Стонхедж. / / Попросить Мерлина / Оживить булыжники.] Елена Бородина. Белый шум [Всё тот же хрупкий лист неповторим / в своём полете ветреном, бесстрашном / из неба в бесконечность – Бог бы с ним. / Вот – новый день, / а что...] Аркадий Паранский. У Печоры у реки... [Это было чудо какое-то – поле белых астр. Но самое поразительное: среди белого, напоминающего пушистое покрывало, пространства алели ярко-красные, почти...] Вахтанг Чантурия. Восемь бит [Восьмая часть меня живет в мире восьмибитной игры о праздно шатающемся по пыльным улицам большого города пьянице...] Юлия Великанова. Что же значило это странное "memory postum" (О поэтическом сборнике Милы Борн) [Перед нами поэтические тексты прозаика и драматурга. Это чувствуется в каждой строке. Непрерывное повествование, нарратив, впрочем, чрезвычайно поэтичный...] Борис Кутенков: "Поэты останутся в истории не по эстетическим соображениям" [Телеграм-беседа с поэтом и критиком Борисом Кутенковым в рамках проекта Андрея Войнова Voinovpoetry: "20 вопросов Борису Кутенкову".] Лора Катаева. Ласточки наших слов [Всё – молчание, тайна, но истины не видать. / Нам бы выстоять, искренний мой, залетай сюда, / Это небо глотай до упаду – и ешь, и пей, / Просто...] Лана Юрина. На грани [Пока не время – пой, летай, кружись, / хватай в охапку солнечные блики! / Ещё чуть-чуть – и я тебя окликну, / и обниму, и расскажу про жизнь...]
Словесность