"ВЕНЕЦ" ЗА ДЕТСКОСТЬ И МАСТЕРСТВО
Для московских литераторов декада майских праздников в этом году началась заблаговременно. Точнее - 28 апреля, когда в стенах Большого зала ЦДЛ состоялось вручение ежегодной Литературной премии Союза писателей Москвы "Венец".
За одиннадцать лет существования премии ее предназначение - поощрять московских писателей за наиболее значительные в творческом отношении произведения в областях поэзии, прозы, драматургии, критики-публицистики и молодых авторов за творческий дебют, чтобы "подсластить" вхождение в литературу - переросло в традицию: "Венец" надевается наиболее достойным. В разные годы лауреатами "Венца" становились Борис Васильев, Константин Ваншенкин, Белла Ахмадулина, Анатолий Жигулин, Михаил Рощин, Евгений Попов, Андрей Вознесенский. Анатолий Курчаткин, Андрей Макаревич, Вероника Долина. Разброс творческих "религий", которые исповедуют лауреаты "Венца", а также сфер, в которых они трудятся, говорит о широте взглядов организаторов премии. В литературных кругах эта премия считается престижной. И вовсе не благодаря своему материальному содержанию. А благодаря солидному "послужному" списку имен, заслуживающих уважения.
В этом году премия "Венец" вручена была одиннадцатый раз. Нынешний "Венец" достался критику и литературоведу Льву Аннинскому, "монопоэту"-юмористу Владимиру Вишневскому, прозаику и композитору Александру Журбину, поэту и организатору Первого московского Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского Сергею Белорусцу, прозаику и публицисту Александру Нежному.
Безусловно, все "уВенчанные" заработали эту награду. Но об одном лауреате хотелось бы сегодня сказать особо. Сергей Белорусец упомянут в списке лауреатов в двух номинациях, на первый взгляд далеко отстоящих друг от друга - как организатор Фестиваля и как стихотворец. Далеко не всегда творческим людям удается совместить служение литературе в, так сказать, "чистом виде" отвлеченного творчества и организационную деятельность - даже если речь заходит о нужных и, что греза таить, выгодных для пропаганды искусства мероприятиях. Но Сергею Белорусцу это удалось. Первый московский Фестиваль детской литературы (история его началась в прошлом, 2007 году) можно считать его детищем. Кстати, несмотря на географическую "московскую" привязку, этот Фестиваль, по сути, является мероприятием российского масштаба. Хочется верить, что московский пример вдохновит писателей других регионов...
Напомним, что такое Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского. 29 августа 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение об организации этого Фестиваля силами Союза Писателей Москвы под патронажем Правительства Москвы. Поименно этой масштабной задачей занимались секретарь Союза писателей Москвы Сергей Белорусец (председатель Оргкомитета), Сергей Агапов, заведующий Отделом Государственного литературного музея Дом-музей Корнея Чуковского, Павел Крючков, ответственный секретарь Жюри Премии Чуковского, литературный критик, сотрудник журнала "Новый мир", Ольга Радзивилл, программный директор Фестиваля, президент Фонда Возрождения Народной Культуры.
Первый Московский Фестиваль детской литературы был приурочен к 125-летию со дня рождения знаменитого поэта-сказочника, создателя современной поэзии для детей Корнея Ивановича Чуковского. Он прошел в сентябре-декабре 2007 года и включал в себя четыре программы: "Писатели - детям Москвы" (своего рода "хождение в народ" детских писателей), писательскую конференцию "Детская литература в ХХI веке" (встречи детских писателей с редакциями московских детских журналов, книжными издательствами и художниками), "Живая литература" (уроки литературы "в исполнении" писателей, посещения авторами домов ребенка и детских больниц) и вручение Премии имени Корнея Чуковского в четырех номинациях.
