Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ

Наши проекты

Колонка Читателя

   
П
О
И
С
К

Словесность


Екатерина Васильева

Книга отзывов. Архив 1



Архивы:  06.03.01 (1)  



06.03.01 22:24:25 msk
Катя Васильева

Алексей!

> А как его имя,
> этого человека все видевшего в мутных
> тонах?
Ну почему же сразу "всё"? :) Не всё, а только кое-что, в зависимости от времени суток, настроения и погодно-природных условий.
А что касается Рентгена, то у меня, честно говоря, нет особой уверенности, что именно он как-то особо отличался подобным виденьем вещей. Дело в том, что Рентгену вообще очень часто (ошибочно) приписываются качества, которыми он на поверку совсем не обладал. Взять хотя бы так называемые "рентгеновские лучи": многие долгое время считали, что их излучал сам Рентген. Но потом исследователям как-то удалось доказать, что эти лучи исходили вовсе не от него, а от кого-то (или чего-то) совсем другого. Вот так же примерно и с "рентгеновскими тонами": называются-то они "рентгеновскими", а видит их совсем не Рентген, а Екатерина Васильева или какой-нибудь там Уильям Тёрнер. Не спрашивайте, пожалуйста, почему. :) Это, видимо, один из многих парадоксов окружающей нас жизни.
Если же Вас тем не менее интересует имя г-на Рентгена, то, я думаю, Вы без труда можете найти его в любой энциклопедии. Возможно, также и в интернете, но ссылок у меня сейчас под рукой, к сожалению, нет.


05.03.01 21:48:24 msk
Алексей (alexei@uwm.edu)

Спасибо, Катя.
Я теперь иначе спрошу:
Рентген - это фамилия. А как его имя,
этого человека все видевшего в мутных
тонах?
Уильям Тёрнер - это другой человек, он все окрашивал в тернеровские цвета, возможно, близкие.
Алексей


02.03.01 18:15:57 msk
Катя Васильева

Алексей!

Картинки я обычно рисую только словами. :)
"Рентгеновские тона" - это очень часто бывает вечером, когда исчезают яркие краски и предметы в полумраке преобретают нежные очертания, плавно переливаясь один в другой. Иногда это производит успокаивающий эффект, иногда немного тревожный.
Что-то подобное рисовал художник Уильям Тёрнер. Его картинки можно посмотреть по адресам:
http://www.artchive.com/artchive/T/turner/turner_peace.jpg.html
http://www.artchive.com/artchive/T/turner/rain_steam_speed.jpg.html
http://www.artchive.com/artchive/T/turner/turner_deluge.jpg.html
http://www.artchive.com/artchive/T/turner/snwstorm.jpg.html
Только предупреждаю: чтобы ими по-настоящему насладиться, надо смотреть довольно долго и внимательно. :)


02.03.01 02:37:33 msk
Алексей (alexei@uwm.edu)

Еще не дочитал "Уроки", а уже захотелось
картинку в "рентгеновских тонах":

"Внезапно её внимание привлекла к себе точёная башенка знакомого небоскрёба, озарённая огнями ночной подсветки и отчётливо вырисовывающаяся где-то вдалеке на фоне неба, окрашенного мутными рентгеновскими тонами."

Вы не рисуете такие?
Если нет, подскажите где приобрести или
посмотреть.

Алексей


18.02.01 16:47:18 msk
А. Смирнов (smirna@is5707.spb.edu)

К сожалению, Уроки не понравились совершенно - ни сюжет, ни стиль, ни что другое. Вникните, Екатерина, в такую, например, фразу: "Петя шел по залитой солнечным светом улице и ел вкусное шоколадное мороженое: мальчику очень нравилось лакомство". Это так, наобум. Улавливаете, о чем идет речь? В Вашей повести такого очень много - из серии "лошади кушают овес" (про лошадей - не с целью нагрубить и обидеть, просто лучше не скажешь). Мы знаем, что на мазохисток надевают ошейники, иногда их бьют плетью, а клитор при этом увеличивается. И что? Очень, очень много банальностей - как сюжетных, так и языковых. И идейных. А Гончаров - хрестоматийный демон, совершенно картонный, двухмерный, не лучше Кена (для Барби). Жаль! Извините, если был резок. В конце концов, это только мое мнение, и не больше.


29.01.01 23:11:37 msk
Катя Васильева

Только что увидела, что "Уроки" появились на конкурсе Арт-Лито, который, как известно, сопровождается параллельным изданием книжки. Кому интересно, на обложку можно взглянуть по адресу:
http://www.art-lito.spb.ru/2001/prose/vasil/


29.01.01 22:01:42 msk
Катя Васильева

Дан!

> Сцены с бананом и с вращающимся
> креслом - аллюзии на рассказ
> Сэлинджера "Хорошо ловится рыбка-бананка".
Если честно, то "Рыбку-бананку" я читала настолько давно, что не помню там ни вращающегося кресла, ни даже банана. Но (невольные) аллюзии на Сэлинджера в моём тексте всё же при желании, наверное, действительно можно найти. Например, в длинном монологе Кимберли. Что-то в него вкралось такое типично американское. :)
> Несколько невыразительно, имхо, получился Рома.
Ромы в повести так мало, что, надеюсь, читателю он, несмотря на всю свою невыразительность, не успевает сильно надоесть. :)
> Кроме того, рассказ, по-моему,
> несколько перегружен
> садомазохистскими сценами.
Ну это уж такой рассказ. :))) Предполагается, что читатель, как и главная героиня, пройдёт через все жестокие сцены мужественно и безропотно. :)
> Платные "мастера" действительно
> существуют, но, разумеется, не такие
> классные, как г-н Гончаров.
На самом деле, такие личности, как Гончаров, встречаются не так уж редко. Но проблема в том, что они не всегда осознают своё истинное призвание и, чаще всего, растрачивают свой талант, воспитывая (совершенно бесплатно) того, кому этого совсем не хочется. Хотя, если разобраться, кому же этого не хочется? :) Так что, вроде как, получается, что Гончаров везде на своём месте и, вообще, на все руки "мастер". :)
> Автор статьи, феминистка, с
> возмущением цитировала высказывание
> французского шеф-повара о том, что
> "женщинам не место на кухне" :)
Ну что ж, в моей повести я как раз и доказываю обратное. Так что возмутить феминисток она ни в коем случае не может. :)
> Сергей Михайлович не стал бы
> из зависти говорить неприятные
> вещи
Ну конечно не стал бы! Насчёт зависти - это просто была такая галантная шутка с его стороны.
> Ну и сцена с плачущим мальчиком
> противоречит общей идеологии романа
> (мальчик по чину выше женщины :)
Не думаю, что в романе предусматривается подобная иерархия. Боюсь, что боль и страдание уравнивает всех людей между собой.
> Лада здесь не понравилась мне своим лицемерием
Какое же здесь лицемерие? Наоборот, Лада - очень искренний человек, не умеющий скрывать своих эмоций. Если она улыбается при виде плачущего мальчика, то не из лицемерия, а просто потому, что ей в этот момент весело.
> напрасно Е.В. ей симпатизирует
Я абсолютно никому не симпатизирую. Ко всем героям стараюсь относиться одинаково беспристрастно, хладнокровно и, по мере необходимости, безжалостно.


