Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ

Наши проекты

Теория сетературы

   
П
О
И
С
К

Словесность




ТЯЖЕСТЬ


Когда я был моложе и мог поднимать тяжести, Ельцин сказал: берите суверенитету, сколько унесете.

Народ это понял правильно и начал нести. Кто сколько сможет. Что не могли унести, увозили. Машинами. Вагонами. Эшелонами.

Вот и у нас на оптовой базе начальство стало делать хитрую инвентаризацию. Перед приватизацией. Ну а людям, как помнится, - по две "Волги"...

Завскладом Сонька в боксе для запчастей писала и считала. Семь оболтусов подтаскивали и оттаскивали. Списывалась партия запчастей для тяжелой техники. Завернутые в бумагу детали бросали в ковш автопогрузчика, а он поднимал и вываливал в кузов самосвала - все в чермет.

На полу валялась сотня слесарных тисков, крашеных серебрянкой.

Я мигнул Витьке-погрузчику: "Тисочки надо". Витька почесал под шляпой-сомбреро, дырявой, промасленной, в которой работал даже зимой: "Кидай в кабину погрузчика, у меня в боксе заберешь".

Я жил в полутора километрах от базы. Проездной дороги через рельсы не было. Пришлось тащить тиски пешкоря, на плече, килограмм двадцать будет! Но оно в Рассее - как? Своя ноша не тянет. Радостно было нести-то!

Спросят, зачем мне тиски?

А надо!

У меня много чего в сарае. И все надо. Вдруг чего. А тут - вона!..

В те годы все потихоньку таскали. Мужики признавались: если не прихвачу чего с работы, болею.

Положил тиски в сарае. Утром прихожу на работу. Вызывает начальник базы, Савелий Матвеич.

И без гнева так говорит:

- Ты вчера тиски у Соньки скоммуниздил. Ни-ни-ни!.. Не отпирайся даже. Все знаю, все понимаю. Так вот. Ты лучше их принеси, если не хочешь осложнений. А то Сонька хочет заявление в милицию писать.

У меня лицо запылало. Нет, не от стыда. А что стыдится? Сонька сама тоннами ворует. Да и сам Савелий Матвеич недавно партию овчинных тулупов, что для вахтенных в Уренгое предназначались, в местный бутик отвез. Он нам прямо так и говорит: буду наказывать не за то, что украли. А за то, что попались.

И не жаба меня заела. Хрен с ними, тисками!

А жег вопрос: кто предал!?

"Ладно, говорю, Савелий Матвеич, принесу тиски."

И на другой день попер. Конечно, там было уже не двадцать кг вчерашних, облегченных наполовину радостью. А в несколько раз больше. Тяжелей было не оттого, что домой бежал под горку, а обратно корячился на подъем. И опять же, не от жадности. Нет.

От обиды!

Богатырь Святогор носил в кульке тяжесть земли русской. А я нес на плече груз всей человеческой подлости! И чуть не плакал от досады...

Еще вчера от Савелия я к Витке кинулся. "Кто? - кричу. - Кто?! Ведь нас семеро было. И все свои. Может, крановщик новенький, он тоже рядом стоял?" - "Хуртя? Не-ет, говорит Витька. Хуртю грузчики еще с речного порта помнят."

Раз Витька сказал, значит, не Хуртя. Витька - рубаха парень, все к нему тянулись. Еще он нравился тем, что очень похож на певца Юрия Антонова. Так похож, что даже Витькина родная мать не отличала. Как-то приехала к нему в гости, а у Витьки на телике - портрет Антонова. Мать глянула и говорит: "Ба, у Витьки костюм-то какой хороший! А я и не знала..."

Я Витьку так и звал: Юра. Обниму за плечо и ласково так скажу: "Ну что, Юра, в буру? Или козла забьем?"

Вместе мы работали долго. Выручали друг друга. Он пил, бедолага. Взаймы все брал. " Что ж, говорю, Витя, видишь: рупь писят у меня. Давай пополам: мне - на втрое и тебе - на стакан."

Любил он меня тоже, уважал.

Лет через восемь стали нас готовить к сокращению. Последние дни приходим на работу, работаем и как бы прощаемся. Мало нас осталось. Соловей с похмелья под стол полез - червонец померещился, и там навеки с инфарктом остался. Бутя пьяный свалился с вагонного буфера, и его тихо составом перерезало. Остальных добили инфаркт и цирроз...

