|
1. ВЕРЛИБР И ПРОЗА
именно raison d'etre
"ритмованной прозы"
с одной стороны
vers libre, с другой
в их существовании
в первом случае - внутри
прозаического ряда
во втором случае - внутри
стихового ряда
если разбить
добрую часть нашего vers libre
в прозу
вряд ли
кто-нибудь стал бы его читать
_^_
2. ПОСЛЫ ЛИТЕРАТУРЫ
теперь большое стремление
литературу
смешать с добродетелью
от литератора не требуется, чтобы
он писал хорошо
не требуется даже, чтобы
он вообще писал
такой-то представляет
такую-то и такую-то
литературу
дорогой Уэллс пишет
дорогому Гауптману
дорогой Гауптман пишет
дорогому Роллану
и всем им вместе пишет
дорогой Горький
имеется еще один амбассадер
всемирный
Рабиндранат Тагор
он уже мало пишет
но зато теперь разъезжает
в еженедельниках картинки
Тагор в индусском костюме
Тагор читает лекцию
дорогой Тагор говорит
с дорогим Гауптманом
ТАГОР, ТАГОР, ТАГОР, ТАГОР
_^_
3. ЗВУКОРЕЧЬ ПАСТЕРНАКА
слово смешалось с ливнем
(ливень - любимый образ
и ландшафт Пастернака)
стих переплелся с окружающим
ландшафтом, переплелся
в смешанных между собою звуками
образах. Здесь почти
"бессмысленная звукоречь"
и однако она
неумолимо логична
здесь какая-то призрачная
имитация
синтаксиса
как-то так повернуть
и слова, и вещи
чтобы слово
не висело в воздухе
а вещь
не была голой
примирить их
перепутать братски
_^_
4. ВЕСКИЕ СМЫСЛЫ МАНДЕЛЬШТАМА
Мандельштам
поэт удивительно скупой
две маленьких книжки
несколько стихотворений
за год
и однако же поэт веский
а книжки живучие
мелодия его стиха
почти батюшковская
скупость Батюшкова
работающего
в период начала новой
стиховой культуры
над стиховым языком
мы (и в этом
главное значение Хлебникова)
стали очень чувствительны
к музыке значений в стихе
смысловой строй у Мандельштама таков
что решающую роль приобретает
для целого стихотворения
один образ, один словарный ряд
и незаметно окрашивает все другие
он любит собственные имена
знает силу словарной окраски
мелодия нужна ему для особых целей
стих как строй рождает свои
стиховые оттенки смысла
Еще в древесину горячий топор не врезался
Прозрачной слезой на стенах проступила смола
И падают стрелы сухим деревянным дождем
И стрелы другие растут на земле, как орешник
эти странные смыслы оправданы
ходом всего стихотворения
его значения - кажущиеся
значения косвенные
которые могут возникать
только в стихе
становятся обязательными
только через стих
_^_
5. ПО ВОЛЕ РИТМА
конструктивный принцип
стремится выйти
за пределы, обычные для него
ибо, оставаясь в пределах
он быстро автоматизируется
развитие верлибра доказывает
что конструктивное значение
ритма
осознано достаточно глубоко
чтобы оно распространялось
на возможно более широкий
ряд явлений
_^_
6. ПРОЗАИЧНОСТЬ НЕКРАСОВА
самый существенный упрек
который делали Некрасову
и который он сам принимал
был упрек в прозаичности
"невозможная"
неприемлемая форма Некрасова
его "дурные" стихи
были хороши потому, что сдвигали
автоматизованный стих, были новы
"песенность" не является "напевностью"
песня, взятая в ее словесном плане
есть то же "либретто"
и подобно либретто оперы
пугает своей "нестиховностью"
не внесением песенных форм, а вводом
в них прозаических элементов
сказал новое слово Некрасов
для поэзии безопасно
внесение прозаизмов
значение их
модифицируется звучанием
об этих заимствованиях не помнят
такова власть некрасовской лексики
внося прозу в поэзию, Некрасов
обогащал ее
_^_
7. МОНУМЕНТЫ-ФРАГМЕНТЫ ТЮТЧЕВА
С лексической яркой окраской
От собственных этих имен
существующие издания Тютчева
сглаживают его лексику и метр
его изысканная, а иногда и чрезмерно
резкая архаистическая лексика
и метр, обходящий "канонический"
пугали и современников
и ближайшие поколения
легче счесть его поэзию
"поэзией мысли" и
не смущаясь тем, что это "стихи"
попытаться разрушить их
в общепонятную
философскую прозу
но уже Ив. Аксаков протестовал
против этого простого оперирования
"тютчевской мыслью":
"форма
не является у него надетою на мысль
как перчатка на руку"
нет темы вне стиха
как нет образа вне лексики
словарный, лексический колорит
фрагментарность
слово важно в поэзии (да и в жизни)
не только своим значением
мы даже как бы забываем
значение слова, вслушиваясь
в его лексическую окраску
(так, если на суде подсудимый
доказывает alibi на блатном жаргоне
судья
обратит внимание
на самую лексическую окраску
на блатность)
Тютчев иронию
подчеркивает архаизмом
и вместе с тем он же пишет
И стройный мусикийский шорох
в политических стихотворениях лексика
у Тютчева нарочито
прозаическая, "газетная"
Тютчев - предельное
разложение монументальных форм
и одновременно
необычайное
усиление монументального стиля
_^_
8. ПАРОДИЯ И СМЕРТЬ
измерения всех тем одинаковы
комнатные, мировые, они
обязательны, пока не выпадают
из произведения, и
вызывают смену трактовки
когда высовываются из него
даже такая, казалось бы
застрахованная от пародии тема
как смерть
по-видимому, способна вызвать
веселую пародию, а вместе и
диаметрально противоположную
трактовку
предчувствие смерти поражает
когда вырывается
но если мы видим, что человек
каждый день ожидает смерти
а все-таки здравствует
то предчувствия его, наконец
смешат нас
дело, однако
в том, что ходячее в XIX веке
и окончательно упрочившееся у нас
представление о пародии
как о комическом жанре
является просто нехарактерным
для огромного большинства пародий
все методы пародирования
состоят
в переводе
литературного факта
в другую систему
неявные пародические произведения
не несут уже комических функций
и уже родилась новая форма
_^_
9. "И ДАЛЬ СВОБОДНОГО РОМАНА..."
внесюжетная "свобода" романа
подчеркнута его концом
роман как начат
так и окончен внезапно
но и последняя глава (1832)
и первое полное издание
"Евгения Онегина" (1833)
кончалось "отрывками
из путешествия Евгения Онегина"
эти отрывки
не только подчеркивают
внесюжетное построение
но как бы стилистически
символизируют его
последние 140 стихов
написаны в виде
отступлений от одной фразы
"Я жил тогда в Одессе пыльной"
и весь "Евгений Онегин"
кончается неконченной фразой
Итак, я жил тогда в Одессе
_^_
10. ОБРАЩЕНИЕ
К ЧИТАТЕЛЮ-АВТООТВЕТЧИКУ
стих - трансформированная речь
человеческая речь, переросшая сама себя
новый стих - это новое зрение
под углом обращения к "читателю"
меняется весь интонационный строй
стих дает новое измерение слову
слово в стихе имеет тысячу неожиданных
смысловых оттенков
но есть и другое обращение к читателю -
можно сделать стих штампом, язык
привычным. Такое обращение беднит
но может быть, и это не так плохо?
эмоциональный поэт ведь имеет право
на банальность. Слова захватанные, именно
потому, что захватаны, потому что стали
ежеминутными, необычайно сильно действуют
отсюда - притягательная сила цыганщины
читатель, введенный в литературу
оказывается тем литературным двигателем
которого только и недоставало
для того, чтобы сдвинуть
слово с мертвой точки
_^_
11. ПОСТСКРИПТУМ
внося прозу в поэзию
поэты
сдвигали
автоматизованный стих
были новы
верлибры Юрия Тынянова
стилистически символизируют
конструктивное значение прозы
внутри стихового ряда
в переводе литературного факта
в другую систему
конструктивный принцип
быстро автоматизируется
и уже родилась новая форма
_^_
* Тексты Юрия Тынянова извлечены из его книг:
Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Москва, 1977.
Тынянов, Ю.Н. Литературный факт. Москва, 1993.
|
|
ОБ АВТОРАХ
(заключительный элемент пастиша)
| | Юрий Николаевич Тынянов (1894-1943), прозаик, историк и теоретик литературы, один из основателей формальной школы в русском литературоведении 1910-х-20-х годов. Родился в г. Режица Витебской губернии, Россия, ныне - Резекне, Латвия. Учился в псковской гимназии. В 1912 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Жил в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, в эвакуации в Перми, умер в Москве. При жизни писателя вышли его книги и журнальные публикации: "Архаисты и новаторы" (Ленинград, 1929); "Подпоручик Киже" /1927/; "Восковая персона" /1930/; "Малолетний Витушишников" /1933/; "Кюхля. Повесть о декабристе" (Ленинград, 1925; Берлин: Петрополис, 1929; Москва, Ленинград, 1930-е гг., ряд изданий); "Смерть Вазир-Мухтара" (/1927/; Берлин: Петрополис, 1929; Москва, Ленинград, 1930-е гг., ряд изданий); "Пушкин. Роман" (Ленинград, 1936; Москва, 1937).
|
Белла Верникова, поэт, историк литературы, доктор философии Еврейского университета в Иерусалиме. Автор трех книг стихов: "Прямое родство" (Одесса, 1991); "The Poetry of Bella Vernikova", в переводе на английский Дэна Левина (США, Лонг-Айленд, 1990); "Звук и слово" (Иерусалим, 1999). Родилась в 1949 г. в Одессе. Репатриировалась в Израиль в 1992 г., живет в Иерусалиме. Стихи и эссе открыты в Интернете. | | |
© Белла Верникова, 2003-2024.
© Сетевая Словесность, 2005-2024.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Лев Ревуцкий. Рассказы. ["American Dream", спросите вы? Нет, отвечу я. Такова сила материнской любви. Ну и немного везения. Без мамы, её любви и поддержки не было бы ни американской...] Алёна Цами. Босиком по небу [Так уж устроен человек, что в майский полдень он сравнивает облетающие лепестки вишен с первым снегом, а первый снег – с лепестками вишен...] Владимир Буев. Ольга Чикина: "Люди сделаны из звёзд" [Вечер барда Ольги Чикиной в московской библиотеке Лермонтова в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Владимир Ив. Максимов (1954-2024). Эхо на реке [Запомни запах скошенной травы, / Испей воды из родниковых братин... / В поэзию поэтам вход бесплатен. / Для остальных – увы, увы, увы...] Юрий Гладкевич (Беридзе). Иду свой путь [Как остро сосульки глядят на прохожих, / как будто пытаясь понять и учесть, / насколько прохожие те толстокожи, / и что там за кожа – броня или...] Роман Смирнов. Сны Иезекииля [...найти ещё одну связать века / мост подвесной пройти и поклониться / но не подняться выше языка / и ниже немоты не опуститься...] Андрей Коровин. Из книги "Любить дракона" – (2013) Часть I [ты выйдешь к солнцу сам не зная где ты / какие там живые экспонаты / где луг поющий где осипший берег / где девушка плывущая нагая / где высушены...] Андрей Бондаренко. Тела небесные и личные тела [я умею / складываю все под ноги / чтобы ходить / шаг за шагом и раз за разом / по мозаичному мосту в реальность] Николай Киселёв. Я – главная посредственность [и шкет бежит с огромным рюкзаком / шуршит домой болоньево штанами / а я шагаю в школу по кривой / учить детей любви и состраданию] Дмитрий Песков. приходит мартин cкорсезе [приходит мартин cкорсезе говорит привет / я сейчас снимаю фильм про индейцев / там для тебя есть одна / очень важная роль] Эмкей (Алексей Валлен). Такое кино [Рассеянно / капает дождь над Сеною. / Между лопаток пальчиком / трогаешь: "Всё потрачено..."] |
X | Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |
|