Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность




"Если сажа твоя бела..."


Рецензия написана для журнала "Русская речь" (СПб, июнь 2002)


...Чего не ждешь от молодой поэтессы, так это сдержанности, спокойного, даже порой прохладного тона... Но часто такова в своих стихах Диана Эфендиева. Возможно, сдержанности ее научила северная природа: Диана живет в Эстонии, в Нарве. И именно сдержанность, выверенность тембра дарит стихам Дианы неповторимый шарм:

быть снегом, следом, отпечатком
от каблука;
с руки потерянной перчаткой;
быть как рукав

реки, который слишком долго
в тебя впадал...
("Быть снегом, следом...")

На ум приходит знаменитая ахматовская перчатка, надетая на правую руку вместо левой... Надо признать, такое сравнение уместно. Диана Эфендиева - один из самых зорких поэтов в Сети. И - нельзя не подумать, что так умело подчеркивать детали умеет только женщина:

Она лепит котлеты,
Липнет к ладоням фарш.
               Ты заходишь на кухню,
               Садишься за шаткий стол.
Контрабасы и трубы
Играют походный марш.
               Ты устал от вражды
               За десяток лет как за сто.
("Котлеты")

В то же время стихам Дианы нельзя отказать в логике - такой, против которой нечего возразить:

Если сажа твоя бела -
Значит, смотришь на негатив...
("Если сажа твоя...")

Согласно этой самой логике в стихах Дианы строится сюжет, и та же логика подсказывает поэтессе поливариантность развивающихся событий, равновеликость - равновеличие? - возможностей, открывающихся перед лирической героиней:

...Можно для теста дрожжей развести
Или во вторник пойти развестись,
Снова начать с нуля.

Можно бы окна помыть с утра.
Можно поверить, что дни утрат
Лучшую жизнь сулят...
("Ну и теплынь...")

Книга Ди Эфендиевой, вышедшая в издательстве "Геликон Плюс" в прошлом году, не случайно носит название "Джаз декабря". Выпущенный по итогам сетевого литературного конкурса АРТ-ЛИТО'2000, где он занял первое место, сборник полон музыкальных, почти синкопированных строф, дольников, пиррихиев:

...И после меда - одна вода
И ситец после парчи
Растет трава моя лебеда
Летят и летят грачи...
("Жестокий роман-с")

И всё же самыми популярными стихами Дианы в Сети остаются ее строки о России, пронзительные и светлые, хотя порой и беспощадные:

Не вина хочу, не войны.
Далеко, мой друг, далеко -
По ландшафту другой страны -
Молоко течет, молоко...
("Молоко")

Назвавшая родину "нелюдимой стороной, нелюбимою державой", Диана Эфендиева, пожалуй, точнее многих писателей сумела отразить в своем самом знаменитом стихе - "Ржавом ангеле" - переживания жителей одной шестой части суши в конце прошлого века:

Над нелюдимой стороной,
Над нелюбимою державой
Летел испорченный и ржавый
Железный ангел заводной.
...
...Никто на низкий небосвод
Не посмотрел, не помолился,
И ржавый ангел в снег свалился,
Когда окончился завод.
("Ржавый ангел")



© Светлана Бодрунова, 2002-2022.
© Сетевая Словесность, 2002-2022.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сергей Слепухин: Портрет художника ["Красный", "белый", "зеленый" - кто может объяснить, что означают эти слова? Почему именно это слово, а не какое-нибудь другое сообщает о свойствах конкретного...] Виктория Кольцевая: И сквозная жизнь (О книге Александры Герасимовой "Метрика") [Из аннотации, информирующей, что в "Метрику" вошли стихи, написанные за последние три года, можно предположить: автор соответствует себе нынешнему. И...] Андрей Крюков: В краю суровых зим [Но зато у нас последние изгои / Не изглоданы кострами инквизиций, / Нам гоняться ли за призраками Гойи? / Обойдёмся мы без вашей заграницы...] Андрей Баранов: Последняя строка [Бывают в жизни события, которые радикально меняют привычный уклад, и после них жизнь уже не может течь так, как она текла раньше. Часто такие события...] Максим Жуков, Светлана Чернышова: Кстати, о качестве (О книге стихов Александра Вулыха "Люди в переплёте") [Вулыха знают. Вулыха уважают. Вулыха любят. Вулыха ненавидят. / Он один из самых известных московских поэтов современности. И один из главных.] Вера Зубарева: Реквием по снегу [Ты на краю... И смотрят ввысь / В ожидании будущего дети в матросках. / Но будущего нет. И мелькает мысль: / "Нет - и не надо". А потом - воздух...]
Словесность