Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность



    Театральная афиша (2012-й год, фрагмент)
    Фото и дизайн Татьяны Литвиновой

    ВЫДОХ НА СЛОВЕ LOVE

    Рок-поэллада



      Действующие лица:

      АВТОР (чаще всего – речитатив, декламация... иногда – поёт...)
      ЖЕНЩИНА (поёт, иногда – речитатив)
      МУЖЧИНА (поёт, иногда – речитатив)
      СОПЕРНИК (поёт, иногда – речитатив)
      ФОТОГРАФ
      КИНООПЕРАТОР
      РОК-ГРУППА
      ВОКАЛИСТ
      ВОКАЛИСТКА
      Действие происходит в разных городах – названия, которых то чаще, то реже звучат в поэтическом тексте. Режиссёр может выбирать из предложенных: Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Пятигорск, Одесса, Париж, Нью-Йорк...



    Часть I


    АВТОР (речитатив):
    Затевая повесть, растревожу совесть –
    Нарисую синюю весну.
    Изумлённый возглас: "Признавайся, кто здесь?!
    Соловьи ликуют – не уснуть..."

    Занавеска дрогнет. Силуэт растает.
    Соловьи сгорают на заре...
    Пастораль стерильна. Акварель астральна.
    Безобразен жёлтый лазарет.

    Убаюкав совесть, укокошу повесть –
    На дисплее плавится июль...
    И компьютер тёртый, пьяно беспокоясь,
    Озадачит ключиками Ю.

    Заповедный адрес Интернет размножит –
    Стукачи бесчинствуют в ночи...
    Обожаю лица. Отрицаю рожи.
    Запредельный голос, прозвучи!

    Возрождая повесть, истерзаю совесть –
    Август-цензор, главы изымай!
    Голова размякла, одурела... то есть –
    Героиня вышла из ума.

    Гобелен наивен. Гардероб наглажен.
    Журавли заплачут на ветру.
    Заштрихует ливень женщину в пейзаже –
    Я сюжет безбожно перевру.

    Успокоив совесть, завершаю повесть –
    Героиня – замужем? В раю?!
    Но герой упёртый, приголубив подлость,
    Ухмыльнётся автору: "Убью!"

    Алфавит январский. Частокол бессонниц.
    Почитай, Мефодий, на печи.
    А Кирилл закурит, грохнув "Панасоник".
    Помолчим. Без видимых причин...


    МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт):
    Студент. Студентка. Рождество.
    Ожог судьбы. Дрожат тюльпаны.
    Семь рыжих звёзд в бокал упали.
    Шесть грёз в тетради – шесть стихов.

    Дипломы. Танец "поплавков".
    Мираж метели. Тополь древний.
    Семь синих звёзд горят на рейде.
    Пять снов небесных – пять грехов.

    Сентябрь. Лукавство. Сватовство.
    Капризы роз. Сумбур обмана.
    Семь пьяных звёзд – на дне стакана.
    "Четыре года – псу под хвост!"
    ....................................
    Весна. Восторги васильков.
    "Прощён..." – "Святая..." Свадьбе жарко!
    Семь юных звёзд порхают в парках
    Три ночи – стайкой светляков.

    Любовь. Интриги двойников.
    Работа. Дети... "Мы – в Париже!"
    Семь ясных звёзд на нитку нижут
    Две жизни вечных дураков.

    Старик. Старуха. Рождество.
    Улыбки тень. Озноб свирели.
    Семь мудрых звёзд уже согрели
    Один денёк и сто веков...


    СОПЕРНИК (поёт):
    Кончилась вечность – зачисли кончину
    В первопричину "увы..." и "ура!":
    Что бы сейчас (через час?) ни случилось,
    Завтра уже приключилось вчера.

    Умная женщина ищет мужчину,
    Глупая девочка – образ царя.
    Оберегаю от сглаза Кончиту –
    Сватаю замуж за кобзаря.

    Для звонаря и псаря величины –
    Разные, праздные, et cetera...
    Чистые женщины, чудо-мужчины
    Горечью мечены в честном вчера.

    Чтобы причина переключилась –
    Целишь в поэта? Стреляй в палача! –
    Чёрною речкой морочу кручину –
    Чёрною ночкой очнётся в Сочах.

    Небо с овчинку? Чердак не по чину?
    Дочь замочила портянки в борщах?
    Следствие, выучи "Санта-Лючию" –
    Музыка лечит и учит прощать.

    Выключу вечность. Очищу лучину.
    Речитативна предтеча добра.
    Плачь, Челентано! Скучай, Благочинный...
    Счастье – перчатка из чрева вчера.


    МУЖЧИНА (поёт):
    Ровесник, ты ревнуешь на "Ура!"...

    СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
    Соперник...

    МУЖЧИНА (поёт):
    Соперник, ты рифмуешь на "Ура!",
    А мне дороже веточка мимозы,
    Подаренная в дивные морозы
    Девчушкой из соседнего двора...

    СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
    Поэзия...

    МУЖЧИНА (поёт):
    Поэзия – безумная игра:
    Метафоры, как вдовы, одолели.
    Кровавы безобидные дуэли.
    А критики кричат: "Вы – шулера!.."

    СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
    Овации...

    МУЖЧИНА (поёт):
    Овации, мой милый, мишура:
    Банальная, но точная примета.
    Пока кружится синяя планета,
    Опасны и прекрасны юнкера.

    СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
    Гадалка...

    МУЖЧИНА (поёт):
    Гадалка, философии сестра,
    Твердит о революции беспечной –
    Теории увечной и конечной,
    Упавшей с оголённого пера.

    СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
    Лахудры...

    МУЖЧИНА (поёт):
    Лахудры, непотребные с утра,
    Мечтают о послании Петрарки –
    Под аркой триумфальные подарки
    Горят на рыжем зеркале костра...

    СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
    Мелодия...

    МУЖЧИНА (поёт):
    Мелодия печали и добра
    Задумчиво выводит на свирели
    Застенчивые трели колыбели –
    Из чистого, как детство, серебра.


    АВТОР (речитатив, пение...):
    Платон! И тон, и полутон бессильны выразить тональность.
    Моя треклятая ментальность опять сбивается на стон.

    СОПЕРНИК (речитатив, пение...):
    Бином туманный! Поделом тебе рога приделал Ньютон.
    Дефо (де-факто) перепутал: "Пиши фривольно помелом".

    ЖЕНЩИНА (речитатив, пение...):
    Ферма дарует шаткий трон весьма смышлёному субъекту,
    Который сквозь века скумекал: "Закону нужен обертон!"

    МУЖЧИНА (речитатив, пение...):
    Махнёт оранжевым крылом над шалым миром Модильяни –
    Он не парил на дельтаплане: ему и так грозил дурдом.

    АВТОР (речитатив, пение...):
    Допустим, новый Соломон явил народам рой видений...
    Пошлёт их к чёрту, вне сомнений, пижон по кличке Селадон.

    СОПЕРНИК (речитатив, пение...):
    Ряжусь почтенным колдуном – юнцов история не терпит:
    У двери дули вертит Вертер, и Верди плачет под окном.

    ЖЕНЩИНА (речитатив, пение...):
    Долдонь, гуляя за кордон, скупая в розницу и оптом
    Чужой, чудной, но скучный опыт: "Варягов жаловал Гвидон!"

    МУЖЧИНА (речитатив, пение...):
    Пардон, бреду на ипподром: Сократ коварнее Геракла...
    Кляну заносчивый характер: плачу фамильным серебром.

    АВТОР (речитатив, пение...):
    Доступно пиво "Оболонь" – таранью лоб и зуб тараня,
    Старайся память не поранить, Полуведёрный Аполлон.

    СОПЕРНИК (речитатив, пение...):
    Трясёт адамовым ребром бинарный демон... Вместо рожи
    Представь улыбку – свет поможет увидеть купол над Днепром.

    ЖЕНЩИНА (речитатив, пение...):
    Земной юдоли перезвон, небесной жизни серенада
    В соборе нежно пеленают озноб в спасительный озон.

    МУЖЧИНА (речитатив, пение...):
    Питон – великий гастроном. Пират плывёт по Интернету.
    Но интердевочке монету достанет с неба астроном.

    АВТОР (речитатив, пение...):
    Платан, лысеющий Платон, прошепчет милую банальность...
    СОПЕРНИК (речитатив, пение...):
    Что клёну по сердцу фатальность зимы, липучей, словно сон.

    МУЖЧИНА (речитатив, пение...):
    Талант – как лживый мажордом: сегодня – помнит, завтра – гонит...
    ЖЕНЩИНА (речитатив, пение...):
    И страсти царственных агоний бурлят за буквами: "Боржом".
    АВТОР (речитатив):
    Ловец сиреневых ворон?!
        СОПЕРНИК (поёт):
        Тебя побьют, впадая в ярость...
    МУЖЧИНА (речитатив):
    За моветон и фамильярность...
        ЖЕНЩИНА (речитатив, пение...):
        ...деды Брокгауз и Евфрон...
          ...деды Брокгауз и Евфрон.


    АВТОР (речитатив, пение...):
    Бюст героя и... бюст вдовы
    Перевязаны буквой Ю...
    Отвергая пустое "Вы",
    Сигаретку твою курю.
    Я, поверь, воевал, как он.
    Ну, а он воевал, как я...
    Из двоих различил Харон
    Беспризорника бытия.

    Кровь победы и соль беды
    Забинтованы словом БОЛЬ...
    Чистый спирт! Молодым – воды.
    Паранойя: нелепый бой...
    Бюст героя – моя вина.
    Перелёт! Сочинять зачем?
    Перемать! Такова война...
    И шарахнул огнём чечен!

    Перевал. Вертолёт. Санчасть.
    Задыхаясь на звуке О,
    Он хватал за халат врача:
    "Вологодское молоко..."
    Ослепителен бюст вдовы...
    Извини: я бездарно пью –
    Потому что семь лет, увы,
    Безнадёжно тебя... люблю.
    ..................................................
    "За разведку?!" Идите на...
    Задрожал дремавший перрон.
    Промолчала чужая жена.
    Промычал старина Харон.


    ЖЕНЩИНА (поёт):
    Из печального далека
    Долетело эхо разрыва –
    Удивилась наивная ива,
    Занавеска качнулась. Слегка.
    И вальяжные облака
    Кувырком покатились по склонам,
    Оживляя пейзаж заоконный,
    Отутюженный на века.

    Изумрудные вензеля
    Угадай в отсыревшей сирени,
    Где мерцает в плену светотени
    Призрак серого соловья...
    Это – мы, это – ты, это – я,
    Испугавшись внезапного эха,
    Растеряли жемчужины смеха
    Безмятежного бытия.

    Одиночество ледника,
    Потревоженное случайно
    Зычным криком и свистом тайным
    Волоокого старика?!
    Или домысел дурака:
    "За горою закат догорает –
    Это значит: война умирает,
    Умирает наверняка?!"
    .................................
    Из печального далека
    Долетело эхо разрыва –
    Удивилась наивная ива,
    Занавеска качнулась.
          Слегка...


    И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане...
    Мизансцены – за режиссёром...
    АВТОР разбивает первое огромное "зеркало", стоявшее в глубине сцены.
    Из рамы выпрыгивают рок-музыканты...
    Вокалист и вокалистка исполняют песню "аленький цветочек..."

    ...по законам земной механики,
    потакая небесной мимике,
    охмуряют реал охальники,
    охраняют астрал алхимики.

    героиня английской лирики –
    на закорках тверской завалинки.
    отчифирили-откефирили...
    посошок! наливай по маленькой.

    камикадзе кремлёвской мистики –
    в катакомбах германской клиники.
    отхристосили-отфашистили...
    сбереги от нечистых, миленький!

    вышибают мозги разбойники.
    исцеляют глаза проталинки.
    отобамили-отобоили...
    расскажи про цветочек аленький.....................
    ......... охраняют астрал алхимики.
      посошок! наливай по маленькой.
      сбереги от нечистых, миленький!
      расскажи про цветочек аленький...
    потакая небесной мимике,
    охмуряют реал охальники.
    в катакомбах германской клиники
    исцеляют глаза-проталинки.

    мавзолеи молчат над клумбами.
    на экранах мычат титаники.
    откоммунили-отколумбили...
    передых до вселенской паники.

    посошок! наливай по маленькой –
    на закорках тверской завалинки...

    ЧАСТЬ II


    АВТОР (речитатив? пение?):
    Кружит снежок – утюжит нежить.
    Мартообрядность благодати.
    СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
    Всепобеждающая нежность.
    Мажор? Адажио? Анданте...

    АВТОР (речитатив? пение?):
    Всё побеждающая лёгкость.
    Озноб прощёных воскресений.
    Мелькнула молодость-дурёха
    На перевале пред/весеннем.

    Минор: надежды безнадежность.
    Стихи, снежинки, "саперави"...
    Всепобеждающая свежесть
    На пост/апрельской переправе...

    Всё побеждающая чёткость
    Воспоминаний без диффузий:
    Профессор – чёрт, ему – девчонка,
    Тебе – зачётка в грешном вузе?

    СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
    Профессор – чёрт, ему в печёнку –
    Смычком мальчишеской печали!
    Цыганом умыкнул девчонку –
    Педант сольфеджио отчалил.

    АВТОР (речитатив? пение?):
    Адажио? Анданте? Престо!
    Кинороманы – в крематорий.
    Ожог подснежника – невеста.
    Жена – пожар консерваторий,

    СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
    На перевале пред/осеннем,
    На переправе пост/июльской – ...
    АВТОР (речитатив? пение?):
    Без опостылых опасений
    За иллюстрации иллюзий.

    СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
    Душа в окошке – как... небрежность:
    В чужую жизнь снежком попасть и...
    АВТОР (речитатив? пение?):
    Всепобеждающая нежность.
    Всё пожирающие страсти!


    ЖЕНЩИНА и СОПЕРНИК (дуэт):
    На том языке, на котором грустила –
    напрасны попытки поведать о грусти?
    Напишет записку: "Прощай, шизокрылый!".
    И сизого голубя в створку отпустит.
    На том сквозняке, на котором мечталось,
    Архангел пытается выловить слово:
    симфония... скифы... Солярис... стеклярус...
    На сонных часах – половина второго.

    На том чердаке, на котором когда-то
    грустилось, мечталось, пилось и любилось, –
    гитара, свеча, четвертушка плаката:
    ...Дворцовая площадь... концерт Наутилус...
    Язык, на котором Марию молила:
    "...январское имя оплачь над страницей,
    и в мае вернётся прощёный постылый –
    целитель столицы, провидец провинций..."

    Сквозняк, на котором ночами зачем-то
    летала над призрачной рябью канала,
    подхватит зачётку: "Конец Кватроченто..."
    и вырвет страничку, где подпись стояла.
    Чердак, на котором однажды приснилось:
    затеяли черти батальные съёмки –
    Дворцовую площадь вспорол Наутилус...
    Над Красной парит броненосец Потёмкин...
    .........................................................
    Язык, на котором Любовь приключилась...
    сквозняк, за который Архангел в ответе...
    чердак, у которого чин Капуччино... –
    на этом, Гомером придуманном свете...

    МУЖЧИНА:
    ...на этом, Гомером придуманном свете...


    АВТОР (речитатив? пение?!):
    Стихи оставили меня, долгов подкинули –
    Как беспардонная родня, сто раз подставили –
    Сто лет не пишут, не звонят, клянусь богинями...
    Найдёте в ржавых словарях: живут в Италии.
    Вчера воскрес убитый ямб: "Сгонять за рифмами?!
    Они – медсёстрами теперь у Белой реченьки..."
    И сын, и дочь, и друг, и зверь тиранят мифами.
    Судьба и время – по нолям. Лечу над Вечностью...

    СОПЕРНИК (речитатив? пение?!):
    Стихи на прозу разменял? – В соплях метафоры.
    Обид считать-не перечесть – на грани бешенства.
    Дуэли. Госпиталь. Вокзал в хоралах баховых.
    МУЖЧИНА (речитатив):
    "Он не виновен, Ваша честь! Стрелялся – тешился..."

    АВТОР (речитатив? пение?!):
    Назавтра явится хорей – (проспал с гиперболой):
    "Опять разборки без меня? Кто труса праздновал?
    МУЖЧИНА (речитатив):
    Я, сударь, Вам не изменял – кивните, Лермонтов!
    Внимайте: стая стихарей воркует ласково..."

    АВТОР (речитатив? пение?!):
    Крещатик. Крестник. Херувим. Днепра излучины.
    Спасибо, Киев, Третий Рим, за хруст эпитета...
    СОПЕРНИК (речитатив? пение?!):
    Стихи артачатся: "Опять Сюжет закрученный?!"
    Поссоримся, япона мать! "Адью!" – До Питера?..



    ЖЕНЩИНА (поёт):
    Сыграй на скрипочке, мной нарисованный,
    мой окольцованный Январский Май!
    Карета сонная скрипит рессорами,
    лошадки цокают – помчимся в Рай!

    Тебя увидела, потом услышала,
    судьбою меченный и вкривь, и вкось...
    Ни взгляда долгого, ни звука лишнего,
    рифмач наверченный, заветный гость!

    Сыграй на дудочке, мой неожиданный,
    мной ожидаемый и муж, и брат!

    Душа спасаема, покуда живы мы...
    Тропа кинжальная – в запретный ад.

    Тебя, наверное, друзья невинные,
    враги старинные погрызли всласть...
    Хотя неверная вчера покинула,
    грозит кикимора: "Я не сдалась!"

    В игре на скрипочке, мой неосознанный,
    мной неопознанный объект, сгорай!
    Карета ржавая? Зима морозная?
    Давай – на розвальнях! И прямо – в Рай!

    Твои прозрения потомки праздные
    сочтут химерами, но век – велик.
    Мои признания сомнут маразмами
    и полумерами: народ столик...

    В игре на дудочке, мой окончательный,
    мной опечаленный, и мёд, и яд...
    Пока ручались мы семью печатями,
    любовь отчалила из Рая в ад.


    АВТОР (речитатив):
    ...поэт орал, и плакал, и молился,
    и каялся, и пил, и быдлом был,
    но женщина прощала: "без милиций...",
    она его любила: "будь любым –
    тиранящим, покладистым, похмельным,
    оболганным, освистанным, святым,
    квадратным, треугольным, параллельным,
    оборванным, расхристанным, тупым,
    гламурным, гениальным, безрассудным,
    пророком, прокурором, сорванцом,
    безвизовым, бессонным, беспробудным,
    алхимиком, бухариком, творцом,
    Касперским, Козаковым, Квазимодо,
    Кулибиным, Каспаровым, Кюри,
    котярой, крокодилом, козьей мордой,
    но, милый мой, люби – без попурри!.."

    СОПЕРНИК (речитатив):
    Апостолы! Поэт заезжей музе
    Со сцены посвятил пустой сонет:
    "Италия. Болезненность иллюзий..."
    И женщина растаяла – в рассвет.

    МУЖЧИНА (речитатив):
    Поэт кричит – ранимая не слышит...
    (О музах при французах повторим?!)
    ЖЕНЩИНА (речитатив):
    Прошепчет он – родимая в Камышин
    Примчится, проклиная гордый Рим.


    МУЖЧИНА (поёт):
    Не знать о городе. Не помнить
    Церквей, трамвайного кольца...
    Закрытые глаза наполнить
    Сияньем твоего лица.

    Не слушать города. Не слышать
    Его пропойц, убийц, калек...
    И тихо улыбаться: свыше
    Дарован серебристый смех.

    Не стынуть в городе. Не мёрзнуть –
    Ещё один прощальный круг...
    Озноб пронзительный и звёздный –
    Прикосновенье тёплых рук.

    Не знать о городе. Не ведать,
    Что жаден, жалок, нежен, груб...
    Загадка? Проигрыш? Победа? –
    Прикосновенье робких губ.

    Не говорить о нём ни слова
    Друзьям, жене. Но по ночам
    Внимать сначала, вновь и снова
    Твоим застенчивым речам.


    ЖЕНЩИНА (речитатив и пение):
    Когда умру от нежности к тебе –
    Твоим стихам, мелодиям, заскокам,
    Закружится над кряжем Коктебель,
    Опознавая душу по осколкам.
    Когда умру от жалости к тебе...

    АВТОР (речитатив и пение):
    Когда умру от ревности к нему –
    Его ухмылкам, фразам, междометьям,
    Циничные потомки не поймут,
    Кого, за что, зачем и чем отметим?!
    Когда умру от зависти к нему...

    ЖЕНЩИНА (речитатив и пение):
    Смешны попытки пережить тебя,
    Минуя мины и шипы ошибок...
    Дрожащие мундиры октября
    Горят в рубцах рябиновых нашивок.
    Грешны попытки пережить тебя...

    АВТОР (речитатив и пение):
    Когда умру от жалости к тебе –
    Твоим Шерхану, "Шевроле", баштану,
    Весёлая ватага кобелей
    Процессию проводит под Бештау.
    Когда умру от верности тебе...

    ЖЕНЩИНА (речитатив и пение):
    Когда умру от подлостей его –
    Бульварных, куртуазных, виртуальных,
    У Воланда случится торжество
    С участием персон маниакальных.
    Когда умру от пошлостей его...

    АВТОР (речитатив и пение):
    Грешны попытки пережить тебя,
    Срывая крыши и свинец стоп-кранов...
    Пиратствуют в пространствах букваря
    Крутые пожиратели романов.
    Грустны попытки пережить тебя...

    ЖЕНЩИНА (речитатив и пение):
    Когда умру от верности тебе –
    Губительной, язвительной, жестокой,
    Старательная стая голубей
    Начнёт зубрить грамматику Востока.

    АВТОР и ЖЕНЩИНА (речитатив):
    Когда умру от нежности к тебе...


    И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане...
    Мизансцены – за режиссёром...
    АВТОР срывает материю с огромной рамы. Зрители ожидают увидеть картину. Однако в раме оживают рок-музыканты, вокалист и вокалистка исполняют песню
    "Никогда никого ни о чём не проси..."

    Никогда никого ни о чём не проси...
    Никого никогда не проси ни о чём!
    Нота третьей октавы – небесная си –
    Станет лучшей подругой и вечным врачом.

    Я веками просил, умолял, укорял
    И царя, и псаря, и вельможу, и вошь:
    – В серебре словаря уничтожь рифму бля!
    – Разорив до рубля, ноту ля не тревожь!

    Никогда ни о чём никого – не-не-не!
    Никого никогда не проси – ни-ни-ни!
    На родной стороне только водка в цене:
    Оде – мир, мироед! До-ре-ми, извини...

    Я лукавил, считая стихами грехи,
    И не сразу постиг горькой истины смех:
    Соловей перепел трубадуров лихих,
    А поэта прощает единственный грех.

    Никогда не проси ни о чём никого,
    Не проси ни о чём никого никогда –
    У костёлов, мечетей, церквей, синагог,
    В самолётах, постелях, стогах, поездах.

    Вспоминая в остроге рублёвский астрал –
    Вдалеке от порогов рублёвских хором,
    Нацарапай на стенке сакральный хорал –
    Сатанинский псалом! – гениальным пером.
    .......................................................
    На санскрите, иврите, французском, фарси
    Никогда никого ни о чём не проси!

    ЧАСТЬ III


    АВТОР (речитатив):
    Много жён. Много песен и тем.
    Мало жизни – шагреневой кожи.
    Ты, похоже, седой совсем,
    Твоя первая женщина – тоже...

    СОПЕРНИК (речитатив):
    Отправляла ко всем чертям,
    Обзывала котом учёным.
    Укоряли: "Тебе не чета..."
    Умоляли: "Забудь девчонку!"

    МУЖЧИНА (речитатив):
    Мозаичность твоих проблем
    Бесконечна... И предположим:
    Ты – султан. У тебя – гарем
    Смуглолицых и яснорожих.

    СОПЕРНИК (речитатив):
    Напевают "Felicita",
    Полонезят и бьют чечётку,
    Но никто не пошлёт к чертям:
    Поцелуи – как "Знаки Почёта".

    АВТОР (речитатив):
    За плечами – мешок теорем:
    Сухари с каждым днём – дороже...
    Все дороги ведут в Вифлеем,
    Огибая масонские ложи?!

    СОПЕРНИК (речитатив):
    Ты ночами о ней мечтал.
    Пропивал золотые бочонки.
    Проклиная, сжигал почтамт,
    Не дождавшись письма девчонки...

    МУЖЧИНА (речитатив):
    Раздражает фантом-рефрен:
    "Словно брат и сестра, похожи..."
    Между нотами "до" и "ре"
    Не поместится возглас: "Боже!"

    АВТОР (речитатив):
    Отчудил. Отскучал. Откричал.
    Прошепчи, ухмыльнувшись чёрту:
    – Часто снится гора... Встречал
    Ты на Лысой горе девчонку?!


    ЖЕНЩИНА и СОПЕРНИК (дуэт):

    ОНА:
    В запредельных мирах по широкой ладони проспекта,
    Наречённого Невским не нами, не надо кружить...
    ОН:
    Но, зажаты упругой пружинкой чужого конспекта,
    Без конца повторяем мятежных стихов виражи.

    ОНА:
    В паутине времён выбираем непрочные нити –
    Гобелены музеев лысеют на жёлтую треть...
    ОН:
    Мы – наивные дети нелепых и страшных событий,
    У которых из всех переменных одна непременная смерть.

    ОНА:
    В параллельных мирах мы в обнимку бредём по Бродвею –
    ОН:
    Багровеют запретные двери, ведущие в ад...
    ОНА:
    Доверяю Орфею, хотя никогда не поверю
    Перепевам рефрена о лёгкой дороге назад,

    ОН:
    По артериям мчится безумие водки и перца –
    Безнадёжны благие попытки ноктюрн доиграть...
    ОНА:
    И веснушки частушек, мерцая на лацканах терций,
    Загоняют уставшее сердце в сомнительный рай,

    ОН и ОНА:
    В лапидарных мирах пропадаем в забытой часовне –
    На Валдае страстная густеет и тянется год...
    Галереи пространства, как все "Одиссеи", условны.
    Безусловен весёлый и вечный над бездной полёт!


    МУЖЧИНА (поёт):
    Холст сиреневого неба провисает... Исаакий
    Золотой горбушкой хлеба искушает на закате.

    Роль летающего мима выбираю, привыкая
    Биографию любимой сочинять за облаками.

    Сон лукавый и печальный бесконечен... Неужели
    Завитыми куличами ублажит скупой Блаженный?

    Фрак, похожий на спецовку, примеряю... И небрежно,
    Исчезая на Дворцовой, появляюсь на Манежной...

    Мир бензина и озона обжигает... На Тверскую
    Приземляться нет резона – купола в Неве тоскуют.

    Миф наивный и жестокий симметричен... Белый ангел
    Разноцветные восторги снегопадом умывает.

    Фильм протяжный, эпатажный интригует... Рыжий демон
    На асфальте кистью влажной вопрошает: "Гела, где мы?!"

    Лики века, кольца дыма замелькают... И – на память! –
    Фотография любимой проплывёт над облаками.


    МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт):
    ОНА:
    Из моего сна до твоего – влёт!
    ОН и ОНА:
    Речка, гора, страна, если встречать восход.

    ОН:
    Из твоего сна до моего – вспять! –
    ОН и ОНА:
    Облако, вдох, волна, выдох на букве ять.

    ОН:
    Аура мрачного сна: дьявол, Полярная ночь,
    Северная война, Западная, Восточ...

    ОНА:
    Боже, по чьей вине делят чужую роль
    Горькая нота не, сладкая нота соль?!

    ОН:
    Из моего сна до твоего – в ряд! –
    ОН и ОНА:
    Море, янтарь, сосна, если крестить закат.

    ОНА:
    Из твоего сна до моего – вплавь! –-
    ОН и ОНА:
    Озеро, вдох, весна, выдох на слове Love.

    ОНА:
    Азбука белого сна: жив тополиный пух...
    Чёрной тоске хана, если махнуть на юг.

    ОН:
    Господи, сохрани треснувшую свирель,
    Синюю ноту ни, красную ноту ре.

    ОНА:
    От моего сна до твоего – сон,
    ОН и ОНА:
    Солнце, ковыль, Луна, смех, сигарета, стон.

    ОН:
    Сонная, сбереги дробную русскую речь –
    Ижицей не солги, рифмами не калечь!

    ОНА:
    Снова лечу, плыву – Вечность от сих до сих...
    ОН:
    Встретимся наяву, если запомнишь стих.


    АВТОР (поёт):
    Ангелы парят над образами
    С карими и синими глазами...

    Я скучал один у "Трёх вокзалов" –
    "Скорый" припозднился из Казани...
    Песенка чужая (?) привязалась:
    Музыка... Разлука... "Мукузани"...

    МУЖЧИНА (поёт):
    Поезд обманул – игра без правил:
    Девочка сошла на полустанке, –
    Каин полупьяный, трезвый Авель
    Слёзы выжимают из шарманки...

    СОПЕРНИК (поёт):
    Много лет осталось или мало
    Странствовать царице наказаний?
    Старая пластинка простонала:
    Ангелы парят над образами...

    АВТОР (поёт):
    Кончилась эпоха исключений –
    Гамлету достались две "Таганки"...
    Господи, когда допишет гений
    Песенку "Прощение беглянки"?
    ...........................................
    МУЖЧИНА (поёт):
    Граждане, "Прощание славянки"!
    Ангелы парят над образами...
    Девочка сошла на полустанке...
    "Скорый" припозднился из Казани...

    ЖЕНЩИНА (поёт):
    Слёзы выжимая из шарманки,
    Странствует царица наказаний...

    АВТОР (поёт):
    Песенка "Прощение беглянки":
    Музыка... Разлука... "Мукузани"...

    ЖЕНЩИНА (поёт):
    Ангелы парят над образами
    С карими и синими глазами...


    АВТОР (речитатив):
    Запиваю в забытой богами стране,
    Забивая на всё и на всех, и на всяк...
    Запеваю при ясной, но глупой Луне,
    Завывая, что умер последний босяк.

    СОПЕРНИК (речитатив):
    Мезальянс мезозоя: озон и зола...
    Запад коготь вонзает в прозрачный висок.
    МУЖЧИНА (речитатив):
    Бочку с красной икрой опрокинь и залай –
    Убегая в Стокгольм, угодишь на Восток.

    АВТОР (речитатив):
    Вылетаю из здания бывшей страны,
    Вылетая с обложки журнала "Бульвар"...
    Выжимаю из памяти мрачные сны,
    Выжигая апостроф из Кот-д’Ивуар.

    СОПЕРНИК (речитатив):
    Сюрреальный сюрприз: Арамис на метле –
    Над актёром, аккордом, Акрополем – над...
    МУЖЧИНА (речитатив):
    Птолемей, твоё тело истлело в земле,
    А душа принимает небесный парад.

    АВТОР (речитатив):
    Отмечая бессмертие радостной до,
    Отменив камертона неверного стон,
    Очертив пируэты над чёрной водой...
    СОПЕРНИК (речитатив):
    Отметаешь вульгарное слово кордон!

    МУЖЧИНА (речитатив):
    Чур-чура, Челобей! – За иконой дыра...
    СОПЕРНИК (речитатив):
    "Дыр бул щыл...", – поучаешь скворчатых внучат.
    МУЖЧИНА (речитатив):
    "Бобэоби, дедуля! Кончай вымирать!.."
    АВТОР (речитатив):
    Обещаю воскреснуть у озера Чад.


    ЖЕНЩИНА (поёт):
    Я – девочка... В окне – она,
    Старуха из чужого сна –
    С косой!.. Заплачу ни о чём –
    Запрячусь в мамино плечо.

    Я – девушка... В окне – весна,
    Любовь из папиного сна.

    Отцу страдать и ревновать.
    В моё плечо рыдает мать.

    Я – женщина... В огне – она,
    Полузаконная жена,
    Подруга бывшая... Мой муж
    В её ночах объелся груш.

    Я – бабушка... Из тьмы – они,
    Родные лица, песни, дни...

    Сгорит венчальная свеча –
    Ни слёз, ни тёплого плеча.

    Страшусь: появится она,
    Старуха из чужого сна...

    Я – девочка...
      я – девушка...
        я – женщина...
          я – бабушка...


    И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане...
    Мизансцены – за режиссёром...
    АВТОР разбивает второе "зеркало". В раме появляются рок-музыканты, вокалист и вокалистка исполняют песню "...когда я поверну направо/Слепок слова"

    ВОКАЛИСТ:
    Когда я поверну направо в своих хождениях по мукам,
    подвалы чёрного Цхинвала прожгут мембрану ультразвуком.

    ВОКАЛИСТКА:
    Не поворачивай налево, герой картины Васнецова:
    налево – лев, ослица, дева, дырявый кров и гроб свинцовый.

    ВОКАЛИСТ:
    Когда я поверну направо, проафанасив за три моря,
    переболеет Балаклава балладой Крымского нагорья.

    ВОКАЛИСТКА:
    Не поворачивай налево, моя оплёванная слава,
    налево – лесть, хула из хлева, сомнений месть, любви отрава...

    ВОКАЛИСТ:
    Когда я поверну направо в ночных полётах над Казбеком,
    Махатма выдохнет: – Лукавый! Останься грешным человеком...

    ВОКАЛИСТКА:
    Не поворачивай налево, предавший друг, прозревший витязь, –
    продаст чужая королева, профукав нефть родных правительств.

    ВОКАЛИСТ:
    А над блокадами – бакланы, блондинки, "боинги", болонки...
    Белград... бомбёжка... брат... Балканы... и детский стон со дна воронки...

    ВОКАЛИСТКА:
    А из России – в жар ассирий – транзитом серый треугольник.
    В Кижах заплачет сирый Сирин, утрёт слезу Святой Угодник...

    ВОКАЛИСТ:
    Когда я повернул налево, исправив пьяный крен направо,
    под сердцем солнце заалело: Одесса... Облако... Оттава...

    ВОКАЛИСТКА:
    Карамба рваной мелодрамы – вожди, бомжи, стрижи, пражанки.
    Позёмка съела след упрямый – от Фудзиямы до Фонтанки...

    ВОКАЛИСТ:
    Ожог последнего предела – оскал апостола шестого...
    Седеет слепок Слова слева, а справа – крест и кровь Христова.

    ЧАСТЬ IV


    АВТОР (речитатив и пение):
    Эта девочка – дерзкая тайна моя.
    "Чур-чура, немчура!" – "Самозванец из Тулы!"...
    На дурацкую фразу: "Махнём на моря!"
    Оглянулась и сразу – полжизни смахнула.

    Обо мне и о ней в небесах пропоют.
    В лагерях блатари пятый месяц гутарят...
    Уходя – уходи, наплевав на уют.
    Подожги клавесин. Не забудь про гитару.

    Эта девушка – главная тайна моя.
    Ниоткуда взялась. В никуда исчезает...
    Одуванчик на льдине. Погасший маяк.
    И фальшивая нота, что скрипку терзает.

    Обо мне и о ней во дворах говорят.
    При дворах и царях пять веков проклинали...
    "Изменяя тебе, изменяет наряд!" –
    "Примадонна!" – "Богиня!" – "Нацистка!" – "Каналья!"...

    Эта женщина – давняя тайна моя.
    И смешная зарубка на старом крылечке...
    Для того чтоб она не вернулась, моля,
    Я зажгу перед Господом тысячу свечек!

    Обо мне и о ней в букварях наугад,
    В словарях наобум академики шарят...
    Корабли у причалов ещё постоят –
    Пять веков, пять секунд – на краях полушарий.


    МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт):

    ОН:
    ...пора признаться, не покаявшись,
    в любви, которой след простыл...
    покурим, милая, на камушках:
    нева ворчит – шалят мосты.
    ОНА: нева ворчит – шалят мосты.

    ОН:
    река ночными машет крыльями,
    как чудо-юдо-птица-кит...
    ОНА:
    сто лет назад недооткрыли мы
    ни антарктид, ни атлантид.
    ОН: ни антарктид, ни атлантид.

    ОНА:
    из-под обложки ветхой библии –
    листок... – эпиграф? эпилог?
    ОН:
    рассветы флейтами будили мы...
    ах, как любили мы, мой бог!
    ОНА: ах, как любили мы, мой бог!

    ОН:
    ...недосмеялись, недоплакали:
    тебе – парнас, а мне – кавказ...
    ОНА:
    судьба, запугивая плахами,
    ОН:
    дворцы творила напоказ.
    ОНА: дворцы творила напоказ.

    ОН:
    за переправами – скворечники,
    ОНА:
    над перевалами – кресты...
    ОН:
    прикурим, милая, у вечности:
    нева вот-вот простит мосты.
    ОНА: нева вот-вот простит мосты.

    ОН:
    ...из-под обложки ветхой библии –
    листок... – эпиграф? эпилог?
    ОНА:
    закаты рифмами дробили мы...
    ах, как любили мы, мой бог!
    ОН: ах, как любили мы, мой бог!


    АВТОР (речитатив? пение?):
    ...у поэта – право вето.
    остальные – на Майдан.
    догорает сигарета.
    Пушкин слушает цыган...
    МУЖЧИНА (речитатив):
    одноклассник – без билета! –
    прямиком на Магадан.

    СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
    у солдата – право страха.
    приказал майор: смердеть!
    под папахой вурдалака –
    трагедийная комедь.
    МУЖЧИНА (речитатив):
    у Христа, Аллаха, Баха
    главный козырь – смерти смерть!

    ЖЕНЩИНА (речитатив? пение?):
    у войны четыре цвета –
    красный, белый, чёрный плюс
    голубой... грядёт вендетта?!
    сновидений убоюсь...
    АВТОР (речитатив):
    однокурсник, ты ли это
    аннексируешь марусь?

    МУЖЧИНА (речитатив? пение?):
    у пророка – право страсти!
    осуждающий порок
    у порога подлой власти
    беспристрастно одинок.

    ЖЕНЩИНА (речитатив):
    разорвавший Крым на части
    рано празднует подлог.

    СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
    на ребре стоит монета:
    брат на брата – дантов ад?
    АВТОР (речитатив? пение?):
    рай – под дулом пистолета –
    над акцентами цитат?

    МУЖЧИНА (речитатив):
    ...у поэта – право вето
    на диктант и на диктат!


    (поют по очереди все главные герои...)


    АВТОР:
    Любил тебя, печалясь о другой,
    Твои черты далёкой придавая...
    (И увозила розы в Уренгой
    Передовая линия трамвая).

    СОПЕРНИК:
    Люби меня, забывши о другом,
    В моих стихах страдая и сгорая.
    (Кругом – враги! Друзья – за тем углом,
    Откуда безбилетникам – до рая...)

    МУЖЧИНА:
    Любил другую – думал о тебе.
    (Пронзительна навязчивая фраза).
    Передразни: бродвейский воробей,
    Повязанный зигзагами Кавказа.

    ЖЕНЩИНА:
    Перекрести, прощаясь...Опоздал!
    И сплюнь через плечо: "Любовь – Гранада!"
    (За той луной – кровавая звезда,
    Горящая над призраками ада...)

    АВТОР:
    Люби меня, похоронив других,
    Рыдая на языческих поминках...
    (И новый стих, и старый акростих
    Бессильны рассказать о невидимках).

    СОПЕРНИК:
    Любил тебя, рифмуя для другой,
    За что тобой безжалостно наказан...
    (Трамвай задребезжал на Беговой,
    Запуганный звонками новояза).

    МУЖЧИНА:
    Люблю тебя в Ростове и Москве...
    (Поджарую пражаночку открыжим?!)
    ЖЕНЩИНА:
    Сто лет назад вернёмся в рыжий сквер
    Трамваями Варшавы и Парижа.


    АВТОР (речитатив и пение):
    Как на сеновале пили "Цинандали" –
    Шапки набекрень!
    Вольно ворковали, важно толковали
    Целый божий день...

    СОПЕРНИК (речитатив и пение):
    Как на сеновале карты тасовали:
    Дама или туз?!
    Как на карнавале, маски ликовали –
    Каждый был безус...

    АВТОР (речитатив и пение):
    Как на сеновале танго танцевали –
    Старился восход.
    Руки целовали. Сердце предлагали.
    Канул целый год.

    СОПЕРНИК (речитатив и пение):
    Как на сеновале тайно ревновали:
    Любит или нет?
    Крестик надевали. Щёки надували –
    Каждый был поэт...

    АВТОР (речитатив и пение):
    Как на сеновале рифмы смаковали,
    Словно виноград.
    Судьбы рисовали. Клятвы раздавали –
    Целый век назад.

    И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане...
    Мизансцены – за режиссёром...
    АВТОР срывает материю со второй огромной рамы. Зритель наверняка уже ожидает увидеть рок-музыкантов... Но сначала в раме возникает фото героев рок-поэлаы, которое прорывают двинувшиеся из глубины сцены музыканты. И только потом из-за их спин выбегают вокалист и вокалистка: они исполняют "Песенку во спасение"

    ВОКАЛИСТКА:
    Редкая птица – первая. Первая птица – редкая.
    Ежели даже стерва я, скуксится пуля меткая!

    ВОКАЛИСТ:
    Буквица – жаркой павою: Фениксова офсетинка...
    Голубь, томимый славою, выпорхнет из кассетника.

    ВОКАЛИСТКА:
    Лучшая птица – синяя? Красно-бело-жемчужная?
    Чёрная (и – всесильная?) Сродная или чуждая?

    ВОКАЛИСТ:
    Тыкая чёрту, выкала Богу сова полярная:
    Радуга Марса выпукла! – версия легендарная.

    ВОКАЛИСТКА:
    Чибис подначит кречета: Пеночка онемечена!..
    Цюрихом оцифрована, к церберу присобачена
    Цапля из Ацетонова... Аисты, до побачення!

    ВОКАЛИСТ:
    Чиж озадачит чибиса: Неча, чубатый, лыбиться!
    Вольные соплеменницы Вильно, Вероны, Вологды
    К звёздам Большой Медведицы молниями приколоты.

    ВОКАЛИСТКА:
    Муром... У храма хмурого кряква с креста обрушится:
    Дура театра Дурова вырвалась из окружности!

    ВОКАЛИСТ:
    Филину ждать пришествия фантасмагорий Сирина.
    (Внутренний голос: бестия завистью обескрылена...)

    ВОКАЛИСТКА:
    Южные чайки Запада, пряча Восток на Севере,
    Помните, что внезапна та песенка во спасение.

    ВОКАЛИСТ:
    Первая птица – нервная. Певчая. (Поперечная!)
    ВОКАЛИСТКА:
    Грешная или верная? Вешняя – значит вечная.


    МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт):

    ОН:
    Дорога по кругу – меж адом и раем,
    Дорога, которую мы выбираем...

    ОНА:
    Покажется долгой, покажется вечной –
    Дорогой, дорогой, дорогой без встречи...

    ОН:
    Дорога по кругу – меж раем и адом:
    Нежнейшая ругань. Ни сноса, ни лада...

    ОНА:
    Последняя фуга смертельного Баха –
    Дорога друг к другу – дорога на плаху.

    ОН:
    Так чёрту хотелось: устроить засаду
    И духу, и телу – у райского сада...

    ОНА:
    Так Богу угодно: меж адом и раем
    Устроить погоду, в которой сгораем...

    ОН:
    Струна лицедейства почти отзвучала.
    ОНА:
    Сначала – надейся...
    ОН:
      Надеюсь, сначала?!

    ОНА:
    Вы – плут, вы – повеса: в загуле, в запое...
    ОН:
    А помнишь, как вместе брели к аналою?

    ОНА:
    Вы – бездарь, я – прима: меж адом и раем –
    Дорогою длинной. Пейзаж повторяем?!

    ОН:
    Ты стерва, супруга! Какие рулады?!
    Дорога друг к другу – меж раем и адом...

    ОНА:
    Покажется долгой, покажется вечной –
    Дорогой, дорогой, дорогой без встречи...

    ОН:
    А если ты – в миле? А если ты – в горе?
    ОНА:
    Послушайте, милый, навеки мы в ссоре!

    ОН:
    Дорога, блудница, меж адом и раем
    Пускай тебе снится до самого края...

    ОНА:
    Я – фея! Я – солнце! Вы – дамский угодник!
    Куда вы несётесь, тупой второгодник?

    ОН:
    Шаг – влево, шаг – вправо и прямо – с обрыва!
    Ты – дрянь, ты – шалава, отрава, крапива!

    ОНА:
    Знакомая песня: "Меж адом и раем..."
    ОН:
    Воскреснем?!
    ОНА:
      И вместе Любовь покараем?!

    ОН:
    Ты – ад солнцепёка и рай звездопада.
    Дорога, сестрёнка, меж раем и адом
    Покажется долгой, покажется вечной...
    ОНА:
    Дорогой, дорогой, дорогой без встречи...

    ОН:
    И всё-таки снова: меж раем и адом...
    ОНА:
    Ни жеста, ни слова, ни звука не надо!



    1992-2016, 2019



Заслуженные артисты России Александр Жуков и Ирина Баранникова
сыграли роли Автора и Женщины
в пилотном спектакле "Выдох на слове Love"



© Сергей Сутулов-Катеринич, 1992-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2023-2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Андрей Бычков. Я же здесь [Все это было как-то неправильно и ужасно. И так никогда не было раньше. А теперь было. Как вдруг проступает утро и с этим ничего нельзя поделать. Потому...] Ольга Суханова. Софьина башня [Софьина башня мелькнула и тут же скрылась из вида, и она подумала, что народная примета работает: башня исполнила её желание, загаданное искренне, и не...] Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки" [Сутки через трое коротких суток / переходим в пар и почти не помним: / сколько чувств, невысказанных по сути, – / сколько слов – от светлых до самых...] Надежда Жандр. Театр бессонниц [На том стоим, тем дышим, тем играем, / что в просторечье музыкой зовётся, / чьи струны – седина, смычок пугливый / лобзает душу, но ломает пальцы...] Никита Пирогов. Песни солнца [Расти, расти, любовь / Расти, расти, мир / Расти, расти, вырастай большой / Пусть уходит боль твоя, мать-земля...] Ольга Андреева. Свято место [Господи, благослови нас здесь благочестиво трудиться, чтобы между нами была любовь, вера, терпение, сострадание друг к другу, единодушие и единомыслие...] Игорь Муханов. Тениада [Существует лирическая философия, отличная от обычной философии тем, что песней, а не предупреждающим выстрелом из ружья заставляет замолчать всё отжившее...] Елена Севрюгина. Когда приходит речь [Поэзия Алексея Прохорова видится мне как процесс развивающийся, становящийся, ещё не до конца сформированный в плане формы и стиля. И едва ли это можно...] Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике [Авторский вечер филолога, академического преподавателя и поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри" 18 января 2024 года в московской библиотеке...] Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... [У жизни новая глава. / Простим погрешности. / Ко мне слетаются слова / на крошки нежности...] Лана Юрина. С изнанки сна [Подхватит ветер на излёте дня, / готовый унести в чужие страны. / Но если ты поможешь, я останусь – / держи меня...]
Словесность