А Витька еще крепкий был, русые волосы на плечах вьются. Ну, точно Антонов, только не поет.

И вот моя очередь увольняться. Купил водки, пьем с бригадой. Базар-вокзал. Мы с Витькой в раздевалке на лавке сидим. И вдруг он говорит:

-Знаешь, чо...

- Чо?- отвечаю, - Юра?

- Помнишь тиски-то?

- Ну.

- А ведь это я тебя тогда продал, - признается он.

В голове у меня разом все помутнело, в ушах аж звон пошел.

"Как!? - думаю - молчи! не ты, не ты!" - как Алеша Карамазов душой от слов его шарахаюсь.

А он глубже режет:

- Я, я сволочь... Мы ж тогда только устроились, я тебя и не знал толком. А Сонька мне взаймы давала.

Перебиваю я его, глушу. Мол, давно прошло...

А он опять:

- Не могу. Все годы страдаю.

Долго он еще чего говорил. А потом, когда оба страдать устали, вздохнул и подвел резюме:

- Вот признался. И будто скинул с души тяжесть...

"Как же?"- сокрушался я, возвращаясь домой. Да, с Сонькой он был вась-вась, давала взаймы и еще, говорят, кое-чего давала. В своем кабинете. Она будто на столе, стоя, пишет, а он будто сзади диктует и все поверх занавески в окно смотрит - кули в высоких штабелях считает. Заодно со знакомыми здоровается.

Я не верил, молод был и стыдлив. Как-то ищу его, а он - в окне. Над занавеской торчит. Снял сомбреро и помахивает мне в знак приветствия, а сам, точно ковбой в седле, покачивается. Я закричал с улицы: куда выгружать-то? И тут под ним, будто лошадь, заржал кто-то...

Смешливая Сонька была-то.

Вот так. Он признался - и теперь я ношу его тяжесть. Вспомню, и тяжело. Ведь обожал я его. И теперь обожаю.

Где он теперь - не знаю. Жив ли? Все другие мои напарники не дожили и до сорока.

Для национального сознания это тоже, милые мои, тяжесть.



13 ноября 2010 г.




© Айдар Сахибзадинов, 2010-2019.
© Сетевая Словесность, публикация, 2011-2019.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сезариу Верде, Лирика [Именно благодаря Сезариу Верде (1855-1887) в португальскую поэзию вошли натурализм и реализм; более того, творчеству Верде суждено было стать предтечей...] Александр М. Кобринский: Версия гибели Домбровского [Анализ <...> нескольких вариантов возможной взаимосвязи событий приводит к наиболее правдоподобной версии...] Ян Пробштейн: Из книг "Две стороны медали" (2017) и "Морока" (2018) [Соборность или подзаборность, / совознестись или совпасть - / такая в этом благодать / и единенья иллюзорность...] Сергей Рыбкин: Между словом двоящимся нашим [и гасли фонари и ночь чернела / мелькали руки теплые - / огни / изломанного нами чистотела / на грани окончания земли] Максим Жуков: За Русский мир [Я жил в Крыму, где всяк бывает пьян, / В той части, где является он плоским... / Но я рождён на торжище московском, / Переведи меня через майдан...] Алексей Смирнов: Тайный продавец [Гроза персонала фирменных салонов и магазинов, гордость Ведомства Потребления, мастер перевоплощения и тайный покупатель Цапунов неуловимо преобразился...] Елена Крадожён-Мазурова, Легче писать о мёртвом поэте?! Рефрен-эпифора "... ещё живой" в стихотворении и творчестве Сергея Сутулова-Катеринича [Тексты Сергея Сутулова-Катеринича не позволяют читателю расслабиться. Держат его в интеллектуальном тонусе, кого-то заставляют "встать на цыпочки", потянуться...] Сергей Сергеев, Знаковый автор [В Подмосковном литературном клубе "Стихотворный бегемот" выступил Александр Макаров-Кротков.] Алексей Борычев: Оранжевый уют [О чём же я!.. ведь было лишь два дня: / День-гробовщик и подлый день-убийца. / А между ними - чья-то воркотня, / Которая нам даже не приснится!...] Соэль Карцев: Истина [Я когда-то был со страной един: / ералаш в душе, но хожу ухоженный. / Наша цель - дожить до благих седин, / стырив по пути все слова расхожие.....]
Словесность