Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность


Литературные хроники:
Владимир Забалуев
Алексей Зензинов


29 октября в Театре.doc (Трехпрудный пер., 11/13, стр.1) прошла презентация октябрьского номера журнала "Октябрь" на тему:



НУЖНА ЛИ НАМ РЕАЛЬНОСТЬ?
Verbatim в литературе, театре, кино, поп-арте, музыке


Ирина Барметова, Главный редактор журнала "Октябрь"
Предложила следующую встречу драматургов и критиков провести в зале ожидания Казанского вокзала: "Это будет чистый вербатим".
Галина Синькина, автор и режиссер "Преступлений страсти"
Предельно четко объяснила, почему театру нужен такой прорывной метод, как вербатим. "Потому что все ходят в презервативах".
Публицист Михаил Бойко
Круто зажОг!
"Задача театра - сорвать флер с основания бытия. Я предчувствую театр еще более жесткий, еще более радикальный. Есть множество вещей, которые следует разрушать. Подвести черту под неоконсерватизмом, под политкорректностью. Мы накануне перелома".

Актерский цех представляли Владимир Качан и Альберт Филозов
Первый сходу заявил, что знает много могильщиков театра и литературы, а закончил утверждением, что ему "нравится этот эпатаж, сама затея".
Филозов три раза брал слово. Было видно, что ему интересно. Очень живой человек, "без известняка", как сказала Барметова.

Поводом стала публикация в журнале материала Владимира Забалуева и Алексея Зензинова "VERBATIM", посвященного технологии современного документального театра и основанного на материалах, собранных авторами в процессе работы над пьесой "КРАСАВИЦЫ. Verbatim". Авторы утверждали, что пришедший к нам из Великобритании метод, позволяющий драматургу набрать материал для будущего произведения, в России приобрел гораздо большее значение и стал своего рода идеологией.



Участникам дискуссии было предложено обсудить такие тезисы:

VERBATIM - канал формирования новой литературной речи и новых художественных языков;

VERBATIM - инструмент выявления из речи смысла, несущего в себе больший художественный и информационный заряд, чем смысл и содержание;

VERBATIM - это уже не частная драматургическая техника, а общекультурное явление, утверждающее себя в литературе, кино, поп-арте, музыке;

VERBATIM - повивальная бабка с новой эстетики, заменяющей сегодня идеологию, политику, философию, науку;

VERBATIM - сам новая реальность и одновременно - орудие для создания=новой реальности.



Как это обычно происходит, действительность оказалась неожиданней и богаче тех планов, которые строили организаторы акции. Практически все выступавшие говорили не столько о вербатиме как универсальном методе или мировоззренческой концепции, а скорее, о своем личном отношении к нему. Хотя, как предупредил Михаил Угаров, нет ничего более непродуктивного, чем фраза "Я не люблю вербатима".

"Вербатим - всего лишь метод, - сказал один из главных идеологов "Новой драмы", - ты им или пользуешься, или не пользуешься. Классический вербатим - им занимаются актеры. Это наблюдение. Русский вербатим трансформировался в другую сторону. Существуют этические обязательства автора перед героем, у которого он брал интервью".

По словам Михаила Угарова, между современным человеком и жизнью стоит воздушная подушка культурных мифов. На все есть средства безопасности - мы вооружены литературой. Но при этом отношения с реальной жизнью могут сложиться совершенно трагически. "Хороший вкус - страх перед жизнью. Не надо щадящих моментов - интереснее вникнуть в шокирующую ситуацию. Все наши запреты - от страха перед реальностью. Но рано или полно реальность опрокинет и больно сделает".



Полемически резким было выступление публициста Михаила Бойко. "Задача театра - сорвать флер с основания бытия. Я предчувствую театр еще более жесткий, еще более радикальный. Есть множество вещей, которые следует разрушать. Подвести черту под неоконсерватизмом, под политкорректностью. Мы накануне перелома".

Чуть позже Михаил, описывая в своем Живом Журнале этот вечер в Театре.doc, сделал вывод: "защищать порочный социальный порядок, против которого возмущается любое здоровое нравственное чувство, и уж тем более защищать традиционный театр с его ветошью, выхолощенное "искусствишко" - это, по-моему, последнее дело..."

Впрочем, далеко не все признавали за вербатимом способность к революционному обновлению культуры. Актер Владимир Качан скептически отозвался о желании авторов публикации предложить этот способ реконструкции действительности в качестве альтернативы классическому театру, приравняв их к тем бессчетным могильщикам, что не раз пытались хоронить достижения предыдущих поколений, но нимало в этом не преуспели. Однако закончил он утверждением, что ему "нравится этот эпатаж, сама затея".



Пожалуй, самым важным итогом дискуссии стало признание, что это по-своему исторический момент в процессе взаимообогащения, взаимообмена двух трендов, один из которых представлен "толстым" литературным журналом, а другой - авторами-ниспровергателями. Впервые литературный процесс пересекся с драматургией ДОКовского подвала, мейнстрим сошелся с андеграундом.



ПРИЛОЖЕНИЯ



Настоящие друзья
Пришли по первому зову. Чтобы поддержать, зная, что для нас это важно.
Григорий Заславский: "Когда один говорит другому: пойдем в кино, оба имеют в виду примерно одно и то же. Пойдем в театр - это могут быть два совсем разных театра. Есть театр двадцать первого века, а есть - другой эпохи, другой системы".
Нина Беленицкая рассказала, как в одном вербатимном проекте была сфальцифицирована речь персонажа. "Отборный мат, какого, казалось бы, нельзя придумать - а это, оказывается, драматург сочинил".





© Владимир Забалуев и Алексей Зензинов, 2005-2018.
© Сетевая Словесность, 2005-2018.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Татьяна Шереметева: Шелковый шепот желаний [И решил Томас отправиться в морское путешествие. Жизнь на корабле особенная: там нет забот - все они оставлены на берегу, там можно думать только об удовольствиях...] Макс Неволошин: Подстава для Кэролайн [Кэролайн из тех барышень, которых хочется утешить или защитить от чего-нибудь. Желательно, обняв за плечи...] Ирина Кадочникова: "Отчего, неизреченный боже, ты меня покинул на меня..." (О творческой биографии Алексея Сомова) [Эссе Ирины Кадочниковой о творчестве поэта Алексея Сомова получило первое место в конкурсе "Уйти. Остаться. Жить" на лучшее эссе о рано ушедшем молодом...] Сергей Комлев: Чтобы жизнь после смерти оставалась легка [Так хотелось вина, чепухи, / много сдобы да бабу пуховую. / Но мне выдано - полночь, стихи. / И сережка зачем-то ольховая...] Виктория Кольцевая: Картинки с выставки [Давай останемся в реальности, / в эфире, / надвое расколотом. / Везде чума, / мой милый Августин, / и всюду шнапс дороже золота...] Сергей Сутулов-Катеринич: Мартовская Ида [Года и годы обитания в этой растреклятой и распрекрасной паутине подарили мне массу встреч...] Михаил Ковсан: Скользкий путь в гору [Ставни захлопывались. Свет выключался. Дверь закрывалась. И тьма стремилась меня поглотить. Я всматривался в щелочки ставень. Я вслушивался в звуки за...] Олег Демидов: Фатум, залёгший на дно (О книге Юрия Кублановского "Долгая переправа: 2001-2017") [К юбилею Юрия Кублановского вышла книга избранных стихотворений "Долгая переправа". В неё вошли тексты, написанные в XXI веке. В преддверии восьмого десятка...] Александра Шевченко: Не то чтобы модерно [...ходят утаптывая круги в снегу / хлопают рукавицами по бокам / в небе над ними зреет луна-чека / /дернем/ а сам-то можешь /и сам могу/...] Ал Пантелят: Игры закончились [что делать нам / когда мы уже собрали / свои стадионы...]
Словесность