Словесность

[ Оглавление ]







КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Мемориал-2000

   
П
О
И
С
К

Словесность




"ВЫГЛЯНУТЬ В НЕБО"

Валентин Нервин, "Избранная лирика"
"Воронежская областная типография", Воронеж, 2022 г.


"По теченью совести и боли"...
Валентин Нервин


Всенародно известными стать не дано современным поэтам. Их слова вылетают, как птицы в окно, и – без ответа. Маломощны их книги, как Даймлер и Бенц в самом начале, и, к тому же, утерян терновый венец. Вы не встречали?

Нет, венец не встречали. Но и утверждение о пребывании в полном забвении современных стихотворцев и их книг – сомнительно и допустимо лишь как элемент гиперболы в поэтической полемике. Ибо можно с легкостью назвать немало славных имен наших современников, чье поэтическое творчество известно отнюдь не узкому кругу литературоведов, редакторов и ценителей высокого искусства. Не рискну называть много фамилий, чтобы никого не обидеть, но Евгений Рейн, Юнна Мориц, Станислав Куняев, Александр Кушнер, Олег Чухонцев, Лариса Миллер – это живые классики, и вслед за ними можно вспомнить много достойных, талантливых авторов, способных продолжить традиции. В этом ряду и Валентин Нервин, поэт из Воронежа, чья известность давно перешагнула границы области, да и страны. О таких, как он, говорят: "Поэт от Бога". О Боге у него есть такие строки:


"...Мы привыкли петлять по разбитым дорогам, измеряя на глаз окаянную тьму.
Сколько можно стоять перед Господом Богом и не видеть Его и не верить Ему"?..

Поэту дано видеть многое, в том числе то, что прозаически настроенные современники просто не замечают. Он видит жизнь в подробностях, переживаниях, настроениях. Причем, так, как никто, кроме него это сделать не может. Он видит быт и бытие, и всё это проявляется в его строках, его поэзии. Очень точно о смысле поэтического творчества сказал незабвенный Вадим Кожинов: "Ценность... поэзии не в самой по себе мысли, остроту и емкость которой автор стремится показать. Ценность ее – в подлинности, которой дышит каждая строка. Живая частица человеческого и народного бытия обретает новое, поэтическое бытие в стихе и раскрывается перед нами так, как будто она сама себя осознала. А в этом и состоит непосредственная цель поэзии".

Поэт Валентин Нервин говорит о родном городе, как о друге, и в его словах – эхо платоновской речи и отражение строк Мандельштама. Ведь они тоже были "приворонежены", и в их судьбе этот город стал значимой вехой. А воронежское время хранит память и его тайны.


"...Корабельный, колокольный, тайну времени храня,
этот город своевольный приворонежил меня.
От платоновского слова отражаются в реке
переулочки былого с будущим накоротке.
И шагаю рядом с теми, для которых я живу,
и воронежское время понимаю наяву.
Не хочу судьбы окольной для сегодняшнего дня –
этот город колокольный приворонежил меня"...
"...Над нами плывут облака, и в них отражается детство.
Конечно, земля велика, и всё-таки – некуда деться"...
"...Глобус однажды сотрется в труху, время окрысится – и не догонишь.
Выгляну в небо, а там, наверху, тоже Воронеж"...

В небе поэт замечает и тени великих предшественников. В своих стихотворениях он вспоминает многих. Но чаще всего (и это естественно) – гениального Пушкина, который и сегодня, невзирая ни на что, "живее всех живых". А варварство вместе с варварами, воюющими с памятниками, уйдут в небытие. История вычеркнет их из своих анналов. Это читается между строк Валентина Нервина:


"...Пушкин... Какие еще имена символизируют наше гражданство? –
Он остается на все времена в координатах иного пространства.
Как ни пытайся добраться туда, как ни заламывай пальцы до хруста,
в русской поэзии будет всегда место, которое свято, но пусто"...

В книге "Избранная лирика" Валентин Нервин предстает перед читателем, как зрелый, опытный мастер, в поэтической палитре которого самые разные приёмы и стили.

В его стихотворениях форма и содержание, настроение и тематическая направленность ритмический строй, размер, звучание – все это меняется в зависимости от цели и задачи, решаемой поэтом в каждом конкретном произведении. В книге нашли свое место стихотворения разных лет. Но их всех объединяет талант автора, узнаваемый поэтический почерк, манера. "Лица необщее выражение" музы Валентина Нервина зримо и привлекательно. Пейзажная лирика сменяется философской, городские романсы – иронической поэзией, пронзительные строки о любви – глубокими рассуждениями о добре и зле, о том, что мир меняется, оставаясь тем же, каким был две тысячи лет назад, и те же проблемы решают люди. И никакая техника, современные гаджеты, средства передвижения и, увы, уничтожения, смены общественного строя и климатических условий ничего не значат, Неизменны лишь честь и порядочность, дружба и любовь, справедливость и бескорыстие (но всего этого, увы, не так много, как хотелось бы). Кстати, и зло тоже в прекрасной форме и мало изменилось за прошедшие тысячелетия. Как с ним бороться? Или его присутствие в мире неизбежно, как день и ночь. И, может быть, оно тоже способствует движению вперед? Об этом, в том числе, талантливо и убедительно рассуждает в своих стихотворениях и Валентин Нервин:


"...Зло на планете заводится с пол-оборота – это случалось, наверное, тысячу раз.
Но от него защищают копье Дон Кихота, Гамлета шпага и слово любого из нас"...
"...Вот и сердце, памяти вослед, окаменевает поневоле.
И куда нам плыть из этих лет по теченью совести и боли"?..
"...Мы – двуедины. Судя по всему, действительно, иначе не бывает.
И снова Каин брата убивает, мучительно завидуя ему"...
"...Пора усвоить истину одну, что высота уходит в глубину,
где наша боль и вечная потрава.
Мы не имеем права убивать и не имеем права умирать –
на остальное мы имеем право"...

Наверное, каждый поэт, являющийся, как сказал классик, "вечности заложником, у времени в плену", всю свою отпущенную Богом вечность пишет о времени, о себе, о пространстве жизни и судьбы. А в нём сырого воздуха распластанное вещество свободно делится на утро и на вечер, и жизнь просторна, как движение навстречу, где ум и сердце видят всё и ничего. Воздушные тела плывут. И, кажется, живи в согласии меж памятью и тишиною... Но не живётся в мире и согласии. И потому всегда нежданное сквозное пространство войны поглощает жизнь и любовь... Об этом пишет Нервин. И мысли его внятны читателю, отражая общие беды и радости, надежды и разочарования,


"...Измеряю пространство на глаз, а душа не имеет предела –
это значит, что Родина в нас, остальное – нехитрое дело"...
"...Я даже не подозреваю, что время глядит на меня
с подножки ночного трамвая, на стыках пространства звеня"...
"...Какая бы не одолела порча, какой бы не означился надлом,
родишься с криком, умираешь молча, осознавая: вечность за углом.
Убогого пространства постояльцы – живем наперекос и напоказ,
а время, уходящее сквозь пальцы, в конце концов, опережает нас"...
"Совсем невеселые мысли мелькают; дурацкие мысли, по сути своей,
от важной работы меня отвлекают. А вся-то работа – считать журавлей"...

Как точно сказано о поэзии. Вернее, о тех, кто избрал для себя смыслом жизни это самое "считание журавлей" в небесах. Прекрасно понимая, что синица в руке – куда надежней. Но поэзия вообще ненадёжна. Впрочем, так же, как любовь, о которой пишут все поэты, и Валентин Нервин не исключение. Хотя, казалось бы, как писать о ней, когда уже созданы гениальные строки Пушкина, Блока, Есенина, Цветаевой, Пастернака, Петровых... Но Нервин находит свои слова, и они не похожи на то, что написано до него. Потому что это – поэзия. А она, как жизнь, начинается с любви.


"...Недостает немногого: любви. Той самой – и слепой, и бестолковой,
безденежной, раскованной, рисковой и, видимо, единственной любви.
Я чувствую, что сердце устает и тяжесть нелюбви навряд ли сбросит.
А женщина обиженная спросит: – Чего тебе еще недостает?.. Недостает немногого"...

"...Красиво жить, позировать молве, петь соловьем... А знаешь, дорогая,
красивых песен в жизни только две: одна о смерти, о любви – другая"...
"...Я выступаю в роли чудака, привыкшего по жизни, без оглядки,
надеяться на лучшее, пока слова любви находятся в остатке"...
"...Законы любви и природы всегда утверждают одно:
какие бы ни были годы, любимым стареть не дано"...

Не стареют любимые, и не стареет вечно юная Поэзия. Которая, несмотря на это, дама требовательная и избирательная. Не во всех поэтических книгах находит она место для себя. В "Избранной лирике" Валентина Нервина ей уютно. И именно там она назначила встречу с читателями.




© Владимир Спектор, 2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Надежда Жандр. "Чусовая" и другие рассказы [Высокие скалы стоят по берегам Чусовой – Священной реки каньона, – так называли её коренные жители этих мест. Она змеится, пересекая Уральский хребет...] Раиля Шаяхметова. Мальчик оказался скромным [Мы попали в какой-то мир, в какой-то странный ресторан, где фланировали, сидели, смеялись, разговаривали, курили, выпивали одни только приятные мужчины...] Александр Карпенко. Зов предков (О книге Татьяны Медиевской "Его величество случай") [Мне кажется, я уловил главную, стержневую мысль Медиевской: это – бессмертие рода. Наши бабушки и дедушки – колодец, из которого мы черпаем родниковую...] Владимир Алейников. Моление в начале ноября [От Юга, прогибавшегося книзу, / До Севера, меняющего ризу / На снежное, как в песне, серебренье, / Вынашиваем мы сердцебиенье...] Андрей Коровин. Из книги "Пролитое солнце" (Из стихов 2004-2008) – (2010) Часть I [нарежьте мне море лимонными дольками / без чаек отчаянья / море – и только / чтоб был ободок от восхода по краю / и быстрый дельфин как посланник...] Мария Фроловская. Туфелька на снегу [Нас весна сотворила счастливыми и свободными, / без шарфов полосатых, намотанных, как намордники, / и пускай по углам трутся заморозки зловещие.....] Михаил Ковсан. 4 = 3 + 1 [Четверо вместе, один из них – он. Ещё библейская формула, матрица древних рассказиков-притч, в которых трое – мейн стрим, общее мнение, а у него, хоть...] Татьяна Горохова. Живое впечатление от Живого искусства (Духовное в живописи Александра Копейко) [Для меня лично самое важное в картинах Александра то, что он сумел перенести на холст решающий момент радости души, когда первый луч радости обжигает...] Анастасия Фомичёва. Memento mori [29 июня в Библиотеке № 73 – Культурном центре академика Д.С. Лихачева прошло закрытие выставки фотопортретов авторов антологии "Уйти. Остаться. Жить"...] Наталья Захарцева. Сны сторожа Алексеева [Позволь, я расскажу тебе тебя, прекрасную, как летний сон ребёнка. Твоя душа сработана так звонко, что звёзды слышат и слоны трубят, ведя своих слонят...] Ренат Гильфанов. Повод (для иронии) [Я не плавлю сталь, не летаю к звездам. / Круг забот моих узок, апломб забыт. / Но если это нормально: любить то, что создал, / то я буду это любить...] Максим Жуков. Любить иных [Любить иных – тяжёлый крест, / Но крест и вправду непосильный, / Когда средь прочих, остальных, / Полюбишь ту, что из иных...] Елена Шилова. Третий берег [...Зная, что главное – впереди: / Света ли край или третий берег? / Я до сих пор, как ребёнок, верю / Компасу, спрятанному в груди.]
Словесность