Наши проекты |
|
|
ПРЕКРАСНЫ ПАМЯТИ РОСТКИ
В одном из крупных издательств сейчас готовится третий том антологии "Уйти. Остаться. Жить", который увидит свет в обозримом будущем и будет, по словам его составителей (Борис Кутенков, Николай Милешкин, Елена Семёнова), посвящён именам, по разным причинам не вошедшим в первую часть издания. Напомним, первый том вышел в 2016 году и освещалcя в т.ч. в "Сетевой Словесности" Марией Закрученко; книга включала в себя стихи поэтов литературных чтений "Они ушли. Они остались", которые ушли из жизни молодыми в 90-е, 2000-е и 2010-е годы, и статьи о них. В ожидании новой книги Татьяна Грауз решила вспомнить самых ярких авторов второго тома антологии "Уйти. Остаться. Жить", вышедшего в 2019 году и охватившего поэтов, умерших в 70-е и 80-е годы XX века.
Татьяна Грауз - поэт, эссеист. Родилась в Челябинске. Закончила 1-й Московский Медицинский институт и театроведческий факультет ГИТИСа. Публикации в журналах "Новый мир", "Волга", "Знамя", "Крещатик", "Футурум-Арт", "Окно", "Интерпоэзия", "Комментарии", "Гвидеон", "Дети Ра", "Журнал ПОэтов", "Топос", "Воздух", "Черновик", "REFLECT..." и др. Автор нескольких книг стихотворений. Лауреат поэтических премий журналов "Футурум-Арт" (Россия, 2001), "Окно" (Ирландия, 2011) и мн. др. Живёт и работает в Москве.
Когда кто-то поёт - он всегда на своём месте...
из фильма "Тишина # 9"
И промелькнём из молчания - как из забытого времени. И вспомним - как пели, сияли, звенели. В комнатах окна открыты - а нас уже нет.
*
В 1952 году пианистом Дэвидом Тюдором в Вудстоке впервые было исполнено революционное сочинение композитора Джона Кейжда 4?33?, состоящее из трех частей, которое длилось 4 минуты 33 секунды. Пианист сидел у рояля перед открытой клавиатурой - и ничего не происходило. Публика слышала только слабый шум, доносящийся со сцены и из зала. И больше - ничего.
*
Когда я прочитала антологию "Уйти. Остаться. Жить" (М.: ЛитГОСТ, 2019), составленную Борисом Кутенковым, Николаем Милешкиным и Еленой Семёновой, - я немного растерялась. Как говорить о стихах из этой антологии, чтобы голос не сбился на безысходную интонацию. Но в жизни всё взаимосвязано. В дни работы на статьёй мне прислали ссылку на фильм "Тишина # 9" (режиссёра Петра Поспелова), в котором один замечательный человек в течение часа читал знаменитую лекцию Джона Кейджа "О ничто", а современные композиторы (Иван Соколов, Сергей Загний) исполняли свои посвящения Кейджу. И всё встало на свои места. В жизни никогда не бывает пустоты, есть только драгоценные события встреч, прощаний, рождений, творчества, любви. В этой божественной тишине всё и происходит.
В двухтомнике "Уйти. Остаться. Жить" представлены стихи пятидесяти одного поэта. Мы можем увидеть лица авторов (небольшие фотографии даны к каждой подборке), прочитать краткие биографические справки и обширные комментарии. Имена некоторых поэтов довольно известны (Л. Аронзон, Н. Рубцов, Л. Губанов, Г. Шпаликов, А. Башлачёв, В. Делоне, Е. Харитонов), кто-то из поэтов не известен совсем, а для кого-то эта публикация - пусть и посмертная - оказалась первой.
