Словесность

[ Оглавление ]







КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ  И  СТОЛИЧНАЯ  ИНТЕРНЕТ-ЛИТЕРАТУРА:
СМЕЩЕНИЕ  ГРАНИЦ


Впервые опубликовано: Розанов К.А. Провинциальная и столичная Интернет-литература: смещение границ // Российская провинция: опыт комплексного исследования. Мат. научно-практ. конф. / Под ред. проф., д.и.н. А.П.Мякшева. Саратов: ООО Издательство "КУБиК", 2009. С. 242-245. ISBN 978-5-91818-012-9.


Литература российской провинции как особый культурный феномен обратила на себя внимание критиков и филологов-теоретиков еще в конце XIX - начале XX века. Именно тогда Н.К.Пиксанов развивал теорию "областных культурных гнезд" [13], а Г.Н.Потанин в письмах Н.М.Ядринцеву неоднократно упоминал о значимости "местной беллетристики" в общем литературном процессе [7, с. 81].

Провинциальность, как некая отграниченность и удаленность от какого-либо центра (административного, научного, культурного), навешивает ярлык "отсталости, наивности и простоватости" [6]. По сей день житель периферии в глазах столичного обывателя - априори человек немодный, отстающий от современных идей, веяний и умонастроений.

Однако в трудах ученых-гуманитариев гораздо чаще встречаются размышления о самобытности, уникальности провинциальной культуры, нежели об ее отсталости или наивности. Объективным и достаточно емким выглядит замечание литературоведа Б.Ф.Егорова: "Обобщенно и схематично я приписываю столичному человеку большую энергичность, открытость, контактность характера, честолюбие (иногда с тщеславием), а провинциалу наоборот - меньшую интенсивность и "настырность" натуры, большую интровертность и "домашность", ослабленное внимание к славе" [3, с. 97].

Освальд Шпенглер в классическом трактате "Закат Европы" говорил о важнейшей роли "провинции, имеющей своим исключительным назначением питать <...> мировые города остатками своего высшего человеческого материала" [14, с. 165]. Возможно, немецкий философ под высшим человеческим материалом имел в виду те самые характеристики жителя провинции, о которых говорил Б.Ф. Егоров и без которых невозможно сохранение культурных традиций.

Резкий подъем научного интереса к проблемам провинциальной культуры наметился в девяностые годы XX века, когда началось стремительное отдаление двух российских столиц от регионов. Довольно резкий переход от советского периода, одним из приоритетных направлений которого была идеологическая работа по "сглаживанию контрастов" и всеобщему уравнению, к эпохе "новой России" показал, насколько различна жизнь центра и периферии.

Основным тезисом в работах многих современных исследователей провинции стало мнение о том, что границы между столицей и регионами никогда не будут преодолены. Причем обусловлено это как географическими, политическими, экономическими реалиями, так и отсутствием объективной потребности в изменении сложившихся годами отношений.

Показательна в этом плане статья О.А.Славниковой "Урок географии", опубликованная в рубрике "Литературная критика" журнала "Октябрь". Автор размышляет над состоянием провинциальной литературы в первые годы XXI века: "Одаренный человек, проживающий в областном городе или, того печальней, в поселке городского типа, оторван от актуальной информации, от книжных новинок, не имеет полноценной развивающей среды. В своем ощущении современной литературы он идет лишь чуть дальше школьной программы, которая по-прежнему базируется на ХIХ веке. <...> Даже если литератор пытается следовать моде, идущей из столиц, у него получается не "фирма", но типичный "самострок". Не говоря о том, что от моды он, естественно, отстает. <...> литератор вообще перестает понимать, что делается в столицах, в чем прелесть модной книги" [12].

Критик весьма уверенно заявляет о крепости информационной границы, не позволяющей, по ее мнению, провинциальному писателю быть успешным и полноправным участником современного литературного процесса. "Писатель, живущий в провинции, "по жизни" имеет дело главным образом с этой провинцией. Он не участвует в интернациональной литературной жизни - книжных ярмарках, поэтических фестивалях, премиальных процессах <...>. Он не гражданин мира. Поэтому литераторы из глубинки все пишут и пишут свои варианты "Ста лет одиночества"" [Там же].

Информационный голод, хроническое отставание от мейнстрима, непонимание столичной литературной "тусовки" - все эти провинциальные трудности стали довольно быстро отходить на второй план с распространением Интернета.

Всемирная сеть со скоростью снежной лавины раздвигает и без того "нечеткие гуманитарные границы" [8, с. 11-14]. Подобно лавине Интернет смешивает и перестраивает привычные рамки, создает новую информационную модель мира. Распространение глобальной информационной сети снимает различные ограничения для начинающих и маститых провинциальных литераторов.

С появлением всемирной паутины авторы, во-первых, получили неограниченный доступ к самой актуальной, модной, современной информации, а во-вторых - перестали зависеть от издательств. Сегодня каждый может опубликовать в сети любые, самые смелые по форме и содержанию тексты и получить гарантию того, что с его творчеством познакомится некоторое количество читателей, которое в любом случае будет превышать круг родственников и знакомых.

Стремительное развитие Интернета обозначает новые вопросы для осмысления будущего провинциальной литературы. И если О.А.Славникова в статье 2001 года сомневается в том, сможет ли глобальная сеть помочь продвижению "литераторов из глубинки" до уровня известных столичных авторов, то В.Б.Кривулин в предисловии к "Антологии новейшей русской поэзии", опубликованном годом ранее, возлагает на Интернет очень большие надежды.

"С появлением русского Интернета стало очевидным, что число людей, пишущих и читающих стихи в России не только не сокращается, но и постоянно увеличивается даже в сравнении с "золотыми" шестидесятыми, причем меняется качественный состав аудитории, а главное - уровень поэтической продукции. Если полвека назад поэзия была по преимуществу <...> "столичной штучкой", то сегодня наиболее интересные русские поэты молодого поколения имеют возможность выбирать между русской и европейской литературными традициями, между столицами и провинцией, между различными стилистиками - от постмодерна до классицизма" [4].

Отсутствие единого центра управления и контроля, саморегулируемая и себя организующая природа глобальной сети позволяют пользователям из разных точек планеты объединяться в общие творческие проекты, создавать электронные журналы и альманахи, придумывать новые сетевые литературные формы.

Сегодня русский литературный Интернет уже не пестрит непредсказуемыми гипертекстуальными РОМАНами [9] и сетевыми поэтическими проектами, типа "Сада расходящихся хокку" [10]. Расцвет эпохи сетературных экспериментов пришелся на середину девяностых годов, сейчас же Интернет-пространство развивается в основном как новая культурная реальность, в которой не действуют многие правила и принципы, применяемые в обычном, невиртуальном мире.

Как же используют всемирную сеть провинциальные и столичные литераторы?

Интернет привлекает пользователей возможностью создавать и публиковать произведения без оглядки на мнение состоявшихся в литературе людей. Безусловно, это приводит к колоссальному развитию графоманской культуры довольно низкого качества. На первый взгляд, никакого вклада в русскую литературу такие тексты привнести не могут, однако и ощутимых проблем их публикация за собой также не повлечет.

Безграничность и бездонность Интернета не позволит засорить его низкопробными литературными и окололитературными опусами, а самые худшие их примеры сами растворятся в виртуальных просторах. В то же самое время сеть предоставляет уникальную возможность писателям предложить свои тексты неограниченному количеству читателей и получить на них первые положительные отклики или жесткую критику.

Дмитрий Горчев в статье "Сетература" метко обозначил роль Интернета: "Начинающий литератор <...> может довольно быстро и с приемлемой погрешностью определить свое место в мировой литературе и перестать чрезмерно трепетно относиться к собственным литературным упражнениям" [2].

В эпоху расцвета русского литературного Интернета в сети появилось множество электронных альманахов, создававшихся в пику столичным толстым журналам, опубликоваться в которых провинциалам было непросто. Так студенты исторического факультета Алтайского государственного университета в 1989 году основали литературный альманах "Ликбез", который стал электронным в 2003 году. Молодые алтайские писатели и поэты сформулировали главную идею своего издания как "сочетание литературного новаторства с просвещенным патриотизмом и традиционализмом" [5].

В эстетической программе "Ликбеза" его создатели размышляют об особенностях современной провинциальной литературы: "Жесткая клановость, корпоративность, попытки удержать литературу на плаву в качестве массового явления - все это усугубляет литературную ситуацию в провинции, делая ее нетерпимой для тех, кто видит перед собой культурные перспективы, кто чувствует в себе волю к творчеству" [Там же].

Авторы "Ликбеза" - молодые прозаики, поэты и драматурги из провинции, которые публикуют свои произведения в соответствующих разделах альманаха, пробуют писать критические и литературоведческие статьи, общаются в "Форуме", оставляют комментарии к произведениям других авторов.

Литературный альманах "Вавилон" можно считать ярким примером "космополитизма" Интернет-литературы. В пресс-релизе 1997 года авторы проекта поставили своей задачей "обжить русский литературный Интернет для высокого словесного искусства" [1]. Созданный изначально как альманах молодых авторов, постепенно "Вавилон" расширил свои рамки, и в нем стали появляться произведения "живых классиков".

Главным отличием "Вавилона" от многих других сетевых альманахов стал демократичный подход к формированию авторского коллектива. Хотя его львиную долю составляют московские и санкт-петербургские писатели, среди них достойное место занимают авторы из регионов центральной России, Урала, Сибири и даже зарубежных стран.

Изначально содержание "Вавилона" наполнялось уже опубликованными в печати произведениями, однако постепенно число текстов, впервые увидевших своих читателей в сети, стало преобладающим.



Почти десять лет назад Виктор Кривулин в статье "Полвека русской поэзии" предсказывал возрастание роли провинциальной литературы: "Центр литературной деятельности все очевиднее смещается к периферии - в большие провинциальные города, где уже сложились собственные художественные школы ("уральская школа" в Перми и Екатеринбурге, поэтические школы в Саратове, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Воронеже, Иркутске, "ферганская школа" в Узбекистане)" [4]. Большие надежды он возлагал на Интернет, пространство которого в первые годы XXI века активно осваивала творческая молодежь из провинции.

Сегодня можно говорить о том, что ожидания литературоведа частично оправдались, однако всемирная сеть не только приравняла в своих правах провинциальных и столичных авторов, но и начала уверенно размывать прежние границы между культурой центра и периферии, образуя общее литературное пространство русского Интернета.



Список литературы

  1. Вавилон. Современная русская литература. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vavilon.ru/index.html. Загл. с экрана. 29.08.2009.
  2. Горчев Д. Сетература [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://netslova.ru/gorchev/seteratura.html. Загл. с экрана. 29.08.2009.
  3. Егоров Б.Ф. О специфике провинциальных вузов России (литературоведческие кафедры) // Русская провинция: миф - текст - реальность. - М.-СПб., 2000.
  4. Кривулин В.Б. Полвека русской поэзии. Предисловие к Антологии новейшей русской поэзии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feofan-lipatov.narod.ru/krivulin.htm. Загл. с экрана. 29.08.2009.
  5. Ликбез. Литературный альманах. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lik-bez.ru. Загл. с экрана. 29.08.2009.
  6. Ожегов.Ру. Толковый словарь Ожегова. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ozhegov.ru/slovo/40514.html. Загл. с экрана. 29.08.2009.
  7. Потанин Г.Н. Письма. Т. 3. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987. - 199 с.
  8. Прозоров В.В. Другая реальность: Очерки о жизни в литературе. - Саратов: Издательство "Лицей", 2005. - 208 с.
  9. РОМАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cs.ut.ee/~roman_l/hyperfiction. Загл. с экрана. 29.08.2009.
  10. Сад расходящихся хокку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hokku.netslova.ru. Загл. с экрана. 29.08.2009.
  11. Серебренников Н.В. Проблемы и перспективы русской провинциальной литературы. - Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 86 с.
  12. Славникова О. Урок географии // Октябрь. 2001. №12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2001/12/slav.html. Загл. с экрана. 29.08.2009.
  13. Три эпохи: Екатерининская, Александровская, Николаевская: Прил.: 1) Русский театр 18 века. 2) Воронежское культурное гнездо. 3) Тургенев и 60-е годы: Темы, библиогр., вопросники: Пособие для высш. школы и самообразования / Сост. Н.К. Пиксанов, прив.-доц. С.-Петерб. ун-та и преп. С.-Петерб. высш. женск. курсов. - 2-е изд., соверш. перераб. - Санкт-Петербург: тип. М. Стасюлевича, 1913. - VII, 83 с.; 24. - (Семинарий по новой русской литературе).
  14. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность. - М.: Мысль, 1993. - 666 с.



© Кирилл Розанов, 2009-2024.
© Сетевая Словесность, 2010-2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Эльдар Ахадов. Баку – Зурбаган. Часть II [Эта книга не-прощания с тобой, мой Баку, мой сказочный Зурбаган, мой город Ветров, город осеннего Бога с голубыми глазами небес.] Яков Каунатор. В своём отечестве пророк печальный... [О жизни, времени и поэзии Никoлая Рубцова. Эссе из цикла "Пророков нет в отечестве своём..." / "Всю жизнь поэт искал свою Пристань, Обрёл он...] Рассказы участников VI Международной литературной премии "ДИАС" [Рассказы участниц казанской литературной премии "ДИАС" 2024 Любови Бакановой, Александры Дворецкой и Лилии Крамер.] Полина Орынянская. Холодная Лета, горячие берега [Следи за птицей и закрой глаза. / Ты чувствуешь, как несговорчив ветер, / как в лёгких закипает бирюза / небесных вод и канувших столетий?..] Александр Оберемок. Между строк [куда теперь? о смерти всуе не говори, мой друг-пиит, / зима, крестьянин торжествует, а мачта гнётся и скрипит, / но надо жить, не надо песен ворью...] Полина Михайлова. Света – Ора [Этот новый мир ничего не весил, и в нём не было усталости, кроме душевной...] Марина Марьяшина. Обживая временные петли (О книге Бориса Кутенкова "память so true") [В попытке высказать себя, дойти до сути ощущений, выговорить невыговариваемое, зная, что изреченное – ложь – заключается главное противоречие всей книги...] Александр Хан. Когда я слушал чтение (о стихах Юлии Закаблуковской) [Когда я слушал чтение Юлии Закаблуковской, я слушал нежное нашептывание, усугубляемое шрифтом, маленькими буквами, пунктуацией, скобками, тире...] Юлия Сафронова. Локализация взаимодействий [Встреча с поэтом и филологом Ириной Кадочниковой в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри". Тенденции развития современной поэзии Удмуртии.] Татьяна Мамаева. Игра без правил [Где нет царя, там смута и раздор, – / стрельцы зело серьёзны, даже слишком, – / Наш царь пропал, его похитил вор / немецкий мушкетер Лефорт Франтишка...]
Читайте также: Эльдар Ахадов. Баку – Зурбаган. Часть I | Галина Бурденко. Неудобный Воннегут | Владимир Буев. Две рецензии | Ольга Зюкина. Умение бояться и удивляться (о сборнике рассказов Алексея Небыкова "Чёрный хлеб дорóг") | Александр Карпенко. Крестословица | Андрей Коровин. Из книги "Пролитое солнце" (Из стихов 2004-2008) – (2010) Часть II | Елена Севрюгина. "Я – за многообразие форм, в том числе и способов продвижения произведений большой литературы" | Виктория Смагина. На паутинке вечер замер | Елена Сомова. Это просто музыка в переводе на детский смех | Анастасия Фомичёва. Непереводимость переводится непереводимостью | Владимир Алейников. Моление в начале ноября | Ренат Гильфанов. Повод (для иронии) | Татьяна Горохова. Живое впечатление от Живого искусства (Духовное в живописи Александра Копейко) | Наталья Захарцева. Сны сторожа Алексеева | Надежда Жандр. "Чусовая" и другие рассказы
Словесность