ДВОР
(художник Вячеслав Куреев)
Жуткие времена были. Страшно сказать - телевизоров в доме не было. Да что телевизоров, простых телефонов не было в доме. Не так, чтобы совсем ни у кого не было, у номенклатурного сословия и телевизор на тумбочке стоял, и телефон в прихожей на полочке наличествовал. Но в те доисторические времена на каждого жителя страны номенклатуры приходилось нуль целых, запятая, ноль-ноль-ноль-ноль-ноль-стока-то тысячных особей. Вот и считайте, сколько человеков было охвачено достижениями научно-технического прогресса в виде телевидения и телефонной связи.
Ося Симкин и его родители к номенклатуре не принадлежали. Но: отсутствие телефонно-телевизорной собственности компенсировалось у Оси наличием друзей. Он уже выходил из подворотни своего дома номер 76 по улице Аллейная, когда услышал голос:
- Толяныч! Нас не замечают! Нас игнорируют! Оська, ты чего нос задрал?
Обернувшись на голос, Ося увидел "скульптурную группу" под названием "Витя Антонов и брат его Анатоль". (Почему "скульптурную группу", спросите вы? Ну, представьте себе две фигуры двухметроворостые, отлитые из мускулов. Будь в городе стоящий скульптор, обязательно изваял бы "Мартеновец и стахановец")
- Витька! Да... Как же? Когда? - Оська обрадованно ухватился за Витенькину ладонь, пытаясь сжать её.
- Как, как... какак, Оська, условно-досрочно. Вчера откинулся. "Моряк вразвалочку сошёл на берег" - рассмеялся Витя. И Толик, младшенький брат, счастливо заулыбался. А за спинами братьёв в распахнутом окне выглядывало счастливое лицо тёти Фроси с точно такой же улыбкой, как и у братьев.
- Оська, айда с нами девок щупать! - шутейно предложил Витенька.
- Да я бы и с радостью, Витя, хоть девок щупать, хоть вино пить, да мне зачёт сдавать нынче в институте.
- "Зачёт, зачёт"... всё-то тебе, Оська, в жизни зачтётся... А ты, Толька, учись у Осипа. А то: "бериии от жизни всё!" Не бери от жизни всё, а учись у жизни... Ладно, Оська, ещё увидимся! До встречи!
До встречи... до встречи... А больше и не увиделись. Через два месяца Витеньку посадили в очередной, уже в четвёртый раз. Толик потом рассказывал Оське. В желдорклубе было дело. Фраер один с "новостроения" девочку одну очень обидел. Витя его своими кувалдами и проучил, а тут милиция как раз. И сразу: "Ааа, Антонов, опять ты. ну, садись, фулюган, ручки давай!" А это уже - четвёртый раз, это уже - рецидив... А с рецидивистами тогда очень боролись. Жуткие времена были...
Через несколько недель в квартирку Симкиных постучались. Ося открыл дверь. Тётя Фрося со свёртком в руках прошла в кухонку, где преред плитой суетилась Броня, Оськина мама. Фрося протянула свёрток Броне, проговорила::
- Я Оське твоему пуловер связала. Шо он ходит у тебя в семисезонном пальте?
Фрося развернула свёрток.
- Оська, примерь!
Осип стоял раскрасневшийся, точно так же, как как раскрасневшаяся Броня.
- Примеряй, примеряй, Осип, - повторила Фрося.
Оська глянул на маму, та заморгала, то ли утвердительно, то ли недоумённо. Оська так и не понял. Но пуловер натянул. Он лёг так мягко и так тепло, что вылезать из него не хотелось. Броня уловив этот сыновий настрой бросилась в "прихожую", где перед дверью на крючках повисли пальто, плащи, и где между ними затеряласдь её дермантиновая сумка. Она вы удила из неё свой кошелёк.
- Фросенька, вот, восемь, восемь рублей! А остальное потом! Потом! Обязательно! Спасибо тебе!
- Да ладно, Броня, когда будут, тогда докладёшь... А ты, Оська, ты Оська, лишь бы в человеки вышел...
Ушла тётя Фрося.