*
Любая антология - это всегда "книга книг". В данном случае - это как бы 51 книжка в 2-х больших томах, где каждый автор удостоен вдумчивого комментария, иногда даже двух. Аналитические тексты написаны блестяще. Правда, иногда стихи поэта, о котором говорит литературный критик, стоят как бы чуть особняком перед содержательными обобщениями, обрамляющими поэтические строки. Но таким образом, как мне думается, задаётся масштаб (возможный масштаб) поэтической личности, которая могла бы сформироваться, будь у неё больше времени для развития. Мы вслушиваемся в слова поэтов, ушедших в 70-е и 80-е годы, в их тревожную и тревожащую речь. Теперь эти стихи, собранные под одной обложкой, будут жить, влияя на нас, влияя друг на друга. 51 автор, представленный в антологии, - это как бы 51 камень с берега уже навсегда ушедшего времени. Волна этого времени давно откатила, но взгляд из будущего - из нашего 21-го века - может (хотя бы приблизительно) наметить очертания того далёкого берега.
*
ХХ век не был, вероятно, веком долгожителей, хотя мне посчастливилось встречаться с ровесницами первой мировой войны (родившимися в 1914 году) и слушать за чаем рассказы очевидцев (их детские воспоминания) о первых годах после революции, о коллективизации, о голоде, тюрьмах, лагерях, о войне, о небольшой передышке "оттепели". А на моей скромной "полочке" вспоминай где-то между детством и первой влюблённостью можно разглядеть сумрачные контуры перестройки, тусклую смену генсеков (их почти ежегодны похороны), траурную осеннюю Москву, людей с фонариками, шарящих в кинотеатрах в поисках прогульщиков (в период правления Андропова). Потом будоражащий гул возле баррикад у Белого дома, толпа, приветствующая Ельцина, митинг. Вижу себя и ещё одну молодую женщину (известную актрису), мы стоим на какой-то бочке, чуть возвышаясь над толпой; помню странное чувство нелепости от всего происходящего. Потом пришли мутные 90-е, безденежье и полуголодная, но невероятно счастливая жизнь, которой мы тогда жили. Почему я всё это вспоминаю? Наверное, потому, что в юности очень остро ощущаешь несправедливость, грубость и пошлость жизни. Перед тобой встаёт множество вопросов, важных и подлинных, и пока не ответишь (внутри себя) хотя бы на некоторые из них - бывает очень непросто жить. Энергия юности способна многое изменить, если она направлена вовне. Но если она обращена вовнутрь - она разрушает. Бедный человек не выдерживает её мощи - и слишком близко подходит к краю (а иногда переходит его).
*
Третий день вхожу в узкий туннель прошлого. Полыньи чужих судеб. Жизни, соскользнувшие в небытие, куда все мы уйдём... Но кто-то прыгнул в эту звёздную пропасть раньше. Думаю о вас... Хотелось бы сказать вам слова любви. Хотелось бы снова и снова вчитаться в ваши поэтические строки, чтобы в этом сером, звенящем оттепелью феврале засияла память о вас...
*
Для поэта длинная жизнь так же коротка, как и рано оборвавшаяся. Снег, капель, бегущие облака - всё похоже на "скоропись" ухода. Книга памяти - это зимнее поле, морозный туман, заиндевелая сухая трава, тёплые рукавицы и руки, обнимающие пустоту...
*
Стихи Леонида Аронзона (1939-1970) - в этой антологии до нас дошёл только их отражённый свет в двух замечательных исследованиях Ильи Кукулина и Валерия Шубинского и через несколько процитированных в этих статьях стихотворных отрывков. Однако даже по этим отрывкам можно ощутить необычайное дарование поэта, в котором обериутская стихия сплавлена с русской литературой 19-го и 20-го века. Можно предположить, что начало стихотворения "Полулежу. Полулечу." отсылает (ритмически) к Владиславу Ходасевичу ("Перешагни, перескочи, /Перелети, пере- что хочешь"), а отчасти - и к Георгию Иванову ("Полутона рябины и малины"), а вторая часть текста (как блестяще проанализировал Кукулин), конечно, к Николаю Заболоцкому.
***
Полулежу. Полулечу.
Кто там полулетит навстречу?
Друг другу в приоткрытый рот,
Кивком раскланявшись, влетаем.
Нет, даже ангела пером
Нельзя писать в такую пору:
"Деревья заперты на ключ,
Но листьев, листьев шум откуда?"
*
В "Репортаже" Наума Каплана (1947-1976) остро чувствуется сгущающаяся в воздухе времени идея метареализма. В других текстах Каплана этого сгущения уже не будет, зато возникнет советский быт в сюрреалистической и сказовой трансформации, возникнет тема изгойства. Аналитический взгляд литературоведа Василия Геронимуса проявит ещё много тонких смыслов в этой - существующей как бы "между строк" - поэзии.
Репортаж
Пули, как мёртвые птицы,
сабли, как светлые реки,
планы, как длинные спицы,
ястребы, как человеки,
думы, как голые ноги,
ягоды падают в море,
смерть, как трава на дороге,
белые скатерти в морге.
Деньги, как белые спины,
вина, как бёдра и плечи,
груди, как талые льдины,
а остальное далече.
Слёзы, как белые камни,
камень, как памятник хлебу,
фильмы увозятся в Канны,
души уносятся к небу.
1968
*
Много имён антологии "Уйти. Остаться. Жить" открываю для себя впервые, как будто приоткрываю дверь в незнакомый дом, где всё неожиданно близко по духу. Поэзия Намжила Нимбуева (1948-1971) изумляет своей лёгкой и глубокой энергией, сочетанием рифмованного и уже освобождённого от рифмы стиха.
* * *
Нелёгкая, трудная служба
у всех телеграфных столбов.
Ведь они держат на плечах
не только тяжесть проводов,
но и бегущие по ним
человеческие мысли,
которые не впустую сказаны,
а значит, имеют вес.
Оттого-то эти столбы
так и не смогли разветвиться
в горделивые цветущие деревья.
*
Пронзительный, с каким-то невероятным высоким дыханием голос Владимира Полетаева (1951-1970) - от которого вздрагиваешь, будто разбуженный выстрелом.
* * *
Рубахи смертные стираем,
Огня не гасим до утра,
И начинается вторая,
Непреходящая пора.
Повиснуть капелькой брусники,
Травинкой землю проколоть, -
Меняет облики и лики,
Но плотью остаётся плоть.
Ушла божественная сила
В извечной бренности своей,
Но по земле идёт могила,
Надвинув шапку до бровей.
*
Трагический гений Геннадия Шпаликова (1937-1974), сценариста, режиссёра, поэта, сказал о человеке то, что давно уже было рассеяно в воздухе странного советского времени. Именно он, шагающий лёгкой походкой по Москве в сторону Заставы Ильича, смог наметить гиблую траекторию "долгой счастливой жизни", которая зажимает личность человека в тиски - и человек стремится вырваться из них, чтобы обрести пусть и призрачную, но свободу.
***
Людей теряют только раз,
И след, теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днём,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.
Немедленно его вернём,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернём
И праздник для него устроим.
*
Объёмный - как расширяющаяся вселенная - поэтический мир Василия Бетехтина (1951-1987).
* * *
О море утром! Как прекрасная горбунья
Кувшины ветра полные несёт -
Сочится синий воздух новолунья,
И сонной рыбой бьётся небосвод.
Скользнёт ли мидия, монета ли утонет <...>
*
Тихий глубокий лиризм vers libre Руслана Галимова (1946-1982).
* * *
Сегодня думал я о смерти,
бродил по лужам,
щурился на солнце.
Сегодня встретил я
двадцать девять
беременных женщин
и решил,
что не страшно умереть.
*
Солнечный (божественный) и сумрачный (демонический) сплав поэзии Леонида Губанова (1946-1983).
* * *
Я тебя забываю...
Забываю тебя!
Словно в гроб забиваю
жёлтый труп ноября.
Ничего я не знаю,
да и знать не хочу,
я тебя задуваю -
золотую свечу!
И навек ли, не знаешь?
Эта осень в красе...
Ты во мне умираешь!
Умираешь совсем.
А душа моя - бойня
злых и сочных обид,
и впервые так больно
от горячих молитв!..
*
Нервные строки поэта и режиссёра Николая Данелия (1959-1985).
* * *
О, СЧАСТЛИВЧИК,
ЭТОТ ЛИФЧИК,
ОН КАСАЕТСЯ ТЕБЯ.
Я СОВСЕМ ДРУГОЙ
СЧАСТЛИВЧИК,
Я КАСАЮСЬ БЫТИЯ!
Из Никушки
2 июля 198
*
Тревожные тексты Валдиса Крумгольда (1958-1985), похожие на тихий уход в небытие.
* * *
О совершенство алого на белом...
Уильям Шекспир
Не боги даруют эту боль
Когда душа
Равняясь со вселенной
Висит
На кончике пера.
И капля крови
Падает на белое
*
Самобытный голос - на зыбкой границе плача, тоски и высокого романтизма - Юлии Матониной (1963-1988).
О живой воде
Я посеяла следы -
Выросла дорога.
Там, где близко до беды,
Близко и до Бога.
Я по кромке льда прошла
За живой водицей,
Зачерпнула, как могла,
Жаждущим напиться.
Напоила горе я
Солоной слезою,
Напоила пьяного
Песнею - тоскою,
Напоила потом я
Садик, что садила.
Наливала мёртвому,
Да не воскресила.
*
Предельно лиричная подборка Михаила Орлова (1949-1986) с послесловием Вениамина Каверина (или, точнее, предисловием к единственной его прижизненной книжке "Травы чужих полей").
* * *
Откуда взлетают бомбардировщики?
Вой. Дождь. Старт.
Колёса несущие бегут
по широкой бетонной равнине
по бетонной пустыне,
по бескрайнему полю
твоего сердца, приятель!
Вот откуда взлетают
Бомбардировщики!
Из твоего сердца. Да.
Из пустыни твоего сердца.
*
Идущие в глубину взаимоотношений с языком (пока ещё на уровне лексики) стихи Михаила Фельдмана (1952-1988) - тонкая рефлексия на тему того, что сейчас зовётся "коммуникацией", а тогда называлось общением, пониманием и взаимопониманием.
Грузинская речь
Говорили они
слова были для меня закрытыми
как запертый сад
С моего языка
сочилась зависть
Тогда один из них
сорвал и протянул мне
плод неизвестный
Мякоть плода сочилась соком
сладость и свежесть
наполнили горло
А ожиданье сменилось улыбкой
произнесённой зубами языком
словами о незнакомом вкусе
*
Взрывные, безжалостные к себе и тёплые к миру стихи Клава Элсберга (1959-1987).
* * *
Ау, Рига, тёплая рукавичка -
когда ветер
засовывает в тебя
свои ледяные пальцы,
нас всех пробирает дрожь. /.../
*
Многие поэтические тексты, представленные в двух томах антологии, написаны людьми ещё очень молодыми. И можно увидеть, как зарождался талант, из какого культурного поля он формировался, как стремительно развивался и прерывался иногда на полуслове...
*
Да, жизнь - как и смерть - у каждого своя... А стихи - настоящие стихи - постепенно входят в культуру и становятся не только её частью, веткой, почкой, побегом, распустившимся или так и не распустившимся цветком, но слово (подлинное слово) становится голосом культуры, его силой и мощью, его сокровенной тишиной.
*
Слово поэтов, по крупицам собранное в этой антологии, - это не только наша память, но и те (такие лёгкие для смерти) голоса, что звучали в 70-х и 80-х годах в компаниях и литобъединениях, на кухнях и в подворотнях, где мы никогда уже не окажемся. Но, вполне возможно, что именно эти голоса формировали тех, кто был рядом с поэтами, кто сохранил тетрадки с их стихами, кто сберёг их первые публикации и поэтические сборники - пронзительные, глубокие, полные жизни, боли, любви.
© Татьяна Грауз, 2020-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2020-2024.
Орфография и пунктуация авторские.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" Надежда Жандр. "Чусовая" и другие рассказы [Высокие скалы стоят по берегам Чусовой – Священной реки каньона, – так называли её коренные жители этих мест. Она змеится, пересекая Уральский хребет...] Раиля Шаяхметова. Мальчик оказался скромным [Мы попали в какой-то мир, в какой-то странный ресторан, где фланировали, сидели, смеялись, разговаривали, курили, выпивали одни только приятные мужчины...] Александр Карпенко. Зов предков (О книге Татьяны Медиевской "Его величество случай") [Мне кажется, я уловил главную, стержневую мысль Медиевской: это – бессмертие рода. Наши бабушки и дедушки – колодец, из которого мы черпаем родниковую...] Владимир Алейников. Моление в начале ноября [От Юга, прогибавшегося книзу, / До Севера, меняющего ризу / На снежное, как в песне, серебренье, / Вынашиваем мы сердцебиенье...] Андрей Коровин. Из книги "Пролитое солнце" (Из стихов 2004-2008) – (2010) Часть I [нарежьте мне море лимонными дольками / без чаек отчаянья / море – и только / чтоб был ободок от восхода по краю / и быстрый дельфин как посланник...] Мария Фроловская. Туфелька на снегу [Нас весна сотворила счастливыми и свободными, / без шарфов полосатых, намотанных, как намордники, / и пускай по углам трутся заморозки зловещие.....] Михаил Ковсан. 4 = 3 + 1 [Четверо вместе, один из них – он. Ещё библейская формула, матрица древних рассказиков-притч, в которых трое – мейн стрим, общее мнение, а у него, хоть...] Татьяна Горохова. Живое впечатление от Живого искусства (Духовное в живописи Александра Копейко) [Для меня лично самое важное в картинах Александра то, что он сумел перенести на холст решающий момент радости души, когда первый луч радости обжигает...] Анастасия Фомичёва. Memento mori [29 июня в Библиотеке № 73 – Культурном центре академика Д.С. Лихачева прошло закрытие выставки фотопортретов авторов антологии "Уйти. Остаться. Жить"...] Наталья Захарцева. Сны сторожа Алексеева [Позволь, я расскажу тебе тебя, прекрасную, как летний сон ребёнка. Твоя душа сработана так звонко, что звёзды слышат и слоны трубят, ведя своих слонят...] Ренат Гильфанов. Повод (для иронии) [Я не плавлю сталь, не летаю к звездам. / Круг забот моих узок, апломб забыт. / Но если это нормально: любить то, что создал, / то я буду это любить...] Максим Жуков. Любить иных [Любить иных – тяжёлый крест, / Но крест и вправду непосильный, / Когда средь прочих, остальных, / Полюбишь ту, что из иных...] Елена Шилова. Третий берег [...Зная, что главное – впереди: / Света ли край или третий берег? / Я до сих пор, как ребёнок, верю / Компасу, спрятанному в груди.] Читайте также: Галина Бурденко. Поэт-политик ДАНТЕ | Андрей Коровин. Из книги "Поющее Дерево" (2007) | Светлана Носова. Этюд из ничего | Сергей Пагын. Чтоб выловить мерцающее слово... | Айдар Сахибзадинов. Коростели: и Портрет | Тимур Селиванов. Не трогай пусть будет и так | Ольга Суханова. Чёрное-белое | Анастасия Фомичёва. Заветам старины внимая | Светлана Ахмедова. Вполголоса | Наталья Герасимова. Поэзия обязательна! | Алексей Кузнецов. Уступите лыжню африканцу | Олеся Луконина. Ладонь на стене | Татьяна Парсанова. Мысли в хутор стремятся упрямо | Дмитрий Песков. Сила притяжения | Виктор Хатеновский. Восторг затравленной любви