Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность


ПЕРВЫЕ  ПЕСНИ

От  переводчика


Лорка велик. А потому долго еще будут обращаться к нему поэты и переводчики, пытаясь передать как-то при помощи русских букв немыслимую простоту его испанских слов и выражений, которые как бы сами собой складываются в волшебную гармонию стихотворных строчек. Строчек, порожденных ритмикой калейдоскопического мелькания трудновообразимых лорковских образов, порождающих в свою очередь в наших головах и душах столь же трудно вообразимые и трудновыразимые красочные картины.

Взяться за переводы Лорки меня побудило одно - полная неудовлетворенность переводами, опубликованными в наиболее полном из выходивших в нашей стране сборников Лорки - двухтомном избранном 1986 года (М., "Художественная литература"). Конечно, два этих тома содержат переводы, весьма различающиеся как по качеству, так и по изначальному подходу и самой манере работы переводчика. Но очень многие из них способны привести в замешательство читателя, имеющего возможность знакомиться с Лоркой на языке оригинала. Не выдерживается интонация стиха, зачастую меняется весь его строй, и стихотворение из перевода превращается в более или менее удачное переложение. Переводчики то и дело стремятся "русифицировать" стих, вводят, к примеру, рифму туда, где ее у Лорки нет, и где вся ритмика стихотворения строится на совершенно иных приемах: повторах, внутренних созвучиях и т.п. То и дело, благодаря неудачному подбору синонимов, срезается добрая половина смысла стихотворения, и удивительно многозначные лорковские строки превращаются в какие-то плоские и банальные сентенции. Но самое ужасное, что переводчики сплошь да рядом позволяют себе исправлять авторский текст, добавлять новые образы, целые строчки, о которых у Лорки нет и помину, или заменять простые и ясные лорковские слова и выражения расхожими поэтическими штампами. И это, если не говорить о простых переводческих ляпсусах, которых тоже хватает. Иной раз ошибки появляются уже из-за обыкновенной невнимательности автора перевода (или подстрочника - ?), и тогда одно слово может превратиться в другое, не имеющее к первому никакого другого отношения, кроме того, что они схожи в написании.

Теперь я предлагаю читателям знакомство с моим переводом одного достаточно небольшого поэтического сборника Лорки. Хотя он и называется "Первые песни", однако по времени создания стихотворений является третьим и представляет Лорку уже сложившимся поэтом с выработанным, достаточно характерным поэтическим стилем и стойким интересом к определенным сторонам жизни. Стихотворения, вошедшие в сборник, относятся к 1922 году, а сам сборник опубликован друзьями поэта в начале рокового для Лорки 1936. В приложении дается перевод одного из ранних, программных для Лорки стихотворений - очаровательной пьесы "Луна и смерть" (1919г.) из сборника "Книга стихов".

Михаил Владимиров  


    От редакции: из сборника, по согласованию с переводчиком, выпущено последнее произведение - "Песня".



© Михаил Владимиров, 2000-2021.
© Сетевая Словесность, 2000-2021.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Михаил Метс: Королевский гамбит. Жертва пешки [Перед вами - сказка о том, как Иванушка-дурачок женился на принцессе. Прошу отнестись к интеллектуальному уровню главного героя с пониманием.] Алексей Смирнов: Хурма и чача на даче Сталина. Абхазский дневник [Прежде чем начать, разберусь с одним упреком. Старый товарищ по медицинской партии пишет мне: зачем ехать в место, от которого один негатив?..] Денис Калакин: Фантазии в манере Брейгеля [К стеклу холодному прижавшись тёплым лбом, / следи внимательно, как точно и искусно / жизнь имитирует по-своему искусство / и подражает, в случае...] Ирина Дежева: Шепчем в рясе про любовь [Ангел мой, промелькни во мне / Вынесу твою косточку / Чревоточную / Петь по полям...] Ростислав Клубков: Три маленькие пьесы [Не ищите вашего друга. / Его повесили на виноградную лозу. / Его бросили в виноградную давильню. / Его кровь смешалась с виноградным вином... / ...] "Полёт разборов", серия пятьдесят восьмая, Антон Солодовников [Стихи Антона Солодовникова рецензируют Юлия Подлубнова, Борис Кутенков, Василий Геронимус и Константин Рубинский.] Антон Солодовников: Стихотворения [Не нарушайте покой паутины, / Если не сможете после остаться. / Она - для того, кто не смог ни уйти, ни / Прервать это таинство...] Сергей Комлев: Люди света [Сяду я верхом на коня. / Конь несёт по полю меня. / Ой, дурацкий конь, / Ой, безумный конь! / Он несёт тебя, Россия, в огонь...]
Словесность