27.01.01 21:33:25 msk
Дан

Очень милая и приятная повесть. И идеи интересные, и композиция, и имя главного героя (Сергей Михайлович Гончаров) мне понравилось. А больше всего мне понравилась эстетика. Чувствуется, как это приятно - быть женщиной. Недаром С.М. им завидует.

Сцены с бананом и с вращающимся креслом - аллюзии на рассказ Сэлинджера "Хорошо ловится рыбка-бананка".

Баскетболисты играли, конечно же, на деньги.

Несколько невыразительно, имхо, получился Рома. Если он скучный и предупредительный, то что Лада в нем, таком, нашла? И если он ее выпорол крапивой, то почему только однажды? Кроме того, рассказ, по-моему, несколько перегружен садомазохистскими сценами.
Платные "мастера" действительно существуют, но, разумеется, не такие классные, как г-н Гончаров. Мужчины готовят лучше, чем женщины, недаром шеф-повара в лучших французских ресторанах - мужчины (я читал статью о дискриминации женщин в ресторанном деле. Автор статьи, феминистка, с возмущением цитировала высказывание французского шеф-повара о том, что "женщинам не место на кухне" :)
Сергей Михайлович не стал бы из зависти говорить неприятные вещи, клевещет на него автор! Ну и сцена с плачущим мальчиком противоречит общей идеологии романа (мальчик по чину выше женщины :) и Лада здесь не понравилась мне своим лицемерием, напрасно Е.В. ей симпатизирует.)

Но все это мелочи, а повесть получилась отличной.


26.01.01 00:42:59 msk
Катя Васильева

Марфа!

> сама идея - противна моей природе, и
> потому не уверена, осилю ли до конца...
А откуда Вы знаете, какая там идея, если Вы ещё не дочитали до конца? :) Может быть, там всё в конце концов окажется совсем не так, как Вы думаете, или, по крайней мере, не совсем так? :)
Вообще, "Уроки" - это такая несколько коварная вещь, которую, конечно, с одной стороны, можно вполне рассматривать и в деталях, но потом всё-таки лучше бросить на неё обобщающий взгляд, с высоты птичьего полёта, то есть с перспективы читателя, уже ознакомившемся полностью со всей историей. Так многое проясняется...


24.01.01 22:11:11 msk
Марфа Московская

Честно скажу - не все прочитала.
Но поделюсь хотя бы частью мыслей...
Неплохо написано, вполне реалистично!
Технически грамотно, не всякая женщина
так хорошо пишет)))
Однако сама идея - противна моей природе, и
потому не уверена, осилю ли до конца...
потому и разглагольствовать особо не буду,
не имею права.



29.09.00 01:03:34 msk
911

A mne Vi ne otvechaete, Devushka...


28.09.00 12:20:39 msk
Катя Васильева

Борго!

Пожалуйста. Всегда рады стараться. :)


27.09.00 16:29:44 msk
Борго

Спасибо, хорошо.


27.09.00 16:29:39 msk
Борго

Спасибо, хорошо.


20.09.00 23:49:13 msk
911

Govorit o hudogestvennom proizvedenii - stranno: Mi s toboy ne v kabinete Uriya Vladimirovicha.

Govorit o meditsinskom sostoyanii avtora - ne hochetsya- ug bolno professionalno prozvuchat podobnie slova na fone edakoy lubitelschini.

Peremivat kostochki - neudobno: ya vse-taki ne Andreas v restorane dlya bogatih, da i na angela sovsem ne pohog.

Kat, a ved te malenkie rasskazi desyatiletney davnosti gorazdo luchshe tvoey "Bogestvennoy Comedii". A ved eto i pravda komediya - ved trudnee vsego opisat to, chto nikogda ne ispitival. A ya uveren, ti ne dolgo ostavalas devushkoy, hotya i vesma postoyanna v svoem vibore.

Prosto udivitelno inogda, do chego ge ne hochetsya rugat svoi sobstvennie proizvedeniya, dage esli drugie kritiki uge givogo mesta na nih ne ostavili. I kak prosto mogno pobedit sebya, usiliem voli "podarit" (na te, Boge, chto mne ne go}i{e) svoi proizvedeniya svoey ge geroine, chto bi imet vozmognost eye ge i zatoptat potom! Kak eto po genski.

A ved tot tsikl rasskazov v svoey suschnosti sovsem ne ploh i nichut ne ustupaet, a moget dage i prevoshodit po prostote i oschuschimosti idey, kotorih, sobstvenno mi vse, v toy ili inoy stepeni staraemsya donesti do nashego chitatelya.

Eh, Katya, chto s nami gizn delaet, razbrasivaya nas kak pilinki, kak poslushnie angelam neogivlennie chastichki bitiya po vsemu miru, zatikaya nami razlichnie diri, proemi, prolomi.. Ah, kak bi horosho smotrelis mi, pritulivshis za vot tem skosobochennim kamnem v stene placha! Mi - poslanniki angelov, razve mi chto to dolgni ponimat?

A moget, nam bolshe podoidet berlinskaya stena? Vse taki, kak nikak, a znaesh, chto kogda nibud ona vse ravno budet razrushena i togda mi opyat stanem svobodni, polni energii i tyagi k novoy, zagadochnoy gizni...

No eto vse tak, bred sumaschedshego. Mi, angeli, chasto bredim. No ot togo chto ludi ne ponimaut nas - esche ne znachit, chto nash bred tak besprosveten. Tak chto pishi na zdorov'e i ne slushay svoih chitateley!

:-)


Vash pokorniy sluga, 911


22.08.00 08:28:17 msk
Злой читатель -- mpt

Милая mpt, быстрее въезжать надо! Столько перечитать, чтобы прийти к банальному выводу, лежащему на поверхности!
Да и вывод-то спрорный.
>типа такие разоблачения у Вас животной человеческой натуры, вездесущее садо-мазо{
Какие разоблачения?!! Кровища и порнуха, чтобы привлечь непритязательного читателя, разбодяженные бесцветными описаниями и пошловатыми разглагольствованиями -- работает безотказно.
Ума не приложу, что в подобных текстах могло привлечь такую тонкую натуру, как Ваша.


21.08.00 10:00:58 msk
mpt

>>Сцена в туалете просто должна была продемонстрировать человеческие качества неприступного профессора. То есть в смысле, что он тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Я хотела, чтобы читатель как-то вник в его проблемы, пожалел, может быть, даже мысленно приласкал. А то его никто больше не любит. Может, он от недостатка любви там за мальчиками и подглядывает?

Человеческое, мне кажется, все же - это любить друг друга и рожать детей: полнее осуществиться человеку, наверно, невозможно. Патологии же не вызывают симпатии, но не из-за скаредности к обделенным, а из-за нелюбви к насилию (а любое непрошенное вторжение в чужую интимность - это насилие). Так, известного ростовского маньяка избивали его собственные воспитанники - за, вобщем-то, сходные слабости, ведь он же в интернате никого не убивал, не калечил - просто подсматривал, мастурбировал. . . но никто его не пожалел и не приласкал.

Вряд ли Ваши читатели будут сильно отличаться от тех бездушных мальчишек в этом смысле. Патология - это насилие, так как иного пути получить желаемое у извращенца нет, а хочет он - разъять тебя и взять часть: не душу и тело, и даже не тело, а лишь его кусок. Насколько трудно человеку на это согласиться, настолько маловероятно сочувствие к извращенцу (и соответственно настолько возрастает его эгоистическое стремление - взять любой ценой).

Поэтому для меня здесь авторская воля не сопрягается с человеческими мотивами совсем. Ну со стебом еще куда ни шло. . . простеньким таким.

>> как-то у меня в восприятии рассыпалось
>Ну это ничего страшного: в жизни тоже очень часто невозможно разобрать, что к чему.

Кстати, в жизни-то как раз все очень небессмысленно.

>А прямых подсказок насчет обобщающей идеи я как автор давать не могу. :)) Это было бы неинтересно.

Да, ЕВ, Вы меня заставили думать в другом направлении - нелитературном, и да, конечно, есть у Ваших вещей явная структурирующая идея. Я не то чтобы смеялась, но . . . Вы назвали свой рассказ "Повесть о настоящей женщине"? - точно так же могли бы назвать Dominus Bonus - "Повесть о настоящем Боге" (ну то есть о настоящей вере в Бога), "Праздник топора" - "Повесть о настоящих студентах и настоящем преподе КПСС" . . . - да, типа такие разоблачения у Вас животной человеческой натуры, вездесущее садо-мазо (а детсад! - это же прям-таки фонетический императив). . . но какая фантазия и разнообразие! Со своей стороны, могу предложить Вам в качестве заглавных тем будущих произведений "Историю настоящего корнета Кристофа Рильке", "Настоящий роман Анны Карениной", да хотя бы "Повесть о настоящем волнистом попугайчике" (птичка тоже ведь животное).

Мне несколько жаль, что все это буйство выдумки сводится к такому неинтересному Вашему выводу (а когда начинаешь читать, каждый Ваш текст обещает многое! и постепенно уводит в никуда), ДО этого понимания чтение Вас мне давало больше, ну. . . что делать? Шехерезада, с вещами на выход!


18.08.00 01:09:51 msk
Катя Васильева

mpt!

Спасибо за интересный отзыв.
Насчёт Достоевского и того, что "надо было бы" с ним делать, я, к сожалению, ничего не могу сказать. Возможно, что надо бы сделать что-то другое, но я вот решила сделать такое. Обратного пути уже нет. :) Вообще, на Достоевского я ориентировалась в значительно меньшей степени, чем Вы, может быть, думаете. "Преступление и наказание" я читала давно (ещё в школе) и не очень внимательно (времени было мало). Говорят, что новое - это хорошо забытое старое. Ну вот, я как раз всё очень хорошо забыла, а потом написала фантазию на то, что запомнилось. Так что я вынуждена разуверить тех, кто предполагал, что я писала мой роман с томиком Достоевского на коленях. :)
Другими словами я не думала о том, как бы сделать наиболее правильный римейк, а брала из Достоевского то, что мне нравится, отсекала то, что не нравится, и прибавляла кучу всего от себя, ничуть не считаясь с тем, что на это сказал бы Фёдор Михайлович. :) А идеи у меня там свои, чужих нам не надо. :)))
> То есть римейк бы начался с вопроса:
> что есть грех для сегодня?
Возможно. А у меня всё началось с вопроса: каковы герои Достоевского в личной (то есть в совсем личной) жизни? Как, например, Родион обращается с женщинами? Как Сонечка обслуживает своих клиентов? Как издевается Свидригайлов над своей женой? То есть мне захотелось донести до читателя те жизненные подробности, которые у Достоевского остались за скобками. Ну а все остальные (более философские) вопросы, они потом как-то сами собой начали выплывать из этих самых деталей.
> Ре-Мармеладова, - это такой стеб, да?
Нет! Я вообще человек очень серьезный и стеба не люблю. Свою Сонечку я совсем не считаю идиоткой. Мне сейчас даже не припоминается ни одно место в романе, где она бы как-то показала свою глупость. Так что и не знаю, о чем Вы говорите.
> Сексуальный извращенец,
> преподающий КПСС - хи-хи
Совсем не "хи-хи". Сцена в туалете просто должна была продемонстрировать человеческие качества неприступного профессора. То есть в смысле, что он тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Я хотела, чтобы читатель как-то вник в его проблемы, пожалел, может быть, даже мысленно приласкал. А то его никто больше не любит. Может, он от недостатка любви там за мальчиками и подглядывает?
> разве не проще развести на отдельную квартиру
> (собственную) импозантного секретаря обкома,
> чем связываться со старым маразматиком
Он не маразматик. Он только в самом конце таким становится (благодаря Дунечке). А сначала он в намного более здравом уме, чем, например, Раскольников. Ну а Дуня из тех девушек, которые, несмотря ни на что, хотят все же жить "честно", то есть не согласны на роль любовниц женатых мужчин. У нее свои железные принципы (как, впрочем, и у ее брата).
> как-то у меня в восприятии рассыпалось
Ну это ничего страшного: в жизни тоже очень часто невозможно разобрать, что к чему. А прямых подсказок насчет обобщающей идеи я как автор давать не могу. :)) Это было бы неинтересно.


17.08.00 08:49:50 msk
mpt

Достоевский, на мой вкус, написал совершенно фантастический роман о том, чего в природе быть не может. Раскольников окружен таким заговором, раствором любви, из которого физически невозможно пойти на убийство. Бедного молодого человека нагло оболгали. Или Сонечка - мне за этот образ сильно хотелось кинуть в автора чем-нибудь тяжелым: хорошенькую же роль он назначил женщине в своих нравственных схемах.

Но главный герой у него - идея, и она как-то странно все соединяет и объясняет. (Ну и бредовый его нарратив, конечно… голову морочит круто, зачаровывает)

Без идеи эти образы и коллизии рассыпаются, как карточный домик.

Если то есть желание было бы делать не стеб по мотивам, а римейк, то надо было бы брать идею, и вокруг нее выстраивать композицию из не абсолютных, а относительных значений персонажей и событий.

Студент: студенчество, как я понимаю, считалось наиболее передовой частью общества, ассоциировалось с прогрессом, изменением общественного порядка. С революцией. И именно ему в своей схеме Достоевский назначает преступить Закон.

Преступление: убийство из идейных соображений. Чтобы изменить и улучшить мир. Так кстати можно воспринимать и революцию.

Сонечка: вся сила нравственного сопротивления. Сознательная, вдохновенная жертва (ну хотя мне в общем это как раз не очень все… некрасиво он как-то бедную женщину использовал)

Разумихин - "рациональное", "комфортное" добро, типа оно вот глядите, возможно (тоже малоприятный портрет получился почему-то у Достоевского… от таких-то друзей и свихнешься и с топором на людей кидаться будешь)

То есть римейк бы начался с вопроса: что есть грех для сегодня?

И все бы выстраивалось вокруг этого: кто его олицетворяет? Кто и как способен ему противостоять? В чем спасение?

То есть скорее всего никаких студентов в помине даже не было бы. Ну да, и радость узнавания, главный кайф бы конечно екнулся.

Ну вот я прочла, и мне лично самым интересным стал этот повисший в воздухе вопрос. А сам текст показался каким-то невыразительным и синтетическим: там, где и у Достоевского-то сплошь фантастика, в пересказе - просто провал (мотивации или логики). Ре-Мармеладова, - это такой стеб, да? Она так хлопает в ладоши, так уважает БГ, так жмурится в постели… "вечная Сонечка, пока мир стоит" в оригинале показана, может, девушкой и неумной, но как бы очень правой, и никаким назойливым идиотизмом не блистает. Ре-Раскольников убил - что не убил, не преступление (катастрофа, физический шок, приговор прогрессу и т.д.), а поворот сюжета. Сексуальный извращенец, преподающий КПСС - хи-хи (а вот у нас ребята звонили преподу домой во время программы Время и спускали в туалете воду, тоже - чисто для смеху).

Екатерина Васильева сделала выборочный перенос значений. Студента не поменяла, коммерсанта на препода КПСС поменяла. Ницшеанство не поменяла, православие на буддизм поменяла. Ну и так далее, я хочу сказать об этом, о религии.

Мне кажется, в суждении о нашем времени и обществе значение буддизма нулевое. А христианства - не нулевое. В этом и других смыслах обмен очень неравноценный.

То есть интересно, потому что это кажется практически единственная измененная идейная реалия. Хотя автор мне кажется вообще очень остроумным и изобретательным.

Столько деталей продумать, переиначить, перенести в наше время… и места (блошиный рынок, ресторан, магазины, улицы) узнаешь, а современников - нет.

Костина карьера а ля Ван Гог, только благополучнее - это как-то очень нехорошо получилось, типа ну истории в иллюстрированных журналах (у меня ребенок их иногда покупает. Приходится читать). Быстрая и легкая отдача… это не про художников, - про тех же, кто ее таки имеет см. конечно Гоголя "Портрет".

Дуня какая-то… человек уж или чувствует, или не чувствует. Эмоциональная недоразвитость прекрасно проходит (у некоторых), но чтобы наоборот - такого не встречала. Ей так железно отказано в гуманоидной сущности, что непонятно, зачем уделять этому столько времени. Мне, честно говоря, несмотря на какие-то формальные объяснения, смысл происходящего с ней остался темен: зачем ей Лужин? Разве ради (негарантированной) аспирантуры брата, с которым годами не общаешься, можно выйти замуж за лысого препода? Так бывает? Или - разве не проще развести на отдельную квартиру (собственную) импозантного секретаря обкома, чем связываться со старым маразматиком? То есть корыстность ее остается как бы невоплощенной, только названной, равно как и бескорыстная жертва - чисто авторский номинал.

Развратные пожилые сестрички…

Балерина с тремя детьми…

(кстати, мир этот довольно герметичный, и если женить на ком-то Астафьева, то на коллеге, ну либо агенте или чем-то в этом роде, мне кажется - что-нибудь тесно связанное с работой)

Подстричься в первой попавшейся парикмахерской у первой попавшейся парикмахерши ни одна из моих знакомых ни ради какой любви не способна. М-да. А тогда, когда ни качественных химикатов, ни оборудования, ни технологий еще и в помине не было… Это все равно, что закрыв глаза купить тот ситцевый халат в советском магазине и пойти в нем с любимым человеком. (Но может, Вы знаете женщин иного рода, я на всеобщность выводов не претендую)

Мне очень жаль, я вот не вижу связующей субстанции: авторской любой идеи или там реальности. Или чего-то еще: все как-то у меня в восприятии рассыпалось, для стеба тоже слишком длинно и трудоемко. Пишу без всякого предубеждения и задней мысли, чисто из любопытства.


14.08.00 17:16:35 msk
очень злой читатель

(О Шехерезаде) В женской прозе частенько присутствует какая-то нудная одинаковость. Сразу представляется школьница, считавшая, что литература -- ее любимый предмет, и решившая попробовать... А здесь вдобавок наткнулся уже в начале на: "спохватившись о чем-то", "закон из физики", "неоднократно раздражало". "Я же говорю, -- подумал ЮВ..." Кому приходила в голову такая нелепая мысль?
Дальше читать не стал.


27.07.00 11:35:23 msk
Мишель

Екатерина, ну да, "покупатель всегда прав" :-)

Вот как раз то, как Раскольников ведет себя "на полу" совсем не мешает и не кажется чужеродным... а моя любимая Дуня - да как Вы могли :-)

Адрес я Вам дал "Виртуального сервера Дмитрия Галковского"... поинтересуйтесь - неужели никогда не слышали эту историю? Посмотрите "Манифест" на http://www.samisdat.ru/12-manif.htm (или по оглавлению) или попытайтесь найти в "Бесконечном тупике" страницы, где он пишет о себе.

На этом откланиваюсь. Спасибо.


26.07.00 23:12:19 msk
Катя Васильева

Сергей!
Нет, а я все-таки не жалею, что ушла тогда из той школы. Железная дисциплина "на рабочем месте" - это не для меня. Она меня, скорее, отвлекает от учебы, чем привлекает к ней. Но у других, возможно, по-другому.
А в каком классе Ваш сын? Вы бы ему уже могли порекомендовать "Праздник топора" или еще рановато? :)
Насчет всех тех вещей, с которыми Вы сравнили ПТ, мне знаком только "Служебный роман". :) Вы наверняка удивитесь, если я расскажу Вам, чего я НЕ читала. Меня вообще постоянно сравнивают именно с тем, что я не читала. Я уже привыкла. Хотя, конечно, пора уже постепенно расширять свой "круг чтения". :)

Мишель!
> мне кажется, что Дуня доминирует :-)
Ну раз Вам так кажется, то так оно, наверное, и есть. То есть это Ваше субъективное виденье как читателя. Значит Вам по каким-то причинам захотелось обратить внимание именно на нее. Так что Вы в любом случае правы.
Но по поводу "унылого" конца Вы меня все-таки немного озадачиваете. Просто многие люди говорили, что именно конец производит довольно радостное впечатление. То есть они даже точно не знают почему, но им как-то весело. :) Впрочем, и об этом спорить бесполезно: раз Вы это ощущаете по-другому, то тут навряд ли можно что-то изменить.
А о Дуне Вы и вправду чересчур хорошего мнения. Я ей не слишком симпатизирую. Она воплощает для меня до предела уверенную в себе, "эмансипированную" девушку, которая сознательно душит в себе все сильные чувства. Возможно, та сцена с МК в спальне Лужина была для нее совсем даже не лишним уроком. Она из тех людей, которые к любви относятся потребительски, поэтому в конце ее и ожидает (законное) наказание.
> Оно и читается как происходящее
> с другими героями - вполне безликими :-)
Да, признаюсь, в той сцене со Свидригайловым и Дуней я хватила немного лишку. Вообще, некоторые эротические сцены получились немного за пределами того, что принято называть хорошим вкусом. Но все же они привносят в роман какой-то задорный элемент и как бы вписываются во всеобщую атмосферу "праздника", "когда лучше перебор, чем недобор". :) Впрочем, некоторые из них несут и безусловную функциональную нагрузку. Например, то, как Раскольников ведет себя в постели (хотя у него это чаще все-таки на полу:)), на мой взгляд, подчеркивает особенности его характера.
По Вашей ссылке я сходила: это какой-то книжный магазин... Извините, но я не совсем поняла шутку. :))


26.07.00 12:35:52 msk
Мишель (msazonov@compuserve.com)

Екатерина,

"вообще, самым главным персонажем для меня с самого начала был Костя."
Ну, это было бы слишком прямолинейно и плоско, если бы получилось :-) Но мне кажется, что Дуня доминирует :-) Впрочем, Вы, вероятно, лукавите :-)

"главное, что для центрального героя все более-менее успешно кончается"
что значит, "успешно"? скорее, такое окончание из ехидной сказки "и стали они жить-поживать и добра наживать"... даже "хороший" исход навевает уныние :-) Да и опять же, разве именно то, что у героя в конце "все хорошо по жизни" определяет общее ощущение?

"Да, кстати, а почему Вы решили, что Дуня ангелочек? Я лично о ней совсем другого мнения. :)"
А потому что ей есть, куда падать :-) Несмотря на все свои сексуальные приключения и пристрастия :-), она такая хорошая, любящая и глубоко чувствующая :-) не говоря уже об уме, красоте, силе характера и пристрастию к Лотреамону :-) Такой современный ангелочек :-) Даже мелкие пятнышки (типа вожделения к квартире с ванной и душем) лишь оттеняют белизну ее крылышек :-)

"Это, на самом деле, такое деликатное дело, что каждому так вот просто не угодишь... То есть в обычном порнофильме зрителю не рассказывают никакой предыстории отношений, герои просто непосредственно приступают к делу, что, на мой взгляд, делает всю сцену безликой и не очень увлекательной."
А не надо угождать :-). Это ж не peep-show :-) Оно просто торчит из текста - вот и все... ну, некоторый "эффект Сорокина" - когда после возвышенных разговоров начинают жрать дерьмо... зачем оно Вам? Оно и читается как происходящее с другими героями - вполне безликими :-) Мне так кажется.

"Вот и захотелось запечатлеть это "беззаботное" время, а заодно и показать, что те общественные структуры, которые мы имеем сейчас, начали формироваться еще тогда. "
Браво, Достоевский не отпускает :-) только он бы сказал "институции" или "учреждения", вероятно :-) Напомнить о том времени Вам вполне удалось, а вот "откуда сегодняшние ноги растут", по-моему, опять же было бы веселее показать на 5 лет позже... ну, году в 92-93 :-) Впрочем, Вас, по-моему, именно этот аспект волновал много меньше, чем Достоевского (уловление существеннейших сторон нашей современной жизни :-) ).

Раскольников где? А вот, например :-) http://www.samisdat.ru/

Спасибо.


26.07.00 10:39:22 msk
ссд (sg@v-real.spb.su)

Катя Васильева:
>Школа, которую Вы упомянули, это та,
>что на проспекте Стачек, в виде "серпа
>и молота"?

Стачек, 5, недалеко от Нарвской.
Она и сейчас управляется железными
феликсами, но по нынешним временам -
это вполне компромиссное решение, дети
по крайней мере учатся, а не имеют
учителей во все черепно-мозговые.

>С одной стороны, хотелось создать
>именно реалистический роман, с другой -
>немного сказочный и в чем-то абсурдный.

А так и воспринимается. Немножко
"Служебного романа", немножко Итало
Кальвино (ну или Бартов - любых
классиков письма поверх, Вам уже,
наверно, не раз писали, например, про
борхесовского дон-кихота - что
поделаешь, самый попсовый пример).


26.07.00 01:13:51 msk
Катя Васильева

ссд!
> "магический соцреализм"
Да, этот термин, пожалуй, в чем-то подходит. :) С одной стороны, хотелось создать именно реалистический роман, с другой - немного сказочный и в чем-то абсурдный.
А если захотите и вправду пройтись по литературным местам, то я всегда могу вас проконсультировать по поводу точного маршрута. :)
Школа, которую Вы упомянули, это та, что на проспекте Стачек, в виде "серпа и молота"? Я, по крайней мере, ее имела в виду. Я в ней тоже когда-то пару месяцев проучилась, еще в третьем классе. Но там у них почему-то была чересчур строгая дисциплина, на переменах надо было ходить только парами, и вообще распорядок практиковался довольно суровый. Так что я не выдержала и попросила перевести меня в более либеральное учебное заведение. Надеюсь, что теперь там уже все по-другому.
А Раскольников действительно живет на Ржевке - Вы попали в самую точку.

Мишель!
Да, писала я действительно с удовольствием: все не терпелось узнать, чем же все закончится. :) Дело в том, что героям я там дала полную свободу, они, как хотели, так и действовали, и довольно часто меня саму удивляли.
Не вполне с Вами согласна, что повествование сдвинуто в сторону Дунечки. То есть, может быть, оно случайно так и получилось, но вообще, самым главным персонажем для меня с самого начала был Костя. В его судьбу я вкладываю особое значение. Поэтому и концовка для меня далеко не так беспросветна, как Вам показалось: главное, что для центрального героя все более-менее успешно кончается.
Да, кстати, а почему Вы решили, что Дуня ангелочек? Я лично о ней совсем другого мнения. :)
Что касается времени действия романа, то оно выбрано не (совсем) случайно. Просто я от многих людей слышала: "Ах, как хорошо жилось нам в конце восьмидесятых! Свобода уже появилась, а продукты из магазинов еще не исчезли и даже как следует не подорожали". Вот и захотелось запечатлеть это "беззаботное" время, а заодно и показать, что те общественные структуры, которые мы имеем сейчас, начали формироваться еще тогда. Где теперь Свидригайлов? Где МК? Все, вроде, на месте. Только вот где Раскольников, пока еще не ясно. Таких людей обычно не замечаешь и не принимаешь всерьез, пока они (снова) не возьмутся за топор.
> Эротические сцены
Это, на самом деле, такое деликатное дело, что каждому так вот просто не угодишь. :) Одному нравится намеками, другому, наоборот, прямым текстом, ну и так далее. Если Вы ту сцену со Свидригайловым и Дуней имеете в виду, то по большому счету это, конечно, чистая порнография, которая особой смысловой нагрузки на первый взгляд не несет. Почему я ее тем не менее включила в роман? Мне показалась интересной идея порнографического фильма "наоборот". То есть в обычном порнофильме зрителю не рассказывают никакой предыстории отношений, герои просто непосредственно приступают к делу, что, на мой взгляд, делает всю сцену безликой и не очень увлекательной. В моем же романе наоборот: сначала идет очень длинная и полная всевозможных интриг история любви и ненависти, ну а только потом, когда читатель этого уже и не ожидает, герои соединяются в подробном любовном акте. При этом как бы должна достигаться более высокая степень сопереживания персонажам, ведь, согласитесь, намного интереснее наблюдать за эротической сценой между людьми, о которых знаешь практически все, чем просто за кем-то анонимным. :)))


25.07.00 16:41:08 msk
Мишель

Екатерина, замечательный роман. Спасибо. Не мог оторваться :-) Вероятно, и писали Вы с удовольствием.

И Петербург присутствует, и "дух времени" передан... Достоевскому икается очень здорово... хороши и герои - кроме, пожалуй, самой главной героини Дуни (повествование, в общем-то, сдвинуто в ее сторону - но этот ангелочек получился наименее убедительным, на мой взгляд... вероятно, поэтому в эпилоге след ее и теряется :-)).

Если чего-то и "не хватает" - это некоторого всеобщего "очищения" в конце... а то совсем беспросветно. Ну, вероятно, наказанная "добродетель" и торжествующий "порок" больше соответствуют современности - но тогда, для лучшей демонстрации, было бы веселее сдвинуть действие романа лет на 5 вперед :-)

Эротические сцены, на мой взгляд, торчат из текста... т.е. если бы сделать их намеками, эффект был бы много сильнее.

И еще, раз уж в тексте появляется книга Достоевского (там, где Родион пытается продать книги), то было бы забавно, если бы она была... эээ... травестирована :-) Ну, например, Родион думает "нет, я не тварь дрожащая, как тот студент, как бишь его... так и не сумел убить... да и что - нож в сердце хотел, уголовник. Топор, первобытное оружие нового человека"... ну и т.п. :-)

Спасибо еще раз.


25.07.00 14:42:33 msk
ссд

Роман понравился, хотя некоторые линии
повисли в воздухе, но в этом есть
некий шарм.

В свое время мы с сотоварищами
вывели термин "магический соцреализм",
правда использовали его применительно к
Богомоловскому "Моменту истины".

А вот по литературным местам ходить
было бы мило. Вот, к примеру, школа,
Вами так жестко разукрашенная - сейчас
в ней учится мой сын, очень доволен. Да
и я доволен. Ничего, вроде, такая школа.

Так и не понял, где дом, в котором
обитает Родион - на Ржевке где-то?

Хотя таких черных дыр и сейчас хватает -
и на севере, и на юге, и на востоке.


25.07.00 00:19:05 msk
Катя Васильева

Дан!
> я имею в виду ее дочь, шестилетнюю
> Анюту Мармеладову
А, эту малышку?.. На самом деле, у Ани из "Повести о настоящей женщине" частенько проскальзывают, на мой взгляд, типичные симптомы избалованного вниманием ребенка из более-менее благополучной семьи, чего о дочке Катерины Ивановны не скажешь (скорее уж наоборот). Вообще, совпадение имен там чисто случайно. Я никаких параллелей в этом смысле не имела в виду.
> 15 лет - это разница
> во времени между двумя текстами
> (примерно 1975 и 1990).
Я написала, что в "Повести о настоящей женщине" действие происходит "в конце семидесятых". То есть как бы действительно в самом конце, а не в 1975. Пожалуйста, не делайте мою героиню старше, чем она есть. :))
> кричать "на колени" партнеру, который
> на колени явно становиться не собирается
> это верный способ поставить себя в
> дурацкое положение
Но раньше-то это вполне действовало!.. Но вообще, в той последней сцене с Костей он уже, конечно, заметно сдал свои садистские позиции. Вот что с человеком делает любовь! (Ведь он в конце концов, пожалуй, и в самом деле в Костю влюбился, хотя я не знаю точно.) "Любовь - это не шутка".
> Андреас вовсе не так прост, как вам
> кажется, и гораздо хуже, чем вы о
> нем думаете.
Хм... У меня действительно сложилось о нем довольно положительное мнение. Тем интереснее мне будет узнать, что же конкретно не понравилось вам в этом ангеле.


24.07.00 02:54:54 msk
Дан

>> Анюта в нынешней ипостаси – дочь
>> Катерины Ивановны
> Вы имеете в виду падчерица? Сонечка?

Нет, я имею в виду ее дочь, шестилетнюю
Анюту Мармеладову. 15 лет - это разница
во времени между двумя текстами
(примерно 1975 и 1990).

Сонечки бы из Анечки не вышло, тут я вполне с
вами согласен.

Володя - садист незадачливый, ибо
кричать "на колени" партнеру, который
на колени явно становиться не собирается
это верный способ поставить себя в
дурацкое положение. (Что и произошло.)

Андреас вовсе не так прост, как вам
кажется, и гораздо хуже, чем вы о
нем думаете. А сходство этих двух
персонажей мне прямо-таки в глаза
бросилось.


24.07.00 00:50:31 msk
Катя Васильева

Дан!
> фраза про чистую
> и светлую любовь
Это про ту, которая без секса и без оргазма? Или про другую какую-то? У меня там вообще-то довольно много про любовь.
> Лебезятников очень хорош
Да, мне он тоже нравится. Особенно его стихи: приятно, когда человек пишет о том, в чем разбирается досконально (о тараканах). Кстати, чтение этих стихов представляет собой также определенный акт насилия над слушателем.
> было бы терпимо,
> если бы насильников грубо и
> зримо наказывали
Вы знаете, мне как автору очень непросто наказывать зло в моих произведениях, потому что его часто довольно трудно отделить от добра. Например, тот же Володя - вроде, настоящий изверг: обижает бедного мальчика и духовно и телесно, использует его, как только хочет, но, с другой стороны, именно он наставляет Костю на путь истинный, позволяя ему найти свое призвание художника. Также и МК: нехороший, конечно, человек, издевается над всеми подряд, но ведь зато помогает разоблачить опасного преступника, (вольно или невольно) ограждает Лужина от такой женщины, как Дуня, которая бы навряд ли составила его семейное счастье и к тому же веселит публику своими остроумными заметками. Так что, как видите, все имеет две стороны.
> Анюта в нынешней ипостаси – дочь
> Катерины Ивановны
Вы имеете в виду падчерица? Сонечка? Ну она вообще-то старше первоначальной Анюты не на пятнадцать лет, а всего на десять (ей ведь 14, в эпилоге - 15).
Не знаю даже... Теоретически из Ани, конечно, могло выйти все, что угодно (и Соня, и Дуня, и даже сама Катерина Ивановна), но на практике из таких, как Анюта, получаются другие, совсем другие женщины. Какие? К этому вопросу я еще обязательно вернусь в моих будущих вещах.
> Даже колготки
> у нее рвутся как раньше.
Колготки на том месте, где у Ани, рвутся, на самом деле, у очень многих (девочек и женщин). Поэтому дальновидные особы женского пола, как только достигают сознательного возраста, испольуют свое право на самоопределение и предпочитают чулки - так намного практичнее.
> Незадачливый садист Володя – это
> Андреас из "Dominus Bonus".
Вот это уже интересно. Как это вы смогли найти между ними что-то общее?!! Андреас - на удивление красивый мальчик, одевается аккуратно и со вкусом. Володя - по классическим меркам не слишком привлекательный и не очень ухоженный тип. Андреас зарабатывает себе на хлеб честной работой в ресторане, которой вполне доволен. Звезд он с неба не хватает, никаким особым искусством не занимается (за исключением самодеятельного хорового пения, которое, по крайней мере в Германии, давно уже является стандартным хобби для среднего человека без особых художественных претензий). Володя же, напротив, нигде не работает, ведет подчеркнуто богемный образ жизни и сочиняет стихи, которые даже приносят ему некоторую славу в определенных узких кругах, так что он, на мой взгляд, все что угодно, но никак не "незадачливый".
Что касается садизма, то в этом преуспел только Володя. Андреас-то как раз никакой не садист: он не только сигарет о девушек не тушит, но и ремешком ударить стесняется. Вообще, если помните, героиня "Доминуса" называет его ангелом, что довольно хорошо отражает суть этого простого, милого парня.
Одним словом, такого любовника, как Андреас, (по крайней мере, на некоторое, не слишком продолжительное время) любой девушке можно только пожелать, а вот Володю никому рекомендовать почему-то не хочется. Ему больше подходит мужчина: мужчины выносливее физически, и им легче отвечать Володиным запросам в области продвинутого садизма.
> Улица Бродского
Та улица Бродского, про которую я пишу, названа не в честь поэта, а в честь одного советского художника с таким же именем (он, по-моему, рисовал Ленина в Кремле или что-то в этом роде). Она действительно существовала тогда в Ленинграде. Теперь ее, вроде бы, переименовали в Михайловскую (это на тот случай, если кто-то будет в Петербурге и захочет пройтись по литературным местам)
> Настоящие
> кибуцники резко антирелигиозны и кипы
> носят разве что на похоронах.
Странно. Я видела по телевизору репортаж про кибуц, там все ходили в кипах, а вечером в клубе был концерт еврейской песни. Все выглядело очень мило и уютно. А еще я смотрела какой-то американский комедийный сериал, там было про то, как две девушки (из Америки) поехали в израильский кибуц, чтобы там лишаться девственности, что с ними и произошло в очень живописной обстановке в зарослях винограда. Так вот, мальчик, который им при этом помогал, тоже был в кипе.
> И вообще, чего вдруг Раскольникова
> понесло в кибуц?
Раскольников вообще очень непредсказуемый человек. Он все время делает то, чего не должен был бы.
> "Законы и обычаи
> еврейской жизни".
Дело в том, что одно время меня довольно часто вызывали на разговоры на национальную тему. Мне просто надоело повторять всем одно и то же, вот я и написала этот рассказ. Если кто-то до того же самого додумался раньше меня, то тем лучше.


23.07.00 02:12:19 msk
Дан

КВ,

Я дочитал ваш роман до конца.
Мне понравилась фраза про чистую
и светлую любовь, и Лебезятников очень хорош.

1. О насилии: оно было бы терпимо,
если бы насильников грубо и
зримо наказывали. (Так, как
Володю, а не так, как МК.)

2. Анюта в нынешней ипостаси - дочь
Катерины Ивановны. Даже колготки
у нее рвутся как раньше. А она
правда пролезла в роман без вашего
ведома?

3. Незадачливый садист Володя - это
Андреас из "Dominus Bonus".

4. Улица Бродского в описываемое время
вряд ли существовала, так как он умер только
в 1996 году, а увековечивать себя при жизни
не позволил бы.

5. Израиль совсем не похож. Настоящие
кибуцники резко антирелигиозны и кипы
носят разве что на похоронах. Ни один
диот не пойдет работать под палящим
солнцем в полдень. (Солнечный удар)
И вообще, чего вдруг Раскольникова
понесло в кибуц? Для него естественно
поступать в университет на первую степень.

(То же в вашем рассказе "Законы и обычаи
еврейской жизни". Вы повторили тезисы,
известные уже сто или двести лет, и контр-
аргументы на них тоже давно известны.)


21.07.00 23:25:59 msk
Катя Васильева

Дан!
Видите ли, насилие - это вообще основная тема моего романа. Не только физическое, но и психологическое. И мужчин оно, кстати, тоже стороной не обходит. Понимаю, что это иногда неприятно, поэтому и попыталась не сосредотачиваться только на грустном. Так что в перерывах между насилием (а иногда и во время такового) мои герои расслабляются и веселятся. Думаю, это разумный компромисс.
Кстати, сцена с Мармеладовым, которая Вам понравилась (чему я очень рада), тоже напрямую связана с насилием, причиненным этому человеку Свидригайловым и вообще жизнью.
Что касается "Володички", то он, на мой вкус, персонаж скорее сатирический, чем романтический, хотя, конечно, как Вы справедливо заметили, и не лишен некоторого эротического шарма. Правда, что-то не припоминаю, чтобы я его таскала из одного своего текста в другой. Володя - откровенный садист, таких у меня, по-моему, в других вещах ещё не было.
Насчет Анюты я Вас тоже, к сожалению, не совсем поняла. Аня у меня была в "Повести о настоящей женщины", а перебегать в роман я ей, вроде, пока не позволяла. Так что, если не трудно, уточните, пожалуйста, что Вы имели в виду.


21.07.00 02:28:15 msk
Дан

В "Празднике топора" очень неприятное
впечатление производят сцены грубого
насилия над дамами.
Вставленные в литературное произведение,
эти сцены так же приятны, как запеченные в
кремовый торт бабочки.

Одна из которых - дико умный, эротичный и
романтичный Володичка, которого автор
таскает из текста в текст.

Зато понравилась Анюта, почти не
изменившаяся за истекшие пятнадцать лет.
И сцена с Мармеладовым очень хороша.


30.06.00 12:57:57 msk
ЖЖ

Спасибочки, Катя.
Я довольно подробно высказал свое мнение о рассказе в беседке ЛИТО, за что получил там по первое число :)))


27.06.00 22:55:36 msk
Катя Васильева

Прочитал рассказ - будь вежливым: скажи автору спасибо. Если хочется поругать, то закрой глаза, сосчитай до десяти и, если все еще хочется, то... так и быть, поругай. Или поставь автора в тупик каким-нибудь коварным вопросом...










НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Макс Неволошин: Средство от тревог [...Идеальный текст, идеальный текст... Идеальный текст - это как... бутылка пива в утреннюю сушь. Заходит радостно, стремительно, внезапно, с лёгким удивлением...] Александр М. Кобринский: Подвеска на ниточке [...и в этот момент Пейл осознал, что он живет в городке, населенном потомственными сумасшедшими...] Владимир Спектор: Три рецензии [- О книге Юрия Буйды "Стален" / - О романе Евгения Гришковца "Театр отчаяния. Отчаянный театр" / - О книге Александра Цыпкина "Женщины непреклонного...] Ольга Андреева: Город лишних подробностей [...Лоза струится вниз со всех карнизов. / Я тоже - жизнь, и я бросаю вызов. / Вливается глубокий альт озона / в сопрано свежекошеных газонов.] Сергей Антонов: Мама мыла раму [...Их крики и предсмертные судороги, их боль и отчаяние растворились в воздухе без следа, но запах, вобравший в себя энергетику сотен, тысяч смертей,...] Ирина Жураковская: Стена: и Восхождение: Два рассказа [Она устала. Устала ждать. Устала плакать. Устала бояться. Устала принимать подаяния. Устала стесняться. Устала примерять чужие одежды и обувь. И бельё...] Максим Жуков: У коровы есть гнездо [...Но родителей слушая, - внемлю / Тем, кто впроголодь жил и страдал, - / Я люблю мою бедную землю / Оттого, что иной не видал.] Анна Арканина: Стихотворения [Все что было - узнаешь впервые - / дом у речки и яблочный Спас... / Будто жили не мы, а другие, / но похожие очень на нас...]
Словесность