Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




        

ЧЕРЕЗ  ПОЭЗИЮ  К  ВЕЧНОЙ  ЖИЗНИ

В клубе "Образ и мысль" состоялись очередные чтения,
посвящённые рано ушедшим поэтам


В быту тяжелы, но однако легки на поминках,
Вот тогда и поймём, что цветы им, конечно, к лицу.
Александр Башлачёв



Амарсана Улзытуев рассказывает о Дондоке Улзытуеве


Евгения Баранова рассказывает о Владе Клёне


Андрей Фамицкий рассказывает об Аркадии Брюте


Борис Кутенков читает стихотворение Макса Батурина
Фото Елены Семёновой


Борис Кутенков читает рассказ Патрика Валоха о Рафале Войчеке


Борис Режабек рассказывает о Борисе Габриловиче


Ирина Суглобова рассказывает о Марине Георгадзе


Лилия Зинченко рассказывает об Алексее Капустине


Анастасия Лукомская рассказывает об Иване Масалове
Фото Сергея Казьмина


Николай Милешкин

Почему многие поэты закончили свой путь так рано? Как долго могли бы прожить, будь они обычными людьми? Может быть, ранняя смерть - дорогая плата за Божий дар? Эти вопросы всегда притягивали внимание, заставляя иначе вчитываться в стихотворные строчки, искать в них дополнительные смыслы и тайные знаки, мистические откровения и пророчества. Человек любит разгадывать загадки, и пока мы смертны, эта тема не перестанет быть важной и волнующей.

26 апреля в московской библиотеке N175 состоялась презентация поэтической антологии "Уйти. Остаться. Жить", посвящённой творчеству и сложной судьбе поэтов, ушедших из жизни молодыми в конце XX - начале XXI века. Книга вышла по итогам ежегодных литературных чтений "Они ушли. Они остались", основанных в 2012 году поэтом и критиком Борисом Кутенковым и Ириной Медведевой - матерью Ильи Тюрина - талантливого поэта, не дожившего до двадцати лет. Чтения вызвали огромный интерес из-за глубины и актуальности вопросов, которые они затрагивают, а также высокого уровня самих текстов. О жизни и творческой судьбе поэтов рассказывают не только профессиональные литературоведы, но также друзья и родные, может быть, поэтому выступления так эмоциональны и правдивы. Каждый рассказ - это личная история, возможность почувствовать, каким был человек, жизнь которого оборвалась так внезапно.

Вечер традиционно начался с выступления ведущих (составителей антологии Бориса Кутенкова и Елены Семёновой, а также Николая Милешкина, организовавшего в клубе "Стихотворный Бегемот" цикл встреч, посвящённых ушедшим поэтам. Говорилось о сложном соотношении этического и эстетического - ведь каждый выступающий сам выбирает, чему уделить больше внимания, биографии или самим стихам, о неокрепшем сознании, зачастую не способном выдержать глубины и напора прозрений, о мистической загадке, которая кроется в преждевременной смерти каждого поэта.

Программа была построена таким образом, что в начале звучали стихи тех, кого не стало в этом году, потом - рассказы о поэтах, чьи имена уже звучали на литературных чтениях "Они ушли. Они остались", и далее - к контексту советской эпохи. География мероприятия не ограничилась нашей страной - Евгения Баранова рассказала об украинском поэте и культуртрегере Владе Клёне, погибшем из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи при инсульте, Андрей Фамицкий - об Аркадии Брюте, белорусском поэте, оставившем после себя около двадцати тетрадей стихов и рассказов, не менее интересным было заочное выступление Патрика Валоха о польском андерграудном поэте Рафале Войчеке - культовой фигуре своего времени. Особенный колорит внесло выступление Амарсаны Улзытуева о его отце Дондоке Узылтуеве и другом бурятском поэте - Намжиле Нимбуеве , стихи первого прозвучали в оригинале - на бурятском языке. Андрей Демыкин предстал перед слушателями не только как поэт, но и как прекрасный художник.

Поразительно, насколько похожими оказались герои вечера и их судьбы - как будто их специально такими подбирали. Обаятельный и жизнелюбивый Никита Титаренко, тонкий и мудрый не по годам Алексей Капустин (запомнились его слова о том, что хорошая книга всегда открывается внутрь), ироничный и эксцентричный Макс Батурин, писавший заметки о соседях по палате в психиатрической больнице, основатель группы "Калинов Мост" Дмитрий Селиванов . Юрий Галансков - правозащитник и автор остросоциальной лирики - стал жертвой политических репрессий и умер в тюрьме, а совсем молодой Вадим Делоне, участник демонстрации против ввода войск в Чехословакию, был вынужден навсегда покинуть родину. Если бы все эти люди однажды встретились, они бы наверняка поняли друг друга и легко нашли общий язык.

Во время выступлений не раз звучала мысль о том, что поэты живут на границе жизни и смерти. Башлачёв очень точно назвал их "ангелы-чернорабочие" - существа не из этого мира, несущие тяжёлый крест на земле. Находясь здесь, они слышат и записывают голоса, звучащие оттуда, но только покинув тело, они по-настоящему остаются с нами. Парадокс, но смерть для поэта - всего лишь инициация, рождение для новой жизни, точка отсчёта. И подобное отношение прослеживается у большинства поэтов. Об этом практически каждое второе стихотворение Ивана Масалова : "И мы войдём в нетронутые двери, звенящие рассветной тишиной, / Красивые, свободные, как звери, преображённые природою земной". Или у Марины Георгадзе : "Меня собьёт машина, рак сожрёт, / Но в этом горя нету никакого, / От завывания пророчества дурного, / Надеюсь, Бог меня убережёт". Последнее стихотворение оказалось пророческим - Марина действительно умерла от рака. Предсказал свою смерть и Борис Габрилович: "Я когда-нибудь упаду, / Как птица падает в высоту". История про поэму, написанную совместно с Борисом Режабеком, зарытую в землю до наступления нового тысячелетия и откопанную ровно в день смерти Габриловича - вообще какая-то мистическая и невероятная.

Впечатления после трёх часов концентрированной лирики и эмоциональных рассказов о трагических судьбах - очень сильные, конечно, и о смерти, и о самом главном успеваешь задуматься не один раз, но есть и другое, тоже вполне определённое чувство - что никто никуда не ушёл, они говорят с нами, они здесь. Поэтому так важно собираться и читать стихи тех, кто больше не может сделать этого сам, не отнесёт подборку в литературный журнал и новую книжку уже не опубликует.

Для организаторов это мероприятие было своего рода репетицией перед Пятыми литературными чтениями "Они ушли. Они остались", которые пройдут осенью 2017 года. На этот раз они будут посвящены творчеству поэтов, закончивших свой земной путь в 70-е - 80-е годы.




© Анастасия Лукомская, 2017-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2017-2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Айдар Сахибзадинов. Жена [Мы прожили вместе 26 лет при разнице в возрасте 23 года. Было тяжело отвыкать. Я был убит горем. Ничего подобного не ожидал. Я верил ей, она была всегда...] Владимир Алейников. Пуговица [Воспоминания о Михаиле Шемякине. / ... тогда, много лет назад, в коммунальной шемякинской комнате, я смотрел на Мишу внимательно – и понимал...] Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною..." ["Я – человек, зачарованный языком" – так однажды сказал о себе поэт, прозаик и переводчик, ученый-лингвист, доктор философии, преподаватель, человек пишущий...] Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа [я был когда-то пионер-герой / но умер в прошлой жизни навсегда / портрет мой кое-где у нас порой / ещё висит я там как фарада...] Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки [где-то там на совсем другой стороне реки / в глубине холодной чужой планеты / ходят всеми забытые лодки и моряки / управляют ветрами бросают на...] Джон Бердетт. Поехавший на Восток. [Теперь даже мои враги говорят, что я более таец, чем сами тайцы, и, если в среднем возрасте я страдаю от отвращения к себе... – что ж, у меня все еще...] Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём [В детстве папа наказывал, ставя в угол. Угол был страшный, угол был в кладовке, там не было окна, но был диван. В углу можно было поспать на диване, поэтому...] Владимир Спектор. Четыре рецензии [О пьесе Леонида Подольского "Четырехугольник" и книгах стихотворений Валентина Нервина, Светланы Паниной и Елены Чёрной.] Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! [Вечер, организованный арт-проектом "Бегемот Внутри" и посвященный творчеству поэта Ильи Бокштейна (1937-1999), прошел в Культурном центре академика Д...] Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... [Не отзывайся... Смейся... Безответствуй... / Мне всё равно, как это отзовётся... / Ведь я люблю таким глубинным детством, / Какими были на Руси...] Анна Аликевич. Тайный сад [Порой я думаю ты где все так же как всегда / Здесь время медленно идет цветенье холода / То время кислого вина то горечи хлебов / И Ариадна и луна...]
Словесность