Словесность

[ Оглавление ]







КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Цитотрон

   
П
О
И
С
К

Словесность




ВЕЧЕР  АРТ-ТЕРАПИИ  НАДИ  ДЕЛАЛАНД


Бормочу на ходу лисенку и пауку
незнакомую толстую тихую пе-сен-ку...
Надя Делаланд  


В арт-кафе "Д`Иван" открылся проект "Вселенная", заявленный Николаем Милешкиным. Первым гостем "Вселенной" стала поэт, арт-терапевт, кандидат филологических наук Надя Делаланд.

Нам, довольно большой группе слушателей, предложили познакомиться с рядом базовых психологических техник, позволяющих войти в состояние, с одной стороны, расслабления, с другой - концентрации. Эти техники сами по себе обладают терапевтическим потенциалом, но в данном случае они были необходимы для того, чтобы повысить порог восприятия для окружающих нас (довольно интенсивных) звуков и понизить порог восприятия для стихотворных текстов и таким образом создать условия для более глубокого взаимодействия со стихами, включить различные сенсорные каналы и расширить представление о зарождении, бытовании и воздействии поэзии.

Надя начала вечер с определения того, что такое вдохновение. Вдохновение - это измененное состояние сознания. В этом состоянии может происходить много удивительных вещей. Например, такое явление восприятия действительности, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Это совмещение сенсорных каналов, при котором раздражение в одной сенсорной системе ведёт к непроизвольному отклику в другой сенсорной системе называется синестезией (в переводе с греческого "единство чувств", "соощущение"). Подобное эмоциональное восприятие мира в разных измерениях, когда, например, цифры или буквы воспринимаются окрашенными, а краски и цвета - звучащими, присуще многим поэтам, художникам, композиторам, вообще, людям творческим. Таких людей называют синестетами. Вот, например, рассказала Надя, у Владимира Набокова был такой распространенный вид синестезии: он видел цвет букв и звуков. Это было в какой-то мере наследственное, потому что у его матери тоже была синестезия. Она видела гласные звуки как цветные стеклышки, а он видел - согласные, в которых было много оттенков. Василий Кандинский также был синестетом. Или, например, Соломон Шерешевский. Причем врожденным синестетом. Когда ему давали стимул - звук, например, он не просто его описывал, как его описывает обычный человек. Он описывал его вкус, цвет, запах, тактильные ощущения. Это то, что позволяло ему гораздо глубже запоминать то, с чем он соприкасался.

Вообще, по словам Нади, человек рождается синестетом. К 8-11 месяцам у нас эти синоптические мостики отмирают и сенсорные каналы сепарируются: мы начинаем глазами только видеть, ушами только слышать и так далее. Но у некоторых людей в измененных состояниях сознания воскрешается эта способность. Удивительная способность, которая потом находит свое отражение в произведениях искусства.

Примечательно, что синестезия весьма полезна для запоминания. Начинаешь проводить через сенсорные модальности то, с чем ты соприкасаешься, о чем думаешь, феномены окружающего мира становятся гораздо объемнее и в итоге запоминаются лучше.

Внимательным слушателям предлагались различные задания, помогающие проводить через сенсорные модальности различные цвета, звуки и тактильные ощущения. Мы наполнялись цветом, потом пытались отгадать, каким цветом наполнен партнер, а после этого описывали наши впечатления...

Мы слушали стихи Всеволода Некрасова, Иосифа Бродского... Слушали их, как просила Надя, - телом, помещали внутрь себя и пытались понять тот отпечаток, те ассоциации, которые внутри нас возникают, проводили их по сенсорным каналам и таким образом восстанавливали атмосферу всего стихотворения, как по капле восстанавливают море...

Знаменательно, что подобные занятия позволяют выйти за рамки речевого автоматизма. В самом широком смысле, речевой автоматизм - это акт, происходящий без непосредственного участия сознания, автоматически, машинально. В более узком значении, речевой автоматизм определяется как различные по своей сложности, сохраненные в долговременной памяти последовательности, которые вызываются из памяти и используются в речи. Они характеризуются определенной степенью неизменяемости, устойчивости и шаблонности, что, конечно же, не может способствовать их использованию в поэтических текстах, претендующих на оригинальность, непохожесть, незаемность. На индивидуальность. На уникальность.



А лучшей иллюстрацией синестезии в поэтическом творчестве может послужить стихотворение Нади Делаланд:


мне холодно светло и далеко
весенне и объемно светло-желто
воздушно и на взлете напряженно
потом легко
мне медленно и плавно и еще
довольно долго для одной улыбки
но можно плакать и ползут улитки
гурьбой со щек
мне правильно так и должно идти
лететь и плыть лежать и продолжаться
понять смеяться больше не сражаться
совсем простить
мне кажется я знаю для чего
вот только обернуться и поймаешь
капустница летящая из мая
зачем живешь?



© Вера Липатова, 2018-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2018-2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Надежда Жандр. "Чусовая" и другие рассказы [Высокие скалы стоят по берегам Чусовой – Священной реки каньона, – так называли её коренные жители этих мест. Она змеится, пересекая Уральский хребет...] Раиля Шаяхметова. Мальчик оказался скромным [Мы попали в какой-то мир, в какой-то странный ресторан, где фланировали, сидели, смеялись, разговаривали, курили, выпивали одни только приятные мужчины...] Александр Карпенко. Зов предков (О книге Татьяны Медиевской "Его величество случай") [Мне кажется, я уловил главную, стержневую мысль Медиевской: это – бессмертие рода. Наши бабушки и дедушки – колодец, из которого мы черпаем родниковую...] Владимир Алейников. Моление в начале ноября [От Юга, прогибавшегося книзу, / До Севера, меняющего ризу / На снежное, как в песне, серебренье, / Вынашиваем мы сердцебиенье...] Андрей Коровин. Из книги "Пролитое солнце" (Из стихов 2004-2008) – (2010) Часть I [нарежьте мне море лимонными дольками / без чаек отчаянья / море – и только / чтоб был ободок от восхода по краю / и быстрый дельфин как посланник...] Мария Фроловская. Туфелька на снегу [Нас весна сотворила счастливыми и свободными, / без шарфов полосатых, намотанных, как намордники, / и пускай по углам трутся заморозки зловещие.....] Михаил Ковсан. 4 = 3 + 1 [Четверо вместе, один из них – он. Ещё библейская формула, матрица древних рассказиков-притч, в которых трое – мейн стрим, общее мнение, а у него, хоть...] Татьяна Горохова. Живое впечатление от Живого искусства (Духовное в живописи Александра Копейко) [Для меня лично самое важное в картинах Александра то, что он сумел перенести на холст решающий момент радости души, когда первый луч радости обжигает...] Анастасия Фомичёва. Memento mori [29 июня в Библиотеке № 73 – Культурном центре академика Д.С. Лихачева прошло закрытие выставки фотопортретов авторов антологии "Уйти. Остаться. Жить"...] Наталья Захарцева. Сны сторожа Алексеева [Позволь, я расскажу тебе тебя, прекрасную, как летний сон ребёнка. Твоя душа сработана так звонко, что звёзды слышат и слоны трубят, ведя своих слонят...] Ренат Гильфанов. Повод (для иронии) [Я не плавлю сталь, не летаю к звездам. / Круг забот моих узок, апломб забыт. / Но если это нормально: любить то, что создал, / то я буду это любить...] Максим Жуков. Любить иных [Любить иных – тяжёлый крест, / Но крест и вправду непосильный, / Когда средь прочих, остальных, / Полюбишь ту, что из иных...] Елена Шилова. Третий берег [...Зная, что главное – впереди: / Света ли край или третий берег? / Я до сих пор, как ребёнок, верю / Компасу, спрятанному в груди.]
Словесность