Дедушка Мухомор и мальчик Бананан
или
Грибники-шкурники
Глава 1. Дедушка-мухомор
Часть 3
Как бы там ни было, описанный
выше вариант шизофренического поведения взрослых относительно
мухоморов в лесу (каковая раздвоенность, как и всякая прочая,
ведет прочь от цельности и, в крайнем варианте может дать раковую
болезнь, исцеляемую, по молве, тем же мухомором) и мухоморных
символов на/в предметах домашнего обихода - еще не самый худший.
Весьма часто имеет место такое "развитие событий", когда родитель,
якобы для увеличения "воспитательного эффекта" своих слов, для
убедительности-наглядности пинает не-винный мухомор ногой - точно
мячик - держа при этом свое чадо за руку. Ладно бы - т.е. такое
поведение можно было бы хоть как-то оправдать - если бы сам /рас/пинатель
пострадал от мухомора: сильно отравился, побывал бы при смерти,
потерял бы, погреб бы под грибом близкого человека. А то, в гигантском
большинстве случаев, человек поступает так просто "по наговору",
как зомби, как жертва общественного мнения - понятия не имея о
свойствах и истинно вредности пинаемого. Делая так, /рас/пинающий
сам, понятное дело, не ведает того, что творит: он не сознает,
что он - такой большой и сильный - попирая ногой столь несравненно
малого, слабого и безответного, на самом деле ставит себя и гриб
на одну доску, уравнивается с ним, т.е. признает его силу, признает
в нем врага-противника, иначе говоря - живую и едва ли не человеческую
(пусть и нечеловеческую) сущность. С другой стороны, страшась
"вреда" от Природы себе любимому, он будто бы избывает этот страх
тем, что судорожно вредит Природе и - если не аборигенский бумеранг
Австралии, то хантыйский "самострел" бьет в него и его детей.
Почему-то никто не сбивает (с
пути) бледную поганку, волоконницу путайяра, вонючий или белый
мухомор, рядовку тигровую или обыкновенные сморчки-строчки, яд
коих несравненно сильней и опасней яда красного мухомора, что
является фактом давно известным науке. Почему так? Да просто потому,
что все это грибы незаметные, невидные, неказистые. Их и обнаружить
труднее, и встречаются они реже - не выходят к человеку, в отличие
от красного мухомора, не бросаются в глаза, не призывают. Их вид
не подстрекает и не толкает на "кощунство-святотатство", не соблазняет
поглумиться над красотой со сложным чувством выполненного
человеческого долга и глубокого удовлетворения самых низменных
инстинктов. Кроме того в этом ударе по мухомору ногой (бело-красная,
упругая, сочно-волокнистая плоть, которая так и взрывается-разлетается
от сильного пинка), на глазах у ребенка, со-держимого за руку,
содержится и избывание собственного "детского страха" перед неведомым,
непознанным заколдованно-заговоренно-табуированным, и на самом
грибе осуществляется месть как собственным родителям и мнению
общества, наложившим когда-то свой запрет, так и самому себе за
трусость и неспособность преодолеть это запрет на свой страх и
риск, переступить черту, за собственную боязнь отведать неизведанного,
вкусить - здесь в прямом смысле - запретный плод. И, одновременно,
в таком пинке присутствует намеренье "личным примером" запрограммировать
на такое же поведение находящееся рядом собственное чадо.
(Есть одна весьма известная
рыжеволосая ирландская певица Шенид О'Коннор,
у которой есть песня под названием "Red
Football" - "Красный футбольный
мяч". И хотя эта певица выступает как феминистка и националистка,
данную песню без особых натяжек можно рассматривать и в нашем
человеческо-грибном контексте. Щемяще-мощную мелодию на словах,
естественно, не передашь, слова (подстрочник) же таковы:
Я не красный футбольный
мяч ,
Чтобы пинать меня по саду,
Я красный шарик с рождественской
елки, и я хрупка.
Я вовсе не животное в
зоопарке, хотя я предана тебе.
Я не крокодил, который
жил в клетке, и из которого
Выбили весь дух тем, что
без конца швыряли ему на
Спину монетки через маленькое
окошко.
Я повторяю - я тебе никакое
ни животное из зверинца,
Я не мальчик для битья,
Ты не смеешь со мной так
обращаться.
Я не животное в зоопарке.
Моя кожа - не футбольный
мяч для тебя,
Моя голова - не футбольный
мяч для тебя,
Мое тело - не футбольный
мяч для тебя,
Мое чрево - не футбольный
мяч для тебя,
Мое сердце - не футбольный
мяч для тебя.
Я не животное в зоопарке!
И я буду прыгать на каждого
из вас -
Я не животное в зоопарке!
И я преисполнена решимости
вскочить тебе на загривок
И покончить с тобой!
Ирландия - хотя там, конечно,
тоже встречаются мухоморы - это далековато от нас. Чтобы взять
пример "поближе", "погорячее", приведу в этих же скобках историю,
рассказанную мне одним личным знакомым. Вкратце. В детстве он
очень любил мухоморы...пинать. С родителями ездил на отдых в какие-то
такие места, где эти грибы росли буквально полянами. И там он
их футболил. Сам при этом будучи рыжим-конопатым. И уже после
службы в армии, когда он переехал жить в большой город и, учась
заочно в университете, подрабатывал где-то грузчиком, "сотрудники"
вдруг принялись дразнить его "мухомором" - за белизну кожи в сочетании
с рыжими волосами и конопатостью. Да так, по его словам, злобно,
неотступно, что ему приходилось буквально драться с "обидчиками".
Однако у этого человека хватило "ума" осознать происходившее в
связи с собственной детской агрессией и пойти, наконец, на поклон
к грибам и даже устроить им прием "на высшем уровне" - внутрь
себя.)
Теперь, возвращаясь к тому, что
было до скобок, следует заметить, что психологам пре-красно
известно, что за святотатством (ощущаемым пусть, и подсознательно,
как таковое тем, кто его совершает) обязательно следует вина -
по типу похмелья - которую необходимо искупать-избывать или, по
крайней мере, хотя бы "заглаживать".
И вот, как раз широчайшее
распространение мухоморных изображений-символов не только на мелких
и носильных предметах повседневного быта, но вплоть до насаждения
огромных рукотворных деревянных и металлических грибков в детских
садах и на дворовых детских площадках, а то и до украшения ворот
и фасадов самих этих "учреждений" может рассматриваться именно
как процесс покаяния или "исправительных работ".
Тут, правда, возможно и иная
- более широкая, что ли - точка зрения: "попросту" мухоморы
велят людям все время смотреть на них, иметь их перед глазами
как напоминание о чудесных силах природы, о том, что, быть может,
сделало человека человеком (у известного нашего ученого-универсалиста
В.В. Налимова в книге "Спонтанность сознания" выдвинута на полном
серьезе гипотеза о том, что мухоморы, коих первобытные лесные
люди поедали - изучая и пробуя "на вкус", "на язык" весь мир
вокруг себя - благодаря своим психоактивным свойствам послужили
тем самым толчком-ядерным ускорителем, который гигантски повысил
или вообще "раскрыл" способности человеческого мозга и способствовал
стремительному взлету воображения, созданию всевозможных символических
систем, искусств и, главное - языка); они велят "почитать предков",
почитать эту древнюю лесную "книгу" (ибо белые точки на красной
шляпке могут вполне рассматриваться как первобытная тайнопись-шифр-информационный
код-письменность-послание), чтить-помнить собственное детство
в онтогенетическом смысле - потому и присутствуют эти изображения
в городах чаще всего на всевозможных детских местах и вблизи-вокруг
оных. (Ведь никакие иные широкоизвестные психотропы - ни конопля,
ни дурман, ни кактус-пеотль - или "просто" опьянители типа виноградной
лозы/грозди не используются и не красуются в качестве подобных
детски-местных эмблем.)
Однако и это - при всеобщем заражении
и поражении раздвоенностью - не спасает. Дети привыкают к этим
изображениям, проникаются к ним добрым родственным чувством,
а когда впервые приходят в лес... получают вышеописанный пинок,
который гонит их дальше по этому заколдованному кругу или, иначе,
по "ведьминому кольцу", каковой народный термин описывает любые
грибы, растущие в лесу кругом-кругом. Самый радикальный выход
из этого о-кружения - взять взрослому и просто съесть (или в одиночестве
или на глазах у чада) этот гриб, а потом "все" про него рассказать.
Или - хотя бы - не пробуя, не овнутряя, сообщить что-нибудь вроде:
"Этот гриб не едят просто так, как другие. Видишь, какой он особый
на вид, с первого взгляда понятно. Таких больше нет в лесу. Это
волшебный и целебный гриб, им лечатся животные - медведи, лоси,
волки - и люди от разных хворей. Но нужно знать как его правильно
употреблять. А для этого прежде нужно подрасти."
Те же, кто отважатся попробовать
мухомор, дабы выйти из "порочного круга", должны знать, что мухомор
- гриб не только видный, но и честный: если съесть в сыром
виде один-два гриба (чего все же лучше не делать), может просто
начать поташнивать и, либо окончится рвотой, либо благополучно
бесследно минует (вся "картина отравления", приведенная ранее
в сноске, по книге "Наркотики и яды" является вопиющим несоответствием
действительности или, по крайней мере, огромным преувеличением,
будучи, видимо, следствием элементарного незнания, за которым
опять же стоит боязнь перешагнуть табу-наговор о мухоморе) и вслед
за этим, часа через два наступит подъем энергии, легкая эйфория
(отдаленно похожая на алкогольное опьянение, но без дури и всех
неприятных сопутствующих, побочных эффектов и последствий спиртопития),
которая может длиться от 4 до 12 часов, а у особо восприимчивых
людей - до 24 часов. У некоторых, при опущенных веках могут ожить
"образы" и сны будут чуть ярче, глубже и сильнее обычного. Кроме
того обостряются рецепторы - особенно вкусовые, обонятельные и
слуховые, именно в таком порядке - любая пища будет казаться невероятно
вкусной, "райской", и съесть ее можно будет больше обычного, наслаждаясь
каждым кусочком, каждой порцией. Во всем теле появится дополнительная
сила при легкой поверхностной анестезии. Координация движений
в дозах не являющихся крайне высокими (10-12 грибов и более) не
нарушается. На следующий день, после пробуждения ото сна, который
внешне ничем не отличается от обычного, всякое похмелье
отсутствует и на целый день может сохраниться повышенная энергия.
Желания тотчас повторить "опыт" не возникает.
Говоря далее об искупительно-исправительных
работах взрослых в отношении лесных мухоморов, можно без особого
труда представить себе ту - именно детскую - радость, которую
пережил современный производственный человек без специального
художественного или дизайнерского образования, когда открыл сколь
гениально-здорово и просто сделать, например, солонку в виде мухоморчика.
Дырочки, просверленные в шляпке для высыпания соли тончайшими
струйками, уже с первого раза, от первого же использования побелеют
от высыпаемой изнутри соли и функциональное - одним движением,
одним махом, точно по волшебству - станет украшением и сущностью!
Маловероятно, чтобы такой первооткрыватель-изобретатель (вряд
ли язык повернется назвать его рационализатором) соберет сей "фокус"
в фокус почти поэтического высказывания: " Этот гриб есть соль
земли!", но что-то такое, пусть и безмолвно, подспудно, он наверняка
переживет. Ведь ни с одним другим грибом подобный фокус - практически
магический мимезис - не удастся в столь полной степени и форме.
Такого - назвать его эвристическим?
- восторга, скорее всего не будет у изобретателя "мухомористой"
карандашницы, иглодержательницы или стаканчика для зубных щеток,
однако в качестве "утешения" ему/ей можно было бы сказать, что
как созерцание извне, так и употребление этого гриба внутрь ведет
к повышению красноречия и свободы высказывания, может заменить
в медицинском плане иглоукалывание и способствует очистке-отбеливанию
зубов.
Интересно было спросить членов
"художественного совета" или "производственной комиссии" какого-нибудь
завода, который выпускает серийно солонки, стаканчики, полотенца,
коврики, одежду и т.п. с мухоморной символикой - мол о чем они
думают во время сессий, обсуждения-утверждения таких проектов,
предоставляемых им на рассмотрение художниками и дизайнерами.
Что, просто красиво? Или так принято? А как быть
с синтетическими текстильными ковриками конца 50-х-60-х годов,
которые выпускались в бывшем СССР в массовом порядке, и во многие
дома попадали такие, кои несли на себе сказочно-мухоморные сюжеты
чуть ли не на первом плане, и более чем в натуральную величину?
Каково было влияние таких изображений на детей, для которых гигантские
мухоморы были последним, что они видели перед засыпанием на ночь,
и первым - при утреннем пробуждении? А как это воздействие трансформировалось
во время, скажем, болезни ребенка, при повышении температуры,
при балансировании на грани гриппозного бреда-галлюцинаций?
А как быть с "запретом на мухомор"
тому взрослому, который вдруг поймает себя на том, что объявляет
сей запрет во время семейной вылазки в лес по грибы, на каком-нибудь
лесном пригорке, на привале, держа в руке солонку в виде мухомора,
занесенную и "застывшую" над крутым яйцом или красной мякотью
помидора?...
Существует боязливое, разумно-кондовое
мнение и высказывание, что мол "внешность обманчива", что де "не
красна изба углами, а красна..." известно чем. Но при внимательном
взгляде окажется, что обманчива сама эта трусливая мудрость -
опыт, и не только старцев-ясновидцев, показывает, что во внешности
полностью представлено все нутро, т.е. внешность является "полпредом"
внутреннего. Стоит обратиться - если требуется научная доказательность
- хотя бы к физиогномике или языку жестов, кои активно используются
в психологии, психиатрии и криминалистике. Истинная красота
внешняя не может существовать без внутренней доброты и
добротности. Эстетический восторг от созерцания внешности либо
обусловлен внутренним ликованием, силой и светом, либо рано или
поздно приведет к таковым. Мне лично в детстве всегда было жалко
проходить мимо мухоморов - хотя я ничего точно не знал об их внутренних
свойствах, о целительных и психоделических. Хотя, что значит не
знал? Я ведь читал в сказках об их волшебности, видел в мультфильмах
- мог бы и догадаться, т.е. перевести на более повседневный язык.
Я недоумевал - примерно так же, как недоумевал по поводу того,
что революционные матросы и крестьяне могли, скажем, руководить
банками и отраслями промышленности - неужели такие вещи
ни на что не годятся и должны быть причислены к "поганкам"?! Нет,
они попросту не могут быть поганками!.. Да и что вообще значит
это слово? И в чем его наговорная сила?
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах[Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...]Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём[Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...]Алексей Смирнов. Два рассказа.[Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...]Любовь Берёзкина. Командировка на Землю[Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.]Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду[Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.]Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней.[Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...]Аркадий Паранский. Кубинский ром[...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...]Никита Николаенко. Дорога вдоль поля[Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...]Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц)[О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.]Дмитрий Аникин. Иона[Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]