Из всяких слухов, да и мама порой говорила, Ося знал, что встретить человека с пустым ведром - это не к добру. Но всё это было на слуху, да в глупых поверьях. В тот день Бог распорядился так, что во дворе Осипу повстречалось пустое мусорное ведро. Приложением к нему, "ручкой", был Петька. Он возвращался "с палубы", огромного деревянного короба с люком в середине, куда мусор и скидывался. Короб был задвинут в самый дальний угол двора, "с глаз долой, из сердца Вонь!" Увидев Петьку да ещё при пустом ведре, Осип вспомнил: "На ту беду лиса близёхонько бежала." Петька заговорщицки подмигнул и весело пропел:
- Оська! У тебя гроши е?
- Какие гроши, Петро, одни слёзы...
- Так я тебе помогу! Давай твои "слёзы" посчитаем"!
"Как знал! Как знал! "Сыр выпал - с ним была плутовка такова..." - подумал Осип, полез в карманы, достал горсть монет, и стали они с Петькой считать.
- Шестьдесят девять... От рупь сорока девяти отнять шестьдесят девять... это будет.. это будет.. Оська, помогай! Не видишь, что ли, что у меня на голове волосы вспотели!
- "Это будет- это будет..." - передразнил его Осип, - восемьдесят копеек это будет!
- Оська! "Огнетушитель" выходит, и ещё две копейки лишку! Ты сиди, жди, я мигом! - Петька радостный побежал в дом закинуть ведро.
Вдогонку Осип успел крикнуть:
- Петро, пару карамелек мятных!
Петя остановился, подумал мгновенье, и озарённый мыслью произнёс:
- Осип, мятная карамелька после "чекушки" - это есть буржуазное извращение. Я у мамки с кухни луковку стащу!
Ося присел на лавочку, перед которой соседями сооружён был дощатый стол. И лавочка, и стол были удобны тем, что над ними нависал балкончик, и даже в дождь можно было здесь и "козла" забивать", а можно было и "пожар тушить".
Пётр и впрямь вернулся мигом. И немудрено. "Пожарная команда" под вывеской "Гастроном", где в наличии были "огнетушители" разных калибров и на любой вкус, располагалась прямиком против подворотни их дома. "Чекушка" "Московской" ёмкостью 0, 25 по цене 1 (один) рупь 49 коп. одиноко стояла на столе. Зря, зря она надеялась на кампанию хотя бы гранёного стограммовика... Рядом с ней бесстыдно обнажённая, сверкая белесыми своими телесами, возлежала луковичка. И пока Петя вожделенно срывал с неё 100 одёжек, он, между делом, завёл разговор:
- А я, Оська, нынче никому ничего не должен! Отдал я свой патриотический долг, теперь - попробуй с меня что спроси!
Пётр месяц как из армии вернулся, вот и "выплёскивался" каждый день на эту тему.
Петя чистил луковицу и приговаривал:
- А служил я, кореш Ося, в секретных войсках. Подписку давал о неразглашении. Но ты ведь мне - кореш? - спрашивал Пётр, хамски срывая шелуху с луковицы.
- Конечно, кореш, - подтвердил Осип.
- Служил я в танково-вертолётном дивизионе. Только - тш-ш-ш-ш!
- Ты, Петя, не заговаривайся, ещё не выпили. Где ты видел танково-вертолётный?
- Понимаешь, Осип, ещё никто! никто не додумался! Вот танковый прорыв. А вот перед ним Брянский лес! А как? Как вперёд, согласно приказу? А у нас в башне лопасти свёрнуты, разворачиваем лопасти - и вверх! И оттудова начинаем танковое бомбометание! Никто не знает! И ты не знаешь! Я подписку давал!
Валька, Петина сеструха, ездившая к Пете на присягу, рассказывала, что устроился он очень и очень хорошо: при стройбате, но "тяни-кидай" не обременён. Его поваром определили. Осип всё это знал, а потому слушал Петькины байки вполуха.
Луковица была дочищена и Петя с радостью:
- Ося, начинай! С почином тебя!
