Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ

Наши проекты

Колонка Читателя

   
П
О
И
С
К

Словесность




ВЕЧЕР  АРТ-ТЕРАПИИ  НАДИ  ДЕЛАЛАНД


Бормочу на ходу лисенку и пауку
незнакомую толстую тихую пе-сен-ку...
Надя Делаланд  


В арт-кафе "Д`Иван" открылся проект "Вселенная", заявленный Николаем Милешкиным. Первым гостем "Вселенной" стала поэт, арт-терапевт, кандидат филологических наук Надя Делаланд.

Нам, довольно большой группе слушателей, предложили познакомиться с рядом базовых психологических техник, позволяющих войти в состояние, с одной стороны, расслабления, с другой - концентрации. Эти техники сами по себе обладают терапевтическим потенциалом, но в данном случае они были необходимы для того, чтобы повысить порог восприятия для окружающих нас (довольно интенсивных) звуков и понизить порог восприятия для стихотворных текстов и таким образом создать условия для более глубокого взаимодействия со стихами, включить различные сенсорные каналы и расширить представление о зарождении, бытовании и воздействии поэзии.

Надя начала вечер с определения того, что такое вдохновение. Вдохновение - это измененное состояние сознания. В этом состоянии может происходить много удивительных вещей. Например, такое явление восприятия действительности, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Это совмещение сенсорных каналов, при котором раздражение в одной сенсорной системе ведёт к непроизвольному отклику в другой сенсорной системе называется синестезией (в переводе с греческого "единство чувств", "соощущение"). Подобное эмоциональное восприятие мира в разных измерениях, когда, например, цифры или буквы воспринимаются окрашенными, а краски и цвета - звучащими, присуще многим поэтам, художникам, композиторам, вообще, людям творческим. Таких людей называют синестетами. Вот, например, рассказала Надя, у Владимира Набокова был такой распространенный вид синестезии: он видел цвет букв и звуков. Это было в какой-то мере наследственное, потому что у его матери тоже была синестезия. Она видела гласные звуки как цветные стеклышки, а он видел - согласные, в которых было много оттенков. Василий Кандинский также был синестетом. Или, например, Соломон Шерешевский. Причем врожденным синестетом. Когда ему давали стимул - звук, например, он не просто его описывал, как его описывает обычный человек. Он описывал его вкус, цвет, запах, тактильные ощущения. Это то, что позволяло ему гораздо глубже запоминать то, с чем он соприкасался.

Вообще, по словам Нади, человек рождается синестетом. К 8-11 месяцам у нас эти синоптические мостики отмирают и сенсорные каналы сепарируются: мы начинаем глазами только видеть, ушами только слышать и так далее. Но у некоторых людей в измененных состояниях сознания воскрешается эта способность. Удивительная способность, которая потом находит свое отражение в произведениях искусства.

Примечательно, что синестезия весьма полезна для запоминания. Начинаешь проводить через сенсорные модальности то, с чем ты соприкасаешься, о чем думаешь, феномены окружающего мира становятся гораздо объемнее и в итоге запоминаются лучше.

Внимательным слушателям предлагались различные задания, помогающие проводить через сенсорные модальности различные цвета, звуки и тактильные ощущения. Мы наполнялись цветом, потом пытались отгадать, каким цветом наполнен партнер, а после этого описывали наши впечатления...

Мы слушали стихи Всеволода Некрасова, Иосифа Бродского... Слушали их, как просила Надя, - телом, помещали внутрь себя и пытались понять тот отпечаток, те ассоциации, которые внутри нас возникают, проводили их по сенсорным каналам и таким образом восстанавливали атмосферу всего стихотворения, как по капле восстанавливают море...

Знаменательно, что подобные занятия позволяют выйти за рамки речевого автоматизма. В самом широком смысле, речевой автоматизм - это акт, происходящий без непосредственного участия сознания, автоматически, машинально. В более узком значении, речевой автоматизм определяется как различные по своей сложности, сохраненные в долговременной памяти последовательности, которые вызываются из памяти и используются в речи. Они характеризуются определенной степенью неизменяемости, устойчивости и шаблонности, что, конечно же, не может способствовать их использованию в поэтических текстах, претендующих на оригинальность, непохожесть, незаемность. На индивидуальность. На уникальность.



А лучшей иллюстрацией синестезии в поэтическом творчестве может послужить стихотворение Нади Делаланд:


мне холодно светло и далеко
весенне и объемно светло-желто
воздушно и на взлете напряженно
потом легко
мне медленно и плавно и еще
довольно долго для одной улыбки
но можно плакать и ползут улитки
гурьбой со щек
мне правильно так и должно идти
лететь и плыть лежать и продолжаться
понять смеяться больше не сражаться
совсем простить
мне кажется я знаю для чего
вот только обернуться и поймаешь
капустница летящая из мая
зачем живешь?



© Вера Липатова, 2018-2020.
© Сетевая Словесность, публикация, 2018-2020.
Орфография и пунктуация авторские.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Макс Неволошин: Средство от тревог [...Идеальный текст, идеальный текст... Идеальный текст - это как... бутылка пива в утреннюю сушь. Заходит радостно, стремительно, внезапно, с лёгким удивлением...] Александр М. Кобринский: Подвеска на ниточке [...и в этот момент Пейл осознал, что он живет в городке, населенном потомственными сумасшедшими...] Владимир Спектор: Три рецензии [- О книге Юрия Буйды "Стален" / - О романе Евгения Гришковца "Театр отчаяния. Отчаянный театр" / - О книге Александра Цыпкина "Женщины непреклонного...] Ольга Андреева: Город лишних подробностей [...Лоза струится вниз со всех карнизов. / Я тоже - жизнь, и я бросаю вызов. / Вливается глубокий альт озона / в сопрано свежекошеных газонов.] Сергей Антонов: Мама мыла раму [...Их крики и предсмертные судороги, их боль и отчаяние растворились в воздухе без следа, но запах, вобравший в себя энергетику сотен, тысяч смертей,...] Ирина Жураковская: Стена: и Восхождение: Два рассказа [Она устала. Устала ждать. Устала плакать. Устала бояться. Устала принимать подаяния. Устала стесняться. Устала примерять чужие одежды и обувь. И бельё...] Максим Жуков: У коровы есть гнездо [...Но родителей слушая, - внемлю / Тем, кто впроголодь жил и страдал, - / Я люблю мою бедную землю / Оттого, что иной не видал.] Анна Арканина: Стихотворения [Все что было - узнаешь впервые - / дом у речки и яблочный Спас... / Будто жили не мы, а другие, / но похожие очень на нас...]
Словесность