Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Мемориал-2000

   
П
О
И
С
К

Словесность


Литературные хроники:
Владимир Забалуев
Алексей Зензинов


29 октября в Театре.doc (Трехпрудный пер., 11/13, стр.1) прошла презентация октябрьского номера журнала "Октябрь" на тему:



НУЖНА ЛИ НАМ РЕАЛЬНОСТЬ?
Verbatim в литературе, театре, кино, поп-арте, музыке


Ирина Барметова, Главный редактор журнала "Октябрь"
Предложила следующую встречу драматургов и критиков провести в зале ожидания Казанского вокзала: "Это будет чистый вербатим".
Галина Синькина, автор и режиссер "Преступлений страсти"
Предельно четко объяснила, почему театру нужен такой прорывной метод, как вербатим. "Потому что все ходят в презервативах".
Публицист Михаил Бойко
Круто зажОг!
"Задача театра - сорвать флер с основания бытия. Я предчувствую театр еще более жесткий, еще более радикальный. Есть множество вещей, которые следует разрушать. Подвести черту под неоконсерватизмом, под политкорректностью. Мы накануне перелома".

Актерский цех представляли Владимир Качан и Альберт Филозов
Первый сходу заявил, что знает много могильщиков театра и литературы, а закончил утверждением, что ему "нравится этот эпатаж, сама затея".
Филозов три раза брал слово. Было видно, что ему интересно. Очень живой человек, "без известняка", как сказала Барметова.

Поводом стала публикация в журнале материала Владимира Забалуева и Алексея Зензинова "VERBATIM", посвященного технологии современного документального театра и основанного на материалах, собранных авторами в процессе работы над пьесой "КРАСАВИЦЫ. Verbatim". Авторы утверждали, что пришедший к нам из Великобритании метод, позволяющий драматургу набрать материал для будущего произведения, в России приобрел гораздо большее значение и стал своего рода идеологией.



Участникам дискуссии было предложено обсудить такие тезисы:

VERBATIM - канал формирования новой литературной речи и новых художественных языков;

VERBATIM - инструмент выявления из речи смысла, несущего в себе больший художественный и информационный заряд, чем смысл и содержание;

VERBATIM - это уже не частная драматургическая техника, а общекультурное явление, утверждающее себя в литературе, кино, поп-арте, музыке;

VERBATIM - повивальная бабка с новой эстетики, заменяющей сегодня идеологию, политику, философию, науку;

VERBATIM - сам новая реальность и одновременно - орудие для создания=новой реальности.



Как это обычно происходит, действительность оказалась неожиданней и богаче тех планов, которые строили организаторы акции. Практически все выступавшие говорили не столько о вербатиме как универсальном методе или мировоззренческой концепции, а скорее, о своем личном отношении к нему. Хотя, как предупредил Михаил Угаров, нет ничего более непродуктивного, чем фраза "Я не люблю вербатима".

"Вербатим - всего лишь метод, - сказал один из главных идеологов "Новой драмы", - ты им или пользуешься, или не пользуешься. Классический вербатим - им занимаются актеры. Это наблюдение. Русский вербатим трансформировался в другую сторону. Существуют этические обязательства автора перед героем, у которого он брал интервью".

По словам Михаила Угарова, между современным человеком и жизнью стоит воздушная подушка культурных мифов. На все есть средства безопасности - мы вооружены литературой. Но при этом отношения с реальной жизнью могут сложиться совершенно трагически. "Хороший вкус - страх перед жизнью. Не надо щадящих моментов - интереснее вникнуть в шокирующую ситуацию. Все наши запреты - от страха перед реальностью. Но рано или полно реальность опрокинет и больно сделает".



Полемически резким было выступление публициста Михаила Бойко. "Задача театра - сорвать флер с основания бытия. Я предчувствую театр еще более жесткий, еще более радикальный. Есть множество вещей, которые следует разрушать. Подвести черту под неоконсерватизмом, под политкорректностью. Мы накануне перелома".

Чуть позже Михаил, описывая в своем Живом Журнале этот вечер в Театре.doc, сделал вывод: "защищать порочный социальный порядок, против которого возмущается любое здоровое нравственное чувство, и уж тем более защищать традиционный театр с его ветошью, выхолощенное "искусствишко" - это, по-моему, последнее дело..."

Впрочем, далеко не все признавали за вербатимом способность к революционному обновлению культуры. Актер Владимир Качан скептически отозвался о желании авторов публикации предложить этот способ реконструкции действительности в качестве альтернативы классическому театру, приравняв их к тем бессчетным могильщикам, что не раз пытались хоронить достижения предыдущих поколений, но нимало в этом не преуспели. Однако закончил он утверждением, что ему "нравится этот эпатаж, сама затея".



Пожалуй, самым важным итогом дискуссии стало признание, что это по-своему исторический момент в процессе взаимообогащения, взаимообмена двух трендов, один из которых представлен "толстым" литературным журналом, а другой - авторами-ниспровергателями. Впервые литературный процесс пересекся с драматургией ДОКовского подвала, мейнстрим сошелся с андеграундом.



ПРИЛОЖЕНИЯ



Настоящие друзья
Пришли по первому зову. Чтобы поддержать, зная, что для нас это важно.
Григорий Заславский: "Когда один говорит другому: пойдем в кино, оба имеют в виду примерно одно и то же. Пойдем в театр - это могут быть два совсем разных театра. Есть театр двадцать первого века, а есть - другой эпохи, другой системы".
Нина Беленицкая рассказала, как в одном вербатимном проекте была сфальцифицирована речь персонажа. "Отборный мат, какого, казалось бы, нельзя придумать - а это, оказывается, драматург сочинил".





© Владимир Забалуев и Алексей Зензинов, 2005-2024.
© Сетевая Словесность, 2005-2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах [Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...] Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём [Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...] Алексей Смирнов. Два рассказа. [Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...] Любовь Берёзкина. Командировка на Землю [Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.] Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду [Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.] Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. [Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...] Аркадий Паранский. Кубинский ром [...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...] Никита Николаенко. Дорога вдоль поля [Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...] Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц) [О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.] Дмитрий Аникин. Иона [Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]
Словесность