Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность



КУАН
или
MORTUI  VIVOS  DOCENT 1 


Первому Президенту суверенного Казахстана и его землякам-каскеленцам
ПОСВЯЩАЕТСЯ 2 


История эта при внешней необычности и даже нелепости произошла действительно. Свидетелями всех описанных ниже событий были жители южно-казахстанского села Каcкелен и расположенного рядом с ним не менее многолюдного военного гарнизона доблестной Советской Арии во главе с полковником войск связи Антоном Петровичем Расторгуевым - высоким, широкоплечим, крепким телом и рассудком, с правильными чертами лица, почти не пьющим, аккуратно подстриженным, выбритым, одетым в чистую, хорошо проглаженную форму, при ярко начищенных, всегда выглядевших безупречными сапогах и при золотых на левом запястье часах, подаренных ему от имени командующего Среднеазиатским военным округом, генерала армии Федюнинского, как утверждалось в гравировке на их обороте, "за победу в социалистическом соревновании войск связи ТуркВО" 3 .

Первым рассказал мне эту историю участник этих событий, мой близкий друг Бауржан Умурзакович Абдугулов, ныне покойный, а в те давнесоветские времена - обычный аульский мальчишка, хотя и сын знаменитого чабана колхоза тогда еще "имени Сталина" Умурзака Абдугулова и его жены Айши, матери пяти детей: Гульнары, Бауржана, Алии, Мариам и Каната. Они, как и все жители села Каскелен, расположенного в казахстанской предгорной степи на границе с Киргизией, были не только свидетелями описанных ниже событий, но и учсастниками оных. Ну, а мне пришлось оказаться внутри этого процесса трасформации осла в героя новобылинных сказаний в период завершения этой во многом странной и одновременно такой простой истории.

Коллега Бауржана и друг нас обоих Клышбек Абилов по мотивам этой истории даже написал песню, которую в сопровождении домбры 4  исполнял на всякого рода айтысах 5  в Чуйском, Красногорском, Курдайском и Мойынкумском районах, а также на разного рода смотрах художественной самодеятельности в 1980-х годах. Публику песня изрядно веселила, но членов всевозможных серьезнолицых жюри заставляла хмуриться и, укоризенно покачав головами, к наградам не представлять. Потому как мнение народное и мнение администраторов редко совпадают.

Словом, оснований не верить в то, что все произошло именно так, а не иначе, у вас, читатель, быть не должно, хотя некоторые детали истории могут заставить кое-кого сомневаться в правдивости повествования. Но, как говорится в старинной русской поговорке, "не любо - не слушай, а врать не мешай". В гомеровскую Трою тоже многие века не верили всевозможные администраторы. Но пришел на берег Эгейского моря никем не назначенный на роль открывателя Шлиман, раскопал старый холм - и обнаружил развалины Трои, а вместе с ними "сокровища Приама". И тем самымим доказал, что мнению администраторов доверять нельзя.

Ну, а мне придется тут предстать в этой истории одновременно и Гомером, повествующим о падении великого аула Каскелен, и его Шлиманом. Хотя - в отличие от Гомера - я не слеп, а хром, хожу с изящной германского производства клюкой в правой руке, а в отличие от российского подданного германского происхождения Шлимана я - германский гражданин российского происхождения. То есть всё с точностью наоборот, всё не по правилам, утвержденным администраторами.

Но что уж поделаешь... Кроме меня рассказать о том, как происходили метаморфозы образа Куана, некому. Шлиману довелось раскрыть глаза человечеству на Трою, мне - на Каскелен 6 .




Содержание:

ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ.  СОВЕТСКАЯ
ЧАСТЬ  ВТОРАЯ.  СУВЕРЕННАЯ
ЧАСТЬ  ТРЕТЬЯ.  МИФОЛОГИЧЕСКАЯ


    ПРИМЕЧАНИЯ

     1  МЁРТВЫЕ УЧАТ ЖИВЫХ (латинская поговорка).

     2  Почему именно им, будет сказано в самом конце романа.

     3  Надпись эту вспомнили в 2002 году видевшие оную за сорок лет до описанных здесь событий 24 жителя Каскелена, но крупнейший западногерманский специалист по истории советских вооруженных сил С. Герман высказал сомнение в достоверности процитированного текста. Немцы ведь знают нашу армию лучше нас.

     4  Домбра - казахский национальный щипковый инструмент.

     5  Айтыс - соревнование импровизаторов-песенников (акынов), одно из типичных и особо почитаемых развлечений степных народов.

     6  Должен, однако, при публикации отметить одну деталь. Написанная вчерне повесть эта была показана моим друзьям и знакомым из Казахстана с целью обнаружения там ошибок и несуразностей. В результате, выяснилось, что некоторые из ныне живущих персонажей не хотят, чтобы их имена и имена их близких фигурировали в этом повествовании - и они предложили заменить их другими. Так, например, вместо генерала армии Федюнинского здесь назван маршал Гречко, который на самом деле в эти годы был Главнокомандующим группы советских войск в Германии. Изменить пришлось и названия некоторых географических пунктов. Но в целом, все читатели остались моей реставрацией жизни и великих деяний величайшего из всех ослов всех времен и народов довольными. Если кто захочет произвести дальнейшую редакцию этого текста, может сообщить о своих пожеланиях по адресу v.kuklin@mail.ru - и в последующих изданиях этой правдивой истории изменения будут учтены.




© Валерий Куклин, 2012-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2012-2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Андрей Бычков. Я же здесь [Все это было как-то неправильно и ужасно. И так никогда не было раньше. А теперь было. Как вдруг проступает утро и с этим ничего нельзя поделать. Потому...] Ольга Суханова. Софьина башня [Софьина башня мелькнула и тут же скрылась из вида, и она подумала, что народная примета работает: башня исполнила её желание, загаданное искренне, и не...] Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки" [Сутки через трое коротких суток / переходим в пар и почти не помним: / сколько чувств, невысказанных по сути, – / сколько слов – от светлых до самых...] Надежда Жандр. Театр бессонниц [На том стоим, тем дышим, тем играем, / что в просторечье музыкой зовётся, / чьи струны – седина, смычок пугливый / лобзает душу, но ломает пальцы...] Никита Пирогов. Песни солнца [Расти, расти, любовь / Расти, расти, мир / Расти, расти, вырастай большой / Пусть уходит боль твоя, мать-земля...] Ольга Андреева. Свято место [Господи, благослови нас здесь благочестиво трудиться, чтобы между нами была любовь, вера, терпение, сострадание друг к другу, единодушие и единомыслие...] Игорь Муханов. Тениада [Существует лирическая философия, отличная от обычной философии тем, что песней, а не предупреждающим выстрелом из ружья заставляет замолчать всё отжившее...] Елена Севрюгина. Когда приходит речь [Поэзия Алексея Прохорова видится мне как процесс развивающийся, становящийся, ещё не до конца сформированный в плане формы и стиля. И едва ли это можно...] Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике [Авторский вечер филолога, академического преподавателя и поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри" 18 января 2024 года в московской библиотеке...] Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... [У жизни новая глава. / Простим погрешности. / Ко мне слетаются слова / на крошки нежности...] Лана Юрина. С изнанки сна [Подхватит ветер на излёте дня, / готовый унести в чужие страны. / Но если ты поможешь, я останусь – / держи меня...]
Словесность