Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность




ВЕЧЕР  АРТ-ТЕРАПИИ  НАДИ  ДЕЛАЛАНД


Бормочу на ходу лисенку и пауку
незнакомую толстую тихую пе-сен-ку...
Надя Делаланд  


В арт-кафе "Д`Иван" открылся проект "Вселенная", заявленный Николаем Милешкиным. Первым гостем "Вселенной" стала поэт, арт-терапевт, кандидат филологических наук Надя Делаланд.

Нам, довольно большой группе слушателей, предложили познакомиться с рядом базовых психологических техник, позволяющих войти в состояние, с одной стороны, расслабления, с другой - концентрации. Эти техники сами по себе обладают терапевтическим потенциалом, но в данном случае они были необходимы для того, чтобы повысить порог восприятия для окружающих нас (довольно интенсивных) звуков и понизить порог восприятия для стихотворных текстов и таким образом создать условия для более глубокого взаимодействия со стихами, включить различные сенсорные каналы и расширить представление о зарождении, бытовании и воздействии поэзии.

Надя начала вечер с определения того, что такое вдохновение. Вдохновение - это измененное состояние сознания. В этом состоянии может происходить много удивительных вещей. Например, такое явление восприятия действительности, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Это совмещение сенсорных каналов, при котором раздражение в одной сенсорной системе ведёт к непроизвольному отклику в другой сенсорной системе называется синестезией (в переводе с греческого "единство чувств", "соощущение"). Подобное эмоциональное восприятие мира в разных измерениях, когда, например, цифры или буквы воспринимаются окрашенными, а краски и цвета - звучащими, присуще многим поэтам, художникам, композиторам, вообще, людям творческим. Таких людей называют синестетами. Вот, например, рассказала Надя, у Владимира Набокова был такой распространенный вид синестезии: он видел цвет букв и звуков. Это было в какой-то мере наследственное, потому что у его матери тоже была синестезия. Она видела гласные звуки как цветные стеклышки, а он видел - согласные, в которых было много оттенков. Василий Кандинский также был синестетом. Или, например, Соломон Шерешевский. Причем врожденным синестетом. Когда ему давали стимул - звук, например, он не просто его описывал, как его описывает обычный человек. Он описывал его вкус, цвет, запах, тактильные ощущения. Это то, что позволяло ему гораздо глубже запоминать то, с чем он соприкасался.

Вообще, по словам Нади, человек рождается синестетом. К 8-11 месяцам у нас эти синоптические мостики отмирают и сенсорные каналы сепарируются: мы начинаем глазами только видеть, ушами только слышать и так далее. Но у некоторых людей в измененных состояниях сознания воскрешается эта способность. Удивительная способность, которая потом находит свое отражение в произведениях искусства.

Примечательно, что синестезия весьма полезна для запоминания. Начинаешь проводить через сенсорные модальности то, с чем ты соприкасаешься, о чем думаешь, феномены окружающего мира становятся гораздо объемнее и в итоге запоминаются лучше.

Внимательным слушателям предлагались различные задания, помогающие проводить через сенсорные модальности различные цвета, звуки и тактильные ощущения. Мы наполнялись цветом, потом пытались отгадать, каким цветом наполнен партнер, а после этого описывали наши впечатления...

Мы слушали стихи Всеволода Некрасова, Иосифа Бродского... Слушали их, как просила Надя, - телом, помещали внутрь себя и пытались понять тот отпечаток, те ассоциации, которые внутри нас возникают, проводили их по сенсорным каналам и таким образом восстанавливали атмосферу всего стихотворения, как по капле восстанавливают море...

Знаменательно, что подобные занятия позволяют выйти за рамки речевого автоматизма. В самом широком смысле, речевой автоматизм - это акт, происходящий без непосредственного участия сознания, автоматически, машинально. В более узком значении, речевой автоматизм определяется как различные по своей сложности, сохраненные в долговременной памяти последовательности, которые вызываются из памяти и используются в речи. Они характеризуются определенной степенью неизменяемости, устойчивости и шаблонности, что, конечно же, не может способствовать их использованию в поэтических текстах, претендующих на оригинальность, непохожесть, незаемность. На индивидуальность. На уникальность.



А лучшей иллюстрацией синестезии в поэтическом творчестве может послужить стихотворение Нади Делаланд:


мне холодно светло и далеко
весенне и объемно светло-желто
воздушно и на взлете напряженно
потом легко
мне медленно и плавно и еще
довольно долго для одной улыбки
но можно плакать и ползут улитки
гурьбой со щек
мне правильно так и должно идти
лететь и плыть лежать и продолжаться
понять смеяться больше не сражаться
совсем простить
мне кажется я знаю для чего
вот только обернуться и поймаешь
капустница летящая из мая
зачем живешь?



© Вера Липатова, 2018-2021.
© Сетевая Словесность, публикация, 2018-2021.
Орфография и пунктуация авторские.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Михаил Метс: Королевский гамбит. Жертва пешки [Перед вами - сказка о том, как Иванушка-дурачок женился на принцессе. Прошу отнестись к интеллектуальному уровню главного героя с пониманием.] Алексей Смирнов: Хурма и чача на даче Сталина. Абхазский дневник [Прежде чем начать, разберусь с одним упреком. Старый товарищ по медицинской партии пишет мне: зачем ехать в место, от которого один негатив?..] Денис Калакин: Фантазии в манере Брейгеля [К стеклу холодному прижавшись тёплым лбом, / следи внимательно, как точно и искусно / жизнь имитирует по-своему искусство / и подражает, в случае...] Ирина Дежева: Шепчем в рясе про любовь [Ангел мой, промелькни во мне / Вынесу твою косточку / Чревоточную / Петь по полям...] Ростислав Клубков: Три маленькие пьесы [Не ищите вашего друга. / Его повесили на виноградную лозу. / Его бросили в виноградную давильню. / Его кровь смешалась с виноградным вином... / ...] "Полёт разборов", серия пятьдесят восьмая, Антон Солодовников [Стихи Антона Солодовникова рецензируют Юлия Подлубнова, Борис Кутенков, Василий Геронимус и Константин Рубинский.] Антон Солодовников: Стихотворения [Не нарушайте покой паутины, / Если не сможете после остаться. / Она - для того, кто не смог ни уйти, ни / Прервать это таинство...] Сергей Комлев: Люди света [Сяду я верхом на коня. / Конь несёт по полю меня. / Ой, дурацкий конь, / Ой, безумный конь! / Он несёт тебя, Россия, в огонь...]
Словесность