Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность




"...Но нет у меня ключа"


Рецензия написана для журнала "Русская речь" (СПб, май 2002)


Один из первых крупных литературных конкурсов в Сети АРТ-ТЕНЕТА 97 был богат на сенсации. Одной из них стало присуждение первого места в номинации "Поэзия" неизвестной даже в литературных кругах поэтессе из Читы Виктории Измайловой.

Уже в следующем году в "ГЕЛИКОНЕ ПЛЮС" вышла книга Виктории "Талисман", которая получила высокую оценку и профессиональных литераторов, и критиков, и читателей. Секрет стихов "Талисмана", думается мне, не только в редкой в наше время чистоте авторского зрения, искренности и непосредственности автора. Возможно, судей АРТ-ТЕНЕТ привлекло сочетание едва ли не детской лексики с большой смысловой нагрузкой текста и возникающим неожиданно и как будто даже не к месту литературным контекстом:

"...В том доме серьезные люди,
Хрусталь, и сверкающий кафель,
И девушки правильной профиль...
По клавишам бегает пудель,
Любитель печенья и вафель,
И кличут его Мефистофель."
("Ужасно линючие кошки...")

А может, судей подкупило явно песенное звучание многих стихов Виктории. Как говорит сама поэтесса, некоторые стихи она "поет под свой дрянной аккомпанемент". Впрочем, даже не положенные на музыку, тексты "Талисмана" завораживают непривычными ритмами:

"А как тополь сбреет бороду на дворе,
Выходи гулять по городу в сентябре,
Расстояния недальние, различи
Золотые да хрустальные кирпичи..."
("А как тополь сбреет бороду...")

Если говорить о литературных традициях, прослеживающихся в стихах Виктории Измайловой, то наиболее близки ей, наверное, "чистые лирики" второй половины XIX века Фет, Майков, Плещеев с их удивительной способностью проникать в душу природы. Именно она, Природа, в "Талисмане" - одно из главных действующих лиц или как минимум "говорящий" фон развивающегося сюжета.

"Сыпал град по черепице
Разудалые коленца,
Плавал лед в воде колодца
Тусклым бликом в леденце.
Утром ветер обратится
В бесприютного младенца
И от холода зайдется
Тонким криком на крыльце."
("Сыпал град по черепице...")

И еще Виктория Измайлова один из тех немногих авторов, которые умеют рисовать завершенные картины, сохраняя при этом в стихе какую-то недосказанность, загадку для читателя, отчего стихи становятся щемящими и надолго запоминаются:

"...Над лесом полоска света,
Серебряная парча.
Я знаю, где дверца эта,
Но нет у меня ключа."
("Под вечер в бору еловом...")




© Светлана Бодрунова, 2002-2022.
© Сетевая Словесность, 2002-2022.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сергей Слепухин: Портрет художника ["Красный", "белый", "зеленый" - кто может объяснить, что означают эти слова? Почему именно это слово, а не какое-нибудь другое сообщает о свойствах конкретного...] Виктория Кольцевая: И сквозная жизнь (О книге Александры Герасимовой "Метрика") [Из аннотации, информирующей, что в "Метрику" вошли стихи, написанные за последние три года, можно предположить: автор соответствует себе нынешнему. И...] Андрей Крюков: В краю суровых зим [Но зато у нас последние изгои / Не изглоданы кострами инквизиций, / Нам гоняться ли за призраками Гойи? / Обойдёмся мы без вашей заграницы...] Андрей Баранов: Последняя строка [Бывают в жизни события, которые радикально меняют привычный уклад, и после них жизнь уже не может течь так, как она текла раньше. Часто такие события...] Максим Жуков, Светлана Чернышова: Кстати, о качестве (О книге стихов Александра Вулыха "Люди в переплёте") [Вулыха знают. Вулыха уважают. Вулыха любят. Вулыха ненавидят. / Он один из самых известных московских поэтов современности. И один из главных.] Вера Зубарева: Реквием по снегу [Ты на краю... И смотрят ввысь / В ожидании будущего дети в матросках. / Но будущего нет. И мелькает мысль: / "Нет - и не надо". А потом - воздух...]
Словесность