Словесность

[ Оглавление ]





КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность


ЛЕНИН  И  ФОНТАНЫ

11.06.2011

Поразительное дело - двадцать лет полуумолчания, и нет больше у "мирового пролетариата" его "вождя". Нет его и в мире моей младшей четырнадцатилетней дочки. "А кто это?" - слегка смущенно спрашивает она. Старшую же еще с детского сада пичкали "дедушкой Лениным, который любил детей". Когда ей было восемь, она мне на ухо сказала: "Папа, правда же Брежнев похож на обезьяну". - "Правда, - ответил я, - но никому об этом не говори. Только мне и маме. Хорошо?" И дочь понятливо кивнула. Так воспитывалось свободомыслие...

Правда про Ленина припозднилась. С ним, как и большинство моих соотечественников, я окончательно расстался в начале девяностых. А до того казалось, что Ленин-то старался как нужно, да потом Сталин все испортил. Нет, все началось с Ленина - и террор, и разор России. И все-таки когда при Ельцине прозвучало, что надо бы вынести мумию из мавзолея и похоронить в земле, помню, у меня по спине пробежали мурашки. Непривычно было слышать такое про "самого человечного человека на Земле". Однажды показали по телевизору документалистику, как, взяв за ноги и подмышками, полощут мощи Ленина в ванне с особым "бессмертным" раствором - мертвую, как у фараонов, плоть без внутренностей, но с подвижными суставами...

Некрофилия... "Ленин и теперь живее всех живых"...А ведь под этим заклинанием и жили...

Что делать с памятниками Ленину? Сталину - убрали, разломали, переплавили. А Ленину? Ленин еще стоит. И будет, видимо, стоять... Ленин Манизера, Ленин Аникушина. Искусство, так сказать... Последний стоит прямо рядом с моей работой на Московском проспекте. Теперь пустой пыльный плац вокруг него превращен в царство фонтанов, чуть ли не соперничая с Большим каскадом Петродворца. Но там главный акцент на скульптуре Самсона, разрывающего пасть льву, а тут - на Ленине с достопамятной фуражкой в откинутой назад левой руке, которая (фуражка) при определенном ракурсе очень похожа на фаллос, демонстрируемый нам первым и главным устроителем нового мира, где, кто был никем, тот станет всем.

Не получилось - насчет нового мира. Вернулись в старый. Зато фонтаны теперь что надо. Только странно, что вокруг Ленина. Ленин и фонтаны... Или в этом что-то есть? Герберт Уэллс называл его кремлевским мечтателем. Мечтатель с топором. Душ-то много загублено по его личным приказам... "Расстрелять!" - любимое словцо Ильича.

А еще он много написал. В 1980-м к 110-летнему юбилею со дня рождения утверждалось, что тиражи ленинских трудов превосходят по числу все остальное, что печатается в мире. Допускаю, что так оно и было. А теперь спросите себя, что вы знаете из его писаний, что помните, что вам помогло в жизни, открыло глаза, подтолкнуло вперед. А ведь при советской власти не было, кажется, ни одного научного или полунаучного или просто научно-популярного труда, не начиненного цитатами из Ленина...

Да, пожалуй, только это и остается инсталляцией прошлого в настоящем - бронзовый Ленин в окружении фонтанов. Его как бы не замечают вовсе. Цветов у подножия не видно. Сидят вокруг на лавочках, попивают пивцо, катаются на досках, свесив ноги, охлаждают пятки в еще прохладной воде.

Ни одна из его идей не проросла... экспроприация экспроприаторов... мировая революция... при гегемонии пролетариата... отмирание государства... когда каждая кухарка сможет управлять... А если прорастала, то только муками ни в чем не повинных. Фонтаны слов, фонтаны крови. Впрочем, в облаке брызг посвечивает коротенькая радуга. Фонтан - он что... он прост. Он вылетает из узкого горлышка, достигает своего апогея и обрушивается на себя же.



Дальше: МУЗЫКА

Оглавление




© Игорь Куберский, 2011-2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2013-2025.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Ирина Романец. Плеск моря в кончиках пальцев. Миниатюры. [Существуют ли ответы без вопросов и ключи без замков? Тени без света и музыка без слушателя?..] Юрий Бородин. Творческие портреты поэтов-современников. Цикл статей. [Автор анализирует творчество современных поэтов Дмитрия Мельникова, Сергея Пагына, Дмитрия Мальянца, Ольги Старушко и Ивана Плотникова.] Борис Кутенков. Избранные записи из телеграм-канала – 2025 год. Часть I. [Сформулировал для себя критерии обывательского отношения к литературе...] Владимир Алейников. Ангелы. Эссе. [О художнике Александре Харитонове (1932—1993), одном из мастеров "советского неофициального искусства".] Владимир Серебренников (1968-2021). Отсутствующий пейзаж. [Останется одно в конце концов / прошедшее оснастку и огранку / воспоминанье – бывшее лицо / действительности, вправленное в рамку...] Ника Батхен. Места и имения. [Жребий канет в море, море станет фоткой, / Буква станет словом, слово станет ноткой, / Песня станет ветром, осенью задует, / В облака подбросит...] Андрей Бычков. На пороге. Рассказ. [Вэнкси принадлежал к той особого рода дорожной полиции, которая сбивала людей, переходящих улицу в неположенных местах...] Надежда Герман. Ледяная леди Изольда. Пьеса по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Часть 3. [Любая умная девочка, если её принять в мальчишечью игру на равных, сумеет очень быстро доказать, что игра эта – глупая и не интересная...] Леонид Георгиевский. Гадание по динамическому протоколу (О книге СКК "Эзотопы"). Рецензия. [Это своего рода поэтическое технофэнтези, героем или повествователем которого может стать кто угодно...] Литературные хроники: Владимир Буев. Писательница, которая в Антарктиде хотела обнять пингвинов, но ей не разрешили. [Встреча в Булгаковском доме, в рамках литсалона Андрея Коровина, с поэтом и прозаиком Анной Харлановой, названная "литературным стендапом о премии...] Литературные хроники: Зина Виноградова. Не ленив и очень любопытен. [Презентация книги Алексея Гушана "Рейсовый автобус" в Московском КЦ имени Д.С.Лихачёва в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Артём Ангелопуло. Одинаковые сны. [только шёпот / может выйти наружу и жить отдельно / как некогда облака / отпали от крыльев ангелов...]
Словесность