Оська присосался к бутылке, сделал глоток, тут же схватился за дольку луковицы, передал чекушку Пете. Тот ухватился за неё, призадумался. Потом взболтал пузырёк и опрокинул жидкость в горло. Глоток был на удивление долгим. Наконец он отставил "чекушку", чётко поставил её на стол, Зажевал всё это луковицей, посмотрел на пузырёк, и взгляд его медленно но верно превращался в недоумённый.
- Это что, Ося? А где - всё?
- Так ты же только что всё и заглотнул! - уже удивлённый отвечал Осипп.
Пётр сосредоточенно и напряжённо молчал. Потом изрёк:
- Замполит у нас был, ну, уууумный мужик. Всегда говорил:"Помните, братие, формулу Карла Маркса: "Тара - деньги - тара, но уже наполненная!" Осенька, у тебя тара пустая е?
-Не знаю, надо посмотреть
- Ося, у тебя ж опыт есть! Ты ж тимуровцем был, макулатуру собирал! Нешто тару стеклянную не наскребём? Объявляю "ударник" по сбору стеклянной тары!
В тот вечер они насобирали тары на 0, 5 "Московской". Уже вечерело, когда расставаясь Осип спросил:
- Пётр, скажи рецепт, как кашу перловую варить?
- Не, брат, не могу, я подписку давал о неразглашении...
Когда Оська вернулся домой, первым делом спросил у мамы:
- Маммма, а, а, а лууковичка у нас е?
Броня только и воскликнула:
- Ой! Ой, вейз! Люди добрые, вы только посмотрите на него! Иди спать, горе ты моё луковое.
Утром, проснувшись, Ося долго не открывал глаза. Он размышлял: "Нет, наверное, всё-таки есть что-то в этих поверьях..." С тех пор, прежде чем выйти из квартиры, он всегда выглядывал в окно: не идёт ли кто по двору с пустым ведром.
А Петя... Через несколько лет Петю зарезали по пьяни на Старом Форштадте. Аккурат под Новый Год.
Как говорится, "с Новым Годом", господа, "с новым счастьем...."
Лестница была крутая, да ещё и с заворотом. Оттуда, снизу лестницы, раздавались жалобные всхлипы.
- Эх! Кто-нибудь, помогите... Эй, люди... или сволочи все? Да помогиииите же...
Броня услышав жалобные стоны, крикнула из кухоньки в комнату:
- Иосиф! Там дядя Ваня опять. Пойди помоги.
- Да что я, что я? Скорая помощь, что ли?
- Иосиф! Человеку плохо, ему трудно. А тебе - что, два шага сделать трудно?
Ося вышел из квартиры, спустился по лестнице. Там, в самом её низу, лежал дядя Ваня, с "мансарды". Увидев Осю, сосед радостно заговорил:
- О, Ося, сынок, помоги дяде Ване... Ванька сегодня бухой, плохо Ваньке...
Красивое лицо Ивана с васильковыми глазами, русым чубом, спускавшемся на лоб, лицо это было размазано слезливо-сопливыми ручьями.
- А когда ты, дядя Ваня, не бухой? - резонно спросил Ося, поднимая соседа с пола. Он ухватил его за туловище, и приговаривая - Ножкой, ножкой, дядя Ваня, левой, правой..
- Левой! Левой! Ать два! - подхватил Иван. - слышь, Осенька, ты Фране, кралечке моей не говори, что я в состоянии не стояния...
- Дядя Ваня, а то она не увидит!
- Не, Ося, не, мне только до люльки добраться, лягу, аки ангел, отосплюсь, а кралечка-Франечка придёт со службы, буду как огурчик!
- Ты бы не пил, дядя Ваня!
- Ох, Ося, сынок... Эх, дорогой ты мой, СЫНОК... А вот мне Бог не дал, ни сына, ни дочки... И не даст уже...
Ося честно дотащил Ивана до квартиры. Живи Иван да Франя в Париже, гордо бы именовали свою квартиру мансардой. А так... где-то на чердаке, выделена была им каморка, куда и приволок Ося своего соседа. И бережно уложил его в "люльку", кровать с панцирной сеткой.
В году одна тысяча девятьсот шестьдесят пятом день 9 мая был объявлен праздничным, а потому - выходным. И дом в этот день просыпался лениво. Но, наконец-то, и окна растворялись, и через эти окна начинались "переговоры". На дядю Ваню, который в это время вышел из подъезда, повернулись все головы, высунутые в окнах.Иван был одет в отутюженные в "стрелку" брюки, белоснежная рубаха с отложным воротником выглядывала из-под начищенного пиджака. Чёрно-белая гамма очень сочеталась с русой причёской и васильковыми глазами. И на всей этой гамме, выделялись два ордена Славы, орден Отечественной войны, и медали, общим наименованием "Мы пол-Европы, пол-Eвропы прошагали."
Откуда-то из поднебесьи раздался голос Франи:
- Ванька! Я тебя просила!
- Кралечка!И не сумневайся!
Иван вернулся через пару часов и вправду, как и обещал, "тверёзый". Он прошёл к лавочке под балкончиком. Дядька Андрей с первого этажа подсел к нему, тоже в пиджаке, на котором тускнели несколько медалей, тут и дядя Гриша, Петькин отец, подоспел. Да не с пустыми руками, с бутылём и стаканчиками. Тётка Маруся, Григория жена, вынесла и поставила на столик миску с капустой и огурцами. Степанида, Андриева жена, увидев в окно старания Марии, поспешила тоже с угощением. А там и Франя выложила на стол нехитрую закуску. Мужили тихо переговаривались между собою, не забывая напонять стаканчики. Вроде уже и наговорились, когда дядя Ваня тихо запел:
Майскими короткими ночами.
Отгремев, закончились бои,,,
|
Окна пораскрывались, и соседи, подхватили эту песню тихими своими голосами.
Прошло несколько дней, когда в дверь Симкиных постучались. Броня открыла, в дверях стоял Иван
- Бронечка, соседушка, одолжи Ваньке два рублика на баню... Вот...вот... клянусь, скажи, чем поклясться - верну!
- Ваня, так 30 копеек-то баня стоит!
То так, Броня, то так. А веник? А мочалку? а мыла? Одолжи, Бронечка.
- Эй! Кто-нибудь. Люди добрые! Помогите! Люди вы или сволочи? - раздавались всхлипывания с низу лестницы.
Иосиф!
-Да ладно, мама, уже иду...
Жили-были муж и жена. И было у них две дочки - Ленка и Лилька. А жили они все в квартире номер 3, на первом этаже, прямо перед лестницей крутой, на которой дядя Ваня любил "отдыхать". Жену звали Степанида (может родители сынка хотели, Стёпу, а вышла - девочка, потому и имя такое - Степанида). А мужа звали дядька Андрей. Нет, конечно же без "дядьки", просто - Андрей, а "дядькой" его все во дворе называли.
Степанида была женщиной высокой и очень-очень худощавой. Про таких обычно говорят - "оглобля". Да ведь и не изъян это какой-то вовсе, это у неё от природы, может, наследственность. На голове Степанида носила "кукиш" непонятного цвета, не брюнетистого, не блондинистого, не русого. Скорее всего - "соломенного". А из этого "кукиша" вечно торчал хвостик растрёпанных волос. В отличие от жены, дядька Андрей был плотненького телосложения, коренастый. Глаза у него были "цыганистые", белки глаз вовсе не белки, а чуть смугловатые, и в них - чёрные зрачки.
А изъян был у Ленки. Была она ликом в мать, какая-то бесцветная, выцветшие глаза, волосы соломенного цвета. И в этом облике была у неё одна очень выразительная, выделяющаяся деталь: сильное косоглазие на один глаз. Лилька же обликом - в отца. И лицо смуглого цвета, и зрачки глаз чёрные на фоне смуглых, цыганистых "белков", волосы кудряшками рыжеватого оттенка. Но и у Лильки была особенность: никогда в глаза прямо не смотрела, "бегали" зрачки как теннисный шарик. И Оська, когда имел с нею неосторожность заговорить, постоянно ждал от неё какой-никакой каверзы. Да что Оська, и Витька Антонов чего-то нехорошего всегда ждал. Хорошо брат, Толик всегда рядом был, всегда говорил: "Не верь ей, братуха, наплетёт тут с три короба..."
