Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




"ВЫГЛЯНУТЬ В НЕБО"

Валентин Нервин, "Избранная лирика"
"Воронежская областная типография", Воронеж, 2022 г.


"По теченью совести и боли"...
Валентин Нервин


Всенародно известными стать не дано современным поэтам. Их слова вылетают, как птицы в окно, и – без ответа. Маломощны их книги, как Даймлер и Бенц в самом начале, и, к тому же, утерян терновый венец. Вы не встречали?

Нет, венец не встречали. Но и утверждение о пребывании в полном забвении современных стихотворцев и их книг – сомнительно и допустимо лишь как элемент гиперболы в поэтической полемике. Ибо можно с легкостью назвать немало славных имен наших современников, чье поэтическое творчество известно отнюдь не узкому кругу литературоведов, редакторов и ценителей высокого искусства. Не рискну называть много фамилий, чтобы никого не обидеть, но Евгений Рейн, Юнна Мориц, Станислав Куняев, Александр Кушнер, Олег Чухонцев, Лариса Миллер – это живые классики, и вслед за ними можно вспомнить много достойных, талантливых авторов, способных продолжить традиции. В этом ряду и Валентин Нервин, поэт из Воронежа, чья известность давно перешагнула границы области, да и страны. О таких, как он, говорят: "Поэт от Бога". О Боге у него есть такие строки:


"...Мы привыкли петлять по разбитым дорогам, измеряя на глаз окаянную тьму.
Сколько можно стоять перед Господом Богом и не видеть Его и не верить Ему"?..

Поэту дано видеть многое, в том числе то, что прозаически настроенные современники просто не замечают. Он видит жизнь в подробностях, переживаниях, настроениях. Причем, так, как никто, кроме него это сделать не может. Он видит быт и бытие, и всё это проявляется в его строках, его поэзии. Очень точно о смысле поэтического творчества сказал незабвенный Вадим Кожинов: "Ценность... поэзии не в самой по себе мысли, остроту и емкость которой автор стремится показать. Ценность ее – в подлинности, которой дышит каждая строка. Живая частица человеческого и народного бытия обретает новое, поэтическое бытие в стихе и раскрывается перед нами так, как будто она сама себя осознала. А в этом и состоит непосредственная цель поэзии".

Поэт Валентин Нервин говорит о родном городе, как о друге, и в его словах – эхо платоновской речи и отражение строк Мандельштама. Ведь они тоже были "приворонежены", и в их судьбе этот город стал значимой вехой. А воронежское время хранит память и его тайны.


"...Корабельный, колокольный, тайну времени храня,
этот город своевольный приворонежил меня.
От платоновского слова отражаются в реке
переулочки былого с будущим накоротке.
И шагаю рядом с теми, для которых я живу,
и воронежское время понимаю наяву.
Не хочу судьбы окольной для сегодняшнего дня –
этот город колокольный приворонежил меня"...
"...Над нами плывут облака, и в них отражается детство.
Конечно, земля велика, и всё-таки – некуда деться"...
"...Глобус однажды сотрется в труху, время окрысится – и не догонишь.
Выгляну в небо, а там, наверху, тоже Воронеж"...

В небе поэт замечает и тени великих предшественников. В своих стихотворениях он вспоминает многих. Но чаще всего (и это естественно) – гениального Пушкина, который и сегодня, невзирая ни на что, "живее всех живых". А варварство вместе с варварами, воюющими с памятниками, уйдут в небытие. История вычеркнет их из своих анналов. Это читается между строк Валентина Нервина:


"...Пушкин... Какие еще имена символизируют наше гражданство? –
Он остается на все времена в координатах иного пространства.
Как ни пытайся добраться туда, как ни заламывай пальцы до хруста,
в русской поэзии будет всегда место, которое свято, но пусто"...

В книге "Избранная лирика" Валентин Нервин предстает перед читателем, как зрелый, опытный мастер, в поэтической палитре которого самые разные приёмы и стили.

В его стихотворениях форма и содержание, настроение и тематическая направленность ритмический строй, размер, звучание – все это меняется в зависимости от цели и задачи, решаемой поэтом в каждом конкретном произведении. В книге нашли свое место стихотворения разных лет. Но их всех объединяет талант автора, узнаваемый поэтический почерк, манера. "Лица необщее выражение" музы Валентина Нервина зримо и привлекательно. Пейзажная лирика сменяется философской, городские романсы – иронической поэзией, пронзительные строки о любви – глубокими рассуждениями о добре и зле, о том, что мир меняется, оставаясь тем же, каким был две тысячи лет назад, и те же проблемы решают люди. И никакая техника, современные гаджеты, средства передвижения и, увы, уничтожения, смены общественного строя и климатических условий ничего не значат, Неизменны лишь честь и порядочность, дружба и любовь, справедливость и бескорыстие (но всего этого, увы, не так много, как хотелось бы). Кстати, и зло тоже в прекрасной форме и мало изменилось за прошедшие тысячелетия. Как с ним бороться? Или его присутствие в мире неизбежно, как день и ночь. И, может быть, оно тоже способствует движению вперед? Об этом, в том числе, талантливо и убедительно рассуждает в своих стихотворениях и Валентин Нервин:


"...Зло на планете заводится с пол-оборота – это случалось, наверное, тысячу раз.
Но от него защищают копье Дон Кихота, Гамлета шпага и слово любого из нас"...
"...Вот и сердце, памяти вослед, окаменевает поневоле.
И куда нам плыть из этих лет по теченью совести и боли"?..
"...Мы – двуедины. Судя по всему, действительно, иначе не бывает.
И снова Каин брата убивает, мучительно завидуя ему"...
"...Пора усвоить истину одну, что высота уходит в глубину,
где наша боль и вечная потрава.
Мы не имеем права убивать и не имеем права умирать –
на остальное мы имеем право"...

Наверное, каждый поэт, являющийся, как сказал классик, "вечности заложником, у времени в плену", всю свою отпущенную Богом вечность пишет о времени, о себе, о пространстве жизни и судьбы. А в нём сырого воздуха распластанное вещество свободно делится на утро и на вечер, и жизнь просторна, как движение навстречу, где ум и сердце видят всё и ничего. Воздушные тела плывут. И, кажется, живи в согласии меж памятью и тишиною... Но не живётся в мире и согласии. И потому всегда нежданное сквозное пространство войны поглощает жизнь и любовь... Об этом пишет Нервин. И мысли его внятны читателю, отражая общие беды и радости, надежды и разочарования,


"...Измеряю пространство на глаз, а душа не имеет предела –
это значит, что Родина в нас, остальное – нехитрое дело"...
"...Я даже не подозреваю, что время глядит на меня
с подножки ночного трамвая, на стыках пространства звеня"...
"...Какая бы не одолела порча, какой бы не означился надлом,
родишься с криком, умираешь молча, осознавая: вечность за углом.
Убогого пространства постояльцы – живем наперекос и напоказ,
а время, уходящее сквозь пальцы, в конце концов, опережает нас"...
"Совсем невеселые мысли мелькают; дурацкие мысли, по сути своей,
от важной работы меня отвлекают. А вся-то работа – считать журавлей"...

Как точно сказано о поэзии. Вернее, о тех, кто избрал для себя смыслом жизни это самое "считание журавлей" в небесах. Прекрасно понимая, что синица в руке – куда надежней. Но поэзия вообще ненадёжна. Впрочем, так же, как любовь, о которой пишут все поэты, и Валентин Нервин не исключение. Хотя, казалось бы, как писать о ней, когда уже созданы гениальные строки Пушкина, Блока, Есенина, Цветаевой, Пастернака, Петровых... Но Нервин находит свои слова, и они не похожи на то, что написано до него. Потому что это – поэзия. А она, как жизнь, начинается с любви.


"...Недостает немногого: любви. Той самой – и слепой, и бестолковой,
безденежной, раскованной, рисковой и, видимо, единственной любви.
Я чувствую, что сердце устает и тяжесть нелюбви навряд ли сбросит.
А женщина обиженная спросит: – Чего тебе еще недостает?.. Недостает немногого"...

"...Красиво жить, позировать молве, петь соловьем... А знаешь, дорогая,
красивых песен в жизни только две: одна о смерти, о любви – другая"...
"...Я выступаю в роли чудака, привыкшего по жизни, без оглядки,
надеяться на лучшее, пока слова любви находятся в остатке"...
"...Законы любви и природы всегда утверждают одно:
какие бы ни были годы, любимым стареть не дано"...

Не стареют любимые, и не стареет вечно юная Поэзия. Которая, несмотря на это, дама требовательная и избирательная. Не во всех поэтических книгах находит она место для себя. В "Избранной лирике" Валентина Нервина ей уютно. И именно там она назначила встречу с читателями.




© Владимир Спектор, 2024-2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2024-2025.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Так возвышает родина, поверь... [Стихи лакских поэтов Руслана Башаева, Миясат Шурпаевой, Патимат Рамазановой, Мирзы Давыдова и Патимат Штанчаевой в переводах на русский язык.] Виктория Орлова. "Увидеть Париж" и другие рассказы [Ох, как же дружно жили они! Небогато, даже на море никогда не были, всех сокровищ – библиотека, хрущёвка двухкомнатная да дача-сарайчик на шести сотках...] Александр Карпенко. "И, взявшись за руки, шли двое..." (О романе Бориса Гриненко "Признание в любви") [Эта книга стала для автора смыслом жизни. Написать и издать её – подвиг. Это книга-долг – живого перед ушедшей...] Наталья Захарцева. Улица Троллейбусных Скворцов [Ведь всё, что воздаётся, всё – добро. Мы лучшие конструкторы миров. Вы просто не пытайтесь их разрушить...] Владислав Китик. Я весны моей всё ещё пленный [Пробуждённую ночь я приму, / Помогая атлантам, на плечи. / У неё я на память возьму / Трудный дар человеческой речи...] Ольга Гурилёва. Всё то, что случилось с нами [Так тут и было веками, / Как в самом начале всего: / Только любовь и бог – / Всё то, что случилось с нами.] Михаил Ковсан. Гроб некому вынести, или Улыбка Гагарина [Улыбка Гагарина стала не такой широкой и белозубой, как раньше. Поговаривали, что его и вовсе одноцветно закрасят, только деньги найдут. Но пока деньги...] Ольга Самарина. Внучка Ава [Ава, крошечная, но настоящая Ава, уже умудрилась захватить нас в свой плен. Навсегда. Она не путалась в ролях и оказалась самым адекватным человеком в...] Николай Хрипков. Любовь с первого слова [Ну, мир! И что мир? Что же, интересно, о нем наразмышлять можно? Мир – он и есть мир. А Бог? А что Бог? Бог – он и есть Бог. А человек? Две руки, две...] Юлия Великанова. Будь его Солнцем, или Мы просто об этом не думаем (О романе Андрея Кошелева "Валери") [Наше бытие во многом рассчитано на глаза и зрение, на зрительное восприятие. Процентов 70 информации мы получаем и воспринимаем глазами. Зачем задумываться...] Дом вынимает пламя (О книге Веры Полозковой* "Lost and found") [Новая книга Веры Полозковой – собрание стихов, короткой прозы и фотографий – сильный эстетический опыт противостояния смерти...] Владимир Ив. Максимов. Ничего не требуя взамен... [Любой календарь – не без вычета, / Но тёплая осень – особенна: / Она, словно гречка, рассыпчата, / И солнечным маслицем сдобрена...]
Словесность