Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность




НА  ДИВАНЕ


Сидеть на диване вдвоем было хорошо. Диван длинный, двухметровый, и нетвердый. Скрипит, конечно, на мельчайшие движения тел отзываясь, поскольку старый, так и они, мягко говоря, немолодые. У него волосы желтого уже цвета - седина такая, глубоко старческая, а у нее вообще не поймешь - то ли пробор на голове, то ли лысина. И подсохли они оба совсем по-стариковски, со всех сторон в объеме сильно уменьшившись. Она иногда в зеркало на себя при свете посмотрит, в то зеркало, что к стене прислоненное стоит, и говорит:

- Что-то мы из года в год худеем. Несмотря на питание.

А он ей отвечает:

- Мы не худеем, мы к мумиям самопроизвольно стремимся и приближаемся. Заживо, то есть вовремя.

Но сейчас им обоим хорошо. На диване. Потому что болезни не дают о себе знать, и давление находится в пределах установленной участковым врачом нормы. Видимо, в атмосфере все спокойно, и никаких столкновений воздушных масс над городом не происходит.

И они сидят на диване. Старик - ближе к окну, а старуха наоборот - ближе к двери. Дел у них никаких нет. Свобода. Тишина и уют. Горячего поели, тарелки вымыли и все. Можно заслуженно отдыхать. И они, естественно, отдыхают. На диване.

- Эту вазу мы из Крыма привезли, - сказала старуха, - в шестьдесят четвертом.

- Какую? - сказал старик, хотя ваз у них в доме не много, а одна.

- Какую! - сказала старуха. - Вон ту, хрустальную.

Старик посмотрел на сервант. Туда, где последние тридцать пять лет эта ваза стоит. Нашел ее глазами. Из-под вазы вышитым цветочком вниз свисала салфетка.

- А салфетку кто вышивал? - спросил старик. - Баба Даша?

Старуха тут же обиделась и сказала:

- Какая баба Даша? Я вышивала. Ты что не помнишь? Гладью.

- Не помню.

На этом разговор остановился и угас. И теперь они не только сидели на диване, а сидели и одновременно молчали. И старик вспоминал, что диван этот ему вне общей очереди продали в мебельном магазине "Новоселец". Поскольку он имел удостоверение участника войны. Воевал он в войну, нынешний старик. В артиллерии на конной тяге. А диванов при социализме на всех, ясное дело, не хватало, поэтому заслуженным людям их продавали в отдельной очереди льготно. И старик записался в эту очередь, и ему вскорости прислали на дом открытку - мол, придите и получите немедленно, а не то ваше право на диван будет ликвидировано. Это в году восемьдесят шестом было. Или в восемьдесят пятом.

"Теперь я на этом диване, видно, и помру, - подумал старик и провел рукой по обивке. - Потому что не на чем мне больше помереть. Не на кресле же кровати". И еще подумал, что про вазу она помнит и вспоминает, а про диван почему-то нет. Хотя диван гораздо более важная в жизни вещь, чем ваза. Даже хрустальная.

- Точно такую вазу по телевизору показывали, - снова заговорила старуха. - Вместе с Брежневым в Кремле. Она рядом с ним на столе всегда стояла.

- С Брежневым пепельницу показывали, а не вазу, - сказал старик, возражая. - В Георгиевском зале.

Старуха возражения старика обдумала. Параллельно вспоминая одну запомнившуюся ей программу "Время". А вспомнив, сказала:

- Пепельницу - само собой показывали. Пепельницу мы в Антраците купили, Ворошиловоградской области. В универмаге на втором этаже. Сто восемьдесят рублей она стоила в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году.

- Да, - сказал старик. - Тяжелая пепельница, массивная. Еле я ее довез.

У соседей сверху, топоча по полу, пробежала кошка. Из одного конца квартиры в другой. Потом пробежала в обратном направлении, но тоже из конца в конец.

Старики подняли глаза и посмотрели в потолок. Кошка у соседей была молодая и резвилась так помногу раз на дню.

- Ишь, - сказал старик, - играет животная. Вся люстра дрожит и шевелится.

У стариков кошки не было. Потому что старуха страдала аллергией на шерсть домашних животных. Так ей в поликлинике определили. Это когда она еще работала, перед выходом на пенсию по старости лет. Если б не аллергия, у них, конечно, была бы кошка. А так не было.

- Люстру бы надо протереть, - сказала старуха. - Или помыть. Лучше - помыть.

Про люстру и про то, что ее надо помыть, старуха думает давно. Но как до нее добраться, она не знает. И старик не знает. Сил до нее добираться у обоих у них нет. Раньше она могла на табуретку влезть. А теперь не может. И старик не может. И люстра лет пять уже как не мыта. И не будет мыта теперь никогда. А вообще, она красивая была, эта люстра. И светила хорошо, ярко. На всю комнату светила и дальше. И с улицы их квартира всегда видна была. Благодаря освещению. В вечерние, понятно, часы.

- А где ты люстру эту покупала? - спросил старик.

Старуха опустила глаза, посмотрела на старика. Опять подняла их - к люстре. И долго на нее смотрела.

