Словесность

[ Оглавление ]





КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность


МЫ  И  УТКИ

04.10.2011

В минувшее воскресенье гулял вдоль правого берега речки Смоленки - от улицы Наличной до улицы Кораблестроителей. Еще сравнительно тепло, на набережной в основном молодежь, с бутылками и банками напитков - пива по преимуществу. Выставляют на гранитную ограду, выпивают, потом... Плавают стаи уток, опережая друг друга, охотятся за крошками булки, что бросают с берега. Желтые листья, тоже сбившись в стаи, медленно сплавляются к заливу. Над спрямленным руслом посажены только лиственницы, - стало быть, листья попадали выше по течению, с кладбища - Смоленского на том берегу и Братского - на этом. А еще плывут бутылки, то есть горлышки над поверхностью воды. Бутылок много. Пока шел от моста к мосту - где-то не меньше пятидесяти... Качаются, как поплавки, но вскоре утонут... Видимо, уже сейчас дно Смоленки на этом почти километровом участке выложено бутылками - это наш культурный слой, который разгребать нашим внукам... Дно и растительность уткам не нужны - их кормят с руки. Они так к этому привыкли, что остаются на зиму. Зачем улетать в дальние края, когда есть даровой хлеб. Это уже наши, русские, утки-патриотки, наша национальная гордость и национальное достояние. Где кормежка, там и родина.



Бутылки бросают в воду тоже свои, наши, русские, петербуржцы, а не какие-то там приезжие чужаки непонятной национальности. Это поколение, чье сознание формировалось в лихие девяностые - и вот, выросшее, оно являет себя во всей красе своих навыков и привычек. Красота природы для него не существует, оно не знает, что такое экология окружающей среды. В годы ментального созревания оно прошло мимо этого. Многие называют его потерянным поколением. Возможно, так оно и есть. Государству было не до них, по всей стране шли бандитские разборки, расхватывалась собственность, в школах и институтах учителя почти ничего не получали, дети почти ничему не учились. И не научились. Разве что выживать. Не скажу, что это поколение - генетический мусор, но оно дикое, жесткое, малообразованное. Да и "культура" 90-х была дикой и жесткой. Точнее, ее как таковой и не было А был какой-то субкультурный конгломерат, отдающий лагерной парашей. Когда рухнуло государство СССР со всеми его правилами, запретами, когда исчезла цензура, и на сцену вышел андеграунд, поначалу думалось: вот сейчас, наконец, мы увидим подлинную культуру, которую не пускали, которая таилась, которой зажимали рот. Но на поверку там ничего, собственно, и не оказалось - помню выставки доморощенного питерского авангарда в Гавани, помню музыкальные концерты питерского рока... все это теперь в прошлом и навсегда. Даже не успело стать культурным слоем... Это был просто остатний выход газов после грубой, так и не переваренной пищи под названием марксизм-ленинизм...

И все же в той дикой вольнице 90-х ощущалось для России какое-то иное будущее, какие-то перемены. Но потом...

Лет пять-шесть назад я написал полушутливое сатирическое стихотворение:


Спущусь я к берегу Смоленки
В декабрьской ночной тиши,
Там утки, подогнув коленки,
Застыли, будто голыши.
Я накрошу беднягам хлеба,
Мне этих глупых тварей жаль,
Им провода закрыли небо,
Кварталы заслонили даль...
Голимо жить на водной глади,
Скользя, карабкаться на лед,
Кормежки ждать, поевши, гадить
И мерзнуть ночи напролет.
Жизнь не сложилась, мир паскуден,
Перевернулся календарь.
С экрана что-то скажет Утин,
И все поежатся, как встарь.

Слышал фразу в полночной беседе по Первому каналу с Познером: у нас-де (то есть у русского народа) комплекс победителей. Это сказал актер Машков, сыгравший в одном голливудском фильме злодея снайпера Сашу, преследующего хорошего американского парня, то есть летчика, коллеги которого бомбили Белград... И вот совсем недавно с удивлением обнаруживаю вышеназванного актера в компании активистов Народного фронта, благодарно окруживших своего лидера, - как раз прошел их съезд, так мучительно похожий единодушным выражением лиц на съезды КПСС... Все-таки какой же у нас комплекс - победителей или рабов, замирающих при Хозяине в сервильно-холуйском трепете?



На обратном пути по берегу Смоленки попался мне лет двадцати пяти-тридцати мужик - он допивал из банки свой энерджайзер. Допил и воровато оглянулся с намерением бросить пустую жестянку в воду.

Я не выдержал и, проходя мимо, сказал:

- Бросай, бросай, а то там еще мало мусора.

Я пошел дальше, не оглядываясь, а только задавая себе вопрос - не догонят ли меня и не дадут ли по кумполу. Нет - догонять и разбираться со мной тот молодой мужик не стал. По тому, как он тогда оглянулся с жестянкой в руке, было видно, что остаток совести есть и при нем. А совесть, даже одна-единственная ее крупица, дает надежду...



Дальше: НИКОГДА НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ В СВОЕ ПРОШЛОЕ

Оглавление




© Игорь Куберский, 2011-2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2013-2025.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Ирина Романец. Плеск моря в кончиках пальцев. Миниатюры. [Существуют ли ответы без вопросов и ключи без замков? Тени без света и музыка без слушателя?..] Юрий Бородин. Творческие портреты поэтов-современников. Цикл статей. [Автор анализирует творчество современных поэтов Дмитрия Мельникова, Сергея Пагына, Дмитрия Мальянца, Ольги Старушко и Ивана Плотникова.] Борис Кутенков. Избранные записи из телеграм-канала – 2025 год. Часть I. [Сформулировал для себя критерии обывательского отношения к литературе...] Владимир Алейников. Ангелы. Эссе. [О художнике Александре Харитонове (1932—1993), одном из мастеров "советского неофициального искусства".] Владимир Серебренников (1968-2021). Отсутствующий пейзаж. [Останется одно в конце концов / прошедшее оснастку и огранку / воспоминанье – бывшее лицо / действительности, вправленное в рамку...] Ника Батхен. Места и имения. [Жребий канет в море, море станет фоткой, / Буква станет словом, слово станет ноткой, / Песня станет ветром, осенью задует, / В облака подбросит...] Андрей Бычков. На пороге. Рассказ. [Вэнкси принадлежал к той особого рода дорожной полиции, которая сбивала людей, переходящих улицу в неположенных местах...] Надежда Герман. Ледяная леди Изольда. Пьеса по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Часть 3. [Любая умная девочка, если её принять в мальчишечью игру на равных, сумеет очень быстро доказать, что игра эта – глупая и не интересная...] Леонид Георгиевский. Гадание по динамическому протоколу (О книге СКК "Эзотопы"). Рецензия. [Это своего рода поэтическое технофэнтези, героем или повествователем которого может стать кто угодно...] Литературные хроники: Владимир Буев. Писательница, которая в Антарктиде хотела обнять пингвинов, но ей не разрешили. [Встреча в Булгаковском доме, в рамках литсалона Андрея Коровина, с поэтом и прозаиком Анной Харлановой, названная "литературным стендапом о премии...] Литературные хроники: Зина Виноградова. Не ленив и очень любопытен. [Презентация книги Алексея Гушана "Рейсовый автобус" в Московском КЦ имени Д.С.Лихачёва в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Артём Ангелопуло. Одинаковые сны. [только шёпот / может выйти наружу и жить отдельно / как некогда облака / отпали от крыльев ангелов...]
Словесность