Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Dictionary of Creativity

   
П
О
И
С
К

Словесность




"ПОРЯДОК  СЛОВ",
или  РЕЧЬ  БЕЗ  ПРОПИСКИ


Ночами в Минске не продают спиртное. Ничего, крепче пива. И за тем-то вьются благополучно подзабытые нами очереди, длинные, как некогда в Мавзолей...

В другое время и для других гостей столицы Беларуси этот фактор, наверное, стал бы огорчительным. Но для тех, кто с 4 по 6 августа формировал "Порядок слов", он прошел по касательной, не затронув главного чувства. Судя по отзывам гостей фестиваля "Порядок слов", коими пестрит сейчас литературный Интернет, главная его эмоция - скромная (а может, и не такая уж скромная) гордость. Мы, сто пятьдесят человек, сделали это!..

Участие в литературных конкурсах, фестивалях, сейшнах и перформансах для кого-то уже сродни профессии, для кого-то - хобби. Мне кажется, это совершенно объяснимо - новое поколение "ВРП" (великих российских писателей, прошу любить и жаловать, в каждой шутке лишь доля шутки, остальное - правда) наконец-то определилось с тем, как строить собственную творческую карьеру. Она во многом отличается от карьеры наших предшественников.

Не знаю, кому адресовать за это сердечное спасибо. Возблагодарим небеса, смену общественно-экономических формаций и корректировки ментальности культурного страта. Слава объективным обстоятельствам! - мы избавлены от необходимости работать истопниками и дворниками, писать стихи-"паровозики" и рассказы-"буксиры" (остро конъюнктурные), стоять в долгой очереди (почти как та, о которой сказано выше) на прием в союз писателей (когда принимают лишь тех, у кого есть книги, а книги издают лишь членам союза писателей). У нас есть литературные сообщества, живые, интерактивные, расположенные в бескрайнем и плодородном поле Интернета. У нас есть замечательные сетевые литпорталы, которыми руководят совершенно адекватные, образованные, тонко чувствующие слово люди. У нас, в общем, есть все условия, чтобы стать ВРП. И даже, не зацикливаясь на географической привязке, - ВП. От тех, кто этого хочет, требуется немногое: наличие таланта и немного жизненной активности. Ибо под лежачий камень вода, как и в прежние эпохи, не течет.

Кстати, о ВП. Посвятил же просто неприлично талантливый Ербол Жумагулов стихотворение "Бахыту" с эпиграфом "И звезда с звездою говорит..." Когда зачин этого стихотворения прозвучал в Минске, в музее Максима Богдановича, зрители засмеялись и захлопали, автор оправдывался: "Вы не о том подумали!.." Все правильно - плох тот солдат, что не мечтает стать генералом.

Алексей Караковский в "Сетевой словесности" поместил настолько подробный и обстоятельный обзор минского фестиваля (назвав его "Вудстоком", что автоматически повысило планку мероприятия), что повторяться и описывать это действо незачем. "Буква" прописана. Остановлюсь на том, что в первую очередь интересует публициста - на духе.

Дух самой белорусской столицы проник в мое существо исподволь и породил глубинное противоречие. Минск - замечательно красивый город, восстановленный из послевоенных руин с не русским, а, скорее, западным тщанием и аккуратностью. Красота Минска все время поддерживается в должной форме, и недоработки, продиктованные "авосем", не лезут досадно наружу из-под нарядных фасадов. Троицкое предместье, где и располагается музей Богдановича, - просто прелесть, что за возрожденный уголок старинного Минска! Бережно законсервированная история навеивала на фестиваль "Порядок слов" романтический флер преемственности поколений. Богданович в манишке, казалось, одобрительно взирал на поэтов в джинсах. А когда в середине второго дня фестиваля, 5 августа, соблазнившись тихим солнышком, из музея вынесли в мощеный брусчаткой двор стулья и брезентовые подстилки, расположившиеся на них таланты и гении обрели сходство с менестрелями на привале. Мало того, что фестиваль был результативным - он был еще и просто красивым.

Однако же у каждой медали, и красота не исключение, есть две стороны. Чистота и порядок улиц - чистота и порядок жизни - чистота и порядок в умах... Стоп! Возможно, я не права, но мне кажется, что искусство рождается из хаоса.

Социальные реалии Беларуси таковы, что искусству, судя по всему, в них... скажем так, неуютно. После закрытия фестиваля огромная компания россиян поехала в гости к прекрасной белорусской поэтессе Анастасии Кузьмичевой. Где вокруг дружеского чайного стола затеялся разговор, неизбежно затронувший тему культурного становления отдельно взятой личности. Как известно, оно имеет два этапа: первый - выработка творческой личности с собственным мировоззрением и голосом, второй - реализация этой творческой личности как полноправной единицы литературного сообщества. Проще говоря, каждому пишущему нужно, чтобы его голос кто-то слышал.

Поэты в Беларуси отличные. Самодостаточные и интересные. Каждый по-своему, меня покорили Анастасия Кузьмичева, Сергей Прилуцкий, Георгий Бартош, Николай Сулима, да все "хозяева" фестиваля. Но вот сложностей с самореализацией у минчан, пожалуй, больше, чем у москвичей. Они живо напомнили мне, провинциалке, тесноту российского периферийного литературного мирка. Мы долго рассуждали о том, почему же Союз писателей Беларуси поддерживает не самых одаренных, не самых смелых, не самых "современных" из белорусских литераторов. Как водится, к единому мнению не пришли. Говорили и о том, почему не работает или почти не работает государственная политика книгоиздания (это в Беларуси-то! Чьи социальные программы поддержки различных категорий населения стали сегодня притчей во языцех для многих российских политиков и политологов!). Хотя схемы возможного субсидирования издательства молодых писателей буквально лежат на поверхности. Но, увы, и то не секрет, что в мировой практике в самых благополучных государствах меньше всего внимания обращают на развитие культуры. Это почетная прерогатива каждого творящего - находить свою дорогу к славе, почету - или к умам и сердцам слушателей/читателей.

Таковой возможностью "Сделай себя сам", естественно, не пренебрегают и белорусские авторы. Едва ли не самым весомым итогом "Минского Вудстока" стало официальное оформление группы "LITO.БЕЛАРУСЬ" в подразделение широко известного "Лито.Ру", оно же "Точка.Зрения". Пользователи литературного "By.Net" объединились под руководством прозаика, поэта, человека обширных радикальных взглядов Георгия Бартоша и его заместителя Анастасии Кузьмичевой. Я лично с таким пиететом отношусь к сетевой литературе и признанию в сети, что мои поздравления не уместились бы ни на какой лист бумаги. Выход! - вот главное, чего ищет творчество. Выход у нас пока один. Включаешь компьютер...

А в остальном... Каким он был, этот зрелищный из-за обаятельных минских "декораций" фестиваль "Порядок слов"? Каким он остался в памяти своих адептов? Мне, например, более чем показался - фактически своими глазами наблюдала! - сгусток поэтической энергии, сопровождающий нас, куда бы мы ни направлялись. Стихи не заканчивались. Несмотря на то, что ночью в Минске не продают водку. Стихи звучали на улицах и в гостинице. Было уже за полночь, когда один из лучших российских культуртрегеров запросил пардону: "Ребята, а может, хватит на сегодня поэзии? Давайте просто споем!.."

Спели. Очень душевно. Презрев то, что ночью в Минске невозможно купить спиртное.

Я педалирую эту деталь неспроста и не по причине собственного латентного алкоголизма. Она, по-моему, лучше всего характеризует состояние общества в нынешней Беларуси. Можно многое - но до 23.00. Кое-чего нельзя и раньше. На всякое действие найдется равное ему по силе и противоположно направленное противодействие. "Бриллиант" Национальной библиотеки, вознесшийся над Проспектом Независимости, не играет всеми цветами радуги, вопреки замыслам проектировщиков. Поговаривают, промахнулись со стройматериалами... А может, не в том суть?

Думаю, пытаться приуменьшить значение фестиваля "Порядок слов" для Минска не стоит. Все же 150 ярких представителей современной литературы из России, Украины, республик Прибалтики, Казахстана не каждый день таким составом съезжаются в гости. Не только в Минск. Они и в Москве, и в Киеве не каждый день сходятся на тусовку такого звездного масштаба. Это поистине феерично - когда и Литературный институт глаголет своим академическим языком: "И лежа, и на коленях копируя эллинизм" (Александр Чернов). И, в противовес гуманитарному образованию, серьезнейшие "технократы" по дипломам доказывают, во сколь изящный рисунок можно сложить молекулярную сущность слов: "Подруги наших дней сурковых..." (Юрий Ракита). Ракита, кстати, подверг "самому острому -кизму" благословенное шестидесятничество. За ваше право высказать собственное мнение я готова пожертвовать жизнью, - но все-таки с их космодрома мы, нынешние, и стартанули, растеряв к текущему моменту на всех космических ступенях те самые фрагменты, без которых ракета не летит. Как они называются, забыла, простите мне технический кретинизм... Феерично, когда лирическая вязь "женской" поэзии ("Попугайлив ангел на плече..." - Наталья Осташева) пересекается с душевным мужским разговорцем ("Презик лопнет - президентом станет сын" - ах, Сергей Прилуцкий, кому-то напророчил?!). Впрочем, о "мужских" или попросту табуированных выражениях речь впереди, на целую статью рассуждений хватит. Достаточно нашлось благодатного материала для изучения. Один "порно-панк" Олега Ульянова-Левина чего стоит!..

Художественный уровень фестиваля? Задайте этот вопрос лет через 20-30. Когда художественная ценность произведений участников фестиваля распределится литературоведами по системе четких градаций. Будущее выделит первых, вторых, третьих и внеконкурентных. Пока же делатели современной русской литературы представляют собой бурлящую поэтическую лаву, а грозная жидкость эта такого свойства, что "не-авторов" (недостаточно одаренных и просветленных, чтобы стать авторами) просто выталкивает. На мой взгляд.

К случаям упреков и неуважения "Порядок слов" подготовился. Тем, кто поморщился бы, сочтя, что происходящее (все или эпизодами) к поэзии не имело отношения, лапидарно возражали футболки Дмитрия Плахова, Александра Ефимова и многих их единомышленников: "Сам ты не поэт!". Крупно и внятно.

В общем, замечательно сказано у Евгении Вежлян (Воробьевой): "Речь моя родная без языка и прописки". В Минске ли, в Москве, в Алматы, на Альфе Центавра в числе прочих вербальных средств общения живет и здравствует одна и та же речь. Поэтическая.




© Елена Сафронова, 2006-2024.
© Сетевая Словесность, 2006-2024.






НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Айдар Сахибзадинов. Жена [Мы прожили вместе 26 лет при разнице в возрасте 23 года. Было тяжело отвыкать. Я был убит горем. Ничего подобного не ожидал. Я верил ей, она была всегда...] Владимир Алейников. Пуговица [Воспоминания о Михаиле Шемякине. / ... тогда, много лет назад, в коммунальной шемякинской комнате, я смотрел на Мишу внимательно – и понимал...] Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною..." ["Я – человек, зачарованный языком" – так однажды сказал о себе поэт, прозаик и переводчик, ученый-лингвист, доктор философии, преподаватель, человек пишущий...] Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа [я был когда-то пионер-герой / но умер в прошлой жизни навсегда / портрет мой кое-где у нас порой / ещё висит я там как фарада...] Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки [где-то там на совсем другой стороне реки / в глубине холодной чужой планеты / ходят всеми забытые лодки и моряки / управляют ветрами бросают на...] Джон Бердетт. Поехавший на Восток. [Теперь даже мои враги говорят, что я более таец, чем сами тайцы, и, если в среднем возрасте я страдаю от отвращения к себе... – что ж, у меня все еще...] Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём [В детстве папа наказывал, ставя в угол. Угол был страшный, угол был в кладовке, там не было окна, но был диван. В углу можно было поспать на диване, поэтому...] Владимир Спектор. Четыре рецензии [О пьесе Леонида Подольского "Четырехугольник" и книгах стихотворений Валентина Нервина, Светланы Паниной и Елены Чёрной.] Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! [Вечер, организованный арт-проектом "Бегемот Внутри" и посвященный творчеству поэта Ильи Бокштейна (1937-1999), прошел в Культурном центре академика Д...] Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... [Не отзывайся... Смейся... Безответствуй... / Мне всё равно, как это отзовётся... / Ведь я люблю таким глубинным детством, / Какими были на Руси...] Анна Аликевич. Тайный сад [Порой я думаю ты где все так же как всегда / Здесь время медленно идет цветенье холода / То время кислого вина то горечи хлебов / И Ариадна и луна...]
Словесность