|
|
2-Й ФЕСТИВАЛЬ ПОЭЗИИ ПОВОЛЖЬЯ-2014
Сергей СуминАлексей АлександровАндрей ПермяковСергей ТрунёвГалина БулатоваСергей РутиновЯнис ГрантсСергей ЩёлоковСамый юный участник МаксимМарина ВолковаДарья МурановаКонстантин ЛатыфичЭдуард УчаровБорис КутенковВидеовыступление Евгения Морозова4 октября 2014 года библиотека имени Татищева в Центральном районе города Тольятти принимала участников 2-го фестиваля поэзии Поволжья. Впрочем, название фестиваля можно считать условным, ведь помимо Тольятти, Самары, Димитровграда, Казани, Нижнекамска, Саратова, Нижнего Новгорода сюда приехали представители Москвы, Челябинска, Кирова. Фестиваль открыл в полдень организатор, вдохновитель и он же меценат проекта Сергей Сумин. В первом блоке читали стихи Сергей Щёлоков (Тольятти), Алексей Александров (Саратов), Илья Дацкевич (Нижний Новгород), Янис Грантс (Челябинск), Елена Кочева (Тольятти), Андрей Пермяков (Москва - Петушки, как он сам определил своё местопребывание).
У Сергея Щёлокова, выпускника филфака СГПУ, начинавшего свой поэтический путь в Самаре и долгое время бывшего координатором творческой лаборатории "Орфей", спокойная и вдумчивая манера исполнения, настраивающая слушателей на размышления и требующая от них определённой культуры для понимания гипертекстуальности, т.е. нелинейности его поэзии.
Среди иногородних участников, выступивших в первой обойме, я бы выделила троих, что, в общем-то, неудивительно, поскольку саратовец Алексей Александров ещё 15 лет назад стал лауреатом фестиваля "Культурные герои XXI века", с 2001 года является редактором альманаха "Василиск" (совместно с Д.Голиным) и с 2008 редактором отдела поэзии журнала "Волга". Янис Грантс из Челябинска - лауреат нескольких фестивалей, в их числе "Глубина" (2007), "Человеческий голос" (2007), лауреат Первой независимой литературной премии "П" (Челябинск, март, 2009), создатель литературного салона "Грабля" (Челябинск). Наконец, Андрей Пермяков, победитель Пермского турнира поэтов (2008), участник и один из основателей товарищества поэтов "Сибирский тракт", организатор различных пермских литературных проектов. Поэты, зрелые не только своим творчеством и достижениями, но и реальным возрастом: всем троим чуть за 40.
На этом фоне "мёртвые слепые девочки" 25-летнего Ильи Дацкевича из Нижнего Новгорода выглядели попыткой эпатировать публику. Впрочем, организатор, видимо, и не ставил целью представить публике рафинированные выступления поэтов и даже как будто специально ввёл в программу спорные моменты и элементы шоу. Важным для Сергея Сумина было дать слово молодым. Объявляя участников литературной студии Волжского университета имени Татищева, которой он руководит с 2011 года, Сергей поделился, что литературному студенческому объединению как раз в эти октябрьские дни исполняется 8 лет. Занятия проходят в тёплой обстановке "с чаем и баранками" и включают читки и разбор не только своего, но и мировых образцов поэзии и прозы. Недавно вышел 3-й выпуск сборника произведений молодых литераторов "Между строк", и присутствующие на фестивале имели возможность услышать выступления Евгения Кузнецова, Романа Бровченко, Надежды Захаровой, Ильи Морозова, Кристины Власовой. Как подытожил потом Сергей Пиденко, "самое главное - это та наглость и бесшабашность, которой учит Сергей в общении с классиками". В выступления студийцев очень удачно вписался незапланированный выход к микрофону семилетнего Макара, который так вдохновился прочтением отрывка военной направленности, что заслужил восторженные аплодисменты зала, а от организатора фестиваля - приглашение через несколько лет войти в состав участников литературной студии.
В первый же день праздника у микрофона побывали Борис Кутенков (Москва), Сергей Трунёв (Саратов), Галина Булатова (Тольятти - Казань), Айвенго (Тольятти), Александр Коровкин (Димитровград), Эдуард Учаров (Казань).
Отмечу наиболее яркие фигуры данного блока. Это поэт, культуролог, доктор философских наук, автор более 100 научных и литературно-критических публикаций Сергей Трунёв; победитель турнира поэтов литературной универсиады-2013 в Казани, автор двух поэтических книг, член редколлегии журнала "Казанский альманах", культрегер Эдуард Учаров; а также поэт, литературный критик, редактор отдела поэзии и критики журнала "Лиterraтура" Борис Кутенков, успевший в свои 25 окончить литературный институт имени Горького, стать соискателем кафедры новейшей русской литературы, организовать литературные чтения "Они ушли. Они остались", выпустить книгу "Неразрешённые вещи", с критикой войти в шорт-лист Волошинского конкурса-2011.
Даже на фоне эксцентричного шоумена Айвенго, чьё выступление, впрочем, вызывало у зрителей иногда и улыбку, выступление Александра Коровкина из Димитровграда выглядело явно слабым звеном. Да и сам автор, видимо, воспринял своё участие как попытку развлечься, написав в соцсетях: "...гоняли в Тольятти стишки читать".
А вот уральский блок преследовал более значимые цели. Издатель и организатор просветительских путешествий Марина Волкова (Челябинск) представила библиотечку серии "ГУЛ" (галерея уральской литературы), основанную совместно с Виталием Кальпиди. Каждое посещение Волковой - это продвижение чтения. В 2013 году "Издательство Марины Волковой" организовало пять автопробегов, которые посетили семь тысяч человек. Литераторы побывали в 37 регионах России и девяти странах. А с учётом интернет-проектов в мероприятиях издательства приняло участие более 300 тысяч человек. В исполнении Марины Волковой и Яниса Грантса прозвучали стихи авторов, вошедших в библиотечку серии "ГУЛ": Александра Самойлова, Вадима Дулепова, Вадима Балабана, Евгении Извариной, Алексея Сальникова и др.
Сергей Рутинов (Самара) представил роман-комикс "Фанки Фунги": уникальное издание тиражом в 500 экземпляров, которое делалось 14 лет (автор текста ныне покойный Андрей Темников, рисунки Сергея Рутинова). По словам Рутинова, роман представляет собой высокопоэтическую прозу в сопровождении сюжетообразующей графики.
После кофе-брейка в уютном подвальчике этого же здания зрители могли услышать выступления тольяттинцев Лады Дождь, Сергея Пиденко, Ладо Мирания, а также кировчанина Виктора Липатова, чьё выступление произвело очень хорошее впечатление, и нижегородца Ильи Дацкевича.
Приглашая присутствующих обсудить проблемы литературы, Сергей Сумин обозначил главную тему: "Региональная литература: упадок или возрождение". За круглый стол были приглашены Алексей Александров (Саратов) - поэт, редактор журнала "Волга"; издатель Марина Волкова (Челябинск); Эдуард Учаров (Казань) - поэт, член редколлегии журнала "Казанский альманах"; Борис Кутенков (Москва) - поэт, критик, организатор литературных чтений "Они ушли. Они остались"; Андрей Сергеев (Саратов) - культурный обозреватель "Газета недели в Саратове"; Георгий Квантришвили (Самара) - поэт-футурист, музыкант, художник, краевед; и Айвенго (Тольятти), участие которого чуть не превратило круглый стол в клоунаду, поскольку внезапные игры на дудочке и губной гармонике во время выступлений участников как-то не очень вязались с серьёзностью поднятой темы. По мнению Марины Волковой, "российская литература сегодня - это прежде всего поэзия. Отличительные черты провинциальной поэзии - большая человечность, размеренность. Если раньше, например, говорили о существовании уральской литературы и литературы центра, то сейчас слово "центр" пропало, поскольку уральская литература интересна сама по себе. Характеризуя степень живости литературы, отмечу, что столичная поэзия - это отсутствие духовности, мертвечина, формальная красота". "Мы, как региональная литература, появились относительно недавно, - в беседу включается Георгий Квантришвили. - Ведь Тольятти, бывший Ставрополь, с 30-х годов прошлого века и практически до строительства ГЭС оставался селом. Естественно, речи о литературе тогда не могло идти. Литературу образуют три кита: это не столько поэзия и проза, сколько литературоведение, критика и библиографическое описание. Вот что важно". "Литература - это