И вот если у Лильки глаза бегали, выдавая в ней натуру, про которую в народе говорят: "Шалава!", Ленка всегда одним глазом прямо в лицо смотрела. Но другим постоянно куда-то в сторону. Может, это означало двуличность её натуры? Пока девчонки были в сопливом возрасте, Ленка как-то и не обращала внимания на свой изъян. Но подошла пора девичества, и проснулась в ней и обида, и зависть к сестре. И тут уже она и характером в маму пошла: такая же сварливая и крикливая.
А мама, Степанида, это - дааа... Дядька Андрей шофёром работал, на автобусе межгородском. В те далёкие времена, кажется, науки социологии ещё и не было. Кто бы мог догадаться, что профессия шоферюги одна из самых нервенных? Один дядька Андрей про это знал.
И вот вернётся он с рейса домой, а ему жёнушка Степанида:
- Опять Лилька сестру забидела!
- Опять твой дружок Ванька под лестницей песни орал!
- Когда Ленку к врачу поведёшь?
- А Симкина, стерва, опять на мою верёвку своё трусо повесила! Приведи её к порядку!
- Манькин кобель, Пудлик, опять насрал перед нашим сараем!
Грустно становится дядьке Андрею. Запрётся он в кухоньке, достанет из загашника в пиджаке чекушку, и поужинает всласть.
Но наступил и у дядьки Андрея праздник. Нежданно-негаданно родила Степанида мальчонку, Сашку. В тот же день собрал Андрей всех мужиков двора, сели они на лавочку это дело обмывать, и дядька Андрей всё повторял: - в моём бабьем царстве НАШЕГО полку прибыло!
Очень его это радовало.
У Осипа была практика институтская, да не в городе. Отправили его на два месяца в другой рай он. Когда он вернулся, узнал, что Ленка - в тюрьме сидит. Осуждена за кражу. А украла она из квартиры Симкиных пальто Бронино, две брошки и цепку серебряную. Броня когда вернулась домой, увидала, что пальто нет, сразу и не подумала про кражу, и только увидев, что брошек и цепки нет, пошла в милицию. Как они Ленку вычислили? Попробуй сейчас их заставить так работать, а по тем временам - какое образование у милиции? Только и было, что школа милиции... Но вычислили. И заарестовали Ленку. Броня как узнала, что Ленка, бросилась заяву назад забирать, но в милиции сказали, что поздно, созналась похитительница чужой собственности, судить теперь будут.
Симкина Броня потом говорила: "Да Бог с ним, с пальто, дело наживное. А брошки и цепка - это от мамы память... А мама, мама... она тут, за городом, во рву спит..."
Степанида с Броней здороваться перестала. А Броня узнала, что собирается она на свиданку к Ленке, да передачку готовит. Отправила она Оську в квартиру номер 3, что на первом этаже, и наказала передать Степаниде две банки сгущёнки для Ленки. Степанида в крик:
- От Симкиных - корки чёрствой не возьму!
Но тут дядька Андрей как гаркнет, (впервые, однако), и Степанида от робости переняла эти банки от Оськи, ещё и спасибо сказал.
С некоторых пор глаза у Лильки бегать перестали. Выпрямился взгляд, задумчивым стал. И в это своей задумчивости она иногда присаживалась на лавочку, открывала тетрадку, с собой принесённую, и начинала выводить: "Дорогая моя сестрёнка Ленка..." Тут Петька подходил, говорил - Ленке привет передавай! А за ним - Оська, тоже, мол, "привет передай", а тут и Витька с Толянычем, и тоже с приветом для Ленки.
Мудрый архитектор спроектировал дом номер 76 по улице Аллейной. А может, строители добрые дом строили. Вдоль фасада дома тянулся бордюр, высотой сантиметров 25 -30 от земли.
Вечерами, когда солнце перекатывалось через улицу Кирилла Орловского, пересекавшую Аллейную и по которой "дребезжал" единственный городской трамвайчик, и повисало оно, солнце, низко над пустырём, сразу за Орловского, обитатели дома усаживались на бордюр и обсуждали день пережитый.
Вот братья сидят на бордюрe, Толик и Витя. А между ними - Лилька глазами бегает и что-то Витьке втюхивает. А Толик: "Братан, врёт она всё!" А за Витей - Оська сидит, что-то Ленке из школьной программы втолковывает, Но Ленка не слушает, она ревниво и завистливо смотрит на сестру, Лильку. Рядом с Ленкой - "мелюзга", Сашка, брат, чешет за ухом Петькину дворнягу Пудлика. А пёс, положив морду на передние лапы, смотрит задумчиво куда-то вдаль, и не поймёшь, то ли вспоминает что, то ли "кайф ловит". Петька сеструхе своей байки очередные травит. Рядом, уже на ступеньках крылечка, Григорий, Петьки и Валюхи отец. А мамка их, Маруся, обязательно табуретку принесёт, восседает на ней, скрестив руки на груди,
В раскрытых окнах, слева - направо: тётя Фрося, в следующем окне - Степанида, в следующем - дядька Андрей, в разные стороны повёрнутые. Откуда-то сверху из окна Франя встревает иногда в разговор.
Маруся сидит, сидит, и вдруг:
- Андрюха, да "зажги" свой граммофон, чего сидим попусту!
Дядька Андрей повернёт голову в затылок Степаниды и будет ждать. Наконец "затылок" утвердительно кивнёт. Тогда он придвинет табурет поближе к окну, заведёт свою патефону, и в распахнутое окно польётся песня:
"....Мне б теперь, соколики за вами,
Душу бы развеять от тоски!
Дорогой длинною, да ночкой лунною,
Да с песней той, что вдаль летит звеня...."
|
© Яков Каунатор, 2021-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2021-2024.
Орфография и пунктуация авторские.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Лев Ревуцкий. Рассказы. ["American Dream", спросите вы? Нет, отвечу я. Такова сила материнской любви. Ну и немного везения. Без мамы, её любви и поддержки не было бы ни американской...] Алёна Цами. Босиком по небу [Так уж устроен человек, что в майский полдень он сравнивает облетающие лепестки вишен с первым снегом, а первый снег – с лепестками вишен...] Владимир Буев. Ольга Чикина: "Люди сделаны из звёзд" [Вечер барда Ольги Чикиной в московской библиотеке Лермонтова в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Владимир Ив. Максимов (1954-2024). Эхо на реке [Запомни запах скошенной травы, / Испей воды из родниковых братин... / В поэзию поэтам вход бесплатен. / Для остальных – увы, увы, увы...] Юрий Гладкевич (Беридзе). Иду свой путь [Как остро сосульки глядят на прохожих, / как будто пытаясь понять и учесть, / насколько прохожие те толстокожи, / и что там за кожа – броня или...] Роман Смирнов. Сны Иезекииля [...найти ещё одну связать века / мост подвесной пройти и поклониться / но не подняться выше языка / и ниже немоты не опуститься...] Андрей Коровин. Из книги "Любить дракона" – (2013) Часть I [ты выйдешь к солнцу сам не зная где ты / какие там живые экспонаты / где луг поющий где осипший берег / где девушка плывущая нагая / где высушены...] Андрей Бондаренко. Тела небесные и личные тела [я умею / складываю все под ноги / чтобы ходить / шаг за шагом и раз за разом / по мозаичному мосту в реальность] Николай Киселёв. Я – главная посредственность [и шкет бежит с огромным рюкзаком / шуршит домой болоньево штанами / а я шагаю в школу по кривой / учить детей любви и состраданию] Дмитрий Песков. приходит мартин cкорсезе [приходит мартин cкорсезе говорит привет / я сейчас снимаю фильм про индейцев / там для тебя есть одна / очень важная роль] Эмкей (Алексей Валлен). Такое кино [Рассеянно / капает дождь над Сеною. / Между лопаток пальчиком / трогаешь: "Всё потрачено..."] |
X |
Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |