|
ПРЕДИСЛОВИЕ к стихам Леонида Кочеткова "БАЯ"
Встретишь в пещере единоверца,
Не разберешь - человек или зверь,
"Э-О-Ю-Я!" - изъясняется сердце,
А вырывается: "Ь-Ы-Ъ!" 1
Лев Лосев
|
Когда я послал несколько кочетковских стихотворений в одно - не худшее - литературное место в сети, один из его завсегдатаев отвечал мне, что, мол, есть у него примеры и посмешнее, и прислал в подтверждение несколько "бармаглотообразных" текстов, явно написанных на обороте тетрадки во время скучной лекции.
Я не спорю: возможно, кочетковские "новорусские стихи" тоже впервые появились как развлечение во время занудной лекции, и лишь потом, когда Лёня оказался на поэтическом фестивале в Македонии, идея БАИ приняла свой окончательный вид. Разница в том, на какой лекции происходило дело: по САПРу или по старославу.
Для Лёни язык - призвание и профессия, и его стихи заинтересовали меня как попытка экстраполяции, своего рода лингвистическая (анти?)утопия: как может отреагировать русский язык на происходящую у нас сейчас активную европеизацию, точнее - американизацию жизни и мышления. Не даром же говаривал Хайдеггер, что язык - это дом сознания. А поэт, как говорил другой известный человек, есть орудие языка.
С другой стороны, эти тексты - не просто лингвистические упражнения, это - художественные произведения, они стоят того, чтобы попытаться разобраться в их поэтическом языке. Тут можно, конечно, вспомнить написанные на парижской фене XV века баллады Вийона, которые современным французам понятны с величайшим трудом, (недавно их попыталась перевести Елена Кассирова и - при всем моем восхищении проделанным ею колоссальным трудом - не очень преуспела) или Лэнгстона Хьюза, писавшего стихи на языке Бронкса, но я - немного о другом.
Как известно, поэтический код в конце ХХ очень усложнился. Правильно понимать, допустим, Кибирова или Татьяну Щербину, очень непросто, несмотря на кажущуюся их простоту. Язык "Баи" не более и не менее сложен и своеобразен, чем язык других современных русских поэтов.
Права на "черный квадрат", как известно, добиваются пейзажами и портретами. Леонид Кочетков - выпускник этого года Литературного института, участник поэтического семинара Татьяны Бек, которая выделила его однажды в "Известиях" как одного из самых одаренных и оригинальных своих учеников. Своё умение писать на "нормальном" (с точки зрения лексики, конечно) языке он доказывал неоднократно. И поэтому его языковые эксперименты заслуживают серьезного к себе отношения.
1Читается: "Eры-ы-ерь"
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Лев Ревуцкий. Рассказы. ["American Dream", спросите вы? Нет, отвечу я. Такова сила материнской любви. Ну и немного везения. Без мамы, её любви и поддержки не было бы ни американской...] Алёна Цами. Босиком по небу [Так уж устроен человек, что в майский полдень он сравнивает облетающие лепестки вишен с первым снегом, а первый снег – с лепестками вишен...] Владимир Буев. Ольга Чикина: "Люди сделаны из звёзд" [Вечер барда Ольги Чикиной в московской библиотеке Лермонтова в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Владимир Ив. Максимов (1954-2024). Эхо на реке [Запомни запах скошенной травы, / Испей воды из родниковых братин... / В поэзию поэтам вход бесплатен. / Для остальных – увы, увы, увы...] Юрий Гладкевич (Беридзе). Иду свой путь [Как остро сосульки глядят на прохожих, / как будто пытаясь понять и учесть, / насколько прохожие те толстокожи, / и что там за кожа – броня или...] Роман Смирнов. Сны Иезекииля [...найти ещё одну связать века / мост подвесной пройти и поклониться / но не подняться выше языка / и ниже немоты не опуститься...] Андрей Коровин. Из книги "Любить дракона" – (2013) Часть I [ты выйдешь к солнцу сам не зная где ты / какие там живые экспонаты / где луг поющий где осипший берег / где девушка плывущая нагая / где высушены...] Андрей Бондаренко. Тела небесные и личные тела [я умею / складываю все под ноги / чтобы ходить / шаг за шагом и раз за разом / по мозаичному мосту в реальность] Николай Киселёв. Я – главная посредственность [и шкет бежит с огромным рюкзаком / шуршит домой болоньево штанами / а я шагаю в школу по кривой / учить детей любви и состраданию] Дмитрий Песков. приходит мартин cкорсезе [приходит мартин cкорсезе говорит привет / я сейчас снимаю фильм про индейцев / там для тебя есть одна / очень важная роль] Эмкей (Алексей Валлен). Такое кино [Рассеянно / капает дождь над Сеною. / Между лопаток пальчиком / трогаешь: "Всё потрачено..."] |
X | Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |
|