личность, - возражает Алексей Александров. - Литературные силы консолидируют не журналы, а, во-первых, институты, аккумулирующие вокруг себя литературные и культурные процессы: музеи, библиотеки, клубы; во-вторых, люди, которые занимаются этим и, в-третьих, амбиции города. Эдуард Учаров рассказал об особенностях национального литературного процесса и о стимулировании развития национальной литературы за счёт множества республиканских премий. Борис Кутенков отмёл деление литературы на столичную и провинциальную: "Нет провинциальной литературы. Но есть понятие "провинциальность": это нежелание выходить из своего мирка. Замкнутый мирок - дурная провинциальность. Правильнее вести речь о региональной литературе, это термин безоценочный, в отличие от провинциальной. Что же касается негативных тенденций, кастовости, то такое наблюдается не только в Москве. Однако любой человек может противопоставить негативному свою деятельность. Яркие примеры - Марина Волкова и Виталий Кальпиди". К разговору подключились Сергей Трунёв, Андрей Пермяков, другие зрители в зале. О чём правильнее говорить - о географическом или качественном аспекте? Как относиться к людям, демонстрирующим антипровинциальность - это снобизм или возвращение поэзии поэзии? Есть поэты, но нет читателей? Правильнее ли налаживать контакты с регионами не через Москву, а напрямую? Имеет ли смысл искать государственную поддержку или обходиться личными связями? Что делать? В качестве ответов прозвучали тезисы: "Приезжайте в Челябинск", "Приглашайте людей", Заходите в общественный транспорт и читайте стихи" и даже "Берегите Сумина!"
На этом официальная часть первого дня была исчерпана. В фойе участники любовались барельефами и картинами на стенах, листали выставленные для продажи образцы издательской деятельности и книги участников фестиваля, обменивались автографами и готовились к неформальной встрече в театральном центре на Голосова, 20, где в 20-00 должен был состояться первый в истории фестиваля слэм: своеобразный турнир поэтов, отсеивающий в каждом туре некоторое количество участников. Выбранное место проведения, по словам Сергея Сумина, для тольяттинской андеграундной культуры знаковое. Да и что есть поэтический слэм как не театральное шоу. Перед поединком поэтов на сцене выступил Людвиг Анохин (гитара, вокал), профессионально исполнив музыкальные зажигательные композиции. После чего участники слэма, жюри, зрители в большинстве своём уже изрядно повеселевшие и покрасневшие отнюдь не от холода, на протяжении двух часов определяли победителя. Два финалиста получали возможность публикации в журнале "Графит", а победитель - бутылку 5-звёздочного коньяка от Сергея Сумина. Кроме того, были и призы симпатий от члена жюри Андрея Пермякова. Учитывалось не только качество текста, манера подачи, театральность, харизма, но и соответствие временному регламенту: от 2 минут в первом туре до 5 минут в финале. За всем этим строго следило жюри - Андрей Пермяков, Георгий Квантришвили, тайм-судья Елена Шустрова и 3 случайных зрителя из зала, менявшиеся в каждом туре. Из 12 участников поэтического поединка восемь продолжили борьбу в четвертьфинале. Это Айвенго (Тольятти), Андрей Князев (Тольятти), Кирилл Миронов (Самара), Андрей Савкин (Самара), Борис Кутенков (Москва), Эдуард Учаров (Казань), Андрей Сергеев (Саратов) и Дарья Муранова (Тольятти). К сожалению, в спорной ситуации при подсчёте очков выбыл в первом туре Виктор Липатов (Киров), читал он очень достойно и заслужил большего; не смогли пробиться дальше Евгений Кузнецов (Тольятти), Александр Коровкин (Димитровград) и Анна Чеховская (Тольятти). В полуфинал вышли два тольяттинца - Андрей Князев, Дарья Муранова и - мощная гвардия в лице Эдуарда Учарова (Казань) и Бориса Кутенкова (Москва), которых судьба свела в одном баттле, что конечно же, было несправедливостью, т.к каждый из них достоин финала. И по энергетике, и по накалу чувств, и по ценности, значимости текстов выступления Бориса и Эдуарда стали украшением слэма. Начав с полуфинала вытворять кульбиты с оцениванием, жюри пропустило в финал Эдуарда Учарова и Дарью Муранову и сделало победительницей тольяттинку.
