КОРОЛЕВСКАЯ ПРОЗА
Фотография Александра Сизухина |
В малаховской библиотеке над оврагом в этот раз публики было не много. Насторожило "Стихотворный бегемот", видимо, слово "роман" на афише, а - зря!
Роман "Нежная королева", который написал и представил читателям поэт Владимир Попов, - роман удивительный!
Тонкая книжица в сто с небольшим страниц - роман? Да, - утверждаю я, - роман самый настоящий, где есть и отступления в историю, и всенепременно живут любовь, ревность, разлука, - а без них какой же тогда роман? И всё это автор уместил на ста страницах? Да как же так!? Позвольте, романы - это "Война и мир", "Тихий Дон", "Жизнь и судьба"...
Но "Евгений Онегин" тоже роман, да ещё в стихах, и объёмом не велик, а назван "энциклопедией русской жизни".
Это я к тому, что в русской литературе существовали, да и существуют, р-а-з-н-ы-е романы.
Фабула "Нежной королевы" проста: в послевоенную подмосковную Малаховку привезли трофейный фильм "Мой маленький друг" с Марианной Шёнауэр в главной роли.
Боже мой, как там всё было красиво!
И музыка, и танцы, и хорошо одетые женщины.
А мужчины были высоки и стройны: в элегантных костюмах и наглаженных брюках.
Марианна Шёнауэр подружилась с маленьким мальчиком...
Я посмотрел этот фильм и вернулся в своё бедное Томилино с голодными собаками и голодными детьми.
Со стариками-евреями с печальными глазами. С озлобленной слюнявой уличной шпаной....
Возле дома я лёг на траву лицом и заплакал...
Рядом с домом мальчика поселяется женщина с дочерью. Они - дачники. Девочка чуть младше нашего героя, и однажды он защищает её от местной шпаны. Она приводит защитника с разбитым в кровь лицом к себе и знакомит с мамой. Мальчик видит перед собой очень красивую женщину.
У неё чёрные, тяжёлые, чуть вьющиеся волосы, и, когда она распускает пучок на затылке, то превращается в торжественную и недоступную Королеву.
Я никогда не видел таких красивых женщин.
Она стройная и кажется хрупкой, но у неё прекрасные сильные ноги.
Мне всё время хочется встать перед ней на колени.
Наш герой влюбляется в обеих. В его четырнадцатилетней душе возникает незнакомое, странное чувство. Это чувство Марина Цветаева называла "удавка влюблённости". Точнее, пожалуй, не скажешь - "удавка".
Эта "удавка" не давала покоя Льву Толстому, - и он пишет "Дьявол" и "Крейцерову сонату". Об этой "удавке" размышлял Василий Розанов; она описана Иваном Буниным в "Тёмных аллеях", Андреем Белым - в "Котике Летаеве", Чеховым в "Даме с собачкой".
У Владимира Попова "удавка" превращается в голгофу. Главка ПРО ЭТО так и названа - "Голгофа".
Мы вошли в комнату.
Она села на кровать и похлопала рукой рядом с собой:
- Вот твоя голгофа!...
Мы лежали обнажённые, соприкасаясь бёдрами и остывали.
Она засмеялась:
- Смотри, луна заглядывает в окошко!
Глаза слипались: я уткнулся лицом в жаркие, влажные груди. И уснул...
"Удавка" затянута. Мальчик на голгофе.
В конце декабря я получил письмо от Герды.
Она поздравляла с наступающим Новым годом и желала мне счастья.
Писала о том, что они скоро уезжают на Дальний Восток к отцу.
Что она любит меня и будет помнить всю жизнь.
А мама просила передать, что она целует нашего Кая и обнимает изо всех своих сил...
И конец романа:
Перед Новым годом
Пошёл тихий снег.
Большие снежинки
Падали на ладони
И таяли.
Вот, собственно, и всё, - Герда, Кай и Королева, у которой однажды утратилась/растаяла холодная буковка "С". Нежная... Королева...
Я шёл вдоль малаховского оврага, засыпанного опавшим золотом листьев, со щемящим чувством в душе от стремительно уходящего лета, вспоминая собственную молодость...
И тут вдруг меня посетило сожаление, что я не критик, и не литературовед, и что не преподаю, к примеру, в Литературном институте, а не то давал бы задания студентам по роману Владимира Попова:
- о роли художественной детали и их отборе писателем;
- об исторических отступлениях в романе, связывающих нынешнее Томилино с тем давним, с дачной жизнью накануне I мировой войны;
- о сюжетообразующем образе Обезьяны из стихотворения Владислава Ходасевича;
- о влиянии японской поэзии (на материале 2-ой главы);
- попросил бы сравнить принципы ассоциативного письма в "Святом колодце" Валентина Катаева и в "Нежной королеве" Владимира Попова...
Да мало ли, о чём можно ещё поговорить, когда на столе лежит проза такой высокой пробы.
© Александр Сизухин, 2018-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2018-2024.
Орфография и пунктуация авторские.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Надежда Жандр. "Чусовая" и другие рассказы [Высокие скалы стоят по берегам Чусовой – Священной реки каньона, – так называли её коренные жители этих мест. Она змеится, пересекая Уральский хребет...] Раиля Шаяхметова. Мальчик оказался скромным [Мы попали в какой-то мир, в какой-то странный ресторан, где фланировали, сидели, смеялись, разговаривали, курили, выпивали одни только приятные мужчины...] Александр Карпенко. Зов предков (О книге Татьяны Медиевской "Его величество случай") [Мне кажется, я уловил главную, стержневую мысль Медиевской: это – бессмертие рода. Наши бабушки и дедушки – колодец, из которого мы черпаем родниковую...] Владимир Алейников. Моление в начале ноября [От Юга, прогибавшегося книзу, / До Севера, меняющего ризу / На снежное, как в песне, серебренье, / Вынашиваем мы сердцебиенье...] Андрей Коровин. Из книги "Пролитое солнце" (Из стихов 2004-2008) – (2010) Часть I [нарежьте мне море лимонными дольками / без чаек отчаянья / море – и только / чтоб был ободок от восхода по краю / и быстрый дельфин как посланник...] Мария Фроловская. Туфелька на снегу [Нас весна сотворила счастливыми и свободными, / без шарфов полосатых, намотанных, как намордники, / и пускай по углам трутся заморозки зловещие.....] Михаил Ковсан. 4 = 3 + 1 [Четверо вместе, один из них – он. Ещё библейская формула, матрица древних рассказиков-притч, в которых трое – мейн стрим, общее мнение, а у него, хоть...] Татьяна Горохова. Живое впечатление от Живого искусства (Духовное в живописи Александра Копейко) [Для меня лично самое важное в картинах Александра то, что он сумел перенести на холст решающий момент радости души, когда первый луч радости обжигает...] Анастасия Фомичёва. Memento mori [29 июня в Библиотеке № 73 – Культурном центре академика Д.С. Лихачева прошло закрытие выставки фотопортретов авторов антологии "Уйти. Остаться. Жить"...] Наталья Захарцева. Сны сторожа Алексеева [Позволь, я расскажу тебе тебя, прекрасную, как летний сон ребёнка. Твоя душа сработана так звонко, что звёзды слышат и слоны трубят, ведя своих слонят...] Ренат Гильфанов. Повод (для иронии) [Я не плавлю сталь, не летаю к звездам. / Круг забот моих узок, апломб забыт. / Но если это нормально: любить то, что создал, / то я буду это любить...] Максим Жуков. Любить иных [Любить иных – тяжёлый крест, / Но крест и вправду непосильный, / Когда средь прочих, остальных, / Полюбишь ту, что из иных...] Елена Шилова. Третий берег [...Зная, что главное – впереди: / Света ли край или третий берег? / Я до сих пор, как ребёнок, верю / Компасу, спрятанному в груди.] |
X |
Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |