Дедушка Мухомор и мальчик Бананан
или
Грибники-шкурники
Глава 1. Дедушка-мухомор
Часть 5
Далее, мне кажется было бы уместным
привести свидетельства о мухоморе таких крупнейших авторитетов
в области психоделической микологии как Р.Г. Уоссона и Т. Маккенны,
как они даны в книге последнего "Пища Богов", которую издал в
1995 году Трансперсональный институт.
Теория Уоссонов о мухоморе
Гордон и Валентина Уоссоны
- основатели энтомикологии (науки, изучающей употребление людьми
грибов и собирающей знания о них) - первыми выдвинули мысль о
том, что сома была грибом (в частности, что это был гриб с
красной шляпкой и белыми пятнышками - мухомор,
Amanita Muscaria,
чрезвычайно древнее опьяняющее средство, до сих пор используемый
тунгусскими племенами арктической Сибири).
Доказательства, собранные
Уоссонами, обширны. Изучая эволюцию языков, связанных с обсуждаемой
темой, прослеживая мотивы художественного творчества, а также
вновь внимательно исследуя и истолковывая ведический материал,
они пришли к выводу, что за тайной сомы скрывается гриб. Им принадлежит
первое ботанически обоснованное, фармакологически грамотное исследование
идентичности сомы. В другом исследовании Уоссоны обнаружили существование
еще действующих шаманских грибных культов в горах Сьерра Масатека
Оахаканской Мексики. Гордон Уоссон привез образцы мексиканских
грибов Альберту Хофману - швейцарскому химику-фармацевту, открывшему
ЛСД, и этим подготовил описание и выделение псилоцибина в 1957
году. Того самого псилоцибина, который, согласно моему утверждению,
был причастен к возникновению человеческой саморефлексии на лугопастбищных
угодьях Африки несколько десятков тысячелетий назад.
В 1971 году Гордон Уоссон
опубликовал книгу "Сома: божественный гриб бессмертия".
Там кандидатура мухомора представлена в самом полном виде.
Уоссон блестяще развивает идею, что в тайне сомы замешан какого-то
вида гриб. Он менее преуспевает в доказательстве того, что этот
таинственный гриб и есть мухомор. Подобно многим из тех, кто и
ранее пытался идентифицировать сому, Уоссон забыл, что чем бы
сома ни была, это было потрясающей силы визионерское опьяняющее
средство и не имеющий себе равных галлюциноген. Однако он вполне
отдавал себе отчет в том, что европейская ученость сделала из
сибирского шаманизма "образец" для всего шаманизма Архаичного
и что мухомор давно использовался в Сибири для проведения шаманских
путешествий и инициации шаманов-неофитов во всю полноту их наследия.
В результате открытий
самого Уоссона в Мексике было известно, что другие грибы (не
мухоморы) могли содержать визионерские опьяняющие вещества, но
грибы псилоцибиновые считались феноменом именно Нового Света,
поскольку никакие другие опьяняющие грибы не были известны в других
местах. Уоссон полагал, что если сома - гриб, то грибом этим должен
быть мухомор. Этот чрезмерный акцент на Amanita
Muscaria присутствовал
с тех пор во всех усилиях идентифицировать сому.
Возражения по поводу мухомора
Генетически и химически
Amanita Muscaria
крайне непостоянен: многие его виды не обеспечивают надежного
экстатического опыта. Почвенные условия, а также географические
и сезонные факторы влияют на его галлюциногенные свойства. Использование
шаманом какого-то растения совсем не означает, что оно непременно
должно вызывать экстаз. Многие довольно неприятные растения используются
шаманами для самоопьянения и открытия "щели между мирами". Среди
них - разные виды Datura,
родственные дурману вонючему; древовидные Brugmansias,
чьи свисающие цветы известны как прекрасные украшения пейзажей;
ярко-красные и черные семена Sophora
secundifolia; Brunfelsias;,
а также средства для вдыхания через нос на основе растертой в
порошок смолы Virola.
Несмотря на их использование шаманами, растения эти не вызывают
экстатического переживания, какое могло бы вдохновить на те восторженные
восхваления, которые адресовали соме. И сам Уоссон понимал, что
мухомор в этом смысле доверия не вызывает, поскольку сам он никогда
не испытывал от него экстатических переживаний.
Вместо того, чтобы признать,
что мухомор - маловероятный кандидат на ведическую сому, Уоссон
пришел к убеждению, что должен существовать какой-то особый метод
его приготовления. Однако не были найдены ни один ингредиент и
ни одна процедура, которые надежно бы превращали зачастую неприятное
субтоксичное переживание, возникающее от приема мухомора, в визионерское
путешествие в волшебный рай. Самому Уоссону известно только одно
необъяснимое и неповторимое исключение.
В 1965 в 1966 годах мы
снова и снова испытывали мухоморы (Amanita
Muscaria) на себе.
Результаты разочаровывали. Мы ели их сырыми на пустой желудок.
Смешивали сок с молоком и пили смесь, всегда на пустой желудок.
Нас тошнило, некоторых рвало. Нас клонило в сон, и мы впадали
в тяжелую дремоту, от которой, хоть стреляй, не разбудишь, лежали
как бревно, даже не храпели, мертвые для внешнего мира. И хотя
однажды у меня в этом состоянии и были живые грезы, однако не
произошло ничего подобного тому, что было, когда я принял в Мексике
псилоцибиновые грибы и не спал вообще. В наших экспериментах в
Сугадаира (Япония) был один случай, отличавшийся от других, который
можно бы назвать удачным. Рокуя Имадзеки принял свои грибы с mizo
shiri - восхитительным
супом, который обычно служит японцам завтраком, и при этом он
подрумянил на открытом огне грибные шляпки, держа их на вилке.
Когда он очнулся ото сна, наступившего по принятии грибов, он
был в состоянии восторженного подъема. Часа три невозможно было
остановить поток слов, которые он низвергал; он говорил без остановки.
Суть его наблюдений состояла в том, что в этом нет ничего общего
с алкогольным опьянением, это бесконечно лучше, не идет ни в какое
сравнение. Мы не знали в то время, почему в этом единственном
случае это так подействовало на нашего друга Имадзеки.
Химические соединения,
активные в Amanita
Muscaria, - мускарин
и мусцимол. Мускарин высоко токсичен и, подобно многим холинэргическим
ядам, активность его аннулируется инъекцией атропинсульфата. Мусцимол
- возможный кандидат в вещества, вызывающие психоактивность гриба,
описывался как простое рвотное и седативное. Воздействие мусцимола
на человека в литературе не описано. (Невероятно, но очевидный
шаг - испытание мусцимола на человеке для определения его психоделического
потенциала, если таковой имеется, не был проведен. И этот факт
опять-таки указывает на тот весьма своеобразный алогизм, в который
впадает академический менталитет вблизи вопросов, касающихся самостоятельно
вызываемых изменений в сознании).
Позвольте мне к выше описанному
добавить свой личный опыт с мухомором. Я принимал его дважды.
В первый раз это были сушеные грибы, собранные на уровне моря
в северной Калифорнии. Моими переживаниями от пяти грамм сушеных
грибов были тошнота, обильное слюноотделение и расплывание зрения.
При закрытых глазах возникали пассивно плывущие образы, но тривиального
и непривлекательного характера. Второй опыт был с сырым грибом
величиной с тарелку, собранным на высоте 10 тысяч футов в горах
возле Боулдера (штат Колорадо). В этом случае единственными эффектами
были слюноотделение и спазмы желудка.
И наконец, здесь приводится
отрывок из описания опьянения мухомором одного весьма искушенного
человека, профессионального психотерапевта и нейрофизиолога. Принятой
дозой была чашка тонко нарезанных грибов. Грибы были собраны в
бассейне реки Пекос в штате Нью-Мехико.
"Я то и дело дергался,
был весь в поту. Изо рта текла слюна. Я понятия не имел, как проходит
для меня время. По-моему, я бодрствовал, а может быть, видел очень
похожие на жизнь сны, то есть пребывал в чем-то вроде осознаваемого
сновидения. Я лишь смутно слышал звучавшую музыку, а то и вовсе
не слышал ее. Я сбросил одеяло: было жарко до пота, холодно до
озноба, но мурашек не было. Меня охватило чувство необычайного
покоя. Я находился в весьма необычном переживании. Оно не было
похоже ни на что из испытанного прежде: термин "психоделическое"
слишком широк, слишком всеобъемлющ, но это было что-то не совсем
психоделическое. Все как бы было тем же, но совершенно незнакомым,
хотя и выглядело как обычно. За исключением того, что мир этот
был почти тенью (или каким-то квантовым уровнем) - иным, в каком-то
жутком, глубинном и безошибочном смысле. У меня была атаксия (неспособность
координации произвольных движений) и эйфория. Визуального материала
было очень мало."
В связи с процитированным материалом
хотелось подробнее остановиться на одной, едва ли не уникальной
среди всех прочих издревле употребляемых человеком опьяняющих
веществ, особенности мухомора. Его яд (если это слово вообще корректно
применительно к сушеным грибам) полностью выводится из организма
с мочой, что наверняка обеспечивает отсутствие "похмелья" и других
неприятных последствий. Но это здесь, на мой взгляд и личный вкус
- не главное. Моча, выделяемая после употребления мухомора
(уже через 2 часа) психоактивна и "готова" для повторного употребления.
В мифологическом плане об этом
явлении можно было бы сказать, что гриб, как предположительно
самостоятельная и потому разумная природная сущность, проходя
сквозь человека, стремится, точно сказочный колобок, уйти от него
- обратно в землю. Но человек, находящийся в ином состоянии сознания
благодаря воздействию этого же гриба, сие тотчас понимает и не
"дает" ему уйти. Возможно это как раз то, что грибу и "нужно"
(о человеке и говорить нечего, коли он идет на такой контакт).
Гриб таким образом напрочь, до полного растворения-слияния внедряется
в человека, который сам этого хочет (в скобках нужно заметить,
что научно-химический механизм этого феномена должен, видимо,
быть следующим: из весьма большого объема потенциально психоактивного
вещества сушеных грибов, поступающих в мозг только после
соответствующих реакций в желудке и кишечнике, мозг использует
лишь ничтожную часть, либо не в силах "переварить" все остальное,
либо "осознавая", что этого было бы слишком много и все остальное
исторгается вон). Визуально этот процесс легко представить как
круговорот, как зацикливание - сматывание клубка, как превращение
самого человека в колобка, как закругление; как достижение безотходной
"экологической" цельности по тому принципу, что при помощи современных
технологий возведен в "принцип" у космонавтов, неделями и месяцами
живущих внутри орбитальных околоземных и межпланетных станций.
Т.е. употребление мухомора выводит человека на "космическую высоту",
выводит, иначе и проще говоря, в космос, космизирует. Греческое
слово "космос" по-русски означает "порядок". Т.е. "намухомориваясь",
человек упорядочивается. Эта "игра слов" имеет прямые глубинные
связи как с сибирскими шаманами, кои "садясь" на мухомор "улетали"
в Космос, так и с частой мухоморной расцветкой детсадичных "ракет"
- а не только "грибков" - а равно и с косметическими эффектами
уринотерапии. О пользе и "чудесах" этой терапии написаны целые
книги, где человеческая моча - в зависимости от ее консистенции
и времени "сбора" называется то "мертвой", то "живой" водой. В
вышеупомянутых книгах и руководствах приводятся - в соответствии
с доминирующе-научным мировоззрением и доверием современного человека
к цифрам и формулам - всяческие расчеты, пропорции и т.п.. Однако,
может быть, "секрет" - в каком угодно понимании этого слова -
успеха здесь в другом. Просто в том, что пия собственную мочу
- то, что выходит низом, исторгается вон и имеет как бы по определению
слегка неприятный запах и вкус - человек буквально поднимает свое
низменное наверх, возвышает, сублимирует его, "спасает",
уравнивает "низкое" и "высокое", "горькое" и "сладкое". Иначе
говоря, человек не лечится (английское, например, "leech"
- лечить, имеет еще одно значение - "пиявка"), он исцеляется,
делает себя цельным, безотходным. В связи с этим и с не-винностью
мухоморов приходят на память евангельские слова Христа о том,
что нечистым является не то, что входит в уста, но то,
что выходит из уст (т.е. слова, мысли, облеченные в вербальную
речь); ибо входя в уста, затем исторгается вон... Современные
же священники-буквоеды, будучи приглашены для "освящения жилища"
никогда не освящают и обходят стороной так называемое отхожее
место - будто это и впрямь обиталище Сатаны, т.е. нечистого духа.
Говоря, в связи с практикой употребления
мухомора, о верхах и низах, нельзя не отметить следующий важный
момент: сборщики мухоморов, впрочем как и любые другие "обычные"
грибники, вынуждены все время нагибаться-склоняться к земле, физически
умаляться, иначе говоря, кланяться ей, "бить поклоны". Отправляясь
в лес он/она в прямом смысле идет на поклон Земле-матушке и Природе-матери.
Однако сборщики мухоморов, в отличие от "нормальных" грибников
кланяются, конечно, гораздо ниже в метафизическом, что ли, смысле,
ибо они обращают свое внимание на и берут то, что "никому не нужно",
то, что считается бросовым-поганым. Здесь, как ни странно, воскрешается
христианский мотив целования "прокаженных", и, кстати, даже в
православной традиции имеется одна канонизированная юродивая
"грибница", которая ругалась матом, а людям, шедшим в церковь,
кричала, что мол те идут "грузди собирать" - т.е. бить поклоны.
За это умаление - в полном соответствии
со сказочными архетипами - мухоморщики "взлетают" гораздо "выше"
нормативных грибников, при том даже, что они могут иметь с мухоморов
и "преисподние" видения.
Естественно, псилоцибиновые грибы,
растущие в основном, на коровьем навозе и дающие гораздо более
сильный "улет" и ярчайшие видения, заставляют человека в некотором
смысле склоняться гораздо ниже - и в силу своих, большей частью
крохотных размеров и, главное, потому, что экскременты вещь куда
более табуированная, "страшная" и "отвратительная", чем моча,
которая имеет цвет от серебристого до золотого. Однако мухоморы
обладают в этом "со-ревновании" - на мой взгляд - несколькими
преимуществами. Псилоцибинщик поедает порождения экскрементов
существ иного биологического вида, тогда как мухоморщик пьет собственную
мочу, т.е. в каком-то смысле самоедствует. Псилоцибин,
используемый в психиатрии для лечения амнезии и докапывания до
самых ранних, детско-младенческих "файлов", где может храниться
память о травматических факторах, исцеляет, что называется на
высшем уровне, действуя исключительно на мозг-сознание. Чтобы
пойти на такую терапию (а равно и на ЛСД-терапию, на холотропное
дыхание-ребефинг, на сеанс холодинамики и т.п.) человек должен,
как минимум верить в преобразующую и целительную силу всех этих
тонких и тончайших "материй" - сознания, осознания, восприятия,
"прошлых жизней", кармы. Гомеопатические же дозы псилоцибина не
"работают". Не действителен псилоцибин-мескалин-ЛСД и как "наружное".
Мухомором, напротив, путем втираний-компрессов устраняют ревматизм,
ожоги, язвы, свищи, а также используют его небольшие, не оказывающие
влияния на психику дозы для заживления внутренних язв, рассасывания
тромбов-бляшек, устранения астмы и, главное - как уже указывалось
- для борьбы с раком. Псилоцибиновые грибы (как, вообще говоря,
и все психоделики, включая марихуану) способны при правильном,
т.е. "ненаркоманском" использовании приостановить, либо вообще
прекратить рост и размножение раковых клеток - но только через
"верхние этажи", через трансформацию всего мировоззрения, через
смену ценностей, через приобретение Веры. Принимая по каплям или
по чайным ложечкам вытяжку из мухомора, человек, взыскующий исцеления
вовсе не "призывается" к столь радикальным трансформациям. Он,
говоря образно, может себе спокойно сидеть под грибком, точно
ребенок, укрывающийся от дождя или - что обязательно в случае
онкологических больных - от солнца. Он может не бояться, что у
него вдруг "поедет крыша" настолько, что ее придется "чинить".
Но если, все-таки поедет, то вполне вероятно, что починить ее
можно будет посредством более глубокого знакомства с тем же "грибком".
Айдар Сахибзадинов. Жена[Мы прожили вместе 26 лет при разнице в возрасте 23 года. Было тяжело отвыкать. Я был убит горем. Ничего подобного не ожидал. Я верил ей, она была всегда...]Владимир Алейников. Пуговица[Воспоминания о Михаиле Шемякине. / ... тогда, много лет назад, в коммунальной шемякинской комнате, я смотрел на Мишу внимательно – и понимал...]Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною..."["Я – человек, зачарованный языком" – так однажды сказал о себе поэт, прозаик и переводчик, ученый-лингвист, доктор философии, преподаватель, человек пишущий...]Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа[я был когда-то пионер-герой / но умер в прошлой жизни навсегда / портрет мой кое-где у нас порой / ещё висит я там как фарада...]Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки[где-то там на совсем другой стороне реки / в глубине холодной чужой планеты / ходят всеми забытые лодки и моряки / управляют ветрами бросают на...]Джон Бердетт. Поехавший на Восток.[Теперь даже мои враги говорят, что я более таец, чем сами тайцы, и, если в среднем возрасте я страдаю от отвращения к себе... – что ж, у меня все еще...]Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём[В детстве папа наказывал, ставя в угол. Угол был страшный, угол был в кладовке, там не было окна, но был диван. В углу можно было поспать на диване, поэтому...]Владимир Спектор. Четыре рецензии[О пьесе Леонида Подольского "Четырехугольник" и книгах стихотворений Валентина Нервина, Светланы Паниной и Елены Чёрной.]Анастасия Фомичёва. Будем знакомы![Вечер, организованный арт-проектом "Бегемот Внутри" и посвященный творчеству поэта Ильи Бокштейна (1937-1999), прошел в Культурном центре академика Д...]Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога...[Не отзывайся... Смейся... Безответствуй... / Мне всё равно, как это отзовётся... / Ведь я люблю таким глубинным детством, / Какими были на Руси...]Анна Аликевич. Тайный сад[Порой я думаю ты где все так же как всегда / Здесь время медленно идет цветенье холода / То время кислого вина то горечи хлебов / И Ариадна и луна...]