![]() |

|
![]()
Михаил Фельдман родился в городе Каменка Пензенской области. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Работал экскурсоводом, старшим библиографом издательства "Академкнига" и др., учился в аспирантуре Ленинградского университета, специализировался на теме Грузии. Погиб в железнодорожной катастрофе в августе 1988 года под станцией Бологое. Похоронен в Каменке. Автор посмертно изданной книги стихов "Миновало" (Ленинград, 1990).
![]()
2020 году в серии "Поэты литературных чтений "Они ушли. Они остались" вышла книга поэта Михаила Фельдмана "Ещё одно имя Богу" (сост. Б. Кутенков, Н. Милешкин, Е. Семёнова) с предисловием Евгения Абдуллаева и послесловием Данилы Давыдова, отзывами Андрея Таврова и Михаила Эпштейна. "Сетевая Словесность" представляет подборку стихотворений из книги.
Скачать книгу "Ещё одно имя Богу" можно здесь.
Ольга АНИКИНА (из послесловия к подборке Михаила Фельдмана во втором томе антологии "Уйти. Остаться. Жить"): "Первое, что бросается в глаза при чтении стихов Фельдмана, - это ощущение действия, постоянно происходящего на наших глазах, причём действия, переданного не глаголом, но вытекающего из взаимоотражения отдельных образов. Действие закрыто в самом себе, обращено на самоё себя и является камерным процессом. В стихах происходят события, сходные с волшебными превращениями или патологическими метаморфопсиями. Такие трансформации наиболее характерны для изменённого сознания или сна - и, продвигаясь от текста к тексту, мы понимаем, что сон в поэзии Фельдмана - явление не случайное".
Татьяна ГРАУЗ (из статьи в "Сетевой Словесности"): "Идущие в глубину взаимоотношений с языком (пока ещё на уровне лексики) стихи Михаила Фельдмана (1952-1988) - тонкая рефлексия на тему того, что сейчас зовётся "коммуникацией", а тогда называлось общением, пониманием и взаимопониманием".
Данила ДАВЫДОВ (из послесловия к книге): "Меж тем этот путь не был одиноким, и чего особенно жаль - именно несовпадения Фельдмана с пусть и немногочисленными, но важными единомышленниками, работавшими тогда в нашей поэзии, как старшими, так и ровесниками. Поэтому, пускай непозволительно поздно, но следует попытаться, хотя бы в черновом варианте, осознать место Фельдмана на той самой поэтической карте, куда биографически он встроен не был, но где сами его тексты должны обрести заслуженное и законное место"
Евгений АБДУЛЛАЕВ (из предисловия к книге): "Сегодня, когда настало время "тихой поэзии" - её предельно приглушённого звучания в условиях медийного "шума" - возможно, самое время прочесть Михаила Фельдмана заново. Медленно и вдумчиво, слова и паузы - на что, собственно, эти стихи и были рассчитаны".
Михаил ЭПШТЕЙН (из отзыва на обложке книги): "Ничего не зная о Михаиле Фельдмане, открыл его стихи и нашёл целый мир, в котором жить трудно, непесенно, чаще всего нет рифм - но есть прерывистое, непредсказуемое дыхание для каждого слова, которое как будто возникает из ничего - как задыхание, "борьба за дыхание", по слову самого поэта. Эти стихи всё время на грани замолкания - и вместе с тем утверждают свое право на бытие, на "да", потому что "жалко тратить дыхание / драгоценное на слово "нет"". Поэзия Фельдмана возвращает нас к истокам боли как испытания веры. "Иов верит в бога / как верят / в тело Иова / мухи и черви / безмерно / натощак / на худеньких лопатках / и на рёбрах / можно читать / скрижали веры". Вот такие скрижали порой читаются и в этой книге".
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" Ирина Романец. Плеск моря в кончиках пальцев. Миниатюры. [Существуют ли ответы без вопросов и ключи без замков? Тени без света и музыка без слушателя?..] Юрий Бородин. Творческие портреты поэтов-современников. Цикл статей. [Автор анализирует творчество современных поэтов Дмитрия Мельникова, Сергея Пагына, Дмитрия Мальянца, Ольги Старушко и Ивана Плотникова.] Борис Кутенков. Избранные записи из телеграм-канала – 2025 год. Часть I. [Сформулировал для себя критерии обывательского отношения к литературе...] Владимир Алейников. Ангелы. Эссе. [О художнике Александре Харитонове (1932—1993), одном из мастеров "советского неофициального искусства".] Владимир Серебренников (1968-2021). Отсутствующий пейзаж. [Останется одно в конце концов / прошедшее оснастку и огранку / воспоминанье – бывшее лицо / действительности, вправленное в рамку...] Ника Батхен. Места и имения. [Жребий канет в море, море станет фоткой, / Буква станет словом, слово станет ноткой, / Песня станет ветром, осенью задует, / В облака подбросит...] Андрей Бычков. На пороге. Рассказ. [Вэнкси принадлежал к той особого рода дорожной полиции, которая сбивала людей, переходящих улицу в неположенных местах...] Надежда Герман. Ледяная леди Изольда. Пьеса по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Часть 3. [Любая умная девочка, если её принять в мальчишечью игру на равных, сумеет очень быстро доказать, что игра эта – глупая и не интересная...] Леонид Георгиевский. Гадание по динамическому протоколу (О книге СКК "Эзотопы"). Рецензия. [Это своего рода поэтическое технофэнтези, героем или повествователем которого может стать кто угодно...] Литературные хроники: Владимир Буев. Писательница, которая в Антарктиде хотела обнять пингвинов, но ей не разрешили. [Встреча в Булгаковском доме, в рамках литсалона Андрея Коровина, с поэтом и прозаиком Анной Харлановой, названная "литературным стендапом о премии...] Литературные хроники: Зина Виноградова. Не ленив и очень любопытен. [Презентация книги Алексея Гушана "Рейсовый автобус" в Московском КЦ имени Д.С.Лихачёва в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Артём Ангелопуло. Одинаковые сны. [только шёпот / может выйти наружу и жить отдельно / как некогда облака / отпали от крыльев ангелов...] Читайте также: Евгений Антипов. Лев Толстой как неопознанный феномен | Вячеслав Арасланов. Надо жить, наверное, попроще... | Андрей Баранов. На излёте лета | Евгений Волков. Координаты изгнания | Надежда Герман. Ледяная леди Изольда | Сергей Николаев. Ожог сердца | Лев Ревуцкий. Я вышел за ворота | Айдар Сахибзадинов. Неандерталец | Павел Соловьёв. Стихотворения | Всё чётко, или И подснежник может стать домом | Интервью с Владимиром Алейниковым к 60-летию создания СМОГа | Дмитрий Аникин. Песочный человек | История с превращением или как Саша Самойлик написала книгу | Юрий Бородин. Эволюция поэзии | Владимир Буев. Андерсен, братья Гримм и Санди Саба – близнецы-братья? Кто более матери-истории ценен?