В 12 часов следующего дня, 5 октября, участников и гостей принимала литературная гостиная библиотеки Автограда Дворца культуры, искусства и техники. Коллективный сборник "Девичник" презентовал его редактор-составитель Вячеслав Лобанов. Читали стихи Алексей Александров (Саратов), Константин Латыфич (Самара), Илья Дацкевич (Нижний Новгород), Эдуард Учаров (Казань), Борис Кутенков (Москва). Были представлены журналы "Волга" (Алексей Александров и Сергей Трунёв, Саратов), "Казанский альманах" (Галина Булатова), "Чёрные дыры букв" (Елена Богатырёва, Самара). Марина Волкова (Челябинск) продемонстрировала мастер-класс поэтического видеоарта. Зрителям удалось услышать стихи в аудиоисполнении Евгения Морозова (Нижнекамск), который сам не смог приехать на фестиваль по состоянию здоровья. Не обошлось и без дискуссии о Лермонтове и лермонтовских музыкальных номеров тольяттинской филармонии - в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения поэта. Напоследок участники фестиваля выступили в зимнем саду библиотеки Автограда.
Фестиваль окончился и можно подвести какие-то итоги. Что хорошо: в одном месте собрались люди, по крайней мере, неравнодушные к поэзии. При мне зрительница, далеко вышедшая из юного возраста, говорила, что собирается прийти на заседание лито ВУИТа, которую ведёт Сергей Сумин - настолько впечатлилась рассказом о работе студии. Присутствие и выступления на фестивале молодого контингента - залог приобщения его к современной литературе. Выступления в библиотечных залах и гостиных поэтов, издателей и редакторов - закономерным образом очерчивает круг причастных к созданию и распространению книг. Звучащее со сцены слово способно не только воздействовать на зрителя, но и дать новый творческий толчок самому автору. Время, проведённое поэтами вместе, неформальные встречи позволили поэтам сблизиться, навести мосты и, возможно, решить какие-то профессиональные вопросы (те же публикации). Фестиваль позволил выявить проблемы региональной литературы, её отличия, обособленность, сблизил участников, повысив у каждого чувство ответственности за то, что делает, ведь, как ни крути, а литературу, как и историю, делают личности. Поэтому на организаторах литературных процессов лежит большая ответственность: и по качественному отбору участников, и по соблюдению баланса между перфомансом и поэзией.
В заключение - несколько откликов.
Сергей Сумин (поэт, редактор журнала "Графит", организатор фестиваля): "Второй фестиваль поэзии Поволжья завершился! Он прошёл на достойном, серьезном уровне. Напряжённо вслушиваясь в стихотворения лучших современных поэтов: Пермякова, Александрова, Грантса, Кутенкова, Учарова, Латыфича, Квантришвили, Липатова, тольяттинские зрители поднимались над собой. Этот труд вслушивания абсолютно необходим, и спасибо всем тем, кто помогал осуществить задумку".
Сергей Пиденко (поэт, прозаик, переводчик): "2-й фестиваль поэзии Поволжья - неординарное литературное событие в жизни города. Разумеется, я лицо заинтересованное, человек из группы оргтехподдержки - встретить-проводить, накормить-напоить, стулья поставить, кровать застелить, но именно поэтому мне есть кое-что сказать. После двух напряжённых дней фестиваля я испытал не чувство усталости и облегчения, мол, всё, финал, отмучились... Нет, было чувство подъёма, наполненности, радости от общения с серьёзными литераторами. И то, что со многими из них удалось встретиться, посидеть и поговорить в неформальной, бытовой обстановке, красок фестивалю добавило и глубину восприятия увеличило. Открытием фестиваля для меня был Борис Кутенков из Москвы, очень молодой и очень впечатляющий поэт".
Семён Краснов (поэт, руководитель литературной студии в ТГУ): "Презентация Казанского альманаха прошло солидно, с использованием видеоряда. Уровень представленных авторов был высоким. Особенно хочется отметить цельную, глубокую поэзию Эдуарда Учарова".
Вячеслав Смирнов (поэт, журналист, учредитель журнала "Город"): "Отдельно следует отметить то, что фестиваль проводится благодаря энтузиазму как организаторов, так и самих участников. Фестиваль не имеет ни бюджетного финансирования, ни спонсорской помощи. Да и участники приезжают в Тольятти за свой счет. Можно лишь сказать отдельное спасибо библиотекам, предоставившим свои площадки. Хорошо это или плохо - сложно сказать, материальная поддержка никогда не бывает лишней. Но бескорыстие и приверженность к поэтической стезе не могут не вызывать удивления и уважения".
Галина Булатова, Тольятти - Казань, 4-9 октября, 2014.
В фойе библиотеки им.Татищева
Книги
Круглый стол
Презентация журнала "Волга"
Презентация "Казанского альманаха"
Презентация журнала "Чёрные дыры букв"
© Галина Булатова, 2014-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2014-2024.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" Надежда Жандр. "Чусовая" и другие рассказы [Высокие скалы стоят по берегам Чусовой – Священной реки каньона, – так называли её коренные жители этих мест. Она змеится, пересекая Уральский хребет...] Раиля Шаяхметова. Мальчик оказался скромным [Мы попали в какой-то мир, в какой-то странный ресторан, где фланировали, сидели, смеялись, разговаривали, курили, выпивали одни только приятные мужчины...] Александр Карпенко. Зов предков (О книге Татьяны Медиевской "Его величество случай") [Мне кажется, я уловил главную, стержневую мысль Медиевской: это – бессмертие рода. Наши бабушки и дедушки – колодец, из которого мы черпаем родниковую...] Владимир Алейников. Моление в начале ноября [От Юга, прогибавшегося книзу, / До Севера, меняющего ризу / На снежное, как в песне, серебренье, / Вынашиваем мы сердцебиенье...] Андрей Коровин. Из книги "Пролитое солнце" (Из стихов 2004-2008) – (2010) Часть I [нарежьте мне море лимонными дольками / без чаек отчаянья / море – и только / чтоб был ободок от восхода по краю / и быстрый дельфин как посланник...] Мария Фроловская. Туфелька на снегу [Нас весна сотворила счастливыми и свободными, / без шарфов полосатых, намотанных, как намордники, / и пускай по углам трутся заморозки зловещие.....] Михаил Ковсан. 4 = 3 + 1 [Четверо вместе, один из них – он. Ещё библейская формула, матрица древних рассказиков-притч, в которых трое – мейн стрим, общее мнение, а у него, хоть...] Татьяна Горохова. Живое впечатление от Живого искусства (Духовное в живописи Александра Копейко) [Для меня лично самое важное в картинах Александра то, что он сумел перенести на холст решающий момент радости души, когда первый луч радости обжигает...] Анастасия Фомичёва. Memento mori [29 июня в Библиотеке № 73 – Культурном центре академика Д.С. Лихачева прошло закрытие выставки фотопортретов авторов антологии "Уйти. Остаться. Жить"...] Наталья Захарцева. Сны сторожа Алексеева [Позволь, я расскажу тебе тебя, прекрасную, как летний сон ребёнка. Твоя душа сработана так звонко, что звёзды слышат и слоны трубят, ведя своих слонят...] Ренат Гильфанов. Повод (для иронии) [Я не плавлю сталь, не летаю к звездам. / Круг забот моих узок, апломб забыт. / Но если это нормально: любить то, что создал, / то я буду это любить...] Максим Жуков. Любить иных [Любить иных – тяжёлый крест, / Но крест и вправду непосильный, / Когда средь прочих, остальных, / Полюбишь ту, что из иных...] Елена Шилова. Третий берег [...Зная, что главное – впереди: / Света ли край или третий берег? / Я до сих пор, как ребёнок, верю / Компасу, спрятанному в груди.] Читайте также: Галина Бурденко. Поэт-политик ДАНТЕ | Андрей Коровин. Из книги "Поющее Дерево" (2007) | Светлана Носова. Этюд из ничего | Сергей Пагын. Чтоб выловить мерцающее слово... | Айдар Сахибзадинов. Коростели: и Портрет | Тимур Селиванов. Не трогай пусть будет и так | Ольга Суханова. Чёрное-белое | Анастасия Фомичёва. Заветам старины внимая | Светлана Ахмедова. Вполголоса | Наталья Герасимова. Поэзия обязательна! | Алексей Кузнецов. Уступите лыжню африканцу | Олеся Луконина. Ладонь на стене | Татьяна Парсанова. Мысли в хутор стремятся упрямо | Дмитрий Песков. Сила притяжения | Виктор Хатеновский. Восторг затравленной любви