Словесность

[ Оглавление ]





КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность


БОГ  И  ЧЕЛОВЕК

23.09.2011

Не могу себя отнести ни к шибко верующим, ни к напрочь отрицающим веру. Мне не хочется повторять известное изречение: "Верю, потому что абсурдно" - слепая вера меня не устраивает. Но не устраивает и другое, не менее известное: "Если бы не было Бога, его следовало бы выдумать".

Те, кто воспитан советской школой в традициях воинствующего атеизма, сегодня испытывают смущение духа, поскольку государство, идущее на опасное для светского общества сближение с церковью (притом только с одной конфессией), делает их людьми второго сорта. Помню, как воцерквленный гражданин Никита Михалков спрашивал у сестры невоцерквленного гражданина Михаила Прохорова, баллотирующегося в президенты, - а имеет ли право президент России быть атеистом. Здрасьте, приехали... Притом, что, например, истинно православных в России, то есть соблюдающих все положенные обряды, посты и пр., по данным ВЦИОМ не более 20% (См. здесь).

В 2010 году Стивен Хокинг, самый крупный после Эйнштейна теоретик Вселенной, Времени и Пространства (ВВП))), сказал в одном из интервью: "Бога можно определить как олицетворение законов природы. Но большинство людей не так представляют себе Бога. Они создали человекоподобное существо, с которым можно состоять в отношениях. Однако, если учесть огромные размеры Вселенной и незначительность и случайность человеческой формы жизни в ней, то это в высшей степени невозможно".

Многие не без оснований считают, что если бы Бог был человекоподобен, то человечество непременно предъявило бы ему огромный, ничем не оплачиваемый счет.

Но есть Бог внутри, в самом человеке, его так называемое Высшее начало. Пока не очень известно, с какой целью оно, трансцендентное, в человека заложено, но именно благодаря этому человек на протяжении своего исторического развития всегда выходил из тупиков, в которые сам же себя и загонял. Высшее начало очевидней всего в творческом самовыражении. Все таинства, которые узурпирует церковь, есть таинства самого человека, его возможностей, его потенциала, который, по данным современной науки, не только не исчерпан, но даже не определен.

Церковь называет это человекобожием, то есть "суррогатом религии в форме наделения человека божественными чертами". Христианские идеологи видят в этом одну из самых больших опасностей для нашей духовной жизни.

Вот что на это отвечают секулярные гуманисты: "Первый принцип демократического светского гуманизма - это приверженность свободному исследованию. Мы противостоим всякой тирании над человеческим разумом, любым попыткам посредством духовных, политических, идеологических или общественных институтов сковать свободную мысль".

Пусть каждый решает для себя, на чьей он стороне.

Вопрос к тем, кто считает себя правоверными христианами: Бог - христианин? Если да, то отвечает ли он за "спасение" народов других конфессий - буддистов, исламистов и пр., то есть почти за половину человечества, а в границах России - за всех нехристиан? Но ведь известен ответ: "Спастись можно только через Христа".

А, скажем, в буддизме есть учение о спасении всех без исключения живых существ - через безграничное сострадание и любовь к ним. Тот же буддизм призывает нас сконцентрироваться на своей внутренней сущности и самосовершенствовании. Таким образом снимается ответственность "внешнего" Бога за все наши беды - ответственны мы сами. Но разве не о том же говорит и Евангелие? Что Царство Божие обретается во внутреннем мире человека и потому людям следует начинать очищение и преображение жизни изнутри.

К счастью, есть у нашего народа замечательная пословица: на Бога надейся, а сам не плошай.



Дальше: ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

Оглавление




© Игорь Куберский, 2011-2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2013-2025.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Ирина Романец. Плеск моря в кончиках пальцев. Миниатюры. [Существуют ли ответы без вопросов и ключи без замков? Тени без света и музыка без слушателя?..] Юрий Бородин. Творческие портреты поэтов-современников. Цикл статей. [Автор анализирует творчество современных поэтов Дмитрия Мельникова, Сергея Пагына, Дмитрия Мальянца, Ольги Старушко и Ивана Плотникова.] Борис Кутенков. Избранные записи из телеграм-канала – 2025 год. Часть I. [Сформулировал для себя критерии обывательского отношения к литературе...] Владимир Алейников. Ангелы. Эссе. [О художнике Александре Харитонове (1932—1993), одном из мастеров "советского неофициального искусства".] Владимир Серебренников (1968-2021). Отсутствующий пейзаж. [Останется одно в конце концов / прошедшее оснастку и огранку / воспоминанье – бывшее лицо / действительности, вправленное в рамку...] Ника Батхен. Места и имения. [Жребий канет в море, море станет фоткой, / Буква станет словом, слово станет ноткой, / Песня станет ветром, осенью задует, / В облака подбросит...] Андрей Бычков. На пороге. Рассказ. [Вэнкси принадлежал к той особого рода дорожной полиции, которая сбивала людей, переходящих улицу в неположенных местах...] Надежда Герман. Ледяная леди Изольда. Пьеса по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Часть 3. [Любая умная девочка, если её принять в мальчишечью игру на равных, сумеет очень быстро доказать, что игра эта – глупая и не интересная...] Леонид Георгиевский. Гадание по динамическому протоколу (О книге СКК "Эзотопы"). Рецензия. [Это своего рода поэтическое технофэнтези, героем или повествователем которого может стать кто угодно...] Литературные хроники: Владимир Буев. Писательница, которая в Антарктиде хотела обнять пингвинов, но ей не разрешили. [Встреча в Булгаковском доме, в рамках литсалона Андрея Коровина, с поэтом и прозаиком Анной Харлановой, названная "литературным стендапом о премии...] Литературные хроники: Зина Виноградова. Не ленив и очень любопытен. [Презентация книги Алексея Гушана "Рейсовый автобус" в Московском КЦ имени Д.С.Лихачёва в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Артём Ангелопуло. Одинаковые сны. [только шёпот / может выйти наружу и жить отдельно / как некогда облака / отпали от крыльев ангелов...]
Словесность