Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность




РУНИЧЕСКАЯ  ПИСЬМЕННОСТЬ:
истоки и распространение


Самый древний из известных рунических алфавитов Западной Европы именуется старшим руническим алфавитом.



По первым шести знакам назван футарк:


= f, = u, = th, = a, = r, = k

Этот алфавит был обнаружен на надгробной плите из Кюльвер на о-ве Готланд. (расположен в Балтийском море в 100 км. от материковой Швеции): датируется временем между 350 г и 475 г., рунологически - второй четвертью V в.[&, стр. 7].

Оставим в стороне звуковые значения рунического алфавита "футарк" и, принимая во внимание геометрию знаков, обратимся к древнетюркским рунам. И учтем, что появление найденных в Западной Европе рунических символов датируют I I I-им веком н. э.

Отметим также датировку иссыкского письма (чуть ли не I-ым веком н. э.): об этом свидетельствуют надписи найденные на Памире, Тянь-Шане и при раскопках кургана Иссык в районе Алма-Аты. Весьма вероятно, что родословная иссыкского письма имеет куда более патриархальный возраст, чем резы орхоно-енисейского побратима...

Вослед за иссыкскими письменами (I век н. э.) руническое умение перекочевало в районы Енисея и Алтая. В дальнейшем, благодаря миграции тюркских племен, руническое письмо освоили этносы Западной Европы:



На основе полученных результатов находим, что из 24 рунических знаков "футарк" более чем половина имеет геометрическое сходство (подобие) со знаками древнетюркского рунического алфавита. Такое соответствие не является случайным. И это позволяет нам предположить, что отсутствие в Западной Европе артефактов рунической письменности, датированных I I веком н. э., означает, что "футарк" создан этносами Западной Европы несколько позднее на основе контактов с тюркскими племенами (гуннами). Причем, начало распространения этой письменности, не поддающееся археологической проверке, приходится на времена заселения гуннами степей Северного Причерноморья (I I - I I I вв. н. э.).

Затем, положительное влияние на распространение рун мог оказать военно-племенной союз тюрков в V веке н. э.: тех же гуннов, возглавляемых Аттилой.

Но завершающее влияние на развитие рунической письменности оказало исчезновение с исторической арены хазарской государственности. Тюркские племена бывшего Хазарского каганата (соблюдавшие облегченный иудаизм, а некоторые из них и в строгом варианте) распространились в надежде на новую жизнь от Карпат до оконечностей Пиренейского полуострова. И в результате в XI веке в Дании для улучшения точности и правильности прочтения знаков "футарк" к некоторым из них были прибавлены точки:



На этот раз изменим нашему геометрическому пристрастию и вынесем в отдельную таблицу "пунктированные" пары рунических знаков, транскрибировав двойственность их звучания:



Таким образом, благодаря табличной выборке, мы приблизились вплотную к очевидной истине: распад Хазарского каганата привел к миграции тюркских племен за пределы Приднепровья в западном направлении. Эти же табличные данные позволяют предположить, что к началу распада привольных хазарских устоев иврит получил достаточное распространение, хотя основная масса тюркско-язычного населения продолжала пользоваться орхоно-енисейской письменностью. Эта таблица наглядно свидетельствует о генетической взаимосвязи огласовок языка иврит и новшества привнесенного в руны пунктированием знаков в тех случаях, когда геометрическая константа одной буквы суммировала в себе значение 2-3-х звуков.

05.06.2011, Беэр-Яков

Библиография:

&. Мельникова, Елена Александровна, Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации: Тексты. Перевод. Комментарий / Е. А. Мельникова; [Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Ин-т рос. истории]. - М.: Вост. лит., 2001. - 495 с.


Словари и справочники:

# Языкознание: Большой энциклопедический словарь / М., науч. издат. "Большая Российская энциклопедия", 1998. - 687 с.

# Михаэль Дрор, Еврейско (иврит)-русский словарь / изд. Ам Овед Тель-Авив, 2000. - 460 с.




© Александр М. Кобринский, 2011-2021.
© Сетевая Словесность, публикация, 2016-2021.
Орфография и пунктуация авторские.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сергей Слепухин: "Как ты там, Санёк?" [Памяти трёх Александров: Павлова, Петрушкина, Брятова. / Имя "Александр" вызывает ощущение чего-то красивого, величественного, мужественного...] Владимир Кречетов: Откуда ноги растут [...Вот так какие-то, на первый взгляд, незначительные события, даже, может быть, вполне дурацкие, способны повлиять на нашу судьбу.] Виктор Хатеновский: В прифронтовых изгибах [Прокарантинив жизнь в Электростали, / С больной душой рассорившись, давно / Вы обо мне - и думать перестали... / Вы, дверь закрыв, захлопнули окно...] Сергей Кривонос: И тихо светит мамино окошко... [Я в мысли погружался, как в трясину, / Я возвращал былые озаренья. / Мои печали все отголосили, / Воскресли все мои стихотворенья...] Бат Ноах: Бескрылое точка ком [Я всё шепчу: "сойду-ка я с ума"; / Об Небо бьётся, стать тревожась ближе, / Себя предчувствуя - ты посмотри! - наша зима / Красными лапками по мокрой...] Алексей Смирнов: Внутренние резервы: и Зимняя притча: Два рассказа [Стекло изрядно замерзло, и бородатая рожа обозначилась фрагментарно. Она качалась, заключенная то ли в бороду, то ли в маску. Дед Мороз махал рукавицами...] Катерина Груздева-Трамич: Слово ветерану труда, дочери "вольного доктора" [Пора написать хоть что-нибудь, что знаю о предках, а то не будет меня, и след совсем затеряется. И знаю-то я очень мало...] Андрей Бикетов: О своем, о женщинах, о судьбах [Тебя нежно трогает под лампой ночной неон, / И ветер стальной, неспешный несет спасенье, / Не выходи после двенадцати на балкон - / Там тени!] Леонид Яковлев: Бог не подвинется [жизнь на этой планете смертельно опасна / впрочем неудивительно / ведь создана тем кто вражду положил / и прахом питаться рекомендовал] Марк Шехтман: Адам и Ева в Аду [Душа как первый снег, как недотрога, / Как девушка, пришедшая во тьму, - / Такая, что захочется быть богом / И рядом засветиться самому...]
Словесность