Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность




"...Но нет у меня ключа"


Рецензия написана для журнала "Русская речь" (СПб, май 2002)


Один из первых крупных литературных конкурсов в Сети АРТ-ТЕНЕТА 97 был богат на сенсации. Одной из них стало присуждение первого места в номинации "Поэзия" неизвестной даже в литературных кругах поэтессе из Читы Виктории Измайловой.

Уже в следующем году в "ГЕЛИКОНЕ ПЛЮС" вышла книга Виктории "Талисман", которая получила высокую оценку и профессиональных литераторов, и критиков, и читателей. Секрет стихов "Талисмана", думается мне, не только в редкой в наше время чистоте авторского зрения, искренности и непосредственности автора. Возможно, судей АРТ-ТЕНЕТ привлекло сочетание едва ли не детской лексики с большой смысловой нагрузкой текста и возникающим неожиданно и как будто даже не к месту литературным контекстом:

"...В том доме серьезные люди,
Хрусталь, и сверкающий кафель,
И девушки правильной профиль...
По клавишам бегает пудель,
Любитель печенья и вафель,
И кличут его Мефистофель."
("Ужасно линючие кошки...")

А может, судей подкупило явно песенное звучание многих стихов Виктории. Как говорит сама поэтесса, некоторые стихи она "поет под свой дрянной аккомпанемент". Впрочем, даже не положенные на музыку, тексты "Талисмана" завораживают непривычными ритмами:

"А как тополь сбреет бороду на дворе,
Выходи гулять по городу в сентябре,
Расстояния недальние, различи
Золотые да хрустальные кирпичи..."
("А как тополь сбреет бороду...")

Если говорить о литературных традициях, прослеживающихся в стихах Виктории Измайловой, то наиболее близки ей, наверное, "чистые лирики" второй половины XIX века Фет, Майков, Плещеев с их удивительной способностью проникать в душу природы. Именно она, Природа, в "Талисмане" - одно из главных действующих лиц или как минимум "говорящий" фон развивающегося сюжета.

"Сыпал град по черепице
Разудалые коленца,
Плавал лед в воде колодца
Тусклым бликом в леденце.
Утром ветер обратится
В бесприютного младенца
И от холода зайдется
Тонким криком на крыльце."
("Сыпал град по черепице...")

И еще Виктория Измайлова один из тех немногих авторов, которые умеют рисовать завершенные картины, сохраняя при этом в стихе какую-то недосказанность, загадку для читателя, отчего стихи становятся щемящими и надолго запоминаются:

"...Над лесом полоска света,
Серебряная парча.
Я знаю, где дверца эта,
Но нет у меня ключа."
("Под вечер в бору еловом...")




© Светлана Бодрунова, 2002-2021.
© Сетевая Словесность, 2002-2021.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Айдар Сахибзадинов: Казанская рапсодия [Кто жил на нашей улице в пору моего детства, их уже нет. Как несметная стая птиц, поднявшаяся от старых тополей, их имена-образы зависли над памятью,...] Алексей Сомов: "Грубей и небесней". Стенограмма презентации [В Культурном центре академика Д.С. Лихачёва 15 июня 2021 проект "Вселенная" в рамках цикла "Уйти. Остаться. Жить" представил сборник стихотворений и эссе...] Артём Козлов: Стансы на краю земли [Здесь земля не круглая, а плоская, / Что не поцелуй, то сцена Оскара. / Каждое молчание загадочно, / В книге мы - бумажные закладочки...] Татьяна Житлина (1952-1999): Школьная тетрадка [Мы жили с ливнем, как соседи. / Я довела его до слез. / Умчался на велосипеде, / Мелькая спицами колес...] Ростислав Клубков: Приживальщик. К образу помещика Максимова из романа "Братья Карамазовы" [Как воздействует (да и воздействует ли) на человека невидимое: неосознаваемое им, скрытое и ускользающее от его сознания - и что изменяет (да и изменяет...] Юрий Тубольцев: Абсурдософские рассказы [Создание безошибочных схем - это еще не творчество, творчество начинается именно с ошибки...] Евгений Орлов: Четыре стены [И поэтому - имеющий уши да развесит их, имеющий глаза - да развесит и их. Перед вами - "Четыре стены", дорогой мой читатель..] Катерина Ремина: Каждому, кто - без дна [острова собираются в стаи, ломая камни / о течение вод, отражающих бесконечность: / наклонилась и шью по ее васильковой ткани / письма иглами по...]
Словесность