- В "Светлячке"? - спросила она то ли у себя, то ли у старика.

Старик задумался тяжело и длинно.

- Да нет, - сказал он. - В "Светлячке" мы торшер покупали с баром. И тройник с удлинителем. А чтоб люстру - я такого на своей памяти не помню.

- Ты много чего не помнишь, - сказала старуха.

- А ты мало? - сказал старик.

Старуха решила пока промолчать, думая, что не в люстре счастье. А промолчав, она сказала:

- Так где ж я ее покупала? Или ее покупала не я?

"Где-где", - подумал старик про себя, а вслух сказал:

- Не я! А кто, я? Да я ее не то что не покупал, я ее... Я ее даже не привешивал. К потолку.

После этих слов старик подумал тщательнее, чем думал обычно, и спросил:

- А кто привешивал? Если не я?

Старуха опять посмотрела на люстру. И опять сверху пробежала кошка. Но, видно, в стороне. Потому что люстра не шевельнулась.

- Может, Коля, когда приезжал?

Старики стали считать в уме и прикидывать. И выходило, что нет, не Коля. Коля, он приезжал, внука показать. Афанасия. Ему тогда три года исполнилось. Тут, кстати, и исполнилось. И день рождения тут справляли. А люстры тогда еще в доме не было. Абажур был. Послевоенный розовый. Красивый абажур, с бахромой. Поэтому они его и не хотели менять до последнего. И он свисал на витых шнурах после отъезда Коли с Афанасием еще долго. Пока не прогорел изнутри насквозь. Не надо было в него стосвечовую лампу вставлять, он бы и сейчас висел себе. Старик говорил, что не надо, предупреждал. Но что теперь об этом вспоминать? Какая польза?

- Наташа! - заорала под домом Ирка с пятого этажа, и на пятом этаже открылось окно.

- Что?

- Ты зачем окно открываешь? В форточку выглянуть не можешь? - Ирка проорала, чтоб дочь спустилась и взяла у нее сумку с овощами. А сама, наверно, села на скамейку у подъезда. С кем-нибудь поговорить о ценах.

- Да, - сказал старик. - Нехорошо у нас как-то с люстрой получается. - Он качнулся вперед и поднял себя с дивана. - Нехорошо.

Старуха тоже хотела встать с дивана, но потом передумала и, наоборот, на него легла, вытянувшись во весь рост.

- Что нехорошо? - сказала она лежа. - Что?

А старик посмотрел на нее лежачую сверху и сказал:

- Не знаю.




© Александр Хургин, 2002-2024.
© Сетевая Словесность, 2002-2024.






НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Михаил Поторак. Признаки жизни [Люблю смотреть на людей. Мне интересно, как они себя ведут, и очень нравится глядеть, как у них иногда светло переменяются лица...] Елена Сомова. Рассказы. [Настало время покинуть светлый зал с окнами под потолком, такими, что лишь небо можно было увидеть в эти окна. Везде по воздуху сновали смычки и арфы...] Александр Карпенко. Акустическая живопись Юрия Годованца (О книге Юрия Годованца "Сказимир") [Для меня Юрий Годованец – один из самых неожиданных, нестандартных, запоминающихся авторов. Творчеству Юрия трудно дать оценку. Его лирика – где-то посредине...] Андрей Баранов. Давным-давно держали мир киты [часы идут и непреодолим / их мерный бой – судьба неотвратима / велик и славен вечный город Рим / один удар – и нет на свете Рима...] Екатерина Селюнина. Круги [там, на склоне, проросший меж двух церквей, / распахнулся сад, и легка, как сон, / собирает анис с золотых ветвей / незнакомая женщина в голубом...] Ольга Вирязова. Напрасный заяц [захлопнется как не моя печаль / в которой всё на свете заключалось / и пауза качается как чай / и я мечтаю чтобы не кончалась] Макс Неволошин. Два эссе. [Реалистический художественный текст имеет, на мой взгляд, пять вариантов финала. Для себя я называю их: халтурный, банальный, открытый, неожиданный и...] Владимир Буев. Две рецензии [О романе Михаила Турбина "Выше ноги от земли" и книге Михаила Визеля "Создатель".] Денис Плескачёв. Взыскующее облако (О книге Макса Батурина "Гений офигений") [Образы, которые живописует Батурин, буквально вырываются со страниц книги и нагнетают давление в помещении до звона молекул воздуха...] Анастасия Фомичёва. Красота спасёт мир [Презентация книги Льва Наумова "Итальянские маршруты Андрея Тарковского" в Зверевском центре свободного искусства в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри...] Дмитрий Шапенков. По озёрам Хокусая [Перезвоны льются, но не ломают / Звёзд привычный трассер из серебра, / Значит, по ту сторону – всё бывает, / А по эту сторону – всё игра...] Полина Михайлова. Стихотворения [Узелок из Калужской линии, / На запястье метро завязанный, / Мы-то думаем, мы – единое, / Но мы – время, мы – ссоры, мы – фразы...] Дмитрий Терентьев. Стихотворения [С песней о мире, с мыслью о славе / мы в проржавевшую землю бросали / наши слова, и они прорастали / стеблями стали...]
Словесность