11 мая 2004 г. заместитель руководителя программы "Культурная столица Поволжья" Глеб Фирсов прочёл публичную лекцию на тему "Современное понимание культуры и культурная политика" и провёл пресс-клуб "Удивительные приключения капитана Воронина" по итогам своей поездки в Европу.
Публичная лекция Глеба Фирсова состоялась в зале заседаний Ижевской городской администрации в рамках линии "Чтения о культуре" проекта "Актуальная словесность". Лекция, носившая обзорный характер, была посвящена проблеме сопоставления современного корпуса теории культуры с реальной практикой культурной политики - как в общемировом, так и в российском контексте. В ходе лекции состоялась презентация вышедшей в конце прошлого года книги Марка Пахтера и Чарльза Лэндри "Культура на перепутье" в переводе директора Института культурной политики (Москва) Михаила Гнедовского. Здесь также завязывались оживлённые дискуссии лектора с вице-мэром Ижевска Сергеем Протозановым, вопрошавшим "Какая может быть культурная политика, если нет культуры как таковой?!" (очевидно, не поняв и не приняв постулат Г. Фирсова о том, что культура - не особая "резервация", а вся жизнь отдельного человека и человеческого общества в целом), а также некоторыми слушателями, несогласными с тезисом Г. Фирсова о полном отсутствии общечеловеческих ценностей - и т. д. ...
Здесь же Г. Фирсов сообщил, что программа "Культурная столица Поволжья" в сотрудничестве с Российским книжным союзом, журналом "Веселые картинки" и Администрациями регионов и городов Приволжского федерального округа в рамках проекта "Актуальная словесность" с 22 мая по 11 июня 2004 г. проводит "Недели детской литературы".
Примечания
* - Российский книжный союз (РКС) учрежден в сентябре 2001 года крупнейшими российскими издателями и распространителями книжно продукции, объединяя более 1000 субъектов отечественной книжной отрасли. Президент Российского книжного союза - С. В. Степашин.
Основные задачи РКС: консолидация усилий и ресурсов участников книжного рынка России для выработки согласованной политики, направленной на развитие отечественной книжной индустрии; содействие отечественным образовательным, просветительским и культурным программам; поддержка русского языка в странах СНГ и дальнем зарубежье; упрочнение внешних гуманитарных связей России. В 2003 г. РКС выступил с инициативой проведения ежегодного Всероссийского Фестиваля Книги для детей и юношества.
Участники "Недель детской литературы":
- Геннадий Рудаков - исполнительный директор Российского книжного союза.
- Инна Антипенко - генеральный директор и главный редактор ИД "Веселые картинки". После окончания факультет журналистики МГУ им. М. Ломоносова пришла в издательство "Детская литература", где проработала десять лет, пройдя путь от младшего редактора до главного редактора. В 1996 году была приглашена на должность коммерческого директора в "Веселые картинки", став инициатором преобразования редакции журнала в Издательский дом. С 1998 года является генеральным директором и главным редактором ИД "Веселые картинки". В 1998 году начал выходить журнал о природе "Филя", в 2000 году журнал о путешествиях "Синдбад" и единственный в России журнал об искусстве для детей "Эскиз", в 2002 году журнал о спорте и здоровом образе жизни "Трамплин". Пять журналов ИД, рассчитанные на детей в возрасте от 3 до 12 лет, охватывают практически все сферы интересов ребенка. С ИД "Веселые картинки" сотрудничают лучшие российские писатели, поэты, художники, работающие для детей.
- Ирина Дешкова - PR-директор ИД "Веселые картинки". Окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А. Луначарского. Автор книг об искусстве для детей и юношества: "Загадки Терпсихоры" ("Детгиз", тир. 100 тыс. экз., 1989 г.), "Энциклопедия Балет в рассказах и исторических анекдотах для детей и их родителей" ("Конец века", тир. 10 тыс. экз., 1995 г.). Известный журналист, сотрудничающий с ТВ "Культура", автор многочисленных статей в центральной прессе, связанных с проблемами искусства, рекламы и PR. В течение 10 лет являлась преподавателем Московской академии хореографии, работала за рубежом.
- Тим Собакин (Андрей Иванов) - шеф-редактор журналов "Синдбад" и "Трамплин". Сотрудничает с ИД "Веселые картинки" с 1998 года. Один из самых известных российских детских писателей. Автор пятнадцати книг, выходивших в самых известных отечественных изданиях огромными тиражами. Среди них: "Дом для муравьев", "Все наоборот", "Из переписки с Коровой", "Мышь отсюда, или Кыш отсюда!", "Без ботинка", "Игра в птиц", "Песни бегемотов" и др. В мире детской литературы Собакина называют Человеком Играющим и поэтом Фантазирующим. Он закончил два института - Московский инженерно-физический и МГУ им. М. Ломоносова. Его первое стихотворение было опубликовано в 1983 году в газете "Московский комсомолец". Сегодня он широко известен не только как поэт, но и как бард.
- Владимир Борисов - член Союза писателей России, автор более 60 книг для детей. Учился в Институте физической культуры и Московском историко-архивном институте. В армии стал работать военным корреспондентом. На протяжении многих лет занимался в различных литературных объединениях. В 1990 г. поступил в Литературный институт, работал в ряде издательств, в т. ч. в детском звуковом журнале "Колобок". Владимир Борисов является автором мюзиклов, детских песен, книг "Веселый букварь", "Царь град", "Самая лучшая мама", "Веселый зоопарк", "Песенка кузнечика" и других книг. Пишет сценарий для детской телевизионной передачи "Тысяча и одно слово". Продолжая сотрудничать с такими издательствами как "АСТ-пресс", "Дрофа", "Стрекоза", "Оникс" и др. Владимир Борисов постоянно встречается с детской аудиторией в школах и детских садах Москвы и Московской области.
- Александр Торопцев - член Союза писателей России, автор более 20 книг. Закончил Московский институт электронного машиностроения и Литературный институт им. Горького. Много и плодотворно работает в жанре прозы и художественно-исторических произведений для детей и юношества, постоянно ездит по стране с литературными чтениями. Советом по международному сотрудничеству в области литературы и искусства для детей при Московском государственном университете культуры и искусства Александр Торопцев награжден Почетным Дипломом в номинации Художественная проза и поэзия. За книгу "Киевская Русь" награжден Почетным Дипломом 1-й степени Московской областной организации Союза писателей России - Золотое перо Московии 2003 г. В 2004 году Международной Лигой развития науки и образования (Россия - Италия) Александру Торопцеву присуждена Международная премия имени М. В. Ломоносова за книгу "Мировая история войн".
Мероприятия в рамках "Недель детской литературы" откроются литературным праздником в с. Языково (Ульяновская обл.) 22 мая 2004 г.
Дальнейшие мероприятия пройдут по следующему графику (возможны изменения и уточнения):
23 мая - Димитровград (в рамках открытия программы "Димитровград - Культурная столица Поволжья 2004"),
24 мая - Чебоксары (в рамках Дня Культурной столицы Поволжья и Дня славянской письменности и культуры),
6 июня - Киров (в рамках празднования дня города и дня рождения А. С. Пушкина),
7 июня - Глазов (Удмуртская республика),
9 июня - Воткинск (Удмуртская республика),
11 июня - Ижевск (в рамках празднования Дня города).
** - Юрий Валентинович Томошевский родился 11 августа 1956 г. в г. Пятигорске Ставропольского края. В 1978 г. окончил актерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского в Москве (курс В. Н. Левертова). С 1978 г. по 1991 г. работал актером Большого драматического театра им. Горького. 19 февраля 1987 года Юрий Томошевский, с благословения и при поддержке Г. А. Товстоногова, открыл в маленьком подвальчике дома №16 по Малой Морской театр-студию "Приют Комедианта", собрав вокруг себя коллектив единомышленников и реализовав в эпоху расцвета студийного движения идею "театра одного актера". Моноспектакли Томошевского, возрождая особую атмосферу петербургских литературно-артистических собраний начала века, привлекают любителей поэзии Николая Агнивцева, Игоря Северянина, Саши Черного, Николая Гумилева, Максимилиана Волошина, Владимира Маяковского.
Между тем, дендизм, элегантная ирония и имидж "последнего романтика" - только одна из масок артиста, который, будучи от природы наделен способностью уловить трагический абсурд жизни и согреть его всепрощающей теплотой человеческого юмора, обращается и к сатирам Аверченко, и к миниатюрам Зощенко, и к сочной прозе Бабеля и, наконец, одним из первых открывает для публики театр обэриутов, разыграв в моноспектакле "Старуху" Даниила Хармса и поставив знаменитую "Елку у Ивановых" Александра Введенского.
В 1992 году "подвальчик" Юрия Томошевского получил статус государственного театра, а в октябре 1998 года переехал на Садовую, 27. В мае 1998 года Ю. В. Томошевский выпустил актерский курс в Академии театрального искусства.
В 1999 году он стал Лауреатом Городской Премии в области культуры "Люди нашего города" в номинации "Режиссёр года". В 2000 году Юрий Томошевский оставляет художественное руководство созданного им театра - "Приют Комедианта" становится государственной антрепризой. В "Приюте" Юрий Томошевский фигурирует теперь прежде всего в своей творческой ипостаси - продолжает выступать на сцене театра как актер и постановщик волнующих публику спектаклей. В июле 2000 года в "Приюте Комедианта" состоялась премьера "Гедды Габлер" - режиссер Томошевский обратился к мировой классике и поставил одну из самых загадочных драм великого норвежского поэта-драматурга Генрика Ибсена, в которой сыграл роль спивающегося гения Эйлерта Лёвборга.
Спектакли, поставленные Юрием Томошевским, и его актерские работы снискали любовь зрителей всех возрастов, профессий и интересов и получили самые высокие оценки отечественной и зарубежной критики. Театр получил первые премии на фестивалях Санкт-Петербургских театров-студий за спектакли "Елка у Ивановых" (1990 г.) и "Медея" (1992 г.); приз "Золотая Мельпомена" за спектакли "Старуха" и "Блистательный Санкт-Петербург" (1989 г.); стал четырежды лауреатом фестиваля моноспектаклей в г. Перми (1989, 1990, 1991 и 1992 гг.), а также - лауреатом фестиваля "Серебряный век" в г. Орле со спектаклем "Блистательный Санкт-Петербург" (1995 г.). Театр побывал на международных фестивалях в Польше (г. Торунь и г. Познань) и Бельгии (г. Антверпен), ездил на гастроли в Швецию; передачи о театре были показаны на телеканалах Австрии, Польши, США, Франции, ФРГ.