ЧУЖИЕ
Под утро в купе осталось двое.
Худенькая женщина, лет сорока пяти, с горделивой осанкой сидела у окна и пальцами обеих рук мяла носовой платочек на столе. Юноша, свесив с верхней полки круглую, как тыква, голову, глядел то на отражавшееся в стекле лицо попутчицы, то дальше - на навевающее скуку снежное пространство. "Что-то она уж слишком из себя... - думал он о женщине. - Высокомерная... Вчера вошла, холодно: "Здравствуйте" - и больше ни слова за вечер. И вот, уже с утра царицей сидит..." Он поздоровался равнодушно, не надеясь услышать что-нибудь в ответ, спустился к двери, вытащил из куртки сигареты, взял полотенце...
Когда он вернулся, женщина готовила завтрак. На пластиковой тарелочке уже лежали тонко нарезанные помидоры, полоски розовой ветчины и белый хлеб.
- Присаживайтесь, молодой человек, - неожиданно мягко пригласила женщина и наклонилась к своей сумке. - Помяните дядю Юру... мужа моего.
Юноша немного растерялся.
- Я кушать не хочу, - пробормотал он скороговоркой, еще раз скосив глаз на скромный стол, накрытый явно не на двоих. - Мне-то и ехать тут осталось...
- Я вам не кушать предлагаю... - голос женщины дрогнул. - Просто посидите, помяните... Вот, нашла... - Она расстелила перед присевшим юношей розовую салфетку. - Это для рук.... Что же вы? Поминайте, поминайте... Мне что-то не хочется... А вы, пожалуйста... - И ближе к нему подтолкнула тарелочку. - Вы не думайте, ветчина свежая...
"Из интеллигентов, - подумал молодой человек, обратив внимание на ее чистые тонкие пальцы и в меру длинные ногти под перламутровым лаком. - Они ветчину недельной давности есть не станут. Все у них свежее... А умирают - как все, от какой-нибудь обычной болячки..."
Некоторое время они молчат. Юноша двигает челюстями медленно и проглатывает с видимой неохотой: ему хочется чаю, но на титане, как предупредила утром проводница, неожиданно потёк кран. Надо немного подождать, а в соседний вагон идти не хочется. Женщина все так же теребит платочек и смотрит с горделиво приподнятой головой в окно. Вдоль насыпи мелькают редкие холмики засыпанного снегом кустарника; в темной полосе, отделившей широкое белое поле от бледного неба, угадываются хвойные леса. И кажется, что над всем этим покойным, спрятавшимся от солнца бледно-сизым маревом, словно замерзшим пустынным миром, наполняя глухой тоской и купе, плывут однообразные позывные колес поезда.
- Вы в Москву? - спросил юноша.
- Да... - Женщина слегка кивнула, не отрываясь от окна. - Там пересадка... Дальше электричкой в Иваново, на могилку...
- Сами из Краснодара?
- Да. У нас родственники в Иваново. В минувшем году гостили у них в это время. Муж простыл, недельку поболел и...
- Легкие?
- Менингит. Он болел еще молодым. Вылечился. А год назад... Кто бы мог подумать? Поехали на Новый год, и все так ужасно обернулось.
Женщина слегка сдавила пальцами веки у переносицы, словно глаза ее устали смотреть на заискрившийся вдруг под явившимся солнцем снег, и потом внимательно поглядела на крепкие розовые щеки своего попутчика. "Носик ее портит, - подумал тот, втягивая ртом ломтик ветчины. - Вроде орлиного... Опустит - Баба Яга. Задерет - гордыня, высокомерие... А так, вроде ничего: симпатичная, не такая уж и старая... Найдет себе еще..."
- Я тоже еду на Новый год, - сказал он, старательно прожевывая мясо. - К девушке. Летом в Анапе познакомились. Вместе отдыхали... А тут шлёт мне на мобильник: приезжай, мол, Новый год вместе встретим, кремль тебе покажу... Она про этот кремль мне летом все уши прожужжала. Я ей говорю: не верю, откуда в твоей Туле быть кремлю? Кремль - в Москве! Там президент. Сам по телевизору видел! А она опять за свое... Она вообще, если чем-нибудь заразилась - не остановить. Достал из моря ей краба - разговоров на целый день... И ни про что про другое, как про этого краба, что про тот кремль.
- Почему же, - улыбнулась женщина снисходительно. - В Туле действительно есть кремль, как во многих древних русских городах. Стены из красного кирпича, по архитектуре напоминают стены Московского Кремля, только ниже...
Юноша перестал жевать. Всё, как и голова, стало у него на удивление вдруг круглым: и глаза, и щеки, и рот, и пошевелившиеся от растерянности оттопыренные уши.
- Это, что же... - Прошептал он. - Это тогда мне надо будет за раз съесть пять килограммов пряников!
- С чего бы это? - Женщина издала звук, похожий на смешок, и поднесла руку с платочком к губам.
- Мы на спор... Если кремль есть, то Юлька, знакомая моя, покупает пять килограммов, и я их ем, и ем всухомятку... А я всухомятку не могу: слюна не выделяется, запивать надо... Знала, на чем меня поймать... Лучше б на бутылку спорили.
- Съешь, и с превеликим удовольствием, - рассмеялась женщина уже открыто. - Тульские пряники с повидлом, с джемом, есть медовые, так вкусны, что один съешь - другой сам в рот лезет.
- Вы бывали в Туле?! - удивился юноша неподдельно. - Надо же! А мне уже двадцать один, а я так нигде и не был... В армии - и то, пхнули в какую-то тайгу... Бр-р-р... Кругом одни сосны! В карауле стоял - рысь видел, рядом прошла...
- Ваша жизнь только у истока, вот и увидите Тулу... А я преподаю историю в школе, часто возила свой класс на разные экскурсии. Раньше с поездками проще было... И по финансовым соображениям, и по части ночлега... И даже по восприятию: увидеть своими глазами, прикоснуться руками, душой. Ныне же: влез в интернет, и кажется, что весь мир перед тобою, и ты все знаешь... Виртуальность, обман, пустота - то, что раньше в школе называли зубрежкой. Реальность прекрасного - это теперь для богатых... А вообще Тула - не только пряники, самовары... Это просто замечательный город, с таким глубоким историческим и культурным прошлым...
- А муж ваш кем работал? - перебил юноша.
"Уж точно, - подумал он, - и тут учительница учительницей. У самой, уж точно, компьютер есть, а распаляется: интернет - пустота, обман... Учит! У всех пацанов есть компьютеры, я один только... пустота для них".
- И он педагогом...
- А-а-а... - протянул юноша как-то неопределенно.
- Удивительный был человек. Очень поэзию любил, сам немного сочинял. А преподавал физику. Для меня всю жизнь остается загадкой: как человек может совмещать в себе одновременно любовь к сухим формулам и нежным словесным образам? А он часто повторял: есть дело для ума и заработка, а есть - для отдохновения души.
- Ну, я в этом не разбираюсь. Главное, чтобы хорошо платили. Тогда все на месте: и голова, и душа. Я из пригорода, до армии сварщиком работал. Вернулся - работы денежной нету. Домашнее подворье развалилось: корма дорогие, налоги... Только куры и остались.... Какая тут, к черту, душа? Душа только болит, а выхода никакого: во все стороны, куда ни ткнись, - тупики... Отец говорит: "Нами правит Мамай. Это на долго...Нам бы сейчас князя Донского..." Его на старости лет на книжки потянуло, на всякие там исторические... А что та история? Цари все эти, коммунисты... Раньше был один хозяин всему голова: как сказал - так и делай. Иначе - в тюрьму, в лагерь... А теперь всяк может стать хозяином, только б деньжата завелись... Кто у нас сейчас сильнее: президент или олигарх? Кто до кого с протянутой рукой идет? То-то же... Так и должно быть. Деньги - это все! Свобода и независимость. Ничего, на следующий год я поступлю в колледж. Потом пристроюсь в промтоварный магазин продавцом-консультантом. Вот где деньги - в торговле! И компьютер стоящий куплю. А кому нравится, тот пусть варит за копейки все эти сеялки-веялки.... в дождь, в слякоть. Пусть к старости зарабатывает ревматизм да радикулит, как батя мой...
- Да, зима у нас такая: то сиротский снежок, то затяжной родимый дождик. Что-то среднее между поздней осенью и ранней весной. Неопределенное время года: в календаре есть, в природе нет. Юра хохотал, когда ему однажды пришла мысль, и он сравнил экономическую деятельность наших руководителей с южной зимой... За что ни возьмутся - все в слякоть превращают. А виновными выставляют тех, кто в этой слякоти барахтается. Сейчас и слово такое не произносят вслух - народ. Все больше говорят: избиратели, налогоплательщики, средний класс, неимущий класс, бомжи... Всех рассортировали по социальным полочкам. Так удобнее скрывать свою беспомощность и ни за что не нести ответственности. Если кто разместился на какой-нибудь полочке неуютно, тот, значит, сам и виноват в том, что сидит именно на этой неуютной полочке, а не на другой... - Женщина пристально посмотрела на юношу, в его ничего не выражавшие тусклые глаза, и показала платочком в окно. - Вот она, настоящая русская зима. Снег, тишина, вон дальний лесок, а вон там, похоже, вся в снегу деревенька... дымки - в наш век еще дровами топят... Скоро будет один примечательный переезд. Я по времени пути определяю. Крохотный желтый домик, одинокая женщина в фуфайке с флажком... Поезд наш не притормаживает, проносится, а это возникает как видение. Кругом белым-бело и вдруг - пожар! - большое дерево с ягодами рябины. На юге такое не увидеть. Юра всякий раз с волнением ожидал этой встречи. Гляди, гляди, говорил мне, вот сейчас, сейчас будет: "В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть". Он очень ценил Есенина. Считал, что только кондовая Россия может дать настоящего поэта с национальной душой. А у нас, на окраине... Он и о себе говорил: я не поэт, даже не стихотворец, я - рифмотворец...
"Вы так говорите, как будто сами не с окраины, - подумал юноша недоброжелательно. - Будто на юге вам все чужое..."
- А-а, п-очему вы едете од-на? - спросил он, подавляя зевок. Он давно умял всухомятку все, что было на столе, и отчужденный голос учительницы, говорившей ему непонятно о чем, и монотонный перестук колес бегущего на север поезда, его мягко убаюкивали. - А дети?
- Что? - ответила женщина машинально, все так же глядя в равнодушную белую пустоту. - Нет. Я одна...
Они замолчали.
...И в тамбуре было одиноко и неуютно. Грохотала вагонная сцепка, тянуло стылыми сквозняками, и колеса стучали совсем по-иному - с режущим слух стальным лязганьем. Молодой человек закурил и отошел в угол... За окном мелькнуло вдруг огромное красное пятно, и, тут же, вспомнив свою попутчицу, он потянулся быстро вперед, прильнул к стеклу... Но все было уже позади. "Ну и ладно... - успокоил он себя. - Додумаю сам: хатенку-курятник, бабу с флажком и ту рябину. Будет что рассказать... той же Юльке. Любит она все такое, сногсшибательное: кремль, крабов... А пряники есть не стану: что я - ребенок, что ли?"
Ему не дано было еще знать, что такое одиночество.
© Сергей Ворона, 2012-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2012-2024.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Лев Ревуцкий. Рассказы. ["American Dream", спросите вы? Нет, отвечу я. Такова сила материнской любви. Ну и немного везения. Без мамы, её любви и поддержки не было бы ни американской...] Алёна Цами. Босиком по небу [Так уж устроен человек, что в майский полдень он сравнивает облетающие лепестки вишен с первым снегом, а первый снег – с лепестками вишен...] Владимир Буев. Ольга Чикина: "Люди сделаны из звёзд" [Вечер барда Ольги Чикиной в московской библиотеке Лермонтова в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Владимир Ив. Максимов (1954-2024). Эхо на реке [Запомни запах скошенной травы, / Испей воды из родниковых братин... / В поэзию поэтам вход бесплатен. / Для остальных – увы, увы, увы...] Юрий Гладкевич (Беридзе). Иду свой путь [Как остро сосульки глядят на прохожих, / как будто пытаясь понять и учесть, / насколько прохожие те толстокожи, / и что там за кожа – броня или...] Роман Смирнов. Сны Иезекииля [...найти ещё одну связать века / мост подвесной пройти и поклониться / но не подняться выше языка / и ниже немоты не опуститься...] Андрей Коровин. Из книги "Любить дракона" – (2013) Часть I [ты выйдешь к солнцу сам не зная где ты / какие там живые экспонаты / где луг поющий где осипший берег / где девушка плывущая нагая / где высушены...] Андрей Бондаренко. Тела небесные и личные тела [я умею / складываю все под ноги / чтобы ходить / шаг за шагом и раз за разом / по мозаичному мосту в реальность] Николай Киселёв. Я – главная посредственность [и шкет бежит с огромным рюкзаком / шуршит домой болоньево штанами / а я шагаю в школу по кривой / учить детей любви и состраданию] Дмитрий Песков. приходит мартин cкорсезе [приходит мартин cкорсезе говорит привет / я сейчас снимаю фильм про индейцев / там для тебя есть одна / очень важная роль] Эмкей (Алексей Валлен). Такое кино [Рассеянно / капает дождь над Сеною. / Между лопаток пальчиком / трогаешь: "Всё потрачено..."] |
X |
Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |