Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность



        В  N  ПРОСТРАНСТВЕ


        * В N ПРОСТРАНСТВЕ
        * НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕТРАРКЕ И ЛАУРЕ
        * ГИЙОМ АПОЛЛИНЕР
        * УТОП И Я
        * В СТОРОНУ ЗНАКА
        * время ближнее...
        * подумай как любит...
        * А есть письмо зодиакальное...
        * КИНОЭТЮД
        * отодвинуть в сторону лист бумаги...
        * ПЕРФОРМАНС ОДИНОЧЕСТВА
        В ПАМЯТЬ О ВЕЛИМИРЕ
        * ЗВЕРОЭТЮД
        * АВТОКОММЕНТАРИЙ
        К СТИХОТВ. "В СТОРОНУ ЗНАКА"
        * ЕЩЕ РАЗ... О В. Х.
        * ты тварь ничтожная...
        * другие согласные стал слышать я...
        * завиток дождя...
        * то что мы создаем...
        * перемена скольжения...
        * румынка с дерев собирает...
        * необходимость рас - стоянья...
         
        * как раковину раскрывают...
        * казалось просто...
        * проза - чистая ложь...
        * ХЕЛЬСИНКИ
        * строфа притянута к строфе...
        * не выдернешь колючку...
        * на Джона Кейджа...
        * как вытащить занозу...
        * маслянистый зрачок...
        * я выйду из окна...
        * угасает поляна полян...
        * маслянистый зрачок...
        * поствремя...
        * протест против самого себя...
        * насколько осколки...
        * согласие сонорных...
        * ткань женская...
        * маслянистый зрачок...
        * безусловно лето...
        * птиц голоса улавливаю...
        * где запад где восток...
        * какая свобода дева душа...


          В  N  ПРОСТРАНСТВЕ
          (динамический процесс в семи частях)

          1.
          Охватить пространство одной рукой,
          понять, что происходит с тобой,
          то есть со мной,
          выйти из города напрямик,
          осознать предел, т. е тупик,
          внезапно стенку рукой разъять,
          увидеть букву древнюю ЯТЬ,
          предшествие - ЕРЬ, ЕРЫ, ЕР,
          понять значение буквы ХЕР,
          там будет плотность, как пустота,
          ноль с пресечением, или ФИТА,
          войти в пространство и время АЗ
          на расстояньи движенья глаз

          2.
          я освоил походку тигра

          я выстроил дом
          из осколков неба

          я вывел формулу любви
          из одного касания

          я вы
            думал
          небесное созданье

          пожалуй это все
          что мне удалось сделать
          оста-друг-вляю-им-льное

          3.
          осколки мира
          собрать
          пере-тереть
          порезать пальцы
          пере-тер-петь

          4.
          на родине моей сирень
          кусты шиповника
          так дики
          что вырвать взгляд оттуда лень
          сквозь вязь сплошную повелики

          я мысленно смотрю туда
          где высится ветла в овраге
          где лопухи и лебеда
          где тонет взор в небесной влаге

          5.
          день падает в обрыв письма
          где кажется цвела возможность
          где легкость ткани знак тесьма
          где подлинность входила в сложность

          и примиренье со стихом
          и резкий сбой почтовых птичек
          все это вызрело в одном
          письме весны и перекличек

          6.
          не помешает
          немного вина и вины
          и на и ны

          7.
          филологическая соль
          выпаривание слов из влаги
          где результатом выйдет боль
          взрывающая лист бумаги

          эстетика всегда слепа
          где бродит двойственность понятий
          и рвется за стопой стопа
          соединений и разъятий

          _^_




          НОВЫЕ  СВЕДЕНИЯ
          О  ПЕТРАРКЕ  И  ЛАУРЕ


          Лаура пишет письмо Петрарке
          шрифтом Times New Roman
          в интернет-тетрадке

          письмо исчезает

          Петрарка пишет сонет Лауре
          пальцы бегут по клавиатуре

          письмо исчезает

          на платье Лауры осыпаются
          букв лепестки

          в этот миг
          они так близки
          что руку вот протяни
          коснешься мизинца
          левой руки

          _^_




          ГИЙОМ  АПОЛЛИНЕР

          умирающий Гийом
          /умирает/
          Маринетти! вспомните
          как будет по-итальянски
          смерть
          "война - ги/гиена мира"
          война мира
          смерть Аполлинера

          черепное ранение
          роза кровавая
          на грязно-белой тряпке

          Гийом Гийом Гийом
          звенят колокольчики
            д о ж д я

          P. S. "22 марта 1916.
          Меня ранило точно чуть выше правого виска.
          Я уцелел просто чудом...
          Обнимаю тебя, любимая, и
          целую твои губки. Ги"

          _^_




          УТОП  И  Я
                Посвящается Джульетте

          1
          меня волнует город-берег-мерег

          был послан в смерть
          и возвратился смертным

          одно-одно
          врезается в кромешку
          ты бросишь на орла
          поднимешь решку

          рев многомерный пульс рябинокрасный
          кривой муряв
          и параллельный срез

          2
          морская свинка щечки распушила
          она сыта и шерсть ея блестит
          она не знает что грядет Атилла
          что Соловей разбойничьи свистит
          что кажется на берегах Отчизны
          ты смотришь в воду
          и не видишь дна
          как время сжато стиснуто до тризны
          как время плача или время сна

          3
          был послан в смерть
          и возвратился смертным
          утоп и я
          и вынырнул в поту
          на голос шел и голосом ответным
          я окликал незримую черту

          4
          рев многомерный пульс рябинокрасный
          ты падаешь и смех звучащий вслед

          5
          там вровень точка
          ровно вровень крест
          там вровень камень
          ровно вровень перст
          там вровень пламя
          вровень ровно
          там

          6
          как встряхивается свинка морская -
          пере
            вертывается на четырех
          тонким писком перекрывая
          рябинопульс и многорев
          она теплая и живая

          чистая как вода морская
          в ней дышит розовая душа

          _^_




          В  СТОРОНУ  ЗНАКА
              Jerzy Faryno

          узнать как пятятся корни
          деревьев
          в сторону знака
          в сторону корня из минус единицы
          понять обратный ход
          это собственно вот
          постижение
          на уровне меты и мета
          и движение
          от к до
          и обратное
          обратное знака
          (запомнить)

          _^_




          * * *

          время ближнее
          в пяти минутах ходьбы
          да и было бы дольше
          все равно не уйдешь
          от судьбы
          позже-раньше
          неизвестно что лучше
          что гуще
          как чужая звезда
          (это слово на рифме
          ставить нельзя!)
          но пуще
          опасаться того что проще
          и спасаться
          в воображения роще

          _^_




          * * *

          подумай как любит
          тебя пространство
          оно вбирает
          твой голос
          речь вливает
          в себя
          принимает
          жесты
          в темноте
          легкие касания
          и безмолвно
          говорит "да"

          _^_




          * * *

          А есть письмо зодиакальное,
          Письмо небесное - зеркальное -
          Земных пределов отражение,
          Дрожание воображения,

          Как вывих тела, как летучая
          Письма глубокая извилина,
          Лучами быстрыми колючими
          И поцелуями изливлена,

          Сомнамбулой маниакальною
          Выходит настежь краем жести
          И видит ближнюю и дальнюю,
          Мгновенно считывая вести,

          И там, где берег простирается,
          Невидимый, но осязаемый,
          Кустарник в эту грань врывается,
          Внезапный, точно так желаемый;

          Извив растений, букв и линии,
          Порыв к буквальному прочтению,
          И вычитание идилии,
          И голос уст-ремленный к пению

          _^_




          КИНОЭТЮД

          как мотают назад кассету -
          отступает Дом Бенуа
          и зима отлетает к лету
          и ау перейдет в уа

          если руку опустишь в реку
          у истока, то в дельте ея
          точно вскинется встречно веку
          ликом утреннего бытия...

          _^_




          * * *

          отодвинуть в сторону лист бумаги
          уйти из сна
          лицо подставить удару влаги
          из окна
          поверить внезапно в чистую небыль -
          удача
          и уставиться в дольнее небо -
          небоплача

          _^_




          ПЕРФОРМАНС  ОДИНОЧЕСТВА
          В  ПАМЯТЬ  О  ВЕЛИМИРЕ

          (описание)

          в полном одиночестве
          в пустой комнате
          плеснуть немного спирта
          на дно стакана
          встать посредине комнаты
          повороты на четыре стороны
          острая влага брошенная
          в глотку
          тихое произнесение имени
            - проступает портрет Велимира
          на стене

          28 июня 2002

          _^_




          ЗВЕРОЭТЮД

          тигр одиночества
          пасется на пастбище слов
          ему неможется
          он устал от снов

          он рвет свою шкуру в клочья
          он гасит свет
          он влажно бормочет ночью
          тигр-экстраверт

          и когда вылезает в улицу
          бредет среди ослов и людей
          то ищет глазами умницу -
          стража его идей

          его передергивает отчаянием
          он теряет над собой власть
          он вскрикивает нечаянно
          платком прикрывая пасть

          _^_




          АВТОКОММЕНТАРИЙ
          К  СТИХОТВ. 
            СТОРОНУ  ЗНАКА"

              Аnne Majmeskulow

          Запомнить - что?
          Осколки бытия,
          вторжение дождя
          в Быдгощи,
          запомнить голоса
          и, в памяти тая,
          уйти в пространство -
          ну чего же проще?!

          Итак, запомнить:
          дверь-окно-луна,
          звук водной мельницы
          и шелест речи
          и в реку впасть,
          и прикоснуться дна,
          и вечность ощутить,
          и вероятность встречи

          _^_




          ЕЩЕ  РАЗ...  О  В. Х.

          о, Хлебников,
          о ночь густая
          о волглая трава
          с надрывом
          когда страницы книг листая
          мы смотрим в очи с перерывом

          нам полагается надменно
          судьбе своей противоречить
          и вилку вытянуть из речи
          не каждому дано наверно

          а ночь насквозь уже проволгла
          и съежилась трава к рассвету
          и внемля дикому навету
          Улыба хохотала долго...

          12 октября 2002

          _^_




          * * *

          ты тварь ничтожная
          и лепет твой нелеп
          на берегу стоять
          от жажды изнывать
          тот кто проходит здесь
          он будто слеп
          иль просто никого
          не хочет узнавать

          _^_




          * * *

          другие согласные стал слышать я
          в собственной речи
          глухо звучат в небной дуге
          "К" и "Х"
          а ты что думал ты
          вечен
          а ну-ка быстро скажи
          "КХА"!

          _^_




          * * *

          завиток дождя
          упал на твое лицо
          и ветер в тот же миг
          выбил слезу
          вот как же так
          живут ждя
          ищут букву
          и звук
            зву
              взу...

          _^_




          * * *

          то что мы создаем
          мы соз-даем
          и чресла твои
          и грудь и живот
          и взвесь небес
          и ладоней лёт
          и тайна объятий
          имен разво-
          рот

          _^_




          * * *

          перемена скольжения
          ветер-ветер
          соль сладкая на
          губах-губах
          космос лепечет
          в птичьих крылах
          и молит море
          млеко вълнах

          _^_




          * * *

          румынка
          с дерев собирает сладость
          пьет молоко суровых коз
          только кажется есть старость
          жизнь состоит из угроз и роз
          румынка
          раз-рывает розовые лепестки
          толчет их в ступке
          со слезами и свежей спермой
          и влажных волос ее завитки
          и вечер гаснущий в дымке серной

          _^_




          * * *

          необходимость рас - стоянья
          необходимость рас - ставанья
          уже трепещущие губы
          становятся невольно грубы
          и поцелуи на бегу
          молчи скрывайся
          ни гу-гу!

          _^_




          * * *

          как раковину раскрывают
          губами тронут жемчуг боли
          забыв заученные роли
          а на губах снежинки тают

          _^_




          * * *

          казалось просто
          голос и голос
          ну что такого -
          слова, речь...
          а это тело
          стянуто в мелос
          колеблет связки
          словотечь

          _^_




          * * *

          проза - чистая ложь
          правда - не имеет слов
          начни пожалуйста (с) основ
          вынь да положь
          дух избегает прямых пустот
          сон вылетает из рукава
          ты знаешь ли точно кто это тот
          кто вылепил губы вложил слова
          тогда остается на берегу
          беречь остатки фонем
          или вычерчивать на снегу
          имя с которым нем

          _^_




          ХЕЛЬСИНКИ

          в небе плывущие тени-лосинки
          вот вам Хельсинки из синей синьки
          в кадр войти выйти из кадра
          ступени на площади Александра
          исполни танец войди в залив
          утонешь в небе цвета олив
          и разрывая тряпье облаков
                был таков

          _^_




          * * *

          строфа притянута к строфе
          так длится тайное мгновенье
          почти что аутодафе
          то что назвали вдох-новенье

          _^_




          * * *

          не выдернешь колючку
          языка из языка
          не выпадешь из речи
          без увечья
          без просто та...

          _^_




          * * *

          на Джона Кейджа
          я смотрел
          он старый был
          с двенадцатого года
          (тыща девятьсот)
          и смеялся
          беззвучно
          как птеродактиль
          он говорил что-то
          но не так гладко
          цепь случайностей
          постоянна
          анархия мать порядка

          _^_




          * * *

          как вытащить занозу
          из пальца
          она доходит
          до сердца

          она колет ухо
          царапает глаз

          прерывает речь

          лодка дала течь

          и потопит нас
          это как пить дать

          время - тать

          _^_




          * * *

          маслянистый зрачок
          а ты дурачок
          у тебя ничего нет
          да

          _^_




          * * *

          я выйду из окна
          по воздуху пойду

          ко мне летит паук
          на тонкой нитке

          бросает нитку мне
          и мы летим вдвоем

          летучие вдвойне

          _^_




          * * *

          угасает поляна полян
          и деревья угаснут древлян
          я не знаю что еще бывич
          вятич кривич...

          _^_




          * * *

          маслянистый зрачок
          губ двойное событие
          событиё
          это смежное время
          меж Е и Ё
          это протяжение красок
          шелк и булавки
          и буколики сна
          ветер
          сосна

          _^_




          * * *

          поствремя
          в постпространстве
          находится
          как же иначе
          ну не так те так
          нет

          _^_




          * * *

          протест против самого себя
          заключается
          в прорубании квадрата
          в груди и спине
          спину тяжело
          достать
          но можно!

          _^_




          * * *

          насколько осколки
          тебя тревожат
          и тишина
          увлекающая
          ув-лекающая
          в глубину
          м-ра

          _^_




          * * *

          согласие сонорных
          сон и сом и сор
          и соль
          возможно
          перетекание плавных
          осторожно
          в ткань лабиальных
          уль

          _^_




          * * *

          ткань женская
          другая не мужская -
          желток неотделимый
          от белка
          и тут совсем недалеко
          от рая
          из двух холмов
          и впадины
          у края
          где степень
          рас-творенья
          высока

          _^_




          * * *

          маслянистый зрачок
          и точка кипения
          наблюдений крошки
          в стволах дерев
          нет почти никакого сомнения
          что это взгляд
          обнаженных дев
          что именно он
          проводит мысленно
          перпендикуляр
          и немую параллель
          где внутри в природе
          вызревает медленно
          зверь

          _^_




          * * *

          безусловно лето
          приходит вовремя
          как впрочем осень
          зима и весна
          и снова птица
          кормится зернами
          и снова лепечет
          свистит она
          кто это кто на самом деле
          в этой точке
          растущей в круг
          как будто душа
          обновляется в теле
          не так не сразу
          а тотчас
          и вдруг

          _^_




          * * *

          птиц голоса улавливаю
          но не могу повторить:
          цив-цив-вить
          кхи-кхи-кхи-ваию

          _^_




          * * *

          где запад где восток
          где бренная земля
          где чудная планета
          где ветер и поток
          где море и платок
          и воздух для ответа

          _^_




          * * *

          какая свобода дева душа
          рот зажат и едва дыша
          ты понимаешь что пере-
          мещенье
          тела в пространстве
          есть от-
          мщенье
          мне
          и аз воздам
          здесь только видимость
          главное
          там

          _^_



          © Сергей Бирюков, 2002-2024.
          © Сетевая Словесность, 2003-2024.





Словесность