Словесность

[ Оглавление ]





КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность


ГОРБИ - 80

02.04.2011

Я дал себе слово не говорить о нашей власти, хотя каждый день она дает сто поводов для этого, но все же сделаю одно исключение - в порядке ретроспективных раздумий о судьбах страны, в которой выпало жить. Вчера случайно по Первому каналу после полуночи наткнулся на юбилейный вечер, посвященный 80-летию Горби. Трансляция из, как я понял, Лондона. У нас его юбилей в таком духе не отмечали - слишком уж критиковал Путина, чтобы иметь право на чествование, скажем, в Большом театре. Ну да и народ его недолюбливает - развалил страну, отнял социализм, который мы все дружно укрепляли на пути к коммунизму. Но меня поразило - насколько искренно и с любовью говорили о Горби на том вечере представители Западной цивилизации. Дескать, вот человек, который реально изменил мир к лучшему, к более безопасному существованию, убрал железный занавес, дал людям своей страны свободу. И получается, что так оно и есть, хотя я, пристрастный живой свидетель горбачевских времен и реформ, утверждаю, что все это получилось помимо его воли и даже вопреки ей, самопроизвольно и стихийно - как лавина с горы - достаточно было взорвать где-то в складках той горной социалистической системы один пиропатрон. Его-то и взорвал Горбачев, рассчитывая однако на совсем иной результат. Он ведь хотел ускорения и перестройки того, что имелось, плюс всякий там плюрализм мнений, то есть очеловечивания существующего режима, а оказалось, что такой режим очеловечиванию не подлежит.

Вот и теперь, двадцать лет спустя, нынешний наш президент носится с той же идеей - Россия, дескать, вперед! Но как ее ускорить, если весь ее корпус сварен из проржавевших листов прошлого, которое и есть наша исконная история. А Запад - да, цивилизованный Запад радуется: Россия из коммунистического вооруженного до зубов монстра, грозящего миру капитализма все новыми и новыми социалистическими революциями, превратилась в довольно смирное домашнее животное на привязи общих рыночных ценностей.

Итак, из-за Горби мы утратили часть территорий, идеологию, статус великой державы, равно как денежные сбережения, работу, к тому же временно познали голод и нищету. Народ ему этого не простил и не простит. Так что какой там юбилей на родине...

И, оглядываясь назад, я спрашиваю себя - стало ли нам теперь жить лучше и веселее? Несомненно. Посмотрите, сколько на улице личных машин, сколько товаров и продовольствия в супермаркетах, сколько наших туристов в загранке, сколько мнений в Интернете... Да, кто относился к социализму как к няньке, которая вытрет сопли и накормит из ложечки, тем стало хуже: миллионы распавшихся семей, миллионы детей, брошенных горе-родителями, которые и о себе-то не в состоянии позаботиться. А это ведь наследие социализма, который превращает личность в раба, погибающего без хозяина.

Не знаю, далеко ли заглядывали отцы социалистических идей от Кампанеллы и, скажем, Фурье, но на практике получилось, что социализм - это тюрьма для личности, ибо государство полностью берет на себя бразды правления и осуществляет тотальный контроль за всей деятельностью своих граждан, включая даже их мысли. Почему не может быть социализма с человеческим лицом, я не очень понимаю - ведь кто помнит кодекс строителя коммунизма, тот подтвердит, что в него заложен базовый библейский тезис любви к ближнему ("человек человеку друг, товарищ и брат")...

Но, похоже, русскому народу рабство привычней каких-то там мифических прав человека. Примат личности над государством - это ведь абсолютно западная идея, выношенная и выстраданная в недрах европейской цивилизации. Русскому народу такая идея никогда не была близка и не была им востребована, ему наоборот всегда была дороже идея жертвоприношения личности во благо государства.

Вот и теперь моя страна на перепутье. Быть с Западом - это разделить с ним духовные ценности личности, права человека. Но свобода, казалось бы, абсолютная ценностная категория, движитель истории, по-прежнему не имеет спроса в моей стране и почти не глядя обменивается на колбасу.



Дальше: НАСТОЯЩЕЕ В ПРОШЛОМ И БУДУЩЕМ

Оглавление




© Игорь Куберский, 2011-2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2013-2025.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Ирина Романец. Плеск моря в кончиках пальцев. Миниатюры. [Существуют ли ответы без вопросов и ключи без замков? Тени без света и музыка без слушателя?..] Юрий Бородин. Творческие портреты поэтов-современников. Цикл статей. [Автор анализирует творчество современных поэтов Дмитрия Мельникова, Сергея Пагына, Дмитрия Мальянца, Ольги Старушко и Ивана Плотникова.] Борис Кутенков. Избранные записи из телеграм-канала – 2025 год. Часть I. [Сформулировал для себя критерии обывательского отношения к литературе...] Владимир Алейников. Ангелы. Эссе. [О художнике Александре Харитонове (1932—1993), одном из мастеров "советского неофициального искусства".] Владимир Серебренников (1968-2021). Отсутствующий пейзаж. [Останется одно в конце концов / прошедшее оснастку и огранку / воспоминанье – бывшее лицо / действительности, вправленное в рамку...] Ника Батхен. Места и имения. [Жребий канет в море, море станет фоткой, / Буква станет словом, слово станет ноткой, / Песня станет ветром, осенью задует, / В облака подбросит...] Андрей Бычков. На пороге. Рассказ. [Вэнкси принадлежал к той особого рода дорожной полиции, которая сбивала людей, переходящих улицу в неположенных местах...] Надежда Герман. Ледяная леди Изольда. Пьеса по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Часть 3. [Любая умная девочка, если её принять в мальчишечью игру на равных, сумеет очень быстро доказать, что игра эта – глупая и не интересная...] Леонид Георгиевский. Гадание по динамическому протоколу (О книге СКК "Эзотопы"). Рецензия. [Это своего рода поэтическое технофэнтези, героем или повествователем которого может стать кто угодно...] Литературные хроники: Владимир Буев. Писательница, которая в Антарктиде хотела обнять пингвинов, но ей не разрешили. [Встреча в Булгаковском доме, в рамках литсалона Андрея Коровина, с поэтом и прозаиком Анной Харлановой, названная "литературным стендапом о премии...] Литературные хроники: Зина Виноградова. Не ленив и очень любопытен. [Презентация книги Алексея Гушана "Рейсовый автобус" в Московском КЦ имени Д.С.Лихачёва в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Артём Ангелопуло. Одинаковые сны. [только шёпот / может выйти наружу и жить отдельно / как некогда облака / отпали от крыльев ангелов...]
Словесность