О целях Фестиваля имени Чуковского подробно сказано в его пресс-релизе: "привлечь общественное внимание к современной детской литературе и к классической детской словесности, способствовать развитию у подрастающего поколения любви к родному языку, устойчивого интереса к чтению, воспитанию детей и подростков в традициях российской культуры, служить, укреплению их нравственных устоев и пониманию общечеловеческих ценностей..." и даже превратить школьные уроки литературы в удовольствие, вместо скучной рутины. Попросту же Фестиваль призван сохранить саму детскую литературу. Чтобы у детей последующих поколений на коленях лежала книжка, а не комикс и не компьютерная игра.
Второй Фестиваль имени Чуковского сейчас в разгаре. Он начался 20 марта выступлениями известных детских авторов Валерия Воскобойникова и Михаила Грозовского. То был Первый этап Второго Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского. 1 апреля в переделкинском мемориальном Доме-музее Корнея Чуковского отмечался 126 год со дня его рождения. Оказалось, что 1 апреля, День смеха, очень плодотворная дата для детского творчества - в этот день в разные годы явились на свет классики отечественной детской литературы Валентин Берестов, Валерий Воскобойников, Станислав Востоков, не говоря уж о Николае Гоголе, чье вполне "взрослое" творчество в мои, например, юные годы становилось известно читающим детям еще до школьной скамьи... В тот день Сергей Белорусец, на правах председателя оргкомитета Фестиваля, вручил Дому-музею на вечное хранение экземпляр уникального факсимильного издания и видеокниги - "Все поэты первого московского Фестиваля имени Чуковского" - подарок, адресованный истории.
Второй этап Фестиваля-2008 откроется традиционным костром "Здравствуй, лето!" 18 мая в Доме-музея Чуковского. Он должен завершиться выступлением участников Фестиваля на площадке имени Корнея Чуковского Московского Дворца детского творчества на Воробьевых горах в День защиты детей. Последний этап Фестиваля-2008, в том числе награждение лауреатов Премии Чуковского, намечен на сентябрь.
Интересно, что параллельно с титаническим трудом по организации первого Фестиваля Сергей Белорусец составил и выпустил книгу стихов "Магический квадрат" (издание и дизайн Владимира Юданова), примечательную тем, что это первый в личной "летописи" автора увидевший свет сборник не для детей. По его собственному признанию, неопубликованного осталось много - но в книгу "Магический квадрат" вошли, наверное, лучшие произведения поэта. Вышло так, что для Сергея Белорусца не существует непосильных и недоступных тем и жанров. Мне выпало удовольствие написать на книгу "Магический квадрат" рецензию.
Удовольствие, потому что книга эта кажется мне заметным явлением. Неожиданное название книги всячески подчеркивается ее оформлением: квадратная, в твердом переплете, острые углы которого так же норовят оцарапать руки, как острые углы творчества Сергея Белорусца задевают сердце и смущают разум. Дизайн обложки также "квадратен" - разделенное тенью на четыре равные части белое полотно, из которого проступают загадочные иероглифы, обозначающие четыре цикла стихотворений: "Фигуры круга", "Внутренний рельеф", "Рисунок игры" и "Зазеркальное стекло". Непростые, философские темы кочуют из цикла в цикл, отражаясь, как ряд зеркал друг в друге: "Все искажают зеркала, но их не бьют за это".
Белорусец с бытовых зарисовок мира внешнего, современного ему и порой откровенно немилого в "социальном" цикле "Фигуры круга" ("Ветерану ВОВ восемьдесят с гаком... Внук его - фашист в третьем поколеньи"), плавно перешел в зазеркалье собственной души в последнем цикле книги. Магический кристалл Сергея Белорусца не стал сферой - он пока дан "в развернутом виде". Его строгая и элегантная молекулярная решетка уже начертана твердой рукой поэта. В ней взблескивают отточенными гранями подлинные находки:
"Лишь крапива порою кусается, током бьющая из-под земли", "И - как большие дождевые капли - парашютисты падают с небес", "И - вытри стол перед застольем - чтоб не ударить в грязь лицом", "Разжившись угаданным, обезжизнеть его...", "Ты бредешь, каждый шаг заклиная, прибавляя следы к пустоте...", "Главный парадокс бытия - что тебе не сбиться с пути. Из дорог любая - твоя. А теперь - попробуй уйти..."
Кристаллу еще только предстоит вырасти. Наверное, "Магический кристалл" будет название следующей книги Белорусца. Наверное, в этом кристалле сольются воедино удивительная детскость и зрелое мастерство Сергея Марковича...
Третьим поводом для награждения Сергея Белорусца был его "существенный вклад в современную литературу для детей (книги "Игрослов" и "Весёлая аРИФметика")", как сказано в наградной грамоте. В общем, Фестиваль, которому искренне радуются дети всей Москвы и книги, которые порадовали придирчивых ценителей хорошей поэзии, способствовали тому, что Сергей Белорусец получил в этом году "Венец". Как говорится, дай Бог не последний! Знаю, знаю, что "Венец", как и дар Божий, дается пишущему человеку единожды - но ведь присуждение одной премии не отменяет упования на новые лавры! Желаю Сергею Белорусцу стать лауреатом - ну, скажем, Государственной премии, которой, если верить его же стихам - хватит на пару недель. Или - даже на месяц. А то и на три с половиной...
© Елена Сафронова, 2008-2024.
© Сетевая Словесность, 2008-2024.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Надежда Жандр. "Чусовая" и другие рассказы [Высокие скалы стоят по берегам Чусовой – Священной реки каньона, – так называли её коренные жители этих мест. Она змеится, пересекая Уральский хребет...] Раиля Шаяхметова. Мальчик оказался скромным [Мы попали в какой-то мир, в какой-то странный ресторан, где фланировали, сидели, смеялись, разговаривали, курили, выпивали одни только приятные мужчины...] Александр Карпенко. Зов предков (О книге Татьяны Медиевской "Его величество случай") [Мне кажется, я уловил главную, стержневую мысль Медиевской: это – бессмертие рода. Наши бабушки и дедушки – колодец, из которого мы черпаем родниковую...] Владимир Алейников. Моление в начале ноября [От Юга, прогибавшегося книзу, / До Севера, меняющего ризу / На снежное, как в песне, серебренье, / Вынашиваем мы сердцебиенье...] Андрей Коровин. Из книги "Пролитое солнце" (Из стихов 2004-2008) – (2010) Часть I [нарежьте мне море лимонными дольками / без чаек отчаянья / море – и только / чтоб был ободок от восхода по краю / и быстрый дельфин как посланник...] Мария Фроловская. Туфелька на снегу [Нас весна сотворила счастливыми и свободными, / без шарфов полосатых, намотанных, как намордники, / и пускай по углам трутся заморозки зловещие.....] Михаил Ковсан. 4 = 3 + 1 [Четверо вместе, один из них – он. Ещё библейская формула, матрица древних рассказиков-притч, в которых трое – мейн стрим, общее мнение, а у него, хоть...] Татьяна Горохова. Живое впечатление от Живого искусства (Духовное в живописи Александра Копейко) [Для меня лично самое важное в картинах Александра то, что он сумел перенести на холст решающий момент радости души, когда первый луч радости обжигает...] Анастасия Фомичёва. Memento mori [29 июня в Библиотеке № 73 – Культурном центре академика Д.С. Лихачева прошло закрытие выставки фотопортретов авторов антологии "Уйти. Остаться. Жить"...] Наталья Захарцева. Сны сторожа Алексеева [Позволь, я расскажу тебе тебя, прекрасную, как летний сон ребёнка. Твоя душа сработана так звонко, что звёзды слышат и слоны трубят, ведя своих слонят...] Ренат Гильфанов. Повод (для иронии) [Я не плавлю сталь, не летаю к звездам. / Круг забот моих узок, апломб забыт. / Но если это нормально: любить то, что создал, / то я буду это любить...] Максим Жуков. Любить иных [Любить иных – тяжёлый крест, / Но крест и вправду непосильный, / Когда средь прочих, остальных, / Полюбишь ту, что из иных...] Елена Шилова. Третий берег [...Зная, что главное – впереди: / Света ли край или третий берег? / Я до сих пор, как ребёнок, верю / Компасу, спрятанному в груди.] |
X |
Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |