|
"...Но нет у меня ключа"
Рецензия написана для журнала "Русская речь" (СПб, май 2002)
Один из первых крупных литературных конкурсов в Сети АРТ-ТЕНЕТА 97 был
богат на сенсации. Одной из них стало присуждение первого места в номинации
"Поэзия" неизвестной даже в литературных кругах поэтессе из Читы Виктории
Измайловой.
Уже в следующем году в "ГЕЛИКОНЕ ПЛЮС" вышла книга Виктории "Талисман", которая
получила высокую оценку и профессиональных литераторов, и критиков, и
читателей. Секрет стихов "Талисмана", думается мне, не только в редкой в наше
время чистоте авторского зрения, искренности и непосредственности автора.
Возможно, судей АРТ-ТЕНЕТ привлекло сочетание едва ли не детской лексики с
большой смысловой нагрузкой текста и возникающим неожиданно и как будто даже не
к месту литературным контекстом:
"...В том доме серьезные люди,
Хрусталь, и сверкающий кафель,
И девушки правильной профиль...
По клавишам бегает пудель,
Любитель печенья и вафель,
И кличут его Мефистофель."
("Ужасно линючие кошки...")
|
А может, судей подкупило явно песенное звучание многих стихов Виктории. Как
говорит сама поэтесса, некоторые стихи она "поет под свой дрянной
аккомпанемент". Впрочем, даже не положенные на музыку, тексты "Талисмана"
завораживают непривычными ритмами:
"А как тополь сбреет бороду на дворе,
Выходи гулять по городу в сентябре,
Расстояния недальние, различи
Золотые да хрустальные кирпичи..."
("А как тополь сбреет бороду...")
|
Если говорить о литературных традициях, прослеживающихся в стихах Виктории
Измайловой, то наиболее близки ей, наверное, "чистые лирики" второй половины
XIX века Фет, Майков, Плещеев с их удивительной способностью проникать в
душу природы. Именно она, Природа, в "Талисмане" - одно из главных действующих
лиц или как минимум "говорящий" фон развивающегося сюжета.
"Сыпал град по черепице
Разудалые коленца,
Плавал лед в воде колодца
Тусклым бликом в леденце.
Утром ветер обратится
В бесприютного младенца
И от холода зайдется
Тонким криком на крыльце."
("Сыпал град по черепице...")
|
И еще Виктория Измайлова один из тех немногих авторов, которые умеют рисовать
завершенные картины, сохраняя при этом в стихе какую-то недосказанность,
загадку для читателя, отчего стихи становятся щемящими и надолго запоминаются:
© Светлана Бодрунова, 2002-2025.
© Сетевая Словесность, 2002-2025.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Алексей Смирнов. Где стол был яств: и Доктор Энгельгардт. Два рассказа [Бритая Маковка толкнула Косички, качнулись Банты. Лиза и Коля – октябрята, но без пяти минут пионеры – остановились и завороженно уставились на сутулого...] Елизавета Григ. Сима [Эта необыкновенная история началась в соловьиную ночь – в самое подходящее время для всех необыкновенных историй на свете. Говорят, не поют соловьи, они...] Яков Каунатор. Кто же ты есть, как тебя звать... (Булат Окуджава) [Формула рождения стихов Булата Окуджавы до чрезвычайности проста: взгляд, восприятие; чувство; осмысление...] Андрей Коровин. Из книги "Любить дракона" (2013) Часть II [стать его сталкером / проводником / в новый мир / вещей букв людей / взять на себя ответственность / за его судьбу...] Татьяна Куземцева. И надеяться, и любить... [Как бесполезны дни – благословенны ночи, / И горести мои завязли между строчек. / И разве кто спасёт? А впрочем, что за дело... / Пожалуй, это всё...] Екатерина Вольховская. Чёрный пёс и другие [Кто разберёт их – о чём говорили / Девочка с куклой ночами под пледом? / Кукла любила глазами и бантиком, / Девочка – голосом, тихим и тёплым.....] Никита Николаенко. Взгляд обывателя [По прошествии нескольких недель я стал задаваться вопросом – а что же тогда произошло в тот жаркий день и происходило ли что-то стоящее на самом деле...] Владимир Буев. Пять рассказов о судьбах крымских татар в обрамлении прелюдий и ноктюрнов [Репортаж с творческого вечера писателя Шевкета Кешфидинова. Литературно-музыкальная композиция Шевкета Кешфидинова и Зеры Джемиловой, посвященная Крыму...] Зина Виноградова. Одна сплошная исповедь [Презентация книги Макса Батурина (1965-1997) "Гений офигений" в рамках проекта "Бегемот Внутри" в Малаховке.] Валерий Горюнов. Пиратская летопись о времени и себе (О книге Матвея Цапко "Экранка") [...как в любой летописи, записанные события и воспоминания постепенно выцветают и становятся неясным гулом прошлого, но у нас все равно остаётся недоступный...] Александр Хан. Созерцание и размышление (о стихах Александра Разина и Дарии Солдо) [Отзыв о стихах участников 103 серии литературно-критического проекта "Полёт разборов" Александра Разина и Дарии Солдо.] |
X | Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |
|