Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность




"...Но нет у меня ключа"


Рецензия написана для журнала "Русская речь" (СПб, май 2002)


Один из первых крупных литературных конкурсов в Сети АРТ-ТЕНЕТА 97 был богат на сенсации. Одной из них стало присуждение первого места в номинации "Поэзия" неизвестной даже в литературных кругах поэтессе из Читы Виктории Измайловой.

Уже в следующем году в "ГЕЛИКОНЕ ПЛЮС" вышла книга Виктории "Талисман", которая получила высокую оценку и профессиональных литераторов, и критиков, и читателей. Секрет стихов "Талисмана", думается мне, не только в редкой в наше время чистоте авторского зрения, искренности и непосредственности автора. Возможно, судей АРТ-ТЕНЕТ привлекло сочетание едва ли не детской лексики с большой смысловой нагрузкой текста и возникающим неожиданно и как будто даже не к месту литературным контекстом:

"...В том доме серьезные люди,
Хрусталь, и сверкающий кафель,
И девушки правильной профиль...
По клавишам бегает пудель,
Любитель печенья и вафель,
И кличут его Мефистофель."
("Ужасно линючие кошки...")

А может, судей подкупило явно песенное звучание многих стихов Виктории. Как говорит сама поэтесса, некоторые стихи она "поет под свой дрянной аккомпанемент". Впрочем, даже не положенные на музыку, тексты "Талисмана" завораживают непривычными ритмами:

"А как тополь сбреет бороду на дворе,
Выходи гулять по городу в сентябре,
Расстояния недальние, различи
Золотые да хрустальные кирпичи..."
("А как тополь сбреет бороду...")

Если говорить о литературных традициях, прослеживающихся в стихах Виктории Измайловой, то наиболее близки ей, наверное, "чистые лирики" второй половины XIX века Фет, Майков, Плещеев с их удивительной способностью проникать в душу природы. Именно она, Природа, в "Талисмане" - одно из главных действующих лиц или как минимум "говорящий" фон развивающегося сюжета.

"Сыпал град по черепице
Разудалые коленца,
Плавал лед в воде колодца
Тусклым бликом в леденце.
Утром ветер обратится
В бесприютного младенца
И от холода зайдется
Тонким криком на крыльце."
("Сыпал град по черепице...")

И еще Виктория Измайлова один из тех немногих авторов, которые умеют рисовать завершенные картины, сохраняя при этом в стихе какую-то недосказанность, загадку для читателя, отчего стихи становятся щемящими и надолго запоминаются:

"...Над лесом полоска света,
Серебряная парча.
Я знаю, где дверца эта,
Но нет у меня ключа."
("Под вечер в бору еловом...")




© Светлана Бодрунова, 2002-2020.
© Сетевая Словесность, 2002-2020.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сергей Петров: Эпидемия [Любая эпидемия, как и война, застаёт людей врасплох и пробуждает самые низменные инстинкты. Так получилось и в этот раз: холеру встретили испуганные,...] Белла Верникова: Композитор-авангардист Артур Лурье [В 1914 г. в Петербурге вышел манифест русских футуристов, синтетически объединивший модернистские поиски в литературе, живописи и музыке - "Мы и Запад...] Михаил Фельдман (1952 – 1988): Дерево тёмного лика [мой пейзаж / это дерево тёмного лика / это сонное облако / скрывшее звёзды / и усталые руки / и закрытая книга] Татьяна Щербанова: Стихотворения [На этом олимпе сидят золотые тельцы, / сосущие млеко из звездно-зернистой дороги, / их путь устилают сраженные единороги, / Гомеровы боги и даже...] Питер Джаггс: Три рассказа из книги "От бомжа до бабочки" [Сборник рассказов "От бомжа до бабочки", по мнению многих, является лучшей книгой о Паттайе. Он включает двадцать пять историй от первого лица, рассказанных...] Сергей Сутулов-Катеринич: Попытка number 3, или Верстальщица судьбы [дозволь спросонья преклонить главу / к твоим коленям, муза-хохотунья, / верстальщица, волшебница, шалунья, / сразившая зануду-школяра / метафорой...] Роман Смирнов: Следующая станция [Века уходят, астроном, / когда ты ходишь в гастроном, / но столько чая в пятизвёздном, / и столько хлеба в остальном...] Сергей Слепухин: Карантин [Ах, огненная гусеница вербы, / Накаливанья нить пушистой лампы, / Светильник в старом храме изваяний / В конце пути - там где-то, где-то там...]
Словесность