Встретишь в пещере единоверца,
Не разберешь - человек или зверь,
"Э-О-Ю-Я!" - изъясняется сердце,
А вырывается: "Ь-Ы-Ъ!" 1
Лев Лосев
Когда я послал несколько кочетковских стихотворений в одно - не худшее - литературное место в сети, один из его завсегдатаев отвечал мне, что, мол, есть у него примеры и посмешнее, и прислал в подтверждение несколько "бармаглотообразных" текстов, явно написанных на обороте тетрадки во время скучной лекции.
Я не спорю: возможно, кочетковские "новорусские стихи" тоже впервые появились как развлечение во время занудной лекции, и лишь потом, когда Лёня оказался на поэтическом фестивале в Македонии, идея БАИ приняла свой окончательный вид. Разница в том, на какой лекции происходило дело: по САПРу или по старославу.
Для Лёни язык - призвание и профессия, и его стихи заинтересовали меня как попытка экстраполяции, своего рода лингвистическая (анти?)утопия: как может отреагировать русский язык на происходящую у нас сейчас активную европеизацию, точнее - американизацию жизни и мышления. Не даром же говаривал Хайдеггер, что язык - это дом сознания. А поэт, как говорил другой известный человек, есть орудие языка.
С другой стороны, эти тексты - не просто лингвистические упражнения, это - художественные произведения, они стоят того, чтобы попытаться разобраться в их поэтическом языке. Тут можно, конечно, вспомнить написанные на парижской фене XV века баллады Вийона, которые современным французам понятны с величайшим трудом, (недавно их попыталась перевести Елена Кассирова и - при всем моем восхищении проделанным ею колоссальным трудом - не очень преуспела) или Лэнгстона Хьюза, писавшего стихи на языке Бронкса, но я - немного о другом.
Как известно, поэтический код в конце ХХ очень усложнился. Правильно понимать, допустим, Кибирова или Татьяну Щербину, очень непросто, несмотря на кажущуюся их простоту. Язык "Баи" не более и не менее сложен и своеобразен, чем язык других современных русских поэтов.
Права на "черный квадрат", как известно, добиваются пейзажами и портретами. Леонид Кочетков - выпускник этого года Литературного института, участник поэтического семинара Татьяны Бек, которая выделила его однажды в "Известиях" как одного из самых одаренных и оригинальных своих учеников. Своё умение писать на "нормальном" (с точки зрения лексики, конечно) языке он доказывал неоднократно. И поэтому его языковые эксперименты заслуживают серьезного к себе отношения.
Айдар Сахибзадинов. Жена[Мы прожили вместе 26 лет при разнице в возрасте 23 года. Было тяжело отвыкать. Я был убит горем. Ничего подобного не ожидал. Я верил ей, она была всегда...]Владимир Алейников. Пуговица[Воспоминания о Михаиле Шемякине. / ... тогда, много лет назад, в коммунальной шемякинской комнате, я смотрел на Мишу внимательно – и понимал...]Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною..."["Я – человек, зачарованный языком" – так однажды сказал о себе поэт, прозаик и переводчик, ученый-лингвист, доктор философии, преподаватель, человек пишущий...]Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа[я был когда-то пионер-герой / но умер в прошлой жизни навсегда / портрет мой кое-где у нас порой / ещё висит я там как фарада...]Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки[где-то там на совсем другой стороне реки / в глубине холодной чужой планеты / ходят всеми забытые лодки и моряки / управляют ветрами бросают на...]Джон Бердетт. Поехавший на Восток.[Теперь даже мои враги говорят, что я более таец, чем сами тайцы, и, если в среднем возрасте я страдаю от отвращения к себе... – что ж, у меня все еще...]Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём[В детстве папа наказывал, ставя в угол. Угол был страшный, угол был в кладовке, там не было окна, но был диван. В углу можно было поспать на диване, поэтому...]Владимир Спектор. Четыре рецензии[О пьесе Леонида Подольского "Четырехугольник" и книгах стихотворений Валентина Нервина, Светланы Паниной и Елены Чёрной.]Анастасия Фомичёва. Будем знакомы![Вечер, организованный арт-проектом "Бегемот Внутри" и посвященный творчеству поэта Ильи Бокштейна (1937-1999), прошел в Культурном центре академика Д...]Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога...[Не отзывайся... Смейся... Безответствуй... / Мне всё равно, как это отзовётся... / Ведь я люблю таким глубинным детством, / Какими были на Руси...]Анна Аликевич. Тайный сад[Порой я думаю ты где все так же как всегда / Здесь время медленно идет цветенье холода / То время кислого вина то горечи хлебов / И Ариадна и луна...]