Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность




Поэтический вечер Андрея Цуканова и Людмилы Вязмитиновой
в арт-кафе "Диван"


В арт-кафе "Диван" возле метро "Курская" шестого мая сего года прошёл совместный авторский вечер Андрея Цуканова и Людмилы Вязмитиновой. Мероприятие было уникально тем, что его двуединый участник - семейная пара - наряду с личным сочетанием двоих одновременно являет пример совместного (и попарного, попеременного) литературного творчества.

Вечер состоялся в рамках литературного проекта "Стихотворный бегемот", который осуществляет Николай Милешкин. Проект ориентирован на яркие современные литературные имена и связанные с ними проблемные, смысловые, ценностные поля (может быть, в большей степени поля вопросов, чем поля ответов). Поэтому регулярное упреждение Милешкина о том, что режим "свободного микрофона" отсутствует, есть не административное требование, а скорее концептуальный контур мероприятий "Бегемота". Они располагают к здоровой сосредоточенности на том или ином литературном явлении и его эпохальном фоне.

Литературный вечер проходил в эстетически яркой, осмысленной по дизайну, оригинально организованной, местами даже немного экзотичной, а потому располагающей к душевному общению, уводящей от сиюминутности обстановке арт-кафе "Диван".

Стихи, которые читала Людмила Вязмитинова, соответствует её внутреннему кредо: на первом месте не формальные изыскания; главное - то, для чего стихотворение написано. А уж как оно написано, во многом вопрос технический и редакционный (хотя, конечно, заслуживающий профессионального внимания). Высшее целеполагание искусства Людмила Вязмитинова понимает отнюдь не в русле басенного морализма. Не прописные правила внешнего поведения, а иррациональный внутренний свет - живая подвижная стихия поэзии Вязмитиновой. Для того, чтобы сгорать в творчестве, нужна не прописная буква морали, нужна истинная самоотверженность неусыпного сердца - своим примером свидетельствует Вязмитинова-поэт. Она действительно сгорает подобно мифопоэтическому Фениксу, а не просто говорит громкие слова (их она как раз не говорит; её тональность лирически тихая, манера разговора - чуть приглушённая). Ведь поэтом движет тихая тайна, а не прописная истина. В стихах Вязмитиновой естественно, а не искусственно и принуждённо обитают таинственные начала истины, добра и красоты. Им незаметно и в то же время узнаваемо сопутствует религиозная метафизика. И среди других поэтических творений Людмила читала стихи о крестной жертве, проникновенно рассказывала о своей работе над поэтической книгой "Месяцеслов".

Стихи Андрея Цуканова и вторят стихам Вязмитиновой, и контрастно дополняют их. В стихах Цуканова является яркая и многомерная авторская космология, за которой постоянно сквозит мудрый и добрый - временами немного ироничный - взгляд на мир. Мудрый и добрый смех - друг Цуканова. Прозвучали разнообразные стихи Цуканова, в частности, стихи, посвящённые его пребыванию в США, литературному зарубежью и русской поэтической диаспоре в Америке. Стихи мудро ироничны, увлекательно многомерны по смыслу, оригинально выстроены ритмически. Цуканов, судя по его авторскому почерку, основательно знаком с привычной русскому уху силлабо-тоникой, но отнюдь не чужд и альтернативных ритмических поисков. В стихах Андрея говорится не только о географических, но и о ментальных путешествиях. Они великолепны и подчас их сопровождают художественные фантасмагории, неожиданные повороты лирического сюжета и своего рода эстетические фейерверки. Яркие вспышки ума и таланта.

Если Вязмитинова пишет подчас о простых (хотя и бесконечно многомерных) вещах, то один из параметров поэзии Цуканова - фантастичность реальности, которая доходит иногда до неправдоподобия.

После стихов читалась интеллектуальная и в то же время житейски понятная проза Вязмитиновой, иногда содержащая вкрапления иронического детектива, элементы весёлой умственной головоломки. Читалась захватывающе остроумная и по-человечески узнаваемая проза Цуканова, которая по энергии, ритму, силе авторской впечатлительности граничит со стихами.

В конце вечера (в соответствии с традициями "Стихотворного бегемота") авторам наперебой задавали вопросы - самые разные. Отвечая на них, авторы осторожно касались интимно-психологических сторон творчества, "тайн ремесла" и вместе с тем живо, весело, интересно свидетельствовали о литературной эпохе. Так, в представлении Людмилы Вязмитиновой и Андрея Цуканова авангард как художественное экспериментирование - факт исторического прошлого, однако авангард, который занят не поиском новых приёмов текста (они давно найдены), а занят заумью, поиском новых смыслов сейчас возможен и по-своему востребован. Говоря о собственном опыте он и она - свидетельствовали о том, что прозу пишут в соавторстве, тогда как поэзия - дело индивидуальное, там каждый протаптывает собственные тропинки.

Касаясь наболевшей и живой для многих темы отечества и чужбины, Андрей и Людмила объяснили, что нынешний мир един, человек может лет на десять уехать за границу работать, и это здорово. Практика путешествий творчески раскрепощает, прививает жизненный опыт. Однако каждый из языков уникален в своём историческом становлении, в своей сложившейся идиоматике, и каждый язык по большому счёту непереводим. Поэтому свобода перемещений русского литератора по земному шару не может не сопровождаться ностальгическими настроениями, вызванными конечно же не ура-патриотизмом, а живой приверженностью русского литератора русскому языку.

Разговор получился живой и интересный. Вечер состоялся.




© Василий Геронимус, 2017-2019.
© Сетевая Словесность, публикация, 2017-2019.
Орфография и пунктуация авторские.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сезариу Верде, Лирика [Именно благодаря Сезариу Верде (1855-1887) в португальскую поэзию вошли натурализм и реализм; более того, творчеству Верде суждено было стать предтечей...] Александр М. Кобринский: Версия гибели Домбровского [Анализ <...> нескольких вариантов возможной взаимосвязи событий приводит к наиболее правдоподобной версии...] Ян Пробштейн: Из книг "Две стороны медали" (2017) и "Морока" (2018) [Соборность или подзаборность, / совознестись или совпасть - / такая в этом благодать / и единенья иллюзорность...] Сергей Рыбкин: Между словом двоящимся нашим [и гасли фонари и ночь чернела / мелькали руки теплые - / огни / изломанного нами чистотела / на грани окончания земли] Максим Жуков: За Русский мир [Я жил в Крыму, где всяк бывает пьян, / В той части, где является он плоским... / Но я рождён на торжище московском, / Переведи меня через майдан...] Алексей Смирнов: Тайный продавец [Гроза персонала фирменных салонов и магазинов, гордость Ведомства Потребления, мастер перевоплощения и тайный покупатель Цапунов неуловимо преобразился...] Елена Крадожён-Мазурова, Легче писать о мёртвом поэте?! Рефрен-эпифора "... ещё живой" в стихотворении и творчестве Сергея Сутулова-Катеринича [Тексты Сергея Сутулова-Катеринича не позволяют читателю расслабиться. Держат его в интеллектуальном тонусе, кого-то заставляют "встать на цыпочки", потянуться...] Сергей Сергеев, Знаковый автор [В Подмосковном литературном клубе "Стихотворный бегемот" выступил Александр Макаров-Кротков.] Алексей Борычев: Оранжевый уют [О чём же я!.. ведь было лишь два дня: / День-гробовщик и подлый день-убийца. / А между ними - чья-то воркотня, / Которая нам даже не приснится!...] Соэль Карцев: Истина [Я когда-то был со страной един: / ералаш в душе, но хожу ухоженный. / Наша цель - дожить до благих седин, / стырив по пути все слова расхожие.....]
Словесность