Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Цитотрон

   
П
О
И
С
К

Словесность




ВЕРСИЯ ГИБЕЛИ ДОМБРОВСКОГО


В поле нашего зрения совершенно случайно оказался текст Ольги Козновой "Памяти Юрия Домбровского", в котором имелся фрагмент (См. Приложение 1). Рассмотрим его в дополнение к воспоминаниям Александры Катаевой-Венгер (Приложение 2), дающим ключ к последовательности событий, предшествовавших гибели писателя. И, чтобы установить эту последовательность выделим следующие факты:



1. Юрий Домбровский родился в Москве 12 мая 1909 года.

2. Александра Катаева-Венгер посетила Дом творчества в Голицино в начале мая 1978 года.

3. Юрий Домбровский в упоминаемый момент (за несколько дней до прибытия Александры в Голицино) привозит в Дом творчества выращенного им камышового кота. Выпишем полезную информацию из БСЭ:


КАМЫШОВЫЙ КОТ, камышовая рысь - хищное млекопитающее сем. кошачьих.



Длина тела самцов до 80 см, самок до 65 см, длина хвоста до 30 см. Ноги относительно высокие. На концах ушей имеются кисточки. Встречается в СССР - в дельте Волги, на зап. побережье Каспийского моря, по долинам крупных рек Средней Азии. Обитает в густых зарослях камышей, осок и рогоза, а также в кустарниках, изредка заходит в предгорья. Питается гл. обр. птицами, иногда водяными крысами, ондатрами, зайцами. Размножается один раз в год. Продолжительность беременности ок. 65 дней; котята родятся в апреле - мае.



4. Жена Юрия Домбровского Клара Турумова в этот период находилась в Алма-Ате.

5. "Факультет ненужных вещей" напечатан во Франции на русском языке (1978 год).

6. Завхоз Дома творчества потребовала у Юрия Домбровского убрать кота с подвластной территории.

7. К Юрию Домбровскому в Доме творчества приставлено два агента КГБ.

8. К вечеру (перед 12 мая) Дсмбровский объявляет во всеуслышание, что едет немедленно в Москву', чтобы отвезти кота.

9. В последующие дни Юрия Домбровского избили в Москве неподалеку от ЦДЛ (Центральный Дом литераторов им. А.А. Фадеева).

10. Юрий Домбровский пишет письмо жене (не прошло и 20 дней после ее отъезда) и просит срочно приехать (причину не сообщает).

11. Юрий Домбровский скончался в Москве 29 мая.



Анализ, на основе вышеизложенного, нескольких вариантов возможной взаимосвязи событий приводит к наиболее правдоподобной версии:



Примерно 25-27 апреля 1978 года Клара уехала в Казахстан навестить родственников. Юрий остался один. 29-30 апреля он приезжает в Дом творчества в Голицино - с ним камышовая рысь, нуждающаяся в ежедневном уходе. Да и на кого из друзей оставишь хищное непредсказуемое в поведении животное. Тем более, что в апреле-мае, когда наступает сезон рождения котят, охотничьи и оборонительные инстинкты у этого зверя обострены до предела.

Слежка за Юрием Добровским была организована по месту жительства. Весьма допустимо, что целью являлось не только выяснение круга общения, но и поиск наиболее благоприятного случая для расправы. Тайный надзор осуществлялся постоянно, но, в связи с публикацией во Франции "Факультета ненужных вещей", стал усиленным. Столкнувшись с непредвиденным отсутствием подопечного (с тем. что он уехал в Голицино), органы госбезопасности попытались вернуть его провокационными методами (по месту жительства слежка была более удобна и к тому же налажено прослушивание) и посему представитель КГБ заставляет завхоза Дома творчества потребовать увезти кота, хорошо зная, что сложившаяся ситуация (отсутствие Клары) буквально привязывает Юрия к животному, а значит и к квартире. Домбровский не подчиняется настойчивости завхоза и тогда КГБ немедленно направляет в Дом творчества двух агентов и те осуществляют надзор, предписанный начальством, на виду у всех.

Приближался день рождения Юрия Домбровского (12 мая) и к вечеру 11 числа Юрий, желая, вероятно, отметить эту дату в кругу наиболее близких друзей, заявляет, что едет в Москву отвезти кота. Причина не только в дне рождения. Здесь уместна также трактовка Ольги Козновой - Домбровский "получил наконец-то вышедший роман и пошел в ЦДЛ показать друзьям и знакомым книгу - ну, порадоваться, наконец, отметить!.." Очевидно, что в данном случае следует принимать в расчет два события - и выход упоминаемой книги (читай фрагмент Ольги Козновой) и день рождения (Юрию исполнилось 69 лет). Неподалеку от ресторана ЦДЛ он был зверски избит. Привыкший в тюрьмах и лагерях не жалуясь терпеть и переносить подобное, Юрий, чувствуя что его покалечили серьезно, решил написать письмо жене с просьбой срочно вернуться, но не желая ее волновать, причину не сообщил. Врачам спасти Юрия Иосифовича Домбровского не удалось. Он умер 29 мая.

Октябрь 2000

Статья "Версия гибели Домбровского" и приложения
входят в книгу А.М. Кобринского "Благородная смесь",
2009 г., 320 с., Иерусалим-Москва.




    Приложения:

    1. Ольга Кознова: Памяти Юрия Домбровского (фрагмент)

И по моей просьбе Клара Фазуллаевна рассказала про избиение Юрия Осиповича неизвестными в 1978 году. Клара уехала на месяц в Алма-Ату навестить больную маму и "помочь с племяшками". В ее отсутствие Ю.О. получил наконец-то вышедший роман и пошел в ЦДЛ показать друзьям и знакомым книгу - ну, порадоваться, наконец, отметить!..

Это он Кларе написал. Но не прошло и 20 дней, как он стал ее звать в Москву: "Знаешь, старуха, приезжай! ", (Я еще усмехнулась про себя - Клара была его намного моложе.) "Меня удивило, что он меня зовет до срока... должен иногда мужчина побыть в одиночестве... Нет, зовет: приезжай... "

Вернулась Клара, а он болен, "тяжко болен". Про то, как били Ю.О. семь - о нет, не скажешь "семь человек"! - мерзавцев, нелюдей, сук: ведь семеро на одного!.. Так вот про это поведала Кларе уже после смерти Домбровского Софья Наумовна Славина, жена писателя Льва Славина: шла она по фойе у ресторана ЦДЛ, услыхала стуки, как будто по мячу ударяют, тяжелое дыхание, какие-то возгласы и приоткрыла дверь. Пригляделась: какие-то мужики бьют ЮРУ Домбровского!.. Закричала... Гады разбежались. Юрий Осипович попал в больницу с острым внутренним кровотечением в низу живота...Вот он и вызвал жену из Алма-Аты, но ничего про избиение ей не рассказал.

    2. Александра Катаева-Венгер: Люблю своих девчонок! (фрагмент)

Пролетел год и в начале мая я снова посетила Голицино. Юза (Юз - писатель Юз Алешковский. Прим. А.К.) не было, но в его комнату поселили Домбровского... Он привез с собой кота. И кот этот был особенным - камышовым. Домбровский, будучи в казахстанских краях, подобрал его, совсем еще махонького, в тростниковых зарослях. Подобрал, вырастил и, на этот раз, не желая с ним расставаться, прихватил с собой. И в нашем голицынском дворе вдруг появились в большом количестве местные коты, неизвестно как почуявшие присутствие дикого чужеземца. Они сидели боязно на заборе, не решаясь спуститься и орали, как только этот кот появлялся в поле их зрения. Питомец Домбровского, не обращая на них ни малейшего внимания, величаво шествовал и затем внезапно издавал клич, настолько грозный и внушительный, что все это местечково-любопытвугощее сборище трусливо осыпалось по ту сторону.

Прошла может быть неделя и в один из дней я услышала в нашем флигеле назойливо-истошный вопль. Вопила завхоз - и это казалось тем более странным, что она была известна всем обитателям Дома творчества как женщина обстоятельно-вежливая и весьма молчаливая - обвинялся кот Домбровского, который, якобы, исцарапал в салоне диван. Она требовала выдворения кота-вредителя. "Прошу немедленно отвезти его домой" - цедила она слова, отчеканивая каждое и при этом губы ее и без того тонкие растягивались до предела. Юрий Иосифович стоял в полной растерянности. Я подошла поближе к дивану. Взглянула на обтяжку. Царапины эти, как помнилось мне, были такими же и в прошлом году. Об этом я ей тут же и сказала. Она посмотрела на меня с какой-то нескрываемой досадой, повернулась и с явной поспешностью удалилась.

Примерно через два дня после этого происшествия в нашем флигеле появились новые жильцы, которые до этого в Доме Творчества ни разу не были - два молодых человека, весьма похожих друг на друга, производивших впечатление однояйцовых близнецов. Среднего роста. Крепкого сложения. Наголо стриженные. В одинаковых штанах и рубашках. Прогуливались они только вместе и почти всегда молчали. И почему-то, как мы успели заметить, их появление по времени всегда совпадало с прогулками Юрия Иосифовича, они словно преследовали его по пятам.

Одним из жильцов Дома творчества был в это время писатель-диссидент - Певнев, приехавший из Курска. Тертый-перетертый в своем многолетнем противостоянии - и в общем человек бывалый. И несколько погодя, после появления этих молодых людей, когда мы, можно сказать, коренные обитатели голицинского приюта, присмотрелись к их настолько же тайному, насколько и явному назначению. Певнев пригласил меня на прогулку и как только мы удалились за пределы Голицино, сказал полушепотом: "Домбровского не отпускать одного никуда ни на минуту. Они его убьют". И на следующий день мы с Певневым решили побеседовать с Домбровским. Он выслушал нас совершенно серьезно и сказал, что более всего боится, чтобы с котом какой-нибудь пакости не сотворили. Накануне дня рождения своего, он вдруг сказал: "Я еду в Москву - отвезу кота и вернусь". Вскоре мы узнали, что Юрий Иосифович умер от побоев.




© Александр М. Кобринский, 2000-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2019-2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Андрей Бычков. Я же здесь [Все это было как-то неправильно и ужасно. И так никогда не было раньше. А теперь было. Как вдруг проступает утро и с этим ничего нельзя поделать. Потому...] Ольга Суханова. Софьина башня [Софьина башня мелькнула и тут же скрылась из вида, и она подумала, что народная примета работает: башня исполнила её желание, загаданное искренне, и не...] Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки" [Сутки через трое коротких суток / переходим в пар и почти не помним: / сколько чувств, невысказанных по сути, – / сколько слов – от светлых до самых...] Надежда Жандр. Театр бессонниц [На том стоим, тем дышим, тем играем, / что в просторечье музыкой зовётся, / чьи струны – седина, смычок пугливый / лобзает душу, но ломает пальцы...] Никита Пирогов. Песни солнца [Расти, расти, любовь / Расти, расти, мир / Расти, расти, вырастай большой / Пусть уходит боль твоя, мать-земля...] Ольга Андреева. Свято место [Господи, благослови нас здесь благочестиво трудиться, чтобы между нами была любовь, вера, терпение, сострадание друг к другу, единодушие и единомыслие...] Игорь Муханов. Тениада [Существует лирическая философия, отличная от обычной философии тем, что песней, а не предупреждающим выстрелом из ружья заставляет замолчать всё отжившее...] Елена Севрюгина. Когда приходит речь [Поэзия Алексея Прохорова видится мне как процесс развивающийся, становящийся, ещё не до конца сформированный в плане формы и стиля. И едва ли это можно...] Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике [Авторский вечер филолога, академического преподавателя и поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри" 18 января 2024 года в московской библиотеке...] Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... [У жизни новая глава. / Простим погрешности. / Ко мне слетаются слова / на крошки нежности...] Лана Юрина. С изнанки сна [Подхватит ветер на излёте дня, / готовый унести в чужие страны. / Но если ты поможешь, я останусь – / держи меня...]
Словесность