ЗНАКОВЫЙ АВТОР
В "Стихотворном бегемоте" выступил Александр Макаров-Кротков.
Фотография Владимира Кисарова
|
Культурный центр Д. С. Лихачёва, что на Амурской улице, посетил необычный гость. Не слишком знакомый широкой публике (впрочем, кого она, эта широкая публика, знает? Тех, кто мелькает на телеэкране, да заученных с детства классиков - вот, пожалуй, и всё) - но, безусловно, знаковый. Знаковый во многих смыслах: и как значимая фигура литературного мира, и - как человек, оставивший несомненные знаки в виде литературных текстов. Макаров-Кротков Александр Юрьевич, современный русский поэт.
Думаю, не стоит перечислять заслуги и регалии героя: публиковался там-то, там-то, лауреат того-то, того-то, переведён на такие-то, такие языки... - это заняло бы много места, да и славен пишущий человек всё-таки не званиями и титулами, а тем, что он написал; теми знаками, словами, оборотами, что он оставляет на бумаге (электронном носителе) и, в случае удачи - в сознании читателей...
Макаров-Кротков - мастер малого жанра, поэтических миниатюр, состоящих часто из нескольких слов: "бесподобный / подонок", "литератор // без вкуса // и без запаха", "взалкал / и // лайкнул". Одним, привыкшим к многословию, длинным, "гекзаметрным" строкам, "изысканности русской медлительной речи", это кажется непривычным, ошарашивает; иных же этот минимализм, эта намеренная скупость умиляет. В самом деле, на что тратить груды бесценных слов, когда есть искусство высказать всё в малом? Тут есть строки, передающие настроение лирического героя. Было много "размышлизмов", игры слов и звуков. Были строки, ставшие откликом на "злобу дня" ("Pussy Riot" и околорелигиозная тематика в целом). Иные строки поэта представляют собой оборванные расхожие фразы, часто снабжённые необычной концовкой - и привычное предстаёт в необычном ракурсе, открывая новую грань Истины.
Автор начал своё выступление стихотворениями последних лет (2012 - 2018), неизданными (последняя его книга на русском языке вышла в 2013 году; в 2015 году вышла на чешском), продолжил более ранними, закончил же стихотворную часть текстами из первой книги "Дезертир (М., ACADEMIA, 1995), на обложке которой впечатляющие отзывы Геннадия Айги, Всеволода Некрасова, Виктора Кривулина, - её можно было тут же получить бесплатно.
Кто оказал влияние на поэта, кто стал для него ориентиром, маяком? Завсегдатаи "Стихотворного бегемота" знают этот тестовый вопрос, неизменно задаваемый всем выступающим куратором Николаем Милешкиным. Выяснилось, что влияние оказала прибалтийская поэзия, в которой поэт когда-то открыл для себя новые приёмы; что же касается конкретных имён (Иван Ахметьев, Герман Лукомников) авторов, с которыми часто сравнивают поэта, то тут, как он сказал, влияния не было; творцы, при всей взаимной симпатии, развивались самостоятельно, двигаясь параллельными курсами. Особенное впечатление произвёл рассказ о том, как Макаров-Кротков и Ахметьев, уже будучи друзьями, неожиданно "открыли" творчество друг друга, работая, по чудесному стечению обстоятельств, в одной библиотеке.
Присутствующая на вечере армянская певица, поэт и переводчик Марлена Мош интересовалась положением дел с переводами русской поэзии в тех странах, где бывал автор, с интересом к русской культуре, ответом на что стал развёрнутый рассказ.
Завершением вечера стали воспоминания поэта о жизни, о разных ситуациях, вплоть до сновидений, понимаемых как самостоятельный литературный жанр.
Слушая автора и читая его тексты, убеждаешься, что имеешь дело со "звучащей" поэзией, где важен не только собственно текст (и даже не его расположение на листе), но и неповторимая авторская интонация. Одни и те же слова, читаемые с листа, порой вызывают недоумение (позвольте, да это же повтор!); но, вспоминая, КАК их читал автор, проникаешь в авторский замысел, ощущаешь музыку стиха, входишь в его ритм. Поэтому я практически не иллюстрирую рассуждения о стихах автора примерами. Во-первых, их много (россыпь), и выбрать из этого множества самое-самое практически невозможно. Во-вторых (и в-главных) - без авторской интонации, в чисто текстовом виде они много теряют, практически не ощущаются, как бы уплощаются - но для тех, кто их СЛЫШАЛ, играют всеми красками. И мне искренне жаль всех тех, кто в этот День Космонавтики не дошёл до центра на Амурской: вы много потеряли, друзья, это был настоящий выход в Космос Слова.
Нет, всё же рассказ о поэте надо закончить его строками, иначе читатель останется обделённым! Что ж, представляя автора, выступившего в "космический" день, будем
...повторять потихоньку:
я трава
растущая в сторону неба
|
© Сергей Сергеев, 2019-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2019-2024.
Орфография и пунктуация авторские.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Андрей Бычков. Я же здесь [Все это было как-то неправильно и ужасно. И так никогда не было раньше. А теперь было. Как вдруг проступает утро и с этим ничего нельзя поделать. Потому...] Ольга Суханова. Софьина башня [Софьина башня мелькнула и тут же скрылась из вида, и она подумала, что народная примета работает: башня исполнила её желание, загаданное искренне, и не...] Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки" [Сутки через трое коротких суток / переходим в пар и почти не помним: / сколько чувств, невысказанных по сути, – / сколько слов – от светлых до самых...] Надежда Жандр. Театр бессонниц [На том стоим, тем дышим, тем играем, / что в просторечье музыкой зовётся, / чьи струны – седина, смычок пугливый / лобзает душу, но ломает пальцы...] Никита Пирогов. Песни солнца [Расти, расти, любовь / Расти, расти, мир / Расти, расти, вырастай большой / Пусть уходит боль твоя, мать-земля...] Ольга Андреева. Свято место [Господи, благослови нас здесь благочестиво трудиться, чтобы между нами была любовь, вера, терпение, сострадание друг к другу, единодушие и единомыслие...] Игорь Муханов. Тениада [Существует лирическая философия, отличная от обычной философии тем, что песней, а не предупреждающим выстрелом из ружья заставляет замолчать всё отжившее...] Елена Севрюгина. Когда приходит речь [Поэзия Алексея Прохорова видится мне как процесс развивающийся, становящийся, ещё не до конца сформированный в плане формы и стиля. И едва ли это можно...] Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике [Авторский вечер филолога, академического преподавателя и поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри" 18 января 2024 года в московской библиотеке...] Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... [У жизни новая глава. / Простим погрешности. / Ко мне слетаются слова / на крошки нежности...] Лана Юрина. С изнанки сна [Подхватит ветер на излёте дня, / готовый унести в чужие страны. / Но если ты поможешь, я останусь – / держи меня...] |
X |
Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |