Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




Настоящий филолог, умеющий писать стихи

В "Стихотворном бегемоте" выступила Людмила Зубова



Людмила Зубова
Фото Николая Милешкина

В библиотеке N 73 - Культурном центре академика Д. С. Лихачёва, что на одной из окраин Москвы, посетители литературного клуба "Стихотворный бегемот" под водительством Николая Милешкина собрались послушать стихи петербургского ученого и поэта Людмилы Зубовой.

Людмила Владимировна Зубова внутри профессионального сообщества в особом представлении не нуждается. Тем не менее, хотелось все же подчеркнуть: Зубова - настоящий филолог. Не лингвист, не литературовед и даже не специалист по лингвопоэтике, а именно филолог в старинном и самом точном, этимологическом смысле этого слова: человек, любящий слово, что в первую очередь означает: знающий слово и постоянно стремящийся эти знания расширить и умножить. Для чего и пишущий статьи и монографии, готовящий и делающий доклады, даже читающий свои лекции: не только и даже не столько для того, чтобы делиться знаниями и открытиями, а чтобы обретать знания и делать открытия. Зубова подошла к лингвопоэтике со стороны истории языка, той самой "исторической грамматики", которую она долгие годы преподает в Санкт-Петербургском государственном университете.

Важно отметить и то, что Зубова в последние годы сосредоточивает свое основное внимание на поэзии последнего столетия. Поэты, каждый по-своему, развивают язык, актуализируют его скрытые возможности. Потому что поэзия, с точки зрения Людмилы Владимировны - это особое, творческое состояние языка, нередко очень отличающееся от автоматизма повседневной языковой обыденности. Зубова утверждает, что поэты в полном смысле слова создают современный язык, даже если решительно нарушают его нормы, зафиксированные в академических словарях и учебниках. Открывают его горизонты, опровергают застаревшие предрассудки. Очень важно и то, что Людмила Владимировна и сама любит и умеет писать стихи. Не просто пишет и публикует их, как делают сегодня очень многие ее коллеги, а именно умеет это делать; не как любитель, а как поэт в полном смысле слова. Без этого, по моему убеждению, нельзя разобраться в поэзии и тем более объяснить ее слушателю и читателю: мы знаем немало подобных печальных опытов. Настоящий филолог не только может, но и должен быть поэтом - это признак, если хотите, его профессиональной пригодности: вспомним Тредиаковского, Ломоносова, Востокова, Брюсова, Белого, Гаспарова...

Стихи Зубовой, по ее собственному признанию, пробовала писать еще в школе для стенгазеты; потом уже юной девушкой-старшеклассницей; потом студенткой и аспиранткой вновь обратилась к творчеству; затем был перерыв на 20 лет, и поэзия Людмила изменилась: любовная лирика уступила место иронии и самоиронии, в лучших традициях русского романтизма и авангарда.

После чтения стихов гости задали вопросы поэту-филологу, поделились впечатлениями за круглым столом, представили новые поэтические книги.





© Наталья Патроева, Юрий Орлицкий, 2020-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2020-2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Михаил Поторак. Признаки жизни [Люблю смотреть на людей. Мне интересно, как они себя ведут, и очень нравится глядеть, как у них иногда светло переменяются лица...] Елена Сомова. Рассказы. [Настало время покинуть светлый зал с окнами под потолком, такими, что лишь небо можно было увидеть в эти окна. Везде по воздуху сновали смычки и арфы...] Александр Карпенко. Акустическая живопись Юрия Годованца (О книге Юрия Годованца "Сказимир") [Для меня Юрий Годованец – один из самых неожиданных, нестандартных, запоминающихся авторов. Творчеству Юрия трудно дать оценку. Его лирика – где-то посредине...] Андрей Баранов. Давным-давно держали мир киты [часы идут и непреодолим / их мерный бой – судьба неотвратима / велик и славен вечный город Рим / один удар – и нет на свете Рима...] Екатерина Селюнина. Круги [там, на склоне, проросший меж двух церквей, / распахнулся сад, и легка, как сон, / собирает анис с золотых ветвей / незнакомая женщина в голубом...] Ольга Вирязова. Напрасный заяц [захлопнется как не моя печаль / в которой всё на свете заключалось / и пауза качается как чай / и я мечтаю чтобы не кончалась] Макс Неволошин. Два эссе. [Реалистический художественный текст имеет, на мой взгляд, пять вариантов финала. Для себя я называю их: халтурный, банальный, открытый, неожиданный и...] Владимир Буев. Две рецензии [О романе Михаила Турбина "Выше ноги от земли" и книге Михаила Визеля "Создатель".] Денис Плескачёв. Взыскующее облако (О книге Макса Батурина "Гений офигений") [Образы, которые живописует Батурин, буквально вырываются со страниц книги и нагнетают давление в помещении до звона молекул воздуха...] Анастасия Фомичёва. Красота спасёт мир [Презентация книги Льва Наумова "Итальянские маршруты Андрея Тарковского" в Зверевском центре свободного искусства в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри...] Дмитрий Шапенков. По озёрам Хокусая [Перезвоны льются, но не ломают / Звёзд привычный трассер из серебра, / Значит, по ту сторону – всё бывает, / А по эту сторону – всё игра...] Полина Михайлова. Стихотворения [Узелок из Калужской линии, / На запястье метро завязанный, / Мы-то думаем, мы – единое, / Но мы – время, мы – ссоры, мы – фразы...] Дмитрий Терентьев. Стихотворения [С песней о мире, с мыслью о славе / мы в проржавевшую землю бросали / наши слова, и они прорастали / стеблями